Пояснительная записка
Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана в соответствии с:
- положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» в части «создания условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014г.;
- адаптированной основной общеобразовательной программой образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «СОШ № 1» г. Белоярский;
-санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования и условия организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29.12.2010).
Логопедическая работа в школе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства.
Р.И. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Характеристика учащихся с интеллектуальными нарушениями
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза. Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Это проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для учащихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.
Недостатки речевой деятельности этой категории учащихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и носят системный характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи.
Характеристика учащихся с системным недоразвитием речи при умственной отсталости
(по Р.И. Лалаевой)
Нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; словарный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения; имеется нерезко выраженная дисграфия.
Логопедическая характеристика Г. Алии, 02.02.2011 г.р., обучающейся 2В класса
Речевая среда: двуязычие.
Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: наблюдается спастика языка, мышц губ, щёк.
Устная речь: речь смазанная, малоразборчивая, темп замедленный. Фразовая речь отсутствует. Речь представляет собой ограниченное количество слов и звукоподражаний.
Звукопроизношение: нарушено произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков и аффрикат. Палатализация свистящих и шипящих.
Фонематическое восприятие: фонематический слух и фонематическое восприятие нарушены; имеет место смешение звуков, относящихся к разным фонетическим группам.
Звукобуквенный и слоговой анализ/синтез: развития процессы звукобуквенного анализа и синтеза не развиты. Уровень развития процессов слогового анализа/синтеза также недостаточен: может разделить слова на слоги ударами руки по столу. Слоговая структура нарушена. Пространственные представления нарушены: знает понятие «последующий», но не может понять «предыдущий».
Состояние словаря (понимание обращённой речи, соответствует ли возрасту пассивный и активный словарный запас, нет точного значения слов, мало употребляются прилагательные или местоимения и т.д.): активный словарный запас ниже пассивного и ограничен в основном обиходно - бытовой тематикой, не соответствует возрасту; значение употребляемых слов не соответствует их действительному значению; на низком уровне словарь прилагательных и глаголов. Имеет место смешение названий предметов и явлений по семантическому сходству. Обращённую речь понимает, отвечает односложно. Глаголы заменяет на звукоподражания («бай-бай»).
Грамматический строй речи (владение функцией словоизменения, словообразования, наличие аграмматизмов): функциями словообразования и словоизменения не владеет.
Связная речь (какие фразы использует, характер рассказа, наличие языковых и выразительных средств): связная речь отсутствует. Составить предложение может только по наводящим вопросам «кто?», «что делает?», «какой?».
Симптоматика заикания: отсутствует.
Чтение: может прочитать закрытые слоги. Открытые слоги – не читает.
Письмо: только способом «рука в руке».
Логопедическое заключение: системное недоразвитие речи I уровня у ребёнка с легкой УО. Полиморфное нарушение звукопроизношения.
Программа коррекционного курса «От звука к слову»
Пояснительная записка
Данный коррекционный курс разработан для детей с нарушением интеллекта, которые в самостоятельном общении достаточно активно используют целый ряд вербальных средств: отдельные звуки и некоторые их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов, дополняя их жестами, мимикой. Однако речевые средства общения у них крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных, часто лепетных и диффузных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Отмечается явно выраженная несформированность импрессивной стороны речи. Для них затруднительным является понимание как некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др.), так и грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д. Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Низким речевым возможностям детей сопутствует бедный жизненный опыт, ограниченные недифференцированные представления об окружающей жизни, инертность психически-познавательных процессов. Итак, речь детей, обучающихся по данному курсу, малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.
Основное содержание логопедической работы
Формирование общих речевых навыков.
Обучение детей оптимальному для речи типу физиологического дыхания. Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка летит» и др.) и с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [ф], [х], слогов с этими согласными.
Развитие силы голоса (тихо — громко) и модуляций голоса (высоко — низко); правильного умеренного темпа речи.
Формирование первичных представлений об интонационной выразительности речи с помощью эмоционального чтения детям, стихов, простых по содержанию коротких текстов. Обучение интонационному подражанию голосам животных и птиц.
