ИГРЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ ПОД ДЕВИЗОМ:
«ДАВАЙ УЗНАЕМ ДРУГ О ДРУГЕ БОЛЬШЕ,
НАМ ВМЕСТЕ ЖИТЬ, ДРУЖИТЬ, ТВОРИТЬ, МЕЧТАТЬ!»
Вы хотите, чтобы ребята как можно быстрее подружились, как можно больше узнали о себе, о своих друзьях? Предложите им поиграть в игры. Играйте вместе с ними! Ведь ребята тоже хотят познакомиться с вами поближе.
Опишем более подробно методику проведения отдельных воспитательных дел, игр, мероприятий, которые можно провести в оргпериод под девизом: «Давай узнаем друг о друге больше, нам вместе жить, дружить, творить, мечтать!»
Игра «Автограф»
Каждому игроку перед началом игры вручается карандаш и листок бумаги. Затем каждый из играющих должен подойти ко всем участникам игры, стараясь выяснить кто есть кто. Подойдя к другому игроку необходимо назвать себя, узнать его имя и фамилию, записать в листочек и обменяться автографами.
Побеждает игрок, первым собравший полный список имен с автографами.
Игра «Бабочки-цветочки»
Игроки разбиваются на пары, и встают по кругу лицом к центру так, чтобы вторые номера смотрели в затылок первым.
Первые номера будут цветочками, для этого им необходимо широко раскинуть руки-лепестки.
Вторые номера будут стебельками, они кладут руки на пояс каждый своему цветочку, крепко его обхватывают и пробуют управлять им, поворачивая его из стороны в сторону.
Водящий пытается поймать улетающую от него бабочку, но когда она устаёт, то садится на цветок, который обхватывает её своими лепестками и спасает от водящего. При этом бабочка становится цветочком, цветочек – стебельком, а бывший стебелёк превращается в бабочку и пытается спастись от водящего.
Если водящий ловит бабочку, то они меняются ролями.
Стебельки должны как можно лучше управлять своими цветочками, чтобы тем труднее было завлечь бабочку. Для этого цветочки можно поворачивать в сторону от пролетающей бабочки.
Используя для знакомства с ребятами различные игры, можно также предложить им ответить ни вопросы анкет или тестов, которые помогут вам получить более полную информацию о воспитанниках.
Игра «Будем знакомы!»
Ведущий вручает каждому участнику лист бумаги и набор фломастеров и предлагает нарисовать автопортрет, но не совсем обычным способом:
Ø вместо глаз ребята рисуют то, на что они любят смотреть;
Ø вместо носа рисуют то, что они любят нюхать;
Ø на месте губ рисуют то, что они любят есть;
Ø на месте ушей рисуют то, что они любят слушать;
Ø на голове вместо волос изображают те мысли, которые им чаще всего приходят в голову, свои мечты.
После того, как автопортреты нарисованы, проводится выставка автопортретов с презентацией.
Игра «Веселая математика»
Играющие располагаются по кругу. Ведущий объясняет правила игры: «Начинаем считать по кругу, тот, кому при счете надо назвать число кратное двум, произносит вместо него свое имя».
Например:
один, Наташа, три, Петр, пять, Семен, семь Лиза, девять …
Игра «Визитная карточка»
Каждый участник должен рассказать о себе, но задача усложняется тем, что каждая новая «визитная карточка» кроме повторения информации, которая уже прозвучала, должна добавить что-то новое.
Например:
Ø Меня зовут Андрей.
Ø Меня зовут Оля, мне 14 лет.
Ø Меня зовут Петр, мне 13 лет, я люблю слушать музыку.
Игра «Группы»
Детям предлагается за 30 секунд объединиться в группы по различным признакам: цвет глаз, волос и т.п.
Внутри группы дети знакомятся, рассказывают о себе.
Детям можно предложить построиться с учётом следующих признаков:
Ø по росту, от самого маленького, до самого большого;
Ø по размеру обуви, от самого большого, до самого маленького;
Ø по цвету волос: от самых светлых, до самых тёмных;
Ø по количеству пуговиц на верхней одежде.
Можно предложить детям объединяться в группы, ориентируясь на следующие признаки:
Ø носящие одинаковые имена или фамилии;
Ø носящие имена или фамилии, начинающиеся на одну букву;
Ø носящие имена или фамилии, в которых одинаковое количество букв;
Ø имена или фамилии, имеющие в своём составе определённую букву.
Игра «Дрозд»
Рекомендуется для детей младшего школьного возраста.
Участники образуют два круга – внутренний и внешний, равные по численности.
Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр и образуют пары игроками внешнего круга.
Далее они вместе с ведущим произносят слова:
Я дрозд, ты дрозд,
У меня нос и у тебя нос.
У меня щечки аленькие и у тебя щечки аленькие,
У меня уши маленькие и у тебя уши маленькие.
Мы с тобой два друга,
Любим мы друг друга.
