«ГРОЗА»в театральных ликахпрошлого и настоящего
Исследовательский проект театралов 10-Б класса
Руководитель – Егорова Ирина Васильевна, учитель литературы и МХК
200 лет
Александру Николаевичу ОСТРОВСКОМУ
выдающемуся русскому драматургу середины XIX века
создателю русского театра и национальной драматургии
Спектакль «Гроза» Островского — это неувядающая классика русской драматургии, самое знаменитое произведение писателя. Многие и сейчас считают её одной из глубочайших и загадочных пьес мировой драматургии.
Первая постановка спектакля относится к 1859 году, и сразу же «Гроза» вызвала бурную реакцию публики: среди критиков и зрителей возникло множество споров и противоположных мнений. Одни называли пьесу балаганной постановкой, другие — вершиной драматического искусства.
Творческий гений Островского захватил внимание зрителя — спектакль «Гроза» имел оглушительный успех в театрах по всему миру.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Влияние простой, на современный взгляд, истории, произошедшей в некоем провинциальном городке Калинове на реке Волге, оказалось огромным.
Главная героиня «Грозы» Катерина, молодая замужняя женщина, впервые испытывает сильную любовь к мужчине, который не является её мужем.
Это чувство превращается в роковое испытание для неё, ибо ни её воспитание, ни общий уклад жизни не позволяют ей покинуть семью ради возлюбленного, который к тому же не готов принять её…
Полина Стрепетова в роли Катерины из спектакля Малого театра «Гроза», 1870-е годы. Именно её исполнение Островский в конце жизни назвал ЛУЧШИМ.
С первых же постановок «Грозы» стало ясно, что роль Катерины относится к вершинам женского трагического репертуара
ПРЕДЫСТОРИЯ
Любовь Павловна Никулина-Косицкая 20 лет играла на сцене Малого театра в Москве (1847 – 1867).
Она не была красавицей - смотреть её надо было в движении, слушать её голос.
Любовь Павловна родилась (28.08.1827) в селе Ждановка Нижегородской губернии. Село принадлежало графам Толстым.
Когда Любе было 9 лет, родители выкупились от помещика и взяли ВОЛЬНУЮ. До этого они были на оброке и занимались торговлей.
Купчиха Долганова показала юной Любе театр, девушка увлеклась и поступила в 1844 году в Московское театральное училище и с 1847 года начала играть в Малом театре вместе с актёром Щепкиным, также бывшим крепостным.
Творчество актрисы развивалось вместе с мастерством драматурга Островского: они переписывались и много разговорили. Люба рассказывала Александру Николаевичу о детстве и юности.
В 1857 году Островский специально для актрисы Косицкой написал пьесу "Гроза», которая посвящена свободе от крепостного права - за 5 лет до отмены узаконенного рабства (1861) "Гроза" гремела на подмостках Москвы с призывом к СВОБОДЕ, СВОБОДЕ, СВОБОДЕ.
«Мне пришла идея поставить всем известную пьесу в другом формате, совсем новом для нас и наших зрителей…»
ИММЕРСИВНЫЙ ТЕАТР — одна из популярных форм современного интерактивного театра, где зрителя пытаются «погрузить» в разворачивающееся действие. Отличается от традиционного театра тем, что убирает сцену и погружает публику непосредственно в игру актёров спектакля.
Молодой режиссёр
Маргарита Васильева – Хотууна
к 200-летию А.Н. Островского
поставила спектакль «ГРОЗА»:
Ёмкой художественной деталью в данной постановке является металлическая конструкция, сваренная в виде огромной КЛЕТКИ.
Эта конструкция мобильна и многозначна. Величественно, как языческая богиня, Марфа Игнатьевна Кабанова выезжает на ней к зрителям.
Клетка задрапирована красной тканью: это и юбка, под которой скрываются её домочадцы; это и постамент, на котором зиждится её тирания.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ - выразительная подробность, при помощи которой создается образ.
Слева направо: Феклуша - Вера Лазарева, Глаша - Мария Дегтярева, Кабаниха - Александра Кривогорницына, Дикой - Дмитрий Слепцов.