Активизация движений артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения игровых упражнений по подражанию.
Формирование умения передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы. Обучение воспроизведению ритмического рисунка слова с одновременным отстукиванием рукой.
Формирование психологической базы речи.
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.
Закрепление усвоенных объемных и плоскостных геометрических форм. Развитие навыка стереогноза. Закрепление усвоенных величин предметов. Закрепление усвоенных цветов.
Обучение различению предметов по цвету. Обучение классификации предметов и их объединению во множество по одному-двум признакам.
Формирование навыка определения пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади), расположения предмета по отношению к себе. Обучение восприятию и узнаванию предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия по слову).
Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (с использованием предметов, двух-трех предметных картинок, геометрических фигур).
Развитие импрессивной речи.
Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться на восприятии речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции.
Совершенствование понимания речи на основе восприятия целостных словосочетаний, подкрепленных действием («Покажи куклу», «Покажи мячик», «Покажи мишку»; «Покажи куклу» — «Принеси куклу»).
Понимание двухступенчатых инструкций («Подойди к шкафу и возьми мишку», «Возьми ложку и покорми куклу», «Возьми кубики и построй дом»).
Уточнение понимания названия предметов туалета, домашнего обихода, окружающего мира, игрушек, школьных принадлежностей, одежды, обуви, продуктов питания.
Уточнение понимания названий действий, которые ребенок совершает сам и окружающие его люди.
Дальнейшее развитие предметного, предикативного словаря в процессе различения противоположных по значению глаголов (налей — вылей, застегни — расстегни, надень — сними, завязывает — развязывает, закрывает — открывает, залезает — слезает), словаря прилагательных (большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий) и наречий (впереди — сзади, внизу — вверху, высоко — низко, далеко — близко, много — мало).
Обучение пониманию вопросов: Что? Кто? Где? («Покажи, что лежит», «Покажи, кто спит», «Покажи, где лежат игрушки», «Покажи, что гудит, а что звенит», «Покажи, кто спит, а кто сидит», «Покажи, где кошка лежит, а где умывается»).
Соотнесение слов «один — много» с соответствующим количеством предметов и слов «большой — маленький» с величиной предметов.
Обучение пониманию косвенных вопросов с использованием вопросительных слов: «кому, у кого, чем, куда»: («Покажи, кому мама дает молоко», «Покажи, у кого мяч», «Покажи, чем рисует девочка», «Покажи, куда спрятался котенок»).
Обучение пониманию как некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др.), так и грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов.
Методические приемы:
- показывание и называние предметов;
- узнавание по описанию и назначению;
- узнавание действий по картинкам;
- выполнение 2-х ступенчатых инструкций;
- выполнение инструкций по различению ед. и мн. числа;
- понимание вопросов по демонстрируемому действию.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
Развитие элементарных произносительных навыков в работе над гласными [А], [У], [И], [О], [Э] и согласными раннего онтогенеза [П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [Х], [Ф], [В] звуками (без их дифференциации на мягкие и твердые, глухие и звонкие) с опорой на специальные символы звуков.
Закрепление произносительных навыков (в пределах доступного словаря).
Обучение детей узнавать и воспроизводить гласные на основе восприятия их беззвучной артикуляции.
Развитие фонематического восприятия.
Формирование умения различать контрастные гласные ([И — У], [И — О], [А — У], [Э — У]) и близкие по артикуляции согласные звуки в открытых слогах (по участию мягкого неба [М — Б], [Н — Д]; по месту образования [П — Т], [Т — К], [М — Н]).
Формирование у детей звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двухсложных словах, состоящих из открытых слогов в следующей последовательности: с ударением на гласные звуки: [А] (мама, мука, река, маки), [У] (муха, иду, веду), [И] (киса, Нина, нити, сиди), [О] (осы, косы, дома), [Ы] (мыло, дыня).
Обучение восприятию и воспроизведению ритмов простых усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание).
