ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

  • docx
  • 13.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала имя существительное.docx

11.01 Имя существительное.

Педагогические
цели

Способствовать развитию умений распознавать имена существительные среди слов других частей речи,
определять лексическое значение имен существительных

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
и гражданской позиции человека; имеют первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе

Личностные
результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и лич-
ностный смысл учения; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную
к учащемуся

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной
форме; логические – осуществляют анализ и сравнение.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи,
в уме.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Основное содержание темы, понятия
и термины

Имя существительное. Вопросы имен существительных: кто? что? Признаки и роль имен существительных.
Лексическое значение слов. Многозначные слова. Самолет

Образовательные
ресурсы

Учебник, с. 7–9. Схема «Имя существительное»

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

   Итак, друзья, внимание!

   Ведь прозвенел звонок.

   Садитесь поудобнее –

   Начнем скорей урок!

– Проверим готовность
к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

Наблюдение

II. Чистописание

Индивидуальная. Практический. Письмо

з в зв вз вв

Выполняют письмо
по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Проверка
домашнего
задания

Фронтальная.
Словесный.
Рассказ

Организует проверку
домашнего задания

Зачитывают составленные дома рассказы

Умеют составлять
рассказ по рисунку.
Слушают и понимают речь других

Рассказ

IV. Постановка
учебной задачи

Фронтальная.
Словесный.
Беседа, работа
с учебником

Организует работу с учеб-ником (с. 7). Предлагает прочитать вопрос на с. 8
и сформулировать тему урока, учебную задачу

Выполняют задание
учителя. Читают,
отвечают на вопросы

Принимают учебную
задачу, сформулированную под руководством учителя

Беседа
по вопросам


 V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Имя существительное, его признаки (упр. 8)

Фронтальная.
Словесный, практический. Работа с правилом, беседа, упражнение

Предлагает прочитать
правило (с. 8), организует работу со схемой (см. Приложение) и упражнением

Читают правило, выполняют упражнение

Осознанно читают правило, извлекают из него информацию. Высказывают свое мнение

Правило, упражнение

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Проводит физкульт-
минутку

Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

2. Словарно-
орфографическая работа. Самолет.

Лексическое значение имен существительных (упр. 9)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, беседа

Создает условия для выполнения упражнения. Знакомит со значением и право-писанием слов «самолет», «врач», «доброта». Предлагает определить значение остальных имен существительных

Выполняют упражнение, задание учителя.
Запоминают написание словарного слова

Определяют имена существительные по признакам. Объясняют лексическое значение слов. Усваивают написание непроверяемого слова

Упражнение, беседа
по вопросам, письмо

3. Многозначные слова (упр. 10)

Фронтальная.
Словесный, практический. Упражнение, беседа

Организует работу
с упражнением. Обращает внимание на значение многозначных слов

Выполняют упражнение. Определяют часть речи, составляют предложение

Усваивают лексическое значение многозначных слов. Высказывают свое мнение

Упражнение

VI. Закрепление знаний и способов действий


 

Фронтальная, индивидуальная. Словесный,
практический.

Комментированное письмо

– Запишите под диктовку слова. Определите, какой частью речи они являются. Подчеркните изученные орфограммы.

Россия, объявление, кило-грамм, муравьи, подснежник, петушок, орешек, друзья, разъезд, сельдь, коллектив, зайчик, кармашек

Записывают под диктовку слова.

Определяют, какой частью речи они являются.

Подчеркивают изученные орфограммы

Применяют изученные правила; приводят
доказательства при определении части речи записанных слов.

Высказывают свое мнение, прислушиваются
к мнению других

Комменти-
рованное письмо

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Домашнее задание: правило,
имена существительные

Фронтальная.

Словесный.
Беседа

Фронтальная.
Словесный.
Объяснение
учителя

– Закончите предложения:

Урок помог мне…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

– Выпишите 10 имен
существительных из стихо-творения про зиму, запишите вопросы к ним.

