Приложение 1
Игры на развитие психических познавательных процессов
Игры на развитие мышления.
1.«Закончи слово»
Цель: Развивать скорость мышления.
Ход: Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. « Отгадайте что я хочу сказать: По …», - так вы начинаете игру.
Предлагаются слоги:
- по… - до…
- на… - че…
- за… - пры…
- ми… - ку…
- му… - зо…
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумать (отгадывать) не одно слово, а несколько, сколько он сможет.
2.«Подбери признаки»
Цель: Развитие логического мышления и смысловой памяти.
Ход: Подобрать – слова признаки по каждому слову
Игра (какая?) – интересная;
Снег (какой?) – пушистый;
Вода (какая?) – холодная;
Луна (какая?) – круглая;
Дым (какой?) – густой;
День (какой?) – солнечный;
Трава - …
3.«Больше - меньше»
Цель: Развивать умение сравнивать, внимание, слухомоторную координацию движений.
Ход: Играющие строятся в шеренгу. Педагог называет им предметы и объекты: слон, мышка, дерево, цветок. Если названный предмет больше предыдущего, то дети должны встать на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего, дети выполняют приседание. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
4.«Картинки-загадки»
Цель игры: Развитие мышления и речи.
Оборудование: Картинки от детского лото.
Ход: Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на
стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат
маленькие картинки с изображением различных предметов.
Водящий подходит к воспитателю и берет одну из картинок. Не показывая ее
остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают
свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
5.«Парные
картинки»
Цель игры: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза
(сопоставления).
Оборудование: Картинки из двух наборов детского лото.
Ход: Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре
картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на
одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по
его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе
картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ
неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более
подробным и детализированным.
6.«Угадай
игрушку»
Цель игры: Развитие восприятия, наблюдательности и мышления.
Оборудование: Игрушки зверей.
Ход: Выбирается один водящий, который выходит на 2—3 минуты из
комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать
«загадку». Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал.
Например, задумана игрушка «зайка». Ребенок прыгает, «грызет морковку» и т. д.
Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать.
Остальные дети хором говорят «Правильно!» или «Неправильно!».
Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок.
7.«Перечисли
предметы»
Цель игры: Развитие восприятия, наблюдательности и смысловой
памяти.
Оборудование: 7 предметов из одежды.
Ход: Из группы детей выбирается один водящий, он выходит из
комнаты на 2 минуты. В это время на стол в комнате кладутся 7 предметов и
задумывается ситуация. Например, дети задумывают ситуацию «Я иду гулять», тогда
на столе должны лежать 7 предметов из одежды.
Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1—2
минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе
детей и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа
группа говорит «Правильно!», после неправильного — «Неправильно!». Если водящий
перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.
Игры на развитие памяти.
1.«Найди игрушку»
Цель: Развить память, внимание, аналитические
способности.
Оборудование: Игрушка.
Ход: Завяжите глаза вашему ребенку (или нескольким детям) и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам. Если в игре участвует несколько детей, то победителем окажется тот участник, который первым найдет «спрятанную» игрушку.
2.«Определи на ощупь»
Цель: Развить память, внимание,
наблюдательность, восприятие формы и качества предмета.
Оборудование: Стол, 10—15 различных предметов.
Ход: На столе нужно разложить все предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти предметы (если он совсем маленький, можно предоставить больше времени и дать возможность ему поиграть с этими предметами). Затем вы должны завязать ему глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ваш малыш должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это упражнение и с открытыми глазами.
3.«Поиск по памяти»
Цель: Развить память, координацию, внимание.
Оборудование: Различные предметы (мягкие игрушки, кубики, машинки).
Ход: Эту игру необходимо проводить в помещении,
которое хорошо знакомо вашему ребенку.
Разложите все выбранные игрушки па полу. Сообщите вашему малышу, что сейчас ему
необходимо запомнить, где лежат игрушки, так как позже ему предстоит найти их
все с закрытыми глазами. На запоминание дайте 2—3 минуты. Затем завяжите ему
глаза, покрутите несколько раз вокруг своей оси и начинайте засекать время
поиска.
4.«Натюрморт»
Цель: Развить зрительную память, внимание,
умение сосредоточиться, аналитические способности.
Оборудование: Поднос или большая пластмассовая тарелка, 5—10 небольших
предметов, которые можно разложить на этом подносе.
Ход: Сядьте за стол, поставьте на пего поднос и разложите на нем все выбранные вами предметы. В течение 1 минуты ваш ребенок должен запомнить местонахождение всех предметов. Затем вы убираете все предметы и предлагаете ему самостоятельно разложить их в том же порядке.
