Тема: « Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению».
Цели: - ознакомить уч-ся с понятием «слова, близкие и противоположные по значению»;
- формировать умение распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи;
- устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными;
- учить подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по значению
(по смыслу);
- учить определять число имён прилагательных;
- способствовать развитию орфографической зоркости, мышления;
- учить детей выражать свою точку зрения и обосновывать её.
Ход урока:
I. Орг.момент. «Эмоциональный настрой».
II. Постановка темы урока.
1. Загадка: «Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!» (прилагательное)
- С какой ч/р мы с вами познакомились?
- На какие ?? отвечает имя прилаг-ное?
- Что оно обозначает?
- С какой ч/р связано?
- Какие признаки может обозначать? (цвет, форму, размер…) /Приведите примеры/.
- Обобщите свои знания об имени прилагательном.
2. Словарная работа. «Третий лишний»: м . л . дой
(обосновать свой выбор) мальч . к
дев . чка (несколько вариантов выбора)
III. Чистописание. ал ка (нижнее соединение)
Мальчик, девочка.
- Подберите прилагательные к данным существительным.
3. Продолжение постановки темы урока. Молодой
- Каким другим словом, близким по значению, можно заменить это прилагательное? (юный)
- А какое слово противоположно по значению? (старый)
- Как вы думаете, какая сегодня тема урока?
- Какие цели стоят перед вами?
IV. Физкультминутка.
V. Работа по теме урока.
1. Определение понятий. (синонимы – антонимы)
-1-
2. Работа по учебнику и по карточкам. /дифференцированные задания/
Сильн.: Образовать от сущ-ных прилагательные + прил.- антонимы. * Выделить окончание.
Средн.: Подобрать подходящие по смыслу прилагательные. * Указать род.
Слаб.: Работа по учебнику: с. 50 № 78.
(Выписать прилагательные-антонимы).
Предварительная проверка по вариантам.
Проверка (с доски): толстый – тонкая
короткий – длинный
чёрный – белый
широкая – узкая
- Как называются эти слова?
- Какие орфограммы встретились?
3. Устная работа.
1) «Послушай и запомни!» (с. 50 № 79) /услышать, запомнить и назвать имена прилагательные/
Грозная, храбрый.
- Можно ли прилагательное храбрый заменить другими прилагательными?
2) «Мозговой штурм». Работа в группах. Подбор синонимов.
* Построить ряд синонимов по силе значения, начиная со слова смелый.
Проверка с доски (записан готовый ряд синонимов).
! - Что же такое синонимы?
4. Работа в парах по учебнику с самопроверкой по образцу.
Учебник с. 52 № 80.
· Указать над словами ч/р и подчеркнуть гл. члены предложения.
5. Работа в группах. «Собери пословицу».
Зачитывается рассказ из ж. «Нач. школа» № 10 /2006 г., с. 24. ! Запомнить слова – антонимы.
1) Собрать пословицу из слов.
2) Записать пословицу. * Записать пословицу наоборот, используя антонимы.
Проверка:
Маленькое дело лучше большого безделья.
Большое безделье хуже маленького дела.
VI. Физкультминутка. «Всё наоборот».
VII. Закрепление изученного. /дифференцир. задания/
Сам. работа по карточкам.
Сильн.: Подобрать синонимы и антонимы. * Составить предложение.
Средн.: Выбрать синонимы и антонимы
Слаб.: Найти синонимы и антонимы, используя слова для справок.
Проверка с доски.
VIII. Итог.
- Что такое синонимы?
- Что такое антонимы?
IX. Д/з.: с. 64 № 2 (слаб.)
№ 3 (средн.)
№ 2,3 (сильн.)
-2-
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.