Обеспечивает понимание
цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Заканчивают предложения в зависимости
от своего состояния,
впечатления от урока

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

Правило, работа со стихотворением

Принимают учебное
задание. Понимают
цели, содержание
и способы выполне-ния задания

 

                                                                                                              

                                                                                      Имя существительное

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Предмет в широком смысле слова:

•  конкретные предметы: тетрадь, стол;

•  живые существа – люди и животные: дети, воробей, заяц;

•  растения: дуб, ландыш;

•  явления природы: снег, гроза;

•  свойства, качества: доброта, вежливость;

•  события: праздник, парад;

•  географические названия: Москва, Волга.

 

Одушевленные существительные

Неодушевленные существительные

Кто?

Что?

Называют людей и животных

Называют неживые предметы

Учитель, ученик, медведь, птица

Туча, тетрадь, машина, лед

Имена существительные

Собственные

Нарицательные

•  Фамилии, имена, отчества

•  Клички животных

•  Географические названия (названия городов, рек, морей, океанов, озер, гор, пустынь)

•  Названия газет, журналов, книг, картин, кинофильмов, спектаклей

•  Названия кораблей, поездов, различных организаций

•  Названия предметов


 

                                                                 12.01   Имя существительное

Педагогические
цели

Способствовать развитию умений различать среди однокоренных слов имена существительные, находить устаревшие слова – имена существительные

Планируемые
результаты
(предметные)

Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное

Личностные
результаты

Проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; используют знания орфограмм при выполнении учебных заданий; логические – устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу
осваиваемой деятельности.

Коммуникативные: осуществляют контроль, коррекцию и оценку своих действий

Образовательные
ресурсы

Учебник, с. 10–11. Схема «Имя существительное»

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

Ужасно интересно,

     все то, что неизвестно.

А то, что неизвестно,

     нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания,

     проявим мы старание,

Тогда с тобою многое

     удастся нам понять.

– Проверим готовность
к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют
наличие индивидуальных учебных принад-лежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

Наблюдение

II. Чистописание

Индивидуальная. Практический. Письмо

св ев ув дв

Выполняют письмо
по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Проверка
выполнения домашнего задания.

Правило, работа
со стихотворе-
нием

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа

Организует проверку
домашнего задания, устанавливает правильность
и осознанность его
выполнения

Зачитывают имена существительные, выписанные из стихотворений про зиму, и поставленные к ним вопросы

Осуществляют контроль, самоконтроль
для установления правильности выполнения заданий

Правило, имена существительные


 IV. Постановка
учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Сообщает тему урока
и учебную задачу

Слушают учителя

Принимают учебную
задачу, сформулиро-
ванную учителем

 

V. Контроль
и самопроверка знаний.

Орфографическая минутка

Парная, индивидуальная. Словесный, практический. Словарный диктант

– Запишите слова, подчеркните изученные орфограммы: коллекция, подъезд, варенье, суффикс, съезд, скамья, огуречик, замочек, ежик, ершик, пирожок,
топорик, горошек

Пишут под диктовку
словарные слова, подчеркивают изученные орфограммы

Осуществляют самоконтроль и взаимный контроль по написанию словарных слов

Словарный диктант

VI. Развитие знаний и способов действий.

1. Словарно-
орфографическая работа. Комната

Фронтальная.

Словесный, практический. Беседа, письмо

Знакомит со значением
и правописанием слова
«комната»

Запоминают написание словарного слова

Усваивают написание непроверяемого слова

Беседа
по вопросам, письмо

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Проводит физкульт-
минутку

Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

2. Развитие речи. Рассказ «Наша классная комната» (упр. 12)

Коллективная, индивидуальная. Словесный, творческий. Беседа, рассказ

Организует работу над вопросами и заданиями упражнения. Предлагает составить и записать текст

Отвечают на вопросы упражнения. Составляют и записывают текст-рассказ

Устно и письменно
составляют текст
на заданную тему

Рассказ


 3. Работа с пословицами (упр. 13)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный,
практический. Упражнение

Комментирует задания упражнения, контролирует их выполнение

Объясняют смысл пословиц, выполняют задания упражнения

Высказывают свое мнение, прислушиваются
к мнению других.
Умеют работать
самостоятельно

Беседа
по вопросам, упражнение

VII. Закрепление знаний и способов действий.

Вопросы имен
существительных
(упр. 14)

Фронтальная, парная. Словесный, практический.
Работа с правилом, беседа,
упражнение

Создает условия для работы с правилом (с. 11)
и выполнения упражнения

Читают правило, выполняют упражнение

Извлекают информацию из правила, применяют полученные знания при выполнении упражнения

Правило, упражнение

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Чему учились на уроке?