5.«Горная тропинка»
Цель: Развить внимание, память, умение концентрироваться.
Оборудование: 2 листа бумаги и 2 карандаша.
Ход: Всем участникам раздаются листы бумаги и карандаши. Каждый самостоятельно рисует свою тропинку. Главное условие: она должна состоять из ровных линий. Количество этих линий может быть различным. Начинать можно с 5 линий, постепенно усложняя до 10—20
После того как ребята нарисовали свою тропинку, нужно разделиться на пары (если количество игроков больше 4). В каждой паре выбирается участник, который будет первым начинать игру. Этот ребенок (или взрослый), прикрывая свой рисунок руками, должен словами его описать (например, первая линия идет наверх, вторая — влево, третья — вниз, четвертая — влево, пятая — наверх). Второй участник должен запомнить этот рисунок, не записывая его. Если с первого раза он не запомнил, то можно еще раз повторить. После этого он должен проговорить рисунок этой тропинки, но в обратном порядке.
После того как это задание выполнено, ребята меняются ролями. Теперь первый участник запоминает тропинку, а второй участник ее описывает.
6. «Пятое слово дороже второго»
Цель: Развить внимание, память.
Ход: Воспитатель перечисляет четыре слова на одну тему; например, четыре вида деревьев, или четыре породы собак и т. п. Потом неожиданно обращается к кому-нибудь из игроков с вопросом: «Пятое слово?». Тот, кого он спрашивает, должен продолжить перечень, добавив свое слово по теме, но не повторяя перечисленного прежде. Если ответ последует быстро, то отвечавший становится ведущим и сам задает вопросы.
7. «Горячо - холодно»
Цель: Развить зрительную память.
Ход: Спрячьте в комнате какой-либо условленный предмет и предложите домашним найти его. Руководите поиском, комментируя их действия словами: «горячо» по мере приближения к предмету, и «холодно» по мере удаления от него.
Игры на развитие внимания.
Ход: Выбирается одно движение, которое нельзя выполнять. Дети, стоящие лицом к водящему, должны повторять то, что он показывает. Участник, случайно повторивший запрещенное движение, больше не участвует в игре.
Цель: Развить внимание и сообразительность.
Ход: Один ребенок назначается водящим. Он выходит из комнаты, а остальные дети загадывают слово: желательно, чтобы это было имя существительное единственного числа, состоящее из 4–6 букв, которые не должны повторяться. Потом водящий возвращается и старается отгадать задуманное слово по буквам, используя косвенные подсказки. Если он отвечает правильно, то назначается новый водящий, если нет, то тот же ребенок остается водить для тренировки внимания.
3. «Ладошки»
Цель: Развить внимание у детей с нарушением устойчивости внимания.
Ход: Участие принимают несколько игроков. Все садятся в круг и кладут свои ладошки друг другу на колени. Каждый участник должен положить правую руку на левое колено соседа, а левую – на правое колено сидящего рядом участника. По команде ведущего, необходимо по очереди приподнимать ладошки, при этом образую некую волну. Те ладошки, которые поднимались не вовремя, выбывают из игры. Побеждает тот ребёнок, чья ладошка осталась в игре.
4. «Добавь слово»
Цель: Формирование внимания и памяти.
Ход: Первый ребенок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т. д.
Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаемых слов, т.е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание детей.
5. «Летает - не летает»
Цель: Развивать произвольное переключение внимания ребёнка.
Ход: Все участники становятся полукругом. Ведущий называет предметы, если произнесённый объект летает, детям необходимо поднять руки, если же наоборот, то руки ребят должны оставаться неподвижными. Ведущий может специально ошибаться и поднимать свою руку на «нелетающий» предмет, при этом запутывая детей. В таком случае, у некоторых участников, руки будут подниматься из-за силы подражания. Целью участвующих детей является обдуманно поднимать руки при произнесении предмета, который летает, и стараться не обращать внимания на действия ведущего.
6. «Кто где живет»
Цель: Развить устойчивость внимания.
Оборудование: Рисунок, на котором изображено 6 разных зверей, спешащих к себе в домик.
Ход: Ребёнку необходимо определить, где, чей домик. Карандашом линию проводить не нужно, это разрешается только в том случае если для ребёнка это задание составляет некоторую сложность, но со временем, карандаш всё равно необходимо убирать.
7. «Грибы»
Цель: Развить внимание. Учить подбирать к образцу не один, а несколько объектов одного цвета; закреплять результат обобщающим словом.
