Индивидуальная программа логопедического сопровождения для ребёнка ОВЗ (легкая степень интеллектуальной недостаточности)2-го года обучения обучения
Оценка 4.9

Индивидуальная программа логопедического сопровождения для ребёнка ОВЗ (легкая степень интеллектуальной недостаточности)2-го года обучения обучения

Оценка 4.9
Образовательные программы +1
docx
математика +2
10.03.2020
Индивидуальная программа логопедического сопровождения для ребёнка ОВЗ  (легкая степень интеллектуальной недостаточности)2-го года обучения обучения
Данная программа может быть полезна для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность
Инд. пр-ма логоп. сопр..docx

 

 

Пояснительная записка

           

  Индивидуальная программа логопедического сопровождения  разработана в соответствии с:

- положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» в части «создания условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».

- ФГОС образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014г.;

- адаптированной основной общеобразовательной программой образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «СОШ № 1» г. Белоярский;

-санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования и условия организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29.12.2010).

           

Логопедическая работа в школе с детьми, имеющими   интеллектуальные нарушения, является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства.

       Р.И. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

Характеристика учащихся с интеллектуальными нарушениями

Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза. Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Это проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для учащихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.

     Недостатки речевой деятельности этой категории учащихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.

     Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и носят системный характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи.

 

Характеристика учащихся с системным недоразвитием речи  при умственной отсталости

(по Р.И. Лалаевой)

     Нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; словарный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения; имеется нерезко выраженная дисграфия.

 

Логопедическая характеристика Г. Алии, 02.02.2011 г.р., обучающейся 2В класса

 

          Речевая среда: двуязычие.

     Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: наблюдается спастика языка, мышц губ, щёк.

     Устная речь: речь смазанная, малоразборчивая, темп замедленный. Фразовая речь отсутствует. Речь представляет собой ограниченное количество слов и звукоподражаний.

     Звукопроизношение: нарушено произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков и аффрикат. Палатализация свистящих и шипящих.

     Фонематическое восприятие: фонематический слух и фонематическое восприятие  нарушены;  имеет место смешение звуков, относящихся к разным фонетическим группам.

     Звукобуквенный и слоговой анализ/синтез: развития процессы звукобуквенного анализа и синтеза не развиты. Уровень  развития  процессов слогового анализа/синтеза также недостаточен: может разделить слова на слоги ударами руки по столу. Слоговая структура нарушена. Пространственные представления нарушены: знает понятие «последующий», но не может понять «предыдущий».

          Состояние словаря (понимание обращённой речи, соответствует ли возрасту пассивный и  активный словарный запас, нет  точного значения слов, мало употребляются прилагательные или местоимения и т.д.): активный словарный запас ниже пассивного и ограничен в основном обиходно - бытовой тематикой,  не соответствует возрасту; значение употребляемых слов не соответствует их действительному значению; на низком уровне словарь прилагательных и глаголов. Имеет место смешение  названий предметов и явлений по семантическому сходству. Обращённую речь понимает, отвечает односложно. Глаголы заменяет на звукоподражания («бай-бай»).

     Грамматический строй речи (владение функцией словоизменения, словообразования, наличие аграмматизмов): функциями словообразования и словоизменения не владеет.

     Связная речь (какие фразы использует, характер рассказа, наличие языковых и выразительных средств): связная речь отсутствует. Составить предложение может только по наводящим вопросам «кто?», «что делает?», «какой?».

     Симптоматика заикания: отсутствует.

     Чтение: может прочитать закрытые слоги. Открытые слоги – не читает.

     Письмо: только способом «рука в руке».

     Логопедическое заключение:  системное недоразвитие речи I уровня у ребёнка с легкой УО.  Полиморфное нарушение звукопроизношения.

 

Программа коррекционного курса  «От звука к слову»

Пояснительная записка

Данный коррекционный курс разработан для детей с нарушением интеллекта, которые в самостоятельном общении достаточно активно используют целый ряд вербальных средств: отдельные звуки и некоторые их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов, дополняя их жестами, мимикой. Однако речевые средства общения у них крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных, часто лепетных и диффузных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Отмечается явно выраженная несформированность импрессивной стороны речи. Для них затруднительным является понимание как некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др.), так и грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д. Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Низким речевым возможностям детей сопутствует бедный жизненный опыт, ограниченные недифференцированные представления об окружающей жизни, инертность психически-познавательных процессов. Итак, речь детей, обучающихся по данному курсу, малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.

