Имена существительные собственные и нарицательные
Цели:
• Обучающая: познакомить учащихся с делением существительных на собственные и нарицательные ; повторить известные сведения из начальных классов о правописании заглавной (большой) буквы (имен, отчеств, фамилий, кличек, географических названий); познакомить учащихся с написанием названий исторических событий, праздников, памятных дат.
• Развивающая: Развитие у учащихся навыков связной речи; умение самим осмысливать новый материал, сделать выводы (частично поисковой метод)
• Воспитывающая: Воспитание у учеников любви к своей Родине (на примере текстов), воспитание любви к предмету.
Урок комбинированный. При объяснении нового материала используется поисковой метод.
Имена существительные собственные и нарицательные.doc
Имена существительные собственные и
нарицательные
Цели:
Обучающая: познакомить учащихся с делением существительных на собственные и нарицательные ;
повторить известные сведения из начальных классов о правописании заглавной (большой) буквы (имен,
отчеств, фамилий, кличек, географических названий); познакомить учащихся с написанием названий
исторических событий, праздников, памятных дат.
Развивающая: Развитие у учащихся навыков связной речи; умение самим осмысливать новый материал,
сделать выводы (частично поисковой метод)
Воспитывающая: Воспитание у учеников любви к своей Родине (на примере текстов), воспитание любви к
предмету.
Урок комбинированный. При объяснении нового материала используется поисковой метод.
Ход занятия
1. Организационный момент: Проверка домашнего задания (23 мин.)
На дом все учащиеся получают карточки с пропущенными буквами.
Работа проверяется с помощью сигнальных карточек [а, о]
(Раздается текст.)
Большой лес всегда состоит из деревьев разных возр…стов. Одни отживают свой век, другие подр…стают.
Кора ленных великанов часто обр…стает мохом и травой. А лесные болота не богаты р…стительностью.
Тулуп, из которого успел я выр…сти, был немножко для него узок.
В книгах наши писатели развили, выр…стили русский язык, а мы его усвоили от них путем чтения.
Р...стение, р…сли, выр…стаем, взр…сление, р…стительность, выр…с, отр…сль, пор..сль, ср…щение, разр…
слить.
2. Опрос фронтальный (2–3мин.) (Правописание гласных в корнях с чередованием)
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
Представьте, что мы смотрим мультфильм по русскому языку. Вот на экран выбежали слова:
На экране слова:
Волгоград Одесса Москва
Киев Севастопль Новороссийск
Минск город Брест
Тула Ленинград (СП)
Керчь герой
1. Зачем? Пока непонятно.
2. Посмотрите на слова! Может быть, они подскажут цель режиссера?
3. Одинаково ли они пишутся?
4. Чем отличаются?
5. Какие из них – собственные, а какие – нарицательные?
6. Какие предметы могут иметь свои собственные имена?
(Ответы учащихся.)
7. Какая у режиссера была еще цель?
(Составить предложение.)
Попробуйте составить предложение и написать.
Москва. Брест, Киев, Минск и другие города – герои.
Слово учителя: Вот чьято невидимая рука выстроила в ряд слова, объединила в предложение. (На экране предложение без знаков)
8. Так ли вы написали это предложение?
9. Что не так? (Знаки препинания)
10. А у режиссера еще одна цель. Что он ждет от вас? (Продолжить рассказ о городахгероях, чтобы
получился текст.)
11. Почему города называются героями?
Они мужественно сражались с фашистами в годы Великой Отечественной войны.
(Как напишем Великая Отечественная война?)
На интерактивной доске слова:
Черное, москвич, белое, уральские, родина.
Если не догадаются, еще приоткрыть строчку!
Черное, “Москвич”, Белое, Уральские, Родина.
Вывод учеников: Эти слова могут быть написаны и с заглавной, и со строчной буквы.
Записать и придумать словосочетания, в которых эти слова пишутся поразному.
Выяснить, когда они пишутся со строчной и заглавной (большой) буквы?
Закрепление
1. Самостоятельная работа. Напишите, какие вы знаете названия нашей Родины? Как они пишутся?
Россия, Русь, Отчизна, Родина, СНГ, Отечество.
2. (1 ученик у доски) Написать свой адрес, при проверке установить порядок: Индекс, город, область, улица,
дом, квартира, Ф.И.О
3. Работа творческого характера. Ввести собственные и нарицательные существительные.
3 человека работают по карточкам:
Карточка 1
Дать полные ответы на вопросы:
1. В каком городе ты живешь?
2. В какой области находится твой город, в каком районе? (Указать собственные и нарицательные).
Произвести разбор 4
Карточка 2
1. Кто твои родители? Как их зовут?
2. Где они работают?
3. На какой улице ты живешь?
4. Что ты знаешь о летчикекосмонавте, имя которого носит твоя школа? (Произвести разбор 4)
Карточка 3
Каких писателей ты изучаешь по литературе? Какие произведения этих писателей ты читал? (Ввести
однородные члены и сделать синтаксический разбор предложений.)
В это время класс вставляет подходящие по смыслу собственные имена существительные:
1. Ребята с большим интересом обсуждали кинофильм … .
2. В газете … сообщалось о новых спортивных победах школьников.
3. В годы войны … войны люди проявили массовый героизм.
4. В … Армии сражались бойцы многих национальностей.
5. Много замечательных полководцев выдвинулось во время … войны.
6. Это были … . Обобщение
Чем сегодня занимались?
Какую тему изучили?
Что повторили?
Домашнее задание
Параграф 88, Упражнение 104
Оценки за урок. Итоги урока
Имена существительные собственные и нарицательные
Имена существительные собственные и нарицательные
Имена существительные собственные и нарицательные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.