Индивидуальная программа для слабослышащего и позднооглохшего обучающегося 3 класса с интеллектуальными нарушениями по предмету "Речь и альтернативные коммуникации"
Оценка 5

Индивидуальная программа для слабослышащего и позднооглохшего обучающегося 3 класса с интеллектуальными нарушениями по предмету "Речь и альтернативные коммуникации"

Оценка 5
doc
05.02.2020
Индивидуальная программа для слабослышащего и позднооглохшего обучающегося 3 класса с интеллектуальными нарушениями по предмету "Речь и альтернативные коммуникации"
АООП Речь и альтер. ком.doc

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

для обучающихся по адаптированным образовательным программам

«Магаданский областной центр образования № 2»

685910  Магаданская область, Ольский городской округ, пгт. Ола,  ул. Ленина, дом № 54

корпус «А»

  тел. (8 413 41)25955, факс (8 413 41) 23501 e-mail: kor_sckola@list.ru

ИНН/КПП 4901004174/490101001

 

                                                                                                                    

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Ио директора

 

_______________Л.Н. Шуберт

 

 

Индивидуальная программа

для слабослышащего и позднооглохшего обучающегося

  Черникова  Юрия

 

Образовательная область  Язык и альтернативная коммуникация     

                           Предмет    Речь и альтернативная коммуникация

                                Класс ____________3________________

 

                                                    Учитель___   С.А. Ончукова

                                                                             Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

Согласована                                         Согласована

Педагогический совет                         Заместитель директора по УВР

от_______,протокол №___                 _____________М.Ю. Уксусова

 

 

 

 

п.Ола, 2019 год

 

Пояснительная записка

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании со слуховыми расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У слабослышащих детей с  нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих слабослышащих детей  речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно  затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение слабослышащих детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

          Данная программа составлена с учетом индивидуальных особенностей ребенка и рассчитана на год обучения. 31 мая 2017 года в первый класс прибыл Черников Юрий с диагнозом: двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени (состояние после кохлеарной имплантации правого уха (2011г.)), легкая умственная отсталость, системное недоразвитие речи тяжелой степени. Юра обучается в 3 классе ГКОУ «МОЦО №2» и испытывает затруднения в общении с одноклассниками и педагогическими работниками.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. 

Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся:  взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел  «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

    Основные задачи реализации содержания предмета «Речь и  альтернативная коммуникация»:

·         Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.

·         Понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.

·         Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие).

·         Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.

·         Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

·         Обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.

      

Содержание программы:


           Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры). Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.

Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера). Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессивная речь.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы). Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).  Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).

 

Планируемые результаты

Личностные результаты освоения программы могут включать:

1)     основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

2)     социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3)     формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4)     формирование уважительного отношения к окружающим;

5)     овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6)     освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7)     развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8)     формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9)     развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты  должны отражать

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

·        Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

·        Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

·        Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

·        Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

·        Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

·        Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

·        Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

·        Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

ü  использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

ü  пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

ü  общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

·        Узнавание и различение напечатанных слов, обознача­ющих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

·        Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

1)     Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

·        Узнавание и различение образов графем (букв).

·        Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

·        Начальные навыки чтения и письма

2)     Чтение и письмо

·        .начальные навыки чтения и письма

 

Учебно-тематический план

 

Раздел

Кол-

во

часов

Краткое содержание раздела

Требования к уровню

подготовленности учащихся

Коммуникация с использованием вербальных средств

12

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.

Реагирование на собственное имя.

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звук ом (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).

Выражение благодарности звуком (словом, предложением).

 

Уметь выражать звуком, словом «Здравствуй, привет!»

«Доброе утро» Своё имя«Ку-ку!» «Привет! Здравствуй!» «Скажи  - чего ты хочешь?» «Скажи  - чего ты хочешь?» «Да. Нет.» «Ты любишь это?»  «Тебе нравится?» «Спасибо» «Да. Нет» «Буду – не буду» «Ещё будешь?» «Пойдём гулять?» «Ответь мне. А теперь говори ты.» «Пока-пока. Будь здоров. До свидания».

Коммуникация с использованием невербальных средств

11

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответом на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие(прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с  использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,  предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием карточек с напечатанными словами.

 

Уметь выражать согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие); приветствие (прощание)

благодарность, выражение своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Импрессивная речь.

14

Понимание простых по звуковому составу слов. Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет. Понимание обобщающих понятий. Понимание слов, обозначающих действия предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние.

Понимать простые слова: собственное имя мама, папа, дядя имена членов семьи, учащихся класса, педагогов. посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы, лесные, садовые ягоды, цветы и др.

 

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Экспрессивная речь.

13

 Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых комплексов.. Называние собственного имени Называние имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.

 

Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов: мама, папа, дядя и др. Своё имя имена членов семьи учащихся класса, педагогов класса посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.. пить, есть, сидеть, стоять.

 

 

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

14

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения предметов и объектов.

Уметь сообщать собственное имя, мама, папа, дядя, посуда, транспорт и другие понятия.

