Индивидуальная образовательная коррекционно-развивающая программа
воспитанника группы
компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
_________________________________________________
Индивидуальная образовательная коррекционно-развивающая программа
Ф.И.О. ребенка________________________________________________________________________________
Логопед. заключение: __________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МБДОУ детский сад комбинированного вида № ____на 201_ — 202_ учебный год.
Группа_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные направления коррекционной работы:
Краткая характеристика уровня речевого развития |
Направления работы |
Задачи коррекционной работы по периодам |
|
Нарушение звукопроизношения.
Дифференциации звуков.
Состояние артикуляционного аппарата.
|
Формировать навык четкой артикуляции звуков. |
1период. Логопедический (тонизирующий массаж).
Подготовительные упражнения для постановки _____________________________________________ _____________________________________________ Автоматизация _______________________________ _____________________________________________ Дифференциация ______________________________ _____________________________________________
2 период Работа над четким произношением:______________ _____________________________________________
3 период Автоматизация _______________________________ _____________________________________________ |
|
Понимание речи.
Ребенок понимает обращенную речь. |
Развитие понимания речи. |
1 – 2 — 3 период Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду; Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы; Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений. Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления; |
|
Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры.
|
Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие. |
1 период Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п.
Подготовка к усвоению звуко- слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.
Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко- слоговой структуре (аналогично) осел- козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п. Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко- слоговой ряд из 3-4 элементов. Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением. Развитие интонационной выразительности. Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2, 3, 4. 2 период Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п. Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность. Формировать умение находить в ряду слова отличающиеся от остальных по звуковому составу. Развивать языковое чутье и чувство рифмы. Формирование слоговой структуры слова: типы 5, 6, 7,8, 9,10. 3 период Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. Развивать звуко-слоговые представления ребенка. Формирование слоговой структуры слова: типы 11, 12, 13. |
|
Состояние мелкой моторики.
Ведущая рука. |
Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков. |
1-2-3 периоды Ведущая рука____________________. Массаж пальцев рук. Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. |
|
Уровень зрительного восприятия |
Работа по предупреждению дисграфии. |
1-2-3 периоды. Работа с графическими заданиями. Развитие пространственной ориентировки: в частях собственного тела, трехмерное пространство. Закрепление в речи названия цвета, формы, величины. |
|
Состояние словарного запаса.
Формирование эмоциональ- ной лексики.
|
Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик — лобик). |
1 период. Опора на тематические циклы: «Осень», «Игрушки»; «Сад. Фрукты»; «Овощи. Огород»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Поздняя осень. Изменения в природе»; «Лес. Грибы. Ягоды»; «Домашние птицы»; « Дикие птицы»; «Дикие животные зимой»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Поздняя осень. Изменения в природе, Обобщение» 2 период Опора на тематические циклы: « Зима. Зимующие птицы», «Домашние животные зимой», «Дикие животные зимой», «Новый год», «Транспорт»; «Профессии на транспорте», «Мебель»; «Детский сад. Профессии», «Профессии. Швея», «Профессии на стройке», «Наша Армия». 3 период «Ранняя весна», «Комнатные растения», «Аквариумные и пресноводные рыбы», «Наш город. Моя улица. Дом», «Весенние сельскохозяйственные работы», «Космос», «Животные жарких стран», «Сад. Парк. Луг. Лес- наше богатство», «День Победы», «Полевые цветы», «Насекомые», «Времена года. Лето»
Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка). |
|
Состояние грамматического строя речи. |
Формирование грамматических категорий. |
1–2-3период Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет- плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п. Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш); Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных; Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова. Активизация использования простых форм предлогов ( в, на, под, за, над). Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования(названия животных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу (игры-драматизации). Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.
|
|
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Подготовка к овладению навыкам письма и чтения.
|
Совершенствование умения различать на слух гласные звуки выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный; различать гласные и согласные звуки.
Обучение элементам грамоты |
1. Закреплять понятия: звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук. 2. Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный; различать гласные и согласные звуки. 3. Формировать умение различать на слух согласные звуки по признакам «глухость-звонкость», «твёрдость-мягкость»: б-п, п-пь, б-бь, бь-пь, д-т, т-ть, д-дь, дь-ть, г-к, к-кь, г-гь, гь-кь, в-ф, ф-фь, в-вь, вь-фь в ряду звуков, слогов, слов. 4. Закреплять навыка выделения согласных звуков из конца и начала слова. 5. Совершенствовать навыки анализа и синтеза закрытых и открытых слогов (ам, бу, ни), слов из трёх звуков (мак, кит).
Обучение элементам грамоты 1. Закреплять представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. 2. Знакомить с буквами. 3. Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. 4. Обучать узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображённых с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв. 5. Совершенствовать навык осознанного чтения слов и коротких предложений с пройденными буквами. |
|
Развитие познавательных интересов. |
|
|
|
Рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель-логопед: ___________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.