Формирование простого предложения (из двух-трех слов) на основе усвоенных элементов словообразования.
Активизация речи детей за счет практического употребления предложений, состоящих из слов-корней («ди» -иди, уходи, «ту-ту»- поехали, «гу»-гулять).
Обучение детей составлению простых предложений, состоящих:
- из указательного слова (там, туда, этот, вот) и имени существительного в именительном падеже («Вот папа», «Тут Аня»);
- из обращения и глагола в повелительном наклонении («Тата, дай». «Оля, иди».);
- из глагола повелительного наклонения и имени существительного в именительном падеже;
- из модального наречия и глагола в инфинитиве («Буду пить». «Хочу есть». «Можно взять»);
- из обращения, глагола в повелительном наклонении и имени существительного в именительном падеже («Папа, на мяч»);
Формирование умения отвечать на вопросы полным ответом.
Формирование умения заканчивать, начатое педагогом предложение с опорой на картинку.
Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «От звука к слову»
· усиление у ребёнка потребности в общении, заинтересованность в использовании некоторых средств альтернативной и/или дополнительной коммуникации;
· расширение артикуляционных возможностей, обогащение подражательной речевой деятельности, воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов;
· увеличение числа простых, часто слышимых слов, используемых в целях коммуникации, преобладание общеупотребительных слов над лепетными;
· улучшение понимания обращенной речи, обогащение словарного запаса;
· употребление простых грамматических категорий, выполняющих смыслоразличительную функцию;
· использование коммуникативно-значимой односложной фразы («дай», «иди»);
· улучшение речевых возможностей ребенка в практике импрессивной и/или экспрессивной речи как для решения повседневных жизненных задач, соответствующих возрасту так и для решения учебных задач и обогащения личного опыта ребенка.
Организация обучения.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут.
Перспективный план работы с Г. Алиёй на 2019-2020 учебный год
№ |
Основные задачи |
Содержание работы |
1. |
Формирование общих речевых навыков
|
o развитие речевого дыхания o развитие силы голоса o формирование первичных представлений об интонационной выразительности речи o активизация движений артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры o развитие чувства ритма |
2. |
Формирование психологической базы речи |
o развитие слухового восприятия o развитие зрительного восприятия o развитие внимания и памяти o развитие пространственных представлений o развитие умения классифицировать предметы |
3. |
Развитие импрессивной речи |
o развитие умения слушать речь и давать ответные реакции o развитие понимания речи o развитие предметного и предикативного словаря o развитие понимания косвенных вопросов с использованием вопросительных слов |
4. |
Преодоление фонетических и фонематических недостатков речи |
o развитие элементарных произносительных навыков o развитие фонематического восприятия o формирование простейших навыков звукового анализа o формирование звукослоговой структуры слова |
5. |
Формирование простой фразы |
o формирование умения составлять простую фразу из слов-корней o развитие умения отвечать на вопросы o формирование умения закончить предложение, начатое педагогом |
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для Г. Алии
на 2019 – 2020 учебный год
№ п/п |
Кол-во часов |
Тема |
Содержание коррекционной работы |
Коррекция неречевых процессов |
I четверть (12 ч.) |
||||
1. |
2 ч. |
Обследование понимания речи, звукопроизношения, артикуляционной моторики, возможностей речевого подражания. |
||
2. |
2 ч. |
Звуки [б], [бꞌ]. |
Звукоподражания: «бе», «бом», «би-би», «буль». |
Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики. Развитие слухового внимания. |
3. |
2 ч. |
Звуки [б], [бꞌ]. |
Звукоподражания. Эмоциональные восклицания: «бай», «бо-бо», «бух». |
Развитие силы голоса и речевого дыхания. Развитие графомоторных навыков. |
4. |
1 ч. |
Звуки [б], [бꞌ]. |