Каждая строка стихотворения сопровождается соответствующими движениями, которые пары выполняют вслед за ведущим:
Ø открытой ладонью показывают на себя и соседа;
Ø прикасаются кончиками пальцев к своему носу и носу соседа;
Ø гладят свои щеки и щеки соседа;
Ø нежно треплют за уши себя и соседа;
Ø обнимаются;
Ø называют свои имена.
Игра «Имя в центре»
Все играющие становятся в круг. В его центр по очереди вызываются, например, все Саши, или все Тани. Круг начинает скандировать их имена.
Так продолжается до тех пор, пока все играющие не побывают в центре круга. Таким образом, каждый получает возможность не только представиться, но и узнать имена других ребят.
Игра «Касание спинами»
Играющие объединяются парами, желательно, разного пола и садятся на один стул, касаясь спинами. Сидя спиной друг к другу, они должны описать друг друга: цвет глаз, волос, причёска, выражение лица, одежда.
Вопросы, помогающие описать внешность партнёра, может задавать ведущий или сами участники друг другу.
Вопросы могут быть связаны с выявлением определённых черт характера, присущих партнёру: добрый, весёлый, щедрый, умный, обидчивый и т.п.
Игра «Листочек»
Игра позволяет скорректировать самооценку воспитанников.
Игроки садятся в круг.
Начиная с первого игрока, по кругу передается листок бумаги, от которого каждый играющий может оторвать произвольное количество кусочков.
Когда у каждого игрока окажется стопка клочков бумаги, ведущий объявляет правила игры: каждый игрок должен назвать столько присущих ему качеств, сколько у него оторванных клочков.
Вариант:
Игрокам предлагается из емкости взять в руку, столько предметов, сколько они пожелают: конфет из вазы, яблок из корзины, желудей или шишек из лукошка, а далее игра продолжается по тем правилам, которые описаны выше.
Игра «Молекула»
Все игроки считаются атомами, они передвигаются в хаотичном порядке до тех пор, пока водящий не скажет: «Сейчас формируются молекулы по пять атомов». По команде всем игрокам необходимо разбиться на группы по пять человек, и назвать друг другу свои имена.
Водящий постоянно меняет число атомов, а в конце игры называет число, равное количеству игроков.
Игра «Мяч Всезнайка»
Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Ведущий бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом свое имя. После броска он опускает руки.
После того как мяч обойдет всех, и все опустят руки, игра начинается по новому кругу, но бросая мяч каждый участник должен называть не свое имя, а имя того, кому он бросает мяч.
Игра «Поезд»
Все участники становятся в круг.
Ведущий (поезд) с соответствующими движениями и звуками идет по внутреннему кругу, подходит к кому-нибудь из играющих и представляется «Я – Владимир».
Выбранный игрок отвечает: «А я – Лиза».
«Поезд обнимается с этим игроком и начинает дальше передвигаться по внутреннему кругу, представляясь каждому выбранному игроку с самого начала
Игра «Поймай меня»
Игроки выбирают ведущего, который становится чуть подальше все игроков.
Игра начинается с того, что водящий называет свое имя, и имя человека за которым он побежит: «Я Саша – ловлю Машу». Все девочки с именем Маша начинают убегать от Саши, чтобы он их не осалил, а Саша бежит за одной из девочек.
Если в отряде нет человека имя, которое назвал ведущий, то он повторяет попытку.
Если Маша желает, чтобы Саша побежал за другим человеком, она может сказать: «Саша, поймай Диму».
Игра «Разведчик»
Группа воспитанников садится спинами в круг. В центр круга становится ведущий. Он обращается с вопросом к любому члену группы. Вопросы могут быть следующего характера.
Ø Кто сидит от тебя пятым слева?
Ø Как он выглядит?
Ø Какие качества личности ему присущи?
Игра «Рука к руке»
Водящий произносит команду, например: «Рука к руке! Все меняются местами!» - и все участники игры, в том числе и водящий, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнёром руками. Тот, кто не успел найти свободного партнёра, - становится водящим. Желательно, чтобы команды водящего были оригинальными и разнообразными.
Например: «Спина к спине! Все меняются местами!», «Нос к носу!» «Плечом к плечу!», «Хвост к хвосту!» и т.п.
Игра «Рукопожатие»
Все игроки становятся в линию, и первый человек начинает двигаться вдоль этой линии, пожимать игрокам руки и обмениваться именами. Игра продолжается до тех пор, пока последний игрок не пройдёт всю линию.
Игра «Ручеек»
Все игроки становятся парами, желательно мальчик-девочка. Пары выстраиваются друг за другом. Водящий становится в конце «ручейка», игроки поднимают сомкнутые руки так, чтобы образовались «ворота». Водящий пробегает через эти «ворота», берёт за руку любого игрока, желательно противоположного пола, двигается с ним в начало ручейка, они останавливаются и называют друг другу свои имена. Тот игрок, который остался без пары становится водящим.