 

Чтение и письмо. Глобальное чтение.

4

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Чтение слова.

 

 

Уметь узнавать напечатанные слова, соотносить их с картинкой. Осознанное чтение слов.

 

Речь и альтернативная коммуникация

 

Общее количество часов - 68 ч.

В неделю - 2 часа.

1 ЧЕТВЕРТЬ

 

Тема

Кол. часов

Дата

Связь с СБО

Профориентация

1

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.

1

 

 

 

 

2

Реагирование на собственное имя.

 

1

 

 

 

 

 

3

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).

1

 

 

 

4

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).

1

 

 

 

5

Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).

1

 

 

 

6

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).

1

 

 

 

7

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)

1

 

 

 

8

Выражение благодарности звуком (словом, предложением).

1

 

 

 

9

Ответы на вопросы словом (предложением).

1

 

 

 

10

Задавание вопросов предложением.

1

 

 

 

11

Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. 

 

1

 

 

 

12

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

1

 

 

 

13

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответом на вопрос.

 

1

 

 

 

14

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.

1

 

 

 

15

Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с  использованием жеста.

1

 

 

 

16

Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,  предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

1

 

 

 

17

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

1

 

 

 

18

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

1

 

 

 

 

ИТОГО:

18ч

 

 

 

 

2 ЧЕТВЕРТЬ.

 

1

Понимание простых по звуковому составу слов

1

 

.

 

2

Реагирование на собственное имя.

1

 

 

 

3

Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.

1

 

 

 

4

Понимание слов, обозначающих предмет

1

 

 

 

5

Понимание обобщающих понятий

1

 

 

 

6

Понимание слов, обозначающих действия предмета

1

 

 

 

7

Понимание слов, обозначающих признак предмета

1

 

 

 

8

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние

1

 

 

 

9

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак

1

 

 

 

 

10

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов

1

 

 

 

 

11

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении

1

 

 

 

 

12

Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых)

Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых)

1

 

 

 

 

13

Понимание сложных предложений (с союзом и, а, если)

1

 

 

 

 

14

Понимание содержания текста.

1

 

 

 

 

ИТОГО:

14 ч

 

 

 

 

3 ЧЕТВЕРТЬ

 

1

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых комплексов.

1

 

 

 

2

Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов

1

 

 

 

3

Называние собственного имени.

1

 

 

 

4

Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов ).

1

 

 

 

5

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет

1

 

 

 

6

Называние (употребление) обобщающих понятий

1

 

 

 

7

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета

1

 

 

 

8

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета

1

 

 

 

9

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние

1

 

 

 

10

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак

1

 

 

 

11

Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов

1

 

 

 

12

Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении

1

 

 

 

 

 

13

Называние (употребление) простых предложений.

1

 

 

 

14

Называние (употребление) сложных предложений.

1

 

 

 

15

Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

 

 

 

16

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.

1

 

 

 

17

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

1

 

 

 

18

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

 

 

 

19

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях.

1

 

 

 

 

ИТОГО:

19ч

 

 

 

 

4 ЧЕТВЕРТЬ

 

1

Составление рассказа о себе

1

 

 

 

2

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

1

 

 

 

3

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства).

1

 

 

 

4

Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства).

1

 

 

 

5

Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения предметов и объектов

1

 

 

 

6

Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения действия предмета

1

 

 

 

7

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета

1

 

 

 

8

Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения обобщающих понятий

1

 

 

 

9

Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения признака действия, состояния

1

 

 

 

 

10

Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак

1

 

 

 

11

Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов

1

 

 

 

12

Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).

1

 

 

 

 

13

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства

1

 

 

 

 

14

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.

1

 

 

 

15

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации

1

 

 

 

 

16

Чтение слова

1

 

 

 

17

Написание слова по образцу;  по памяти

1

 

 

 

 

ИТОГО:

17ч

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1.      Баряева Л.Б. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», СПБ, 2011г.

2.      Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва, «Техинформ», 1997г.

3.      Течнер С. Введение в альтернативную коммуникацию. Москва, «Теревинф», 2014г.

4.      Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи детей. Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.

5.      Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения.


6.      Скачано с www.znanio.ru

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной центр образования № 2» 685910

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной центр образования № 2» 685910

Пояснительная записка Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека

Пояснительная записка Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека

Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма

Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма

Коммуникация Коммуникация с использованием вербальных средств

Коммуникация Коммуникация с использованием вербальных средств

Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др

Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др

Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др

Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др

Возможные предметные результаты должны отражать 1)

Возможные предметные результаты должны отражать 1)

Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов

Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

В неделю - 2 часа. 1 ЧЕТВЕРТЬ №

В неделю - 2 часа. 1 ЧЕТВЕРТЬ №

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением)

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением)

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа

Реагирование на собственное имя

Реагирование на собственное имя

Понимание сложных предложений (с союзом и, а, если) 1 14

Понимание сложных предложений (с союзом и, а, если) 1 14

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак 1 11

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак 1 11

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства)

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства)

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий 1 9

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий 1 9

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020