 

Основное содержание логопедической работы

Формирование общих речевых навыков.

Обучение детей оптимальному для речи типу физиологического дыхания. Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка летит» и др.) и с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [ф], [х], слогов с этими согласными.

Развитие силы голоса (тихо — громко) и модуляций голоса (высоко — низко); правильного умеренного темпа речи.

Формирование первичных представлений об интонационной выразительности речи с помощью эмоционального чтения детям, стихов, простых по содержанию коротких текстов. Обучение интонационному подражанию голосам животных и птиц.

Активизация движений артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения игровых упражнений по подражанию.

Формирование умения передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы. Обучение воспроизведению ритмического рисунка слова с одновременным отстукиванием рукой.

Формирование психологической базы речи.

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.

Закрепление усвоенных объемных и плоскостных геометрических форм. Развитие навыка стереогноза. Закрепление усвоенных величин предметов. Закрепление усвоенных цветов.

Обучение различению предметов по цвету. Обучение классификации предметов и их объединению во множество по одному-двум признакам.

Формирование навыка определения пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади), расположения предмета по отношению к себе. Обучение восприятию и узнаванию предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия по слову).

Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (с использованием предметов, двух-трех предметных картинок, геометрических фигур).

Развитие импрессивной речи.

Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться на восприятии речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции.

Совершенствование понимания речи на основе восприятия целостных словосочетаний, подкрепленных действием («Покажи куклу», «Покажи мячик», «Покажи мишку»; «Покажи куклу» — «Принеси куклу»).

Понимание двухступенчатых инструкций («Подойди к шкафу и возьми мишку», «Возьми ложку и покорми куклу», «Возьми кубики и построй дом»).

Уточнение понимания названия предметов туалета, домашнего обихода, окружающего мира, игрушек, школьных принадлежностей, одежды, обуви, продуктов питания.

Уточнение понимания названий действий, которые ребенок совершает сам и окружающие его люди.

Дальнейшее развитие предметного, предикативного словаря в процессе различения противоположных по значению глаголов (налей — вылей, застегни — расстегни, надень — сними, завязывает — развязывает, закрывает — открывает, залезает — слезает), словаря прилагательных (большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий) и наречий (впереди — сзади, внизу — вверху, высоко — низко, далеко — близко, много — мало).

Обучение пониманию вопросов: Что? Кто? Где? («Покажи, что лежит», «Покажи, кто спит», «Покажи, где лежат игрушки», «Покажи, что гудит, а что звенит», «Покажи, кто спит, а кто сидит», «Покажи, где кошка лежит, а где умывается»).

Соотнесение слов «один — много» с соответствующим количеством предметов и слов «большой — маленький» с величиной предметов.

Обучение пониманию косвенных вопросов с использованием вопросительных слов: «кому, у кого, чем, куда»:  («Покажи, кому мама дает молоко», «Покажи, у кого мяч», «Покажи, чем рисует девочка», «Покажи, куда спрятался котенок»).

Обучение пониманию как некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др.), так и грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов.

Методические приемы:

- показывание и называние предметов;

- узнавание по описанию и назначению;

- узнавание действий по картинкам;

- выполнение 2-х ступенчатых инструкций;

- выполнение инструкций по различению ед. и мн. числа;

            - понимание вопросов по демонстрируемому действию.

Коррекция нарушений фонетической стороны речи.

Развитие элементарных произносительных навыков в работе над гласными [А], [У], [И], [О], [Э] и согласными раннего онтогенеза [П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [Х], [Ф], [В] звуками (без их дифференциации на мягкие и твердые, глухие и звонкие) с опорой на специальные символы звуков.

Закрепление произносительных навыков (в пределах доступного словаря).

Обучение детей узнавать и воспроизводить гласные на основе восприятия их беззвучной артикуляции.

Развитие фонематического восприятия.

Формирование умения различать контрастные гласные ([И — У], [И — О], [А — У], [Э — У]) и близкие по артикуляции согласные звуки в открытых слогах (по участию мягкого неба [М — Б], [Н — Д]; по месту образования [П — Т], [Т — К], [М — Н]).

Формирование у детей звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двухсложных словах, состоящих из открытых слогов в следующей последовательности: с ударением на гласные звуки: [А] (мама, мука, река, маки), [У] (муха, иду, веду), [И] (киса, Нина, нити, сиди), [О] (осы, косы, дома), [Ы] (мыло, дыня).

Обучение восприятию и воспроизведению ритмов простых усