Игры на развитие мелкой пальцевой моторики
Виды деятельности |
Рекомендации |
1. Пальчиковая гимнастика |
Словесные игры с движениями. Дети повторяют слова за воспитателем. В качестве игры используются стихи, потешки. |
2. Игры из скомканной бумаги |
Дети мнут бумагу, превращая ее в «мячик». «Мячик» бросают в цель, вдаль. Можно делать игрушки: снеговик, шарик, колобок, яблоки в корзинке. |
3. Изо-игры |
Ребенок обмакивает пальчик в краску и ставит точки. Что это может быть? Обводит ладошку и дорисовывает образ. |
4. Игры с крупой и орехами |
Можно проводить и дома. Вращать между ладошками, перекатывать по ладони, удерживать между пальцами. Для игр можно использовать фасоль, горох, гречневую и рисовую крупы. Сортировать с открытыми глазами («Золушки»), использовать в качестве шумовых инструментов. |
5. Игры со спичками |
Выкладывать треугольник, квадрат, прямоугольник, дом. В подготовительной группе строить дом, шалаш. На основе геометрических фигур выкладывать различные образы, то есть преобразовывать одни фигуры в другие. |
6. Игры с камешками |
Лучше использовать на улице. «Грудка» - пять камешков берутся в горсть правой руки. Один бросается вверх, а остальные быстро кладутся на землю. Затем брошенный ловится той же рукой. Быстро этот же камешек бросается вверх, за время его полета подхватываются с земли все и к ним ловится подброшенный. |
7. Графические упражнения |
Штриховка, графические диктанты, упражнения типа «Дорожки», «Дождик» (проведение линий), соединение по точкам, продолжение узора по образцу |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Советы педагогам и родителям по использованию пальчиковых игр.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Одним из показателей и условий хорошего физического нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, то есть мелкой пальцевой моторики.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста: массаж пальчиков, простые упражнения со стихотворным текстом («Сорока», «Ладушки»…); развитие элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков.
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И.П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Игры должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи.
Начинать лучше с простых игр типа «Моя семья», «Сорока», «Вышли пальчики гулять», «Цветок». Постепенно усложнять движения: «Дом», «Замок», «Апельсин», «Ладошки», «Пальчик о пальчик», «Кто приехал?».
Во время проведения пальчиковых игр рядом с детьми должен быть воспитатель, который учитывает возраст, настроение, желание, индивидуальные особенности детей. Главное – чтобы игра была в радость.
Пальчиковые игры со стихами мы рекомендуем проводить в кругу, чтобы видеть мимику и пантомимику детей.
В качестве игры можно использовать стихи, потешки или просто импровизировать. «Прилетел ветерок – листочки зашелестели, деревья закачались, прибежала тучка, спрятала солнышко, пошел дождь…»
Можно «переложить на пальцы» скороговорки, но вначале сами попробуйте четко произнести и сопроводить движениями текст, а уж потом предложите детям.
В вечернее время удобно проведение игр из скомканной бумаги («Кто попадет в корзину», «Кто дальше бросит», перебрасывание «мячиков» друг другу). В таких играх дети развивают глазомер.
Пальчиковые игры с игрушками удобно проводить в любое время: утром, вечером, в группе, на площадке (собрать пирамидку, нанизать бусы, выложить мозаику).
Не менее полезны игры, направленные на развитие тонких движений пальцев, с крупой и орехами (лучше грецкими). Рекомендуем проводить их индивидуально, лучше в вечернее время. Игры с орехами предлагаем проводить дома родителям: вращать между ладонями, перекатывать по ладони, удерживать между пальцами. Лучше сопровождать эти движения стихами, потешками.
Для игр с крупами можно использовать фасоль, горох, гречневую, рисовую крупы: сортировать с открытыми глазами («Золушки»); использовать в качестве шумовых музыкальных инструментов.
В более старшем возрасте можно сортировать на ощупь, использовать для счета и изготовления картин.
