Функциональная грамотность
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Функциональная грамотность
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется так:
это понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;
это потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.;
это способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать;
это совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий.
Математическая грамотность
«Переводчик»
Дети слушают словесные формулировки числовых выражений. Записывают их с помощью цифр и знаков действий и находят их значения.
«Опрокинутые слова»
УМАСМ - сумма.
АЕМОСЛАГЕ - слагаемое.
ЧИТАВЫЕМОЕ - вычитаемое.
КРАТВАД - квадрат.
УГОТЬРЕНИК- треугольник.
РЕЗОТОК - отрезок.
Математическая грамотность
Задачи:
- Представление ситуации, описанной в задаче.
- Самостоятельное составление задач учащимися.
- Решение задач с недостающими данными.
- Составление вопроса к задаче.
- Изменение условия задачи так, чтобы она решалась другим действием.
Математическая грамотность
Математическая грамотность формируется не только на уроках математики, но и на всех уроках, а можно и на переменах. Например: «Какого числа будет твоя очередь дежурства?», «Сколько ты получишь сдачи в столовой , после покупки булочки и чая?» и т.п.
Формула, раскрывающая принцип
функциональной грамотности:
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.