Фото: Мария Семёнова.
ИНСТАЛЛЯЦИЯ - форма современного искусства, пространственная композиция, созданная из различных элементов и являющая собой художественное целое.
Нюрбинский театр долгое время был ПЕРЕДВИЖНЫМ, поэтому его декораторы в совершенстве овладели сложным искусством ИНСТАЛЛЯЦИИ.
Фото: Мария Семёнова.
Марфа Игнатьевна Кабанова - заслуженная артистка РС (Я) Александра Кривогорницына.
Кабаниха — вдова, богатая купчиха. Эта властная женщина - приверженка старых семейных традиций.
По её мнению, у мужчины должен быть КРУТОЙ НРАВ. Она считает, что на жену нужно иногда прикрикнуть, пригрозить, а то и побить, а та должна терпеливо это сносить и БОЯТЬСЯ мужа.
Интересно, что у самой Кабанихи сын и дочь совсем не такие: Тихон — тихий, безропотный, а Варвара — своевольная, непокорная.
КОНФЛИКТ — ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Развитие действия в пьесе заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины.
Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила греховный поступок по отношению к законному супругу.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ Катерины с Кабанихой, нежелание свекрови даже попытаться понять невестку, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.
ТЕМА: в произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.
Слева направо: первый охранник - Роман Семенов, барыня - Лена Яковлева, второй охранник - Прокопий Федоров.
Фото: Мария Семёнова.
СМЫСЛ образа сумасшедшей барыни
70-летняя женщина. По городу она ходит с двумя лакеями. Люди знают, что Барыня много грешила смолоду, поэтому и боится умирать, так как попадёт в АД. От злости Барыня пугает других людей:
«Все в огне гореть будете в неугасимом!»
Во время грозы она обращается к прячущейся от неё Катерине:
«Что прячешься! В омут лучше с красотой-то!»
Глаша – дворовая девка Кабановых
- Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли.
Современная горничная ГЛАША уже не такая безропотная и тёмная, как её предшественницы из прошлого. Интернет и рассказы гламурной «странницы» ФЕКЛУШИ формируют её представление о Мире и «красивой жизни». Вытирая пыль, она с ненавистью плюёт на портрет Кабановой и мечтает вырваться из «клетки обстоятельств»…
Театр даёт возможность по-новому прочувствовать наследие российской классической драматургии и найти в нём отражение сегодняшнего дня.
Кулигин выслушивает пьяную исповедь Тихона
В ИММЕРСИВНОМ спектакле нет разделения на зал и сцену, вместо них - единое пространство, по которому гости могут перемещаться наравне с актёрами…
В течение двух часов зрители наблюдают за историей персонажей Островского, которые в тисках предрассудков, стереотипов и жёстких общественных норм задыхаются без свободы и любви, отчаянно стремятся к гармонии и душевному балансу.
«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века, и особое место в этих спорах занимал ОБРАЗ КАТЕРИНЫ, ставший олицетворением свободолюбивой, страстной женской натуры.
Революционные демократы не упустили случая придать пьесе Островского (1859) политическую окраску.
Николай Добролюбов увидел в Катерине революционерку из народа, пример для массового подражания, назвал её «лучом света в тёмном царстве». Писал, что характер Катерины «поражает своею противоположностью всяким самодурным началам».
А Дмитрий Писарев, напротив, не увидел в образе Катерины никакого революционного потенциала и писал, что у неё «нет ни развитого ума, ни твёрдого характера».
РОЛЬ героини заключается в том, чтобы продемонстрировать всю порочность «тёмного царства», в котором нет места честным, решительным, свободолюбивым людям.
1861 год – отмена КРЕПОСТНОГО права в России
Исполнитель: Валерий Кипелов
Альбом: Путь наверх
Дата выпуска: 2003 г.
Я бы мог с тобою быть,Я бы мог про все забыть,Я бы мог тебя любить,Но это лишь игра.В шуме ветра за спинойЯ забуду голос твой,И о той любви земной,Что нас сжигала в прах,И я сходил с ума...В моей душе нет больше места для тебя!
