Имя существительное как часть речи. Искусство художественного слова.

  • docx
  • 23.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 67. ИМЯ СУЩ, -.docx

 

Предмет: Русский язык

Урок: 67

Школа: КГУ «СОШ №

Дата:  

 

ФИО практиканта:

 

Класс: 3

Количество

присутствующих:

 Количество   

отсутствующих:            

Раздел (сквозная тема):

В контексте сквозной темы   «Искусство».

Тема урока:

Имя существительное как часть речи.

Искусство художественного слова.

Цели обучения, которым посвящен урок:

3.1.3.1 - прогнозировать содержание информации на основе заголовка, рисунков/фото/диаграмм

3.2.1.1 - определять структурные компоненты текстов разных стилей (художественного, публицистического) и типов (описание, повествование), учитывая ключевые моменты

3.3.8.1 - различать имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги и союзы; определять их роль в предложении

Развитие навыков:

1.3 Прогнозирование содержания информации

2.1 Определение структурных частей текста

3.8 Соблюдение грамматических норм

Предполагаемый результат:

Все учащиеся смогут:

Узнать о значениях имен существительных.

Узнать о вопросах одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Большинство учащихся смогут:

Прочитать текст и ответить на вопросы.

Найти в тексте существительные и сделать вывод о роли существительного в

предложении.

Определить в тексте сравнения, используемые автором.

Определить художественное и нехудожественное произведение.

Записать по картине одушевленные и неодушевленные существительные.

Ответить устно на вопросы, используя картину.

Сравнить изображение на картине с отрывком из сказки.

Выучить четверостишие наизусть и записать по памяти.

Повторить о словосочетании.

Вспомнить о правописании предлогов.

Рассказать о лексическом значении существительных.

Определить тему по рисунку и составить рассказ.

Участвовать в проекте «Музей слов».

Некоторые учащиеся смогут:

Описать ощущения после прочтения стихотворения.

Создать проект, используя дополнительные источники информации.

Языковая цель

 

 

Основные термины и словосочетания:

Искусство слова, приемы описания, олицетворение, поэт, писатель, художник, живописец, картина, воображение, одушевленные и неодушевленные имена существительные, главные и второстепенные члены предложения, предлог, вопрос, словосочетание, проект, вопрос, синонимы и антонимы, лексическое и грамматическое значение.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Какой художественный прием позволяет представить яркую красочную картину?

Какие части речи помогают это сделать?

На какие вопросы отвечают существительные?

К каким существительным можно задать вопрос кто?

К каким существительным можно задать вопрос что?

Что называется словосочетанием?

Как пишутся предлоги с вопросительными словами?

Что называется лексическим и грамматическим значением слова?

Материал прошедших уроков:

На какие вопросы отвечает имя существительное, что обозначает. Художественный и нехудожественный текст. Текст повествование и текст-описание. Правописание предлогов со словами. Синонимы и антонимы.

Ход урока:

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

0-1 мин

1. СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ:

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза,

улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое

Настрой на урок

Середина урока

2-5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21-22 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23-28 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29-30 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31-37 мин

 

 

 

 

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА.  ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Работа над лексической темой урока

Учитель предлагает детям объяснить пословицу «От хорошего слова душа расцветает».

ü  Минутка чистописания

Работа с пословицей по плану:

1. Чтение пословицы.

2. Объяснить значение непонятных слов.

3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит?

4.  Подобрать  жизненную  ситуацию,  в  которой  можно  употребить

данную пословицу.

Учитель обобщает выводы об искусстве и силе слова.

ü  (Д) Показ мультфильма «Сила слова», о школьнике, который что-то учил, но смешал все в такую «кашу».

 

ü  Сообщение темы и целей урока

ü  (К) Чтение стихотворения А. Абалихина

Совместно  с  представлением  картины  после  прослушивания

стихотворения,  дети  делают  вывод  о  существительных.

Выписывают слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

ü  (К) Словарная работа. Пшеница, стрекоза, дорога.