Игра «Самое длинное имя»
Игра позволяет ускорить процесс запоминания имен воспитанников.
Каждый воспитанник произносит полный вариант своего имени и подсчитывает количество букв в нем.
Например:
Татьяна – 7 букв, Константин - 10 букв.
Приз получает тот, у кого окажется самое длинное имя.
Вариант: самое короткое имя
Игра «Снежный ком»
Дети садятся в круг. Первый ребёнок называет своё имя, второй называет имя первого и своё, третий – имя первого, второго и своё и т.д. Игра заканчивается, когда ребёнок, назвавший своё имя первым сможет назвать имена всех воспитанников, сидящих в кругу. Игру можно усложнить, если дети уже знакомы друг с другом: к имени можно прибавить какое-то положительное качество? Вася весёлый, Надя умная, Володя добрый и т.п.
Игра «Танцуют все!»
Для проведения игры необходимо подобрать танцевальную музыку и выбрать двоих игроков, которые начнут танцевать парный танец (вальс, танго и т.д.) Их задача: во время танца узнать имена друг друга.
Затем музыка прекращается, танцоры разделяются и каждый из них выбирает себе другого партнера или партнершу из числа игроков, стоящих по кругу. Теперь уже танцуют две пары, задача которых остается прежней – узнать имена друг друга.
Музыка прекращается, и пары расходятся, выбирая себе новых партнеров.
Так продолжается до тех пор, пока все играющие, стоящие в кругу не найдут свою пару.
Игра «Угадай имя»
Эта игра позволяет ребятам более тесно познакомиться друг с другом, даёт возможность почувствовать неразрывную связь человека и природы, затронуть потаенные струны души играющих. Ведущий, обращаясь к ребятам, просит их вслушаться в звучание своего имени и написать с каким
Ø растением,
Ø животным,
Ø цветком,
Ø мелодией,
оно у них ассоциируется.
После того как участники игры справились с заданием, ведущий собирает листки и смешивает их и предлагает ребятам по написанным ассоциациям узнать друг друга.
Ведущий достаёт один листок и зачитывает то, что в нём написано. Автор листка хранит молчание до тех пор, пока играющие не догадаются, о ком идёт речь. Зачитываются все листочки, пока не будут узнаны все играющие.
Игра «Узнай по голосу»
Каждый участник попадает в центр полукруга, образованного членами группы, и становиться спиной к остальным. Ему задают, какие угодно вопросы, на которые он должен ответить, назвав, прежде всего, имя того, кто задал этот вопрос.
Игра «Узнай по рукам»
Любому представителю группы предлагается в течение одной минуты изучить руки всех участников группы.
Затем он садится, и ему завязывают глаза. Поочерёдно к нему подходят члены группы и протягивают руки, ощупав их, он должен отгадать, кто перед ним стоит.
Игра «Шёл козел по лесу»
Играющие образуют круг. В центре круга – водящий. Он выбирает себе пару из круга со словами:
Шел козел по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу.
Далее они совместно выполняют различные действия, описание которых озвучивает ведущий:
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.
Тест «Веселая геометрия»
Данный тест позволяет поставить ребят в ситуацию самопознания, определить к какому типу личности принадлежит тот или иной воспитанник, выявить адекватность его самооценки.
Инструктаж:
Попросите ребят мысленно нарисовать свой портрет, выбрав, из предложенных геометрических фигур ту, которая им импонирует, ознакомьте их с интерпретацией выбранных ими фигур. Эта интерпретация принадлежит графологу Энн Махони.
Круг – это символ, означающий одобрение, чувственность, дружеское отношение, игривость. У него хорошо развита эмпатия – способность сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круги ощущают чужую радость и чужую боль как свою собственную. Они счастливы, тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому Круг чаще всего выступает в конфликтных ситуациях как миротворец.
Квадрат означает ощущение безопасности, преобладание в характере логики, практического подхода к действительности, желание создать прочную базу, трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы. Квадраты любят раз и навсегда заведённый порядок: всё должно находиться на своём месте и происходить в своё время
Треугольник символизируют агрессию, его предпочитают люди, которые ставят собственный успех выше эмоциональной вовлечённости и не могут усидеть на месте. Треугольники, как правило, честолюбивы и прагматичны. Сильная потребность быть правым и управлять положением делает Треугольников личностями, постоянно соперничающими, конкурирующими с другими.
Ломаная линия (зигзаг) означает присутствие воображения, те, у которых оно преобладает, отвергают рутину и ценят индивидуальность. Они часто увлечены зарубежной культурой, философией, поэзией, музыкой и оценивают других людей исходя из внутренних качеств, а не из их социального положения.
Прямоугольник - символ личности, которая находится в ситуации деструктивного конфликта или мировоззренческого кризиса. Для этих воспитанников характерна неуверенность в себе, неадекватная самооценка и заниженный уровень притязаний. В детском коллективе они чаще всего «белые вороны». У них нет друзей, они с трудом вступают в контакты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.