Однословная фраза с эмоциональным восклицанием. |
Развитие речевого дыхания, силы голоса и интонации. |
5. |
1 ч. |
Звуки [б], [бꞌ]. |
Отработка звуков [б], [бꞌ] в словах. Работа с текстом «Баба». |
Развитие умения вслушиваться в речь. Развитие понимания речи и слухового внимания. |
6. |
3 ч. |
Звуки [в], [вꞌ]. |
Развитие общей и артикуляционной моторики. Имитация звуков ветра. Работа с голосом. |
Развитие силы голоса и речевого дыхания. Развитие графомоторных навыков. |
7. |
1 ч. |
Звуки [в], [вꞌ]. |
Учимся произносить слова: вата, вода, Витя, Вова. Дифференциация слов по первому слогу. |
Развитие фонематического восприятия и звукослогового анализа. Слогоритмическая структура слова. |
II четверть (16 ч.) |
||||
8. |
2 ч. |
Звуки [в], [вꞌ]. |
Учимся произносить слова: вата, вода, Витя, Вова. Дифференциация слов по первому слогу. |
Развитие фонематического восприятия и звукослогового анализа. Слогоритмическая структура слова. |
9. |
2 ч. |
Звуки [в], [вꞌ]. Работа с текстом «Вова». |
Учимся произносить слова: вата, вода, Витя, Вова. |
Развитие фонематического восприятия и звукослогового анализа. Фомирование умения заканчивать слово, начатое педагогом. |
10. |
3 ч. |
Глаголы сидит, ест, бежит, идет, стоит. |
Построение простой фразы в повелительном наклонении. Однословная фраза с эмоциональным восклицанием. |
Развитие предикативного словарного запаса и коммуникативной функции речи. |
11. |
2 ч. |
Звуки [к], [кꞌ]. |
Звукоподражания «ку-ку», «ко-ко», «кар», «кря». Дифференциация понятий «живое» - «неживое». |
Развитие общей и артикуляционной моторики. Развитие графомоторных навыков. |
12. |
2 ч. |
Звуки [к], [кꞌ]. |
Звукоподражания «ку-ку», «кач-кач», «кап-кап». |
Развитие силы голоса, речевого дыхания и интонации. Развитие коммуникативной функции речи.
|
13. |
2 ч. |
Звуки [к], [кꞌ]. |
Слова: Катя, Котя, киса, Коля. |
Развитие умения слушать речь и давать ответные реакции. |
14. |
3 ч. |
Активизация устной речи. |
Употребление фраз на основе ранее отработанного речевого материала. « Катя бух» «Киса оп». «Котя кач-кач». |
Формирование умения заканчивать предложение, начатое педагогом. Развитие коммуникативной функции речи. |
III четверть (20 ч.) |
||||
15. |
3 ч. |
Объединение предметов по смыслу. |
Сопровождение действий доступной речью («кап», «би», «ам», «пух»). |
Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики. Развитие словарного запаса. Развитие умения классифицировать предметы по общему признаку. Игра «Кто лишний». |
16. |
2 ч. |
Понятия «большой-маленький». |
Голосовая модуляция: «ООО!», «пи-пи-пи». |
Развитие интонации и силы голоса. Развитие умения классифицировать предметы. |
17. |
3 ч. |
Звери и их детеныши. Накорми животных. |
Названия животных. Звукоподражания. |
Игра «Кто что ест». Развитие пассивного словарного запаса. Умение отвечать на вопросы. |
18. |
2 ч. |
Звуки: [г], [гꞌ]. |
Звукоподражания «га-га», «гуля», «иго-го». Артикуляционные упражнения для звуков [г], [гꞌ]. |
Развитие понимания речи. Совершенствование артикуляционной моторики и речевого дыхания. |
19. |
3 ч. |
Звуки: [г], [гꞌ]. |
«Гоп»- едем на лошадке. Дифференциация гласного звука «о» в слогах. |
Развитие фонематического восприятия и звукослогового анализа. Развитие умения слушать речь и давать ответные реакции. |
20. |
2 ч. |
Животные. |
Употребление простых глаголов. |
Развитие номинативного и предикативного словаря. |
21. |
3 ч. |
Звуки [х], [хꞌ]. |
Звуковой анализ слога «Ух». |
Развитие фонематического восприятия и звукового анализа. Развитие умения слушать речь и давать ответные реакции. |
22. |
2 ч. |
Звуки [х], [хꞌ]. |
Употребление эмоциональных восклицаний: «Ах», «Ох», «Ух»! |
Развитие понимания речи. Совершенствование артикуляционной моторики и речевого дыхания. Развитие интонационной выразительности речи. |
IV четверть (16 ч.) |
||||
23. |
2 ч. |
Звуки [т], [тꞌ]. |
Звукоподражания: «тюк» (топор), «тик-так», «ту», «тук». Соотнесения слова с картинкой. |
Развитие понимания речи. Совершенствование артикуляционной моторики и речевого дыхания. Развитие графомоторных навыков. Развитие коммуникативной функции речи. |