Надо мною - тишина,Небо полное огня,Свет проходит сквозь меня,И я свободен вновь.Я свободен от любви,От вражды и от молвы,От предсказанной судьбыИ от земных оков,От зла и от добра...В моей душе нет больше места для тебя!
Я свободен, словно птица в небесах,Я свободен, я забыл, что значит страх.Я свободен с диким ветром наравне,Я свободен наяву, а не во сне!
Я свободен!Источник: LyricFind
Развязка пьесы – музыкальный номер в жанре RUSSIAN ROCK
КУЛЬМИНАЦИЯ
представлена признанием Катерины, совершённым под воздействием внутренних страданий и проклятий выжившей из ума Барыни, и её добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех проблем только в СМЕРТИ…
НЕОЖИДАННО + СПОРНО
Мы попытаемся объяснить причины и последствия поступка Катерины. Эта информация поможет 10 классам при написании сочинения на тему «Самоубийство Катерины в «Грозе» — сила или слабость?»
Пьеса Н. А. Островского «Гроза» до сих пор является предметом дискуссий, разворачивающихся вокруг вопроса о жанре произведения. Драма или трагедия?
Дело в том, что авторское определение жанра недостаточно верно. Логичнее было бы отнести «Грозу» к жанру трагедии, ведь самоубийство Катерина в «Грозе» является развязкой произведения.
Для трагедии характерен финал, в котором показана гибель одного или нескольких персонажей.
К тому же сам конфликт в «Грозе» переходит из бытовой сферы в сферу вечных ценностей.
Вообще, вопрос о том, чем же является суицид — проявлением силы или слабости — достаточно интересен.
Итак, в тексте показано, условно говоря, преступление — гибель Катерины. Для того чтобы разобраться кто виновен, а также ответить на вопрос: «самоубийство Катерины — сила или слабость», нужно рассмотреть причины самоубийства Катерины в пьесе «Гроза». Для совершения того или иного действия у человека должны быть мотивы.
У Кати мотивов было несколько. Во-первых, проблемы в семье. Марфа Игнатьевна знала, что у Кати сильный характер, поэтому опасалась, как бы невестка не изменила безропотного Тихона. Отношения с мужем у Кати складывались натянуто. Девушку рано выдали замуж за того, кого она так и не смогла полюбить. Катерина признаётся Варваре, что испытывает к Тихону чувство жалости. Сам Тихон настолько подчинён матери, что не может защитить Катю от нападок Кабанихи, несмотря на то, что искренне любит жену. Спасение и отдушину мужчина находит в выпивке.
Во-вторых, разочарование в Борисе. Скорее всего, девушка, благодаря силе своего воображения, дополнила настоящего Бориса несвойственными ему чертами, создала идеальный образ и полюбила именно образ, а не самого человека. Вот только Борис оказался немного другим. Он приехал в Калинов лишь затем, чтобы просить денег у своего дяди Савёла Прокофьевича.
В-третьих, Катю беспокоило несоответствие реальной жизни и её представлений об этой жизни. Девушку учили жить честно, по законам христианской морали. В Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества. Катя видит, что прикрываясь христианскими ценностями, люди творят ужасные вещи. Происходящее напоминает замкнутый круг, болото, которое рано или поздно заберётся в душу каждого жителя города. Кате невозможно выбраться из этого мира, потому что Калинов — это исчерпывающее пространство. Другого пространства не существует. Долгое время девушка чувствует себя в клетке, ничто не позволяет ей почувствовать саму жизнь.
Пьеса «ГРОЗА» по праву считается не только вершиной творчества Александра Николаевича Островского, но и выдающимся произведением отечественной драматургии, которое не теряет актуальности и в XXI веке.
Она представляет собой масштабный социально-исторический КОНФЛИКТ, КРИЗИС общественно-политической жизни целого государства.
И каждое поколение находит свои театральные лики для художественного воплощения противостояния двух эпох – ПРОШЛОГО и НАСТОЯЩЕГО.
ВЫВОД
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.