Технологическая карта
МО г. Мытищи
ЧУОШ «КЛАССИКА-М»
Учитель начальных классов
Хлопаева Светлана Александровна
Тема: Имена существительные мужского, женского и среднего рода. |
Тип урока: урок открытия новых знаний. |
|||||
Задачи: - формировать понятия «род имён существительных» на основе видовых понятий – существительные мужского, женского и среднего рода, развитие умения выделять признаки каждого рода, определять род и подбирать существительные разных родов; - развивать логические операции анализа, сравнения, классификации и обобщения, развитие умений строить рассуждения, составлять алгоритм действий; - воспитывать культуру общения, умение работать коллективно и самостоятельно. |
||||||
Планируемые результаты: |
||||||
Предметные: - знать отличительные признаки имен существительных как части речи; - знать признаки каждого рода, определять род; - подбирать существительные разных родов; - уметь строить речевую коммуникацию, направленную на решение поставленной задачи в паре с партнером.
|
Метапредметные: Познавательные УУД: - понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться; - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; - представлять информацию в виде схемы; - выявлять сущность, особенности объектов; - на основе анализа объектов делать выводы; - обобщать и классифицировать по признакам; - ориентироваться на развороте учебника; - находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: - высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - прогнозировать предстоящую работу (составлять план) и результат; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: - уметь слушать и понимать других; - уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; - уметь работать в паре. |
Личностные результаты: - проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач; - выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; - проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
||||
Организация пространства |
||||||
Формы работы |
Ресурсы |
|||||
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная |
Учебник «Русский язык» 3 кл. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина; презентация. |
|||||
Ход урока |
||||||
Этап урока |
Содержание деятельности учителя: |
Содержание деятельности учащихся: |
||||
Организационный момент |
-
Порядок
на столе - - Откроем тетради и запишем число. |
Приветствуют учителя, открывают тетради, записывают число. |
||||
Актуализация знаний |
- Списать, вставить пропущенные буквы, обозначить в словах ударение, подчеркнуть орфограммы: с*обака, ж*раф, к*но, п*нал, в*лшебный, (ж, жж)ёт. (слайд 2) - Проверьте.
- Что объединяет все эти слова? (слайд 3). Фронтальная работа -
Выберите слова, обозначающие предметы. - Что мы знаем об имени существительном? (слайд 4)
Правило фиксируется на доске. (слайд 5) |
Выполняют упражнение.
Проверяют. Собака, часы, жираф, кино, утюг, пенал, котёнок, конфеты, волшебный, жжёт. - Это словарные слова.
Выполняют задание.
- Имена существительные. - Отвечает на вопросы кто? что?; - Обозначает предмет; - Бывают одушевлённые и неодушевлённые: одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? |
||||
Постановка основного вопроса по теме урока. Открытие новых знаний. Поиск решения |
1. Наблюдение над языковым материалом. а) Разграничение слов мужского и женского рода. - Прочитайте слова. (слайд 6)
- Что их объединяет. - На какие 2 группы можно разбить данные слова? - По какому признаку вы их разделили?
- А какое указательное слово мы можем связать с 1 столбиком? - А со вторым столбиком? - Можно их считать словами-подсказками? - Так на какие группы можно разделить существительные? - В русском языке имена существительные бывают мужского рода и женского рода. (слайд 7) Вводится понятие мужской и женский род с опорой на семантику одушевлённых существительных. - Какой вывод можем сделать?
- А как быть с неодушевлёнными именами существительными? б) - Проверим свои предположения. Прочитайте слова: Алфавит, суббота, язык, коллекция. (слайд 8) - Что их объединяет? - Давайте проверим можно ли эти слова связать со словами-подсказками он и она. - Давайте добавим эти слова в столбики. (Выполняется по цепочке.) - Какой же вывод можем сделать? (слайд 9)
2. Продолжение наблюдения над словами среднего рода. а) Постановка проблемного вопроса. - Прочитайте слова (слайд 10) Окно, солнце, поле, гнездо. - Что их объединяет? - Определите род имён существительных. (слайд 11) б) Поиск решения. - Можно ли к этим словам поставить слова-помощники женского рода (она) и мужского рода (он)? - Какое слово-помощник здесь подойдёт? -Это имена существительные среднего рода. - Какое слово-помощник можно поставить к этим словам? - Так сколько же родов имён существительных у нас получилось? На доске закрепляются таблички с названием рода имён существительных. - Какой сделаем вывод? (слайд 12) |
Читают слова. Девочка, мальчик, мужчина, женщина, дедушка, бабушка. Отвечают на вопросы учителя. Делят слова на группы.
- Слова, называющие людей мужского пола, слова, называющие людей женского пола. - Он.
- Она. Отвечают на вопросы, высказывают версии.
Вывод: - Имена существительные бывают мужского и женского рода. Высказывают версии.
Читают слова.
Отвечают на вопросы.
Вывод: - Неодушевлённые имена существительные тоже бывают мужского и женского рода. Их род помогут определить слова он, она, которые можно подставить к имени существительному.
Читают слова. Окно, солнце, поле, гнездо. Отвечают на вопросы. Работают со словами.
- Нет, не подходят.
Высказывают предположения.
- Оно.
- Три.
Вывод: - В русском языке имена существительные бывают мужского рода, женского рода и среднего рода. |
||||
|
||||||
Отработка способа действия
|
1. Проверка работы модели. - Прочитайте слова. (слайд 13) Волна, гнездо, земля, дядя, зайчиха, кольцо, стол, письмо, взгляд, метель, платье, друг. - На какие три группы можно разбить слова? - Запишем. - Проверьте себя. (слайд 14) - Выделите окончания имён существительных. - Какие окончания у имён существительных мужского рода? - Какие окончания у имён существительных женского рода? - Какие окончания у имён существительных среднего рода? - Прочитайте определение на странице 23, проверьте свои предположения и выводы. (слайд 15) Физкульминутка (слайд 16) 2. Зрительно- слуховой диктант. (слайд 17) Густой туман стоит над лесом. На липе висят золотые листья. С берёзы упал прозрачный листок. - Подчеркните имена существительные прямой линией. - Проверьте. (слайд 18) - Определите род имён существительных. |
Читают слова.
Отвечают на вопрос. Выполняют задания учителя.
Отвечают на вопросы.
Читают определение.
Выполняют задание.
Проверка осуществляется в парах. |
||||
Рефлексия |
(слайд 19) - Что нового узнали сегодня на уроке? - Назовите ключевые слова урока.
- Какие есть к ним слова подсказки? - Чему научились на уроке? (слайд 20) |
Ответы детей. - Имя существительное, мужской, женский, средний род. - Он, она, оно. - Определять род имён существительных. |
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.