24. |
1 ч. |
Звуки [т], [тꞌ]. |
Эмоциональное восклицание «топ». Употребление фраз «Папа топ», «Тетя топ» и т.п. |
Развитие чувства ритма, речевого дыхания и интонации. |
25. |
2 ч. |
Звуки [т], [тꞌ]. |
Употребление слов: «Тата», «Толя», «Тома», «тетя», «Котя», «Катя». |
Активизация движений артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры. Развитие звукослоговой структуры слова.
|
26. |
2 ч. |
Звуки [т], [тꞌ]. |
Простейшие чистоговорки. Работа с ритмом. |
Развитие произносительных навыков и чувства ритма. |
27. |
4 ч. |
Звуки вокруг нас. |
Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях. Функциональное назначение предметов. |
Совершенствование имеющихся произносительных навыков. Развитие умения слушать речь и реагировать на неё. |
28. |
3 ч. |
Звуки [н], [нꞌ]. |
Звукоподражание: «Но». |
Развитие понимания речи. Совершенствование артикуляционной моторики и речевого дыхания. Развитие графомоторных и произносительных навыков. |
29. |
2 ч. |
Звуки [н], [нꞌ]. |
Эмоциональное восклицание: «На»! Употребление фраз; «На, тётя», «На, Котя». |
Развитие чувства ритма, речевого дыхания и интонации. |
Мониторинг динамики речевого развития ребёнка. |
Материально-техническое обеспечение программы
Кабинет, в котором проводятся логопедические занятия с обучающимися со сложной структурой дефекта соответствует общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области: соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности; обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий; соблюдения пожарной и электробезопасности; соблюдения требований охраны труда.
Список использованной литературы
1. Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
2. Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
3. РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 2015 «Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ».
4. Г.А. Волкова "Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Санкт-Петербург изд-во "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2008 г.
5. С.В. Волкова, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова, Л.В. Лопатина, Е.А. Логинова, И.А. Смирнова. "Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью". Санкт-Петербург "Образование". 1996 г.
6. Н.В. Дурова. "Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки". Москва "Мозаика-Синтез».
7. Ефименкова Л.Н., Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей - олигофренов». – М,: «Просвещение»,1970 г.
8. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011 г.
9. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.
10. С.Д. Забрамная "Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей". Москва "Просвещение" "Владос", 1995г.
11. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – М.: В. Секачев, 2012.
12. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
13. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
14. Лалаева Р.И. "Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников". Ленинград, 1968.
15. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. факультетов пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – Кн. 4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия.
2003.
16. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
17. Е.Ф. Соботович "Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией)". Москва"Классик Стиль", 2003.
18. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ:1993.
19. Царев А.М. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС.
20. Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
Тематические интернет-сайты
http://vk.com/rechecvetik Группа в социальной сети «ВКонтакте» «Речецветик» (для логопедов)
http://vk.com/roditeli_i Группа в социальной сети «ВКонтакте» «Родители и педагоги. Наши дети» для педагогов и родителей
http://vk.com/club16103720 Группа в социальной сети «ВКонтакте» «РЦ «Логопед Плюс» для логопедов и людей, заинтересованных в развитии речи
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.