Замечательный материал для развития памяти, внимания, логики, воображения, математических и геометрических представлений - игры со спичками или палочками (можно играть с 3-4 лет и в саду и дома). Спектр применения таких игр очень широк: на занятиях, в утреннее и вечернее время; с группой детей и индивидуально.
С детьми старшего дошкольного возраста следует развивать творческое воображение: на основе геометрических фигур выкладывать различные образы; мы как бы решаем задачи на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения идет преобразование одних фигур в другие.
Кроме пальчиковых игр развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания способствуют графические упражнения и диктанты, штриховка.
В дошкольном возрасте важна подготовка к письму. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка и готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Игротека пальчиковых игр
ЛАДОШКИ.
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ножки,
Вот какие ладушки
Ладушки, ладошки.
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
Вот какие ладушки
Ладушки, ладошки.
Курочке-пеструшке
Покрошили крошки
Вот какие ладушки
Ладушки, ладошки.
Пожалели птичку,
Погрозили кошке
Вот какие ладушки
Ладушки, ладошки.
Строили ладошки
Домик для матрешки
Вот какие ладушки
Ладушки, ладошки.
Цветок.
Согнутые и чуть округлые ладони – бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться (пальцы начинают расходиться в стороны). Цветок распустился, смотрит на солнце, его лепестки трепещут от легкого ветерка
(пальцы расходятся полностью, даже немного прогибаются; чуть-чуть шевелятся кончики пальцев).
Вечером, когда на землю опускаются сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает (пальцы вновь медленно смыкаются).
Наши красные цветки
Расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши красные цветки
Закрывают лепестки.
Головой качают,
Тихо засыпают.
ЗАМОК
На двери висит замок (пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок)
Кто открыть его бы смог? (локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетенными)
Потянули, покрутили, (кисти рук крутятся в разные стороны, не расцепляя пальцев)
Постучали (постукивают друг об друга основания ладоней)
И открыли! (пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны)
АПЕЛЬСИН
Мы делили апельсин. (Покрутить сжатым кулаком левой руки)
Много нас, а он один (Растопырить пальцы правой руки. Поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты)
Эта долька для ежа, (Левая рука сжата в кулак, отогнуть мизинец)
Эта долька для чижа, (Отогнуть безымянный палец)
Эта долька для утят, (Отогнуть средний палец)
Эта долька для котят, (Отогнуть указательный палец)
Эта долька для бобра, (Отогнуть большой палец)
А для волка – кожура! (Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы и погладить «кожуру»)
Он сердит на нас – беда! (Ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки, как волчьи зубы)
Разбегайтесь кто куда! (Руки «разбегаются» по столу или по коленкам, стуча ножками-пальчиками)
ДОМ
На опушке дом стоит (сложить ладони «домиком» над головой)
На дверях замок висит (сомкнуть ладони в «замок»)
За дверями стоит стол (накрыть правой ладонью кулачок левой руки)
Вокруг дома частокол (руки перед собой, пальцы растопырить)
«Тук-тук-тук!» - дверь открой (постучать кулачком по ладони)
«Заходите, я не злой!» (руки в стороны, ладони вверх)
Кто приехал?
(болгарская игра)
Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.
Кто приехал? (быстро хлопаем кончиками больших пальцев)
Мы, мы, мы! (кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики ос тальных пальцев одновременно быстро хлопают)
Мама, мама, это ты? (хлопаем кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопаем кончиками указательных пальцев)
Папа, папа, это ты? (хлопаем кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопаем кончиками средних пальцев)
Братец, братец, это ты? (хлопаем кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопаем кончиками безымянных пальцев)
Ах, сестричка, это ты? (хлопаем кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопаем мизинцами)
Все мы вместе, да, да, да! (хлопаем всеми пальцами)
Влияние игр с использованием элементов теории решения изобретательных задач на развитие познавательных способностей младших дошкольников
(методические рекомендации)
с. Заречное
2019 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.