Индивидуализация и дифференциация в учебно-воспитательном процессе начальной школы
Оценка 4.9

Индивидуализация и дифференциация в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
Междисциплинарный 8
1 кл—4 кл
19.06.2017
Индивидуализация и дифференциация  в учебно-воспитательном процессе начальной школы
Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся. А основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность. Необходимость дифференциации воспринимается всеми учителями как необходимое условие дальнейшего развития школы, но на пути реализации этой идеи возникает ряд трудностей, которые необходимо преодолеть.Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны.
инд. дифф..docx
Индивидуализация и дифференциация  в учебно­воспитательном процессе начальной школы ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ 1. Процессвыделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе  2. исторического развития обществ,отношений.  Процесс и результат совмещения соц. требований, ожиданий, норм, ценностей со  спецификойпотребностей, свойств и стилей деятельности индивидов.  3. Процесс дифференциации общих для даннойсоц. группы (класса, соц. слоя) жизн енных условий и замены их все более специфическими.  4. Разрыв  групповых связей и появление самостоятельных индивидов, не имеющих тесных  и продолжительных связей с другими. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ­ разделение учебных планов ипрограмм в средней  школе с учетом склонностей и способностей учащихся. Осуществляется черезорганиза цию школ, учебных потоков, классов и с углубленным изучением отдельных учебных пр едметов,факультативных занятий. «Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся. «Индивидуализация» ­ это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах. Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного  материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема,  разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных  учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а,  следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по  существу тождественны. Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для  развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи  обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формирует  прогрессивные педагогические мышления. Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является  учет психологических особенностей учащихся. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и  дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который  представлял бы собой неповторимую, уникальную личность. Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель  должен видеть динамику роста ученика и учитывать его; наглядно представлять  возможности коллективной работы с различными группами учащихся; представлять  возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся. Дифференцированное обучение ­ это:    1) форма организации учебного процесса, при  которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них  каких­либо значимых для учебного процесса общих качеств;    2) часть общей  дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для  различных групп обучаемых. Дифференциация обучения (дифференцированный подход) ­ это:    1) создание  разнообразных условий обучения для различных школ, классов групп с целью учета  особенностей их контингента;    2)комплекс методических, психологических  организационно­управленческих мероприятий.    Виды и формы дифференцированного обучения. Принято выделять два основных  вида дифференцированного обучения. 1.Внешняя дифференциация. Она предполагает создание особых типов школ и  классов: ­ школы, ориентированные на учащихся, имеющих специальные способности.  Это школы­гимназии, лицеи, коррекционные школы разных типов. Внешняя  дифференциация проявляется и в создании особых классов (ККО, КРО, профильных). 2. Внутренняя дифференциация. Она предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее  устойчивыми особенностями. Необходимость внешней дифференциации до сих пор остается дискуссионным  вопросом. Тогда как внутреннюю дифференциацию считают важнейшим средством  реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения. Процесс организация учителем  внутриклассной   дифференциации включает  несколько этапов:  1. Проведение диагностики.  2. Распределение учащихся по группам с учетом диагностики.  3. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.  4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.  5. Диагностический контроль за результатами. Рассмотрим некоторые из них. Выделение групп учащихся по уровню усвоения  материала: I группа II группа III группа IV группа Ученики с низким  уровнем     усвоения знаний,умений: затрудняются в  правильном выборе  действия при  решении задач; §  средний уровень  сформированности  вычислительных  навыков; §  затрудняются в  выделении  взаимосвязи между  изученными  вопросами; §  низкий уровень  выполнения  мыслительных  операций; §  математические  рассуждения  выстраивают лишь  при постановке  вопросов; §  математическая  речь достаточно не  развита. Ученики со  средним уровнем  усвоения знаний,  умений: §  правильно  выполняют выбор  действий при  решении задач в  привычной форме, но затрудняются в творческих видах  работы над  задачей; §  вычислительные навыки  сформированы  хорошо; §  средний