ü  (К, Г) Исследовательская деятельность

Работа со стихотворением А. Пушкина. Учитель с детьми выясняет, что  прием  сравнения  помогает  представить  картину.  Выясняется, чем отличаются стихотворения А. Пушкина и А. Абалихина, какие слова  (часть  речи)  помогают  определить  время  года.  Дети списывают четверостишие, определяют, на какие вопросы отвечают

выделенные существительные.

3. РАБОТА НАД ГРАММАТИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ УРОКА

ü  (К) Чтение и анализ правила из учебника

Имена  существительные,  которые  называют  людей  и  животных (живые  существа),  в  начальной  форме  отвечают  на  вопрос  кто?

Например:  (кто?)  артист,  Тимур,  певица,  животное.  Такие

существительные называются одушевленными. Остальные имена существительные  –  неодушевленные.  В  начальной  форме  они отвечают на вопрос что? Например: (что?) театр, опера, пурга, искусство, сон, бег.

ü  (Г)  Рассматривание  фотографий.  Чтение  текста  о  влиянии

художественного  слова  при  создании  образов  в  театральном

искусстве, в мультипликации, оперном искусстве.

Определение  основной  мысли.  Выписывание  одушевленных  и неодушевленных существительных в 2 столбика.

(Д, К) Динамическая пауза

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.

ü  (Г)  Чтение  слов  с  пропущенными  буквами,  выяснение

орфограмм,  части  речи,  к  которым  относятся  слова.  Дети

определяют,  что  могут  обозначать  имена  существительные.

Записывают предложение, добавляя примеры существительных из упражнения,  выделяя  группы:  предметы  (поля,  рожь,  ладони, малина, дневники, линейка, очки варежки), живые существа (отец, соловьи.), чувства (радость, грусть), материал (резина, железо).

Дети делают вывод о значениях имен существительных на основе кластера.

ü  (К,И) Разгадывание загадок, определение одушевленных и

неодушевленных существительных

1. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

(Неодушевленное существительное)

2. В самолет меня не сажают.

Говорят, лети рядом, раз мотор есть.

(Карлсон)

(Одушевленное существительное)

3. Махнула птица крылом

Закрыла свет одним пером.

(Ночь)

(Неодушевленное существительное)

4. Кто сказал бы: “купил печку “На “Жигули” денег не хватило”?

(Емеля)

(Одушевленное существительное)

5. Белый зайчик прыгает по черному полю.

(Мел)

(Неодушевленное существительное)

6. Какого мальчика звали Дядя?

(Федор)

(Одушевленное существительное)

7. Лошадь – не лошадь, матрос – не матрос,

Вроде в тельняшке, копыта и хвост.

(Зебра)

(Одушевленное существительное)

 

Работа в «Рабочей тетради»

Оценка уровня усвоения навыка по теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мультфильм

«Сила слова»

 

 

 

 

      Учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка

 

 

 

 

    Слайд

Конец урока

38-40 мин

 

4. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Имена  существительные  могут  обозначать  предметы,  явления природы, … . Одушевленные имена существительные отвечают на вопросы … . Неодушевленные имена существительные … .

Игра  «Волшебники»  А  давайте  сейчас  с  вами  поиграем  в

волшебников? С помощью наших знаний об однокоренных словах мы  превратим  неодушевленные  имена  существительные  в одушевленные.

Силач, грибник, лыжник, футболист, пожарный, аптекарь

Что общего у этих слов? (Эти слова отвечают на вопрос кто? Это одушевленные предметы)

Образуйте  от  данных  слов  однокоренные  неодушевленные

существительные. На какой вопрос должны отвечать эти слова? (на вопрос что?)

(кто?) Силач – (что?) сила

(кто?) лыжник – (что?) лыжи

(кто?) футболист – (что?) футбол

(кто?) пожарный – (что?) пожар

(кто?) аптекарь – (что?) аптека

Стратегия  формативного  оценивания  «Пирамида».  На  доске

картинка с изображением треугольника, разделенного на три части.

Учитель  показывает  на  нижнюю  часть  треугольника,  ученики  – называют, какие знания приобрели на уроке, что получилось. Когда учитель  указывает  на  среднюю  часть  треугольника,  учащимся предлагается  отметить,  что  на  уроке  не  получилось;  на  верхнюю часть- то, что необходимо проработать или повторить.

Самооценивание