Игры и пособия для развития лексико-грамматического строя речи у учащихся начальных классов с ЗПР
Оценка 4.8

Игры и пособия для развития лексико-грамматического строя речи у учащихся начальных классов с ЗПР

Оценка 4.8
Лекции
docx
дефектология
30.11.2022
Игры и пособия для развития лексико-грамматического строя речи у учащихся начальных классов с ЗПР
План-конспект выступления на конференции
текст к презентации.docx

1.     Здравствуйте, ув. коллеги! Меня зовут Соломина Анна Владимировна, я учитель-логопед общеобразовательной школы в активно строящемся и разрастающемся районе Воронежа. В нашей школе более 2 тыс. учащихся, 37 классов начальной школы, в каждом из которых 35-37 учащихся. В настоящее время 12 учащихся имеют статус ОВЗ – все разного возраста, с различной нозологией. Занятия с ними проводятся индивидуально. Сегодня мы рассмотрим тему «Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР».

2.     Актуальность темы

3.     Определение ЗПР:  Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной.

              ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

              В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

Для детей с задержкой психического развития характерны: недостаточная степень развития памяти, моторики, мышления, речи, внимания, а также самоконтроля. Кроме того, отмечается примитивность и неустойчивость эмоций.

В отличие от умственно отсталых детей школьники с ЗПР не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака («дай красный карандаш»), но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. У детей с задержкой психического развития замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом.

Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой психического развития, снижение способности к творческому созданию новых образов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Например, отвечая на вопрос: «Как назвать одним словом диван, шкаф, кровать, стул?» — ребенок может ответить: «Это у нас дома есть», «Это все в комнате стоит», «Это все нужное человеку».

4.     Я не теоретик и говорить буду о практических вещах. На своих занятиях я стараюсь как можно чаще с детьми играть. Почему объясню чуть позже, а сейчас хотела бы подкрепить свои слова, обращаясь к авторитету известных личностей. Альберт Эйнштейн говорил о том, что «Игра — высшая форма исследования», а Шиллер утверждает, что «В игре детей есть часто смысл глубокий». Оба эти высказывания подтверждаю ценность игры для коррекционно-развивающих занятий. Игра вызывает интерес, повышает мотивацию к деятельности, делает сложное лёгким, а скучное и неприятное – занимательным и желаемым. Об этом же говорят многочисленные исследования педагогов, психологов, дефектологов. Я расскажу вам о тех играх и игровых заданиях, которые использую на своих занятиях для развития лексико-грамматического строя речи. Они не являются какими-то особенными, придуманными специально для детей с ЗПР. Но учитывая особенности развития таких детей, именно игровая форма занятия даёт возможность долбше удерживать внимание ребёнка на учебных задачах урока, мотивировать его к продуктивной целенаправленной деятельности.

5.     Особенности развития лексико-грамматической стороны речи у детей с ЗПР

6.     Особенности развития лексико-грамматической стороны речи у детей с ЗПР

7.     Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

8.     Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

9.     Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

10. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи


 

11.

Здравствуйте, ув. коллеги! Меня зовут

Здравствуйте, ув. коллеги! Меня зовут

В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом

В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2022