уровень мыслительных  операций; §  имеют хороший  показатель  памяти; §  развита  тонкость  наблюдений; §  математическая речь развита; §  выполнение  обобщений только элементарных  понятий. Ученики с  высоким уровнем усвоения знаний,  умений: §  правильно  выполняют выбор  действий при  решении задач,  успешно  выполняют виды  творческой  работы над  задачей; §  высокий  уровень  сформированност и вычислительных  навыков; §  высокий  уровень  выполнения  мыслительных  операций; §  высокий  показатель  памяти; §  высокий  уровень развития  математической  речи. Ученики с очень  низким уровнем  усвоения знаний,  умений: § неправильно  выполняют выбор  действия в  задачах; §  низкий уровень  сформированност и вычислительных  навыков; §  не выделяют  взаимосвязи  между  изученными  вопросами; §  низкий уровень  выполнения  мыслительных  операций; §  дети  отличаются  низким  показателем  памяти и  отрицательным  отношением к  предмету; §  математические рассуждения  выстраивать не  могут; §  математическая речь не развита. Типы заданий Опосредующие учебную информацию Направляющие  работу ученика с  учебным  материалом Требующие от  учеников  творческой  деятельности 1. Задания на  узнавание  математических  объектов 1. Задания на  описание  математических  объектов по плану 1. Задания на  сравнения  математических  объектов 2. Задания,  требующие  анализа признаков  понятий 2. Задания на  дополнение  незаконченных  предложений с  использованием слов для справок 2. Задания на  составление  подобных  математических  объектов 3. Задания на  классификацию  объектов   3. Задания,  включающие  вопросы готовый  ответ в учебнике  отсутствует,  требуют  самостоятельных  мыслительных  операций 1. Задания на  установление  связей между  объектами,  признаками 2. Задания на  самостоятельный  подбор примеров 3. Задания  творческого  характера Самостоятельная работа Воспроизведение  по образцу Реконструктивно­ вариативная Частично­ поисковая Частично­ поисковая,  творческая Такое деление на группы имеет свои плюсы и минусы. Положительные аспекты данного разделения: 1) исключение неоправданных и  нецелесообразных для общества "уравниловки" и "усреднения" детей; 2) появление у  учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному; 3) отсутствие в  классе отстающих снимает необходимость снижения общего уровня преподавания; 4)  повышение уровня Я ­ концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса  неполноценности; 5) повышение уровня мотивации учения в сильных группах; 6) в  группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учится; 7) выступает как  средство развития самостоятельности учащихся. Отрицательные аспекты данного разделения: 1) деление детей по уровню развития  не гуманно; 2) высвечивание социально­экономического неравенства; 3) лишение  слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь,  соревноваться с ними; 4) перевод в "слабые" группы воспринимается детьми как снижение их достоинства; 5) несовершенство диагностики приводит порой к тому, что  в разряд слабых переводятся "неординарные дети". Рассмотрим другой этап внутриклассной дифференциации ­ это способы  дифференциации. Они предполагают: § дифференциацию содержания учебных заданий: § по уровню творчества; § по уровню трудности; § по объему. § использование разных способов организации деятельности детей, при этом  содержание заданий является единым, и работа дифференцируется: § по степени самостоятельности учащихся; § по степени и характеру помощи учащимся; § по характеру учебных действий. Следующий этап ­ диагностический контроль Результаты работы над данной темой можно посмотреть и оценить по итогам  диагностики. На практике каждый ребенок должен к концу обучения существенно измениться,  показать качественные и количественные изменения. Отследить все эти изменения очень трудно одному учителю, здесь нужна помощь  психолога и родителей.                         Таким образом, можно сделать вывод, что одной из важнейших основ  индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических  особенностей учащихся. А основной целью индивидуализации и дифференциации  является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание  такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.  Необходимость дифференциации воспринимается всеми учителями как необходимое  условие дальнейшего развития школы, но на пути реализации этой идеи возникает ряд  трудностей, которые необходимо преодолеть.

Индивидуализация и дифференциация в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Индивидуализация и дифференциация  в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Индивидуализация и дифференциация в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Индивидуализация и дифференциация  в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Индивидуализация и дифференциация в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Индивидуализация и дифференциация  в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Индивидуализация и дифференциация в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Индивидуализация и дифференциация  в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Индивидуализация и дифференциация в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Индивидуализация и дифференциация  в учебно-воспитательном процессе начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017