– Как вы оцените свою
ра-боту на уроке?

– Что получилось хорошо?

– Над чем следует пора-
ботать?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают
и оценивают свою
деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

Домашнее задание: работа
в рабочей тетради, правило

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение
учителя

Обеспечивает понимание
цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание.

Понимают цели, содержание и способы выполнения задания

Упражнение, правило

 


 

13.01  ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Педагогические
цели

Содействовать развитию умения выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные
(по вопросу и по значению), находить среди имен существительных в тексте устаревшие слова, объяснять
их значение

Планируемые
результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
и гражданской позиции человека; понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры
и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка как государственного языка
Российской Федерации, языка межнационального общения

Личностные
результаты

Осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – осуществляют анализ слова, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

 – Добрый день, друзья мои!

 – Добрый день, –

                      ответим мы.

Как две ниточки связали:

Доброты и теплоты.

 – Проверим готовность
 к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

Наблюдение

II. Чистописание

Индивидуальная. Практический. Письмо

к кк К КК

Выполняют письмо
по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Проверка выполнения домашнего задания.

Работа в рабочей тетради

Фронтальная.

Словесный. Упражнение

Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность
и осознанность его
выполнения

Демонстрируют вы-
полнение домашнего
задания

Осуществляют контроль, самоконтроль
для установления правильности выполнения заданий

Упражнение

IV. Постановка
учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Предлагает прочитать
тему урока и сформулировать учебную задачу

– Одушевленные и неодушевленные имена
существительные.

Формулируют учебную задачу

Принимают учебную
задачу, сформулированную под руководством учителя

Беседа
по вопросам


 V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Одушевленные
и неодушевленные имена существительные
(упр. 15)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Работа с правилом,
упражнение

Организует работу с правилом (с. 12). Формулирует
задания упражнения,
осуществляет контроль его выполнения

Читают правило,
отвечают на вопросы учителя. Выполняют упражнение

Различают одушевленные и неодушевленные имена существительные. Извлекают необходимую информацию
из учебного текста.
Осуществляют само-проверку выполненного задания

Правило, упражнение

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Проводит физкульт-
минутку

Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

2. Лексическое
значение слова. Устаревшие слова (упр. 16, 17)

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, упражнение

Комментирует задания упражнений, организует их выполнение

Выполняют упражнения

Высказывают свое мнение, прислушиваются
к мнению других

Упражнение

VI. Закрепление знаний и способов действий.

1. Письмо
по памяти

Индивидуальная. Практический. Упражнение,
письмо по памяти

Предлагает прочитать четверостишие, запомнить его и записать по памяти, выполнить задания упражнения

Пишут по памяти четверостишие, выполняют задание

Осуществляют
самоконтроль

Письмо
по памяти

2. Орфографическая минутка.
Одушевленные

Фронтальная,
парная. Словесный, практичес-

– Запишите слова, укажите признаки имен существительных (одушевленные

Пишут слова под дик-товку. Работая в парах, находят одушевленные

Применяют имеющиеся знания на практике. Осуществляют само-

Словарный диктант, упражнение


 и неодушевленные имена существительные

кий. Словарный диктант, упраж-
нение

или неодушевленные):

ключ, речь, тишь, глушь,
малыш, мышь, речь, рожь, пейзаж, сторож, дрожь,
помощь, вещь, мелочь,
скрипач, чертеж, молодежь

или неодушевленные имена существительные

и взаимопроверку
задания

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…

Заканчивают предло-
жения в зависимости
от своего состояния,
впечатления от урока

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

Домашнее задание: упр. 18,
правило

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Комментирует задание. Обеспечивает понимание
цели, содержания и спосо-бов выполнения домашнего задания

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание.

Понимают цели, содержание и способы выполнения задания

Упражнение, правило

 


 

Скачано с www.znanio.ru