Импульсивность у детей
Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: «Импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций.
Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует, и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях».
Причины детской импульсивности можно объединить в три группы:
1. Генетические факторы. Повышенная импульсивность нередко бывает связана с типом темперамента ребёнка.
2. Биологические факторы. На развитие импульсивности влияют различные осложнения во время беременности и родах, а также некоторые заболевания и травмы головы, перенесённые ребёнком в младенчестве.
3. Психосоциальные факторы. Повышенную импульсивность показывают дети из семей высокого социального риска (асоциальные семьи, семьи с высоким уровнем психологической напряжённости, с неблагополучной демографической ситуацией, с неблагополучным экономическим положением) и семей с авторитарно-директивным стилем воспитания.
Выявить импульсивность можно с помощью анкеты «Признаки
импульсивности». Она разработана для педагогов, не содержит специальных
медицинских и психологических терминов, и поэтому не вызовет трудностей при ее
заполнении и интерпретации.
Признаки импульсивности (анкета)
Импульсивный ребенок :
1. Всегда
быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
2. У него часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
5. Обидчив, но не злопамятен.
6. Часто чувствуется, что ему все надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
9. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Для получения
объективных данных необходимо, чтобы 2—3 взрослых человека, хорошо знающих
ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо
суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл.
Результат:
15—20 баллов свидетельствует о высокой
импульсивности,
7—14 — о средней импульсивности,
1—6 баллов — о низкой импульсивности.
Для коррекции импульсивности у ребёнка рекомендуется:
· при общении с ним сохранять спокойствие;
· определить условия, которые оказывают на ребёнка наиболее неблагоприятное возбуждающее воздействие, и стараться лишний раз не подвергать его воздействию таких условий;
· поощрять ребёнка сразу и во всех случаях, когда он пытался сдержаться;
· давать ребёнку чёткие, короткие и конкретные инструкции;
· выстраивать чёткий режим дня, чтобы ребёнок мог планировать и организовывать свою деятельность, не переутомляться и вовремя отдыхать;
· чаще предоставлять ребёнку право выбора, при этом он должен объяснить, чем обусловлен его выбор.
Если импульсивность ребёнка вызывает серьёзные опасения, рекомендуется обратиться к специалисту.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.