Игры и задания по развитию нестандартного мышления
дошкольников.
Степанова Виктория Михайловна,
воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
ФГОС ДО играет важную роль в воспитании творческих, компетентных людей, осознающих ответственность за судьбу своей страны. Эти качества напрямую связаны со способностью мыслить когнитивно, творчески, уметь решать проблемы с разных позиций, с тем, что в современной науке определяется как нестандартное мышление.
Развитие нестандартного мышления ребёнка должно начинаться как можно раньше и продолжаться на протяжении всего дошкольного периода. Деятельность по его развитию основывается на создании множественных проблемных ситуаций, максимально побуждающих детей к самостоятельному движению мысли.
Очень важно индивидуально подходить ко всем детям, подбирать для каждого задания и игры в зависимости от особенностей и способностей. Также в ходе деятельности педагогу следует поощрять обсуждение идей, обращение за помощью друг к другу, появление инициативы. Необходимо замечать, одобрять проявление активности, создавать ситуацию успеха. Проблемные игры и задания могут содержать противоречия, разные варианты решения.
Чтобы подготовить детей к выполнению необычных заданий следует создать благоприятную атмосферу и мотивацию к их выполнению. Например, сказать детям: «Сегодня мы с вами выполним интересные и увлекательные задания. У них нет «правильных» или «неправильных» ответов. Но их может быть очень много. А вы постарайтесь, чтобы ваши ответы были необычными.
Игра « Отгадай, что я загадал?». ( Предметы задумывает педагог, а дети отгадывают)
Игра «Отгадай , что загадал твой друг?» (Предметы задумывает ребёнок, а другие угадывают). Необходимо, предлагать выбирать предметы, у которых может быть два и более вариантов ответов. Например: «Без рук, без ног, а дверь открывает (ключ, ветер, пароль).
Игра «Чудесные превращения» (Требуется придумать, на что похожи нарисованные или реальные предметы).
Игра «Конструирование предмета» (Называются 4-6 признаков, по которым дети должны определить предмет).
Игра «Необычные вопросы». (Педагог называет и показывает какой – либо предмет, например, скамейку. Детям предлагается составить о ней как можно больше необычных вопросов. Например, может ли скамейка быть бесконечной? Может ли скамейка упасть?)
Игра «Во что с этим можно играть?» (Педагог называет предмет, например, пучок травы. Даёт детям задание придумать другие предметы, в качестве заменителя которых его можно использовать).
Игра «Почему это произошло?» (Педагог описывает ситуацию. Например: в детском саду пропали игрушки. Дети должны спрогнозировать варианты развития ситуации и принять правильное решение).
Игра «Мы сегодня сочиняем» (Предложить детям сочинить последовательную, детализированную , оригинальную сказку или историю.
Игра «Найди сравнения» ( Подобрать как можно больше ассоциаций к словам. Например: радуга - зебра, светофор и т. д.)
Игра «Необычные вопросы» ( Педагог называет два предмета, например, «газета», «машина». Дети должны задать необычные, можно смешные вопросы. Например, Сколько машин можно завернуть в газету?; Написано ли в газете про машину?
Задания.
- Можно ли зажечь спичку под водой? (Можно. Если налить воду в сосуд , или если человек со спичкой находится в подводной лодке.)
- Курица живёт три года? Сколько живёт полкурицы? (Полкурицы жить не может).
- Что можно приготовить , но невозможно съесть ? (Уроки, пересолёную кашу).
- Что с пола за хвостик не поднимешь? ( Клубок ниток, слона).
Нестандартное мышление в дошкольном возрасте – это особенность личности, которая проявляется в готовности к поискам вариантов решения проблемной задачи, в позитивном отношении к трудностям, в умении находить оригинальные решения, умении неординарно мыслить, находить неизвестное уже в известном.
Предложенные игры и задания способствуют эффективному развитию нестандартного мышления воспитанников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.