Оборудование: Грибы из счетного материала (шляпки разного цвета – красные, желтые, белые, коричневые), корзиночки для сбора грибов.
Ход: Дети сидят на стульях в ряд. Педагог расставляет на полу грибы двух цветов, например красные и желтые. Берет две корзиночки и в одну из них кладет гриб с красной шляпкой, в другую – с желтой. Отдает корзинки двум детям и просит собрать в них «такие» грибы, какие лежат в корзинках. Дети собирают грибы, а остальные наблюдают за их действиями. Затем дети показывают, кто что собрал в корзинку, и результат обобщается в слове – «все красные», «все желтые».
Игры на развитие воображения.
1. «Какая игрушка?»
Цель: Научить детей придумывать разнообразные ответы, основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета.
Оборудование: Набор из 10 карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка, которая представляет собой схематическое изображение нескольких игрушек. Картинки.
Ход: Воспитатель предлагает детям глядя на картинку придумать, на какую игрушку похожа изображенная на ней фигурка.
Взрослый показывает первую картинку из набора. Спрашивает детей по очереди, на какую игрушку она похожа. Обращает внимание на то, чтобы малыши не повторяли ответов друг друга. При предъявлении каждой следующей картинки воспитатель спрашивает ребенка, который не отвечал первым.
2. «Что это такое?»
Цель: Научить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Оборудование: Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Ход: Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.
3. «Дети на прогулке»
Цель: Научить на основании восприятия схематических изображений создавать новые образы.
Оборудование: Несколько картинок такой величины, чтобы они хорошо были видны всем детям. На каждой картинке изображен ребенок (мальчик или девочка), в руке у которого неопределенный предмет (например, палочка, полукруг, веревочка и т.п.). Картинки.
Ход: Воспитатель показывает детям картинку. Объясняет: "Художник нарисовал мальчика, который идет на прогулку, но не успел дорисовать то, что у него в руках". Педагог предлагает детям самим придумать, что мальчик взял с собой на прогулку. Например, если на картинке изображен мальчик с палочкой, то можно сказать, что он идет на прогулку с флажком, шариком, цветком, мороженым. Каждый ребенок должен дать свой ответ, отличающийся от ответов товарищей. Если дети затрудняются, то воспитатель сам предлагает несколько вариантов ответов.
4. «Камушки на берегу»
Цель: Научить создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.
Оборудование: Большая картинка, изображающая морской берег. Нарисовано несколько камушков (5-7) разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком.
Ход: Воспитатель показывает детям картинку и говорит: "По этому берегу прошел волшебник и за несколько минут все, что на его пути, превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камушек, на кого " или на что он похож". Камушки могут быть самые разные: похожие на мячик, волчок, птичку, рыбку, человечка, ведерко.
5. «Елка с подарками»
Цель: Научить создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.
Оборудование: Большая картинка, на которой изображены новогодняя елка и вокруг нее дети: мальчики и девочки. Несколько вырезанных изображений мешочков с подарками разной формы и величины. Форма их должна отдаленно напоминать форму разных предметов: мяча, куклы, ружья, лошадки и т.п., но допускать многозначное толкование (например, про один и тот же мешочек можно сказать, что там или лошадка, или собачка, или кошка). Мешочки могут прикрепляться на елку.
Ход игры. Воспитатель показывает картинку и говорит, что здесь изображен новогодний праздник. Дед Мороз все детям принес подарки, но что для кого он принес, ребята должны угадать сами (одновременно следует оставлять на елке 4-5 мешочков). Дети по очереди придумывают, что находится в каждом мешочке (сначала дают несколько вариантов ответов про один мешочек, затем про другой и т.п.) и для кого этот подарок. Педагог помогает в выборе вариантов ответов.
6. «На что это похоже?»
Цель: Научить в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.
Оборудование: Набор из 10 карточек. На каждой нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета. Например, могут быть даны такие изображения: два кружка, вписанные один в другой, треугольник с шариком наверху и т.п. Картинки,
Ход: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру и объясняет ее содержание: нужно посмотреть на картинку и придумать, на что она похожа.
Педагог показывает детям первую картинку из набора и спрашивает одного из детей, на что это похоже. Если ребенок затрудняется с ответом, спрашивает следующего.
7. «Волшебная мозаика»
Цель: Научить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Оборудование: Наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка). Несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Ход игры. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигурки, кто какие хочет, приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное, например, домик, машинки, человечки, поезда и т.п. Когда дети научатся выполнять задание, можно предложить соревнование: кто сможет сложить больше разных предметов из своей мозаики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.