Игры своими руками для пальчиковой и дыхательной гимнастики в группе компенсирующей направленности

  • doc
  • 16.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала выступление.doc

Игры своими руками для пальчиковой и дыхательной гимнастики в группе компенсирующей направленности

В современном мире в работе с детьми  с тяжелыми речевыми нарушениями недостаточно использовать  традиционные технологии в коррекционной работе. Все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, и приемов для устранения не только недостатков речи, но и комплексного развития дошкольников.

Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Ребенок на занятии рисует, пишет или читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно.

Традиционные технологии не могут в полной мере обеспечить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР. В то время как нетрадиционные технологии, в данном случае игры, сделанные своими руками, вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.

Данные игры изготавливаем вместе с детьми, тем самым повышая познавательный интерес, обогащаем словарный запас, развиваем самостоятельность. Чаще всего в своей практики мы используем пальчиковые и дыхательные игры.

Пальчиковые игры - это не только веселое занятие для детей, но и: развитие координации движений; расширение словарного запаса; развитие мелкой моторики; развитие внимания и памяти; подготовка руки к письму и другое.

Дыхательные игры способствуют выработке умения дышать носом, развитию ротового выдоха, умению дифференцировать носовой и ротовой выдох. Данные игры способствуют не только становлению правильной речи, но и являются профилактикой заболеваний верхних дыхательных путей,

Нами был разработан комплекс пальчиковых игр, направленных на развитие психически-познавательных процессов (памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления), пространственной ориентировки (способствование пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»), мелкой моторики рук; обогащение знаний детей об окружающем мире.

 Для "Гелевых игр" понадобилось: зип-папка, баночка с гелем для волос (наполняется в папку), коктельные трубочки разных цветов, картинки с заданиями, которые применяются как задний фон.

1. Название игры: «Собери по образцу». Цель: развитие мелкой моторики, восприятия, пространственной ориентировки

Содержание: на заднюю стенку зип-папки приклеивается фон с бусами и квадратом. Ребенку необходимо передвинуть трубочки соответственно образцу.

2. Название игры: «Речевичок». Цель: развитие речи, мышления, мелкой  моторики. Содержание: на заднюю стенку зип-папки приклеивается фон со словами. Ребенок к каждой букве должен передвинуть красную, зеленую  или синюю трубочку: либо это согласный звук, либо гласный. В подготовительной группе делается звуко-буквенный анализ слова.

С данной зип-папкой можно придумать множество разных вариантов игр на развитие психически-познавательных процессов. Удобство заключается в том, что материал доступен, легок в обращении и требуется только смена заднего фона с разными заданиями.

Для игр "Пальчиковые шаги" понадобилось: картон, цветная бумага, мешковина, клей ПВА, скотч.

1. Название игры: «Шагаем под стихи». Цель: развитие мелкой моторики, правильного произношения звуков, восприятия, пространственной ориентировки. Содержание: ставим пальчики на начало "дорожки" и проговаривая по слогам стих - шагаем.

2. Название игры: «Поднимаемся по лестнице». Цель: развитие речи, мышления, мелкой  моторики. Содержание: ставим пальчики на начало пути и под порядковый счет поднимаемся по ступенькам.

Для дыхательных игр понадобилось: картон, цветная бумага, вата, коктейльные трубочки

Название игры: «Загони мяч в ворота». Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Содержание: Вдох носом, вытянуть губы «трубочкой», вставить коктейльную трубочку в рот и длительно подуть на «мячик»,  загоняя его в ворота на одном выдохе.

Таким образом, результативность пальчиковых и дыхательных игр показывает не только здоровьесберегающую направленность, но и их практическое применение: детям интересно, играя, они усваивают представления о самых разнообразных свойствах и сенсорных эталонах. Тактильная оригинальность делает это пособие, занимательным и развивающим одновременно.

 

 

Библиографический список

1.       Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников». Волгоград: Учитель,2009.

2.       Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

3.       Яковлева Т. С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» — М. :Школьная Пресса, 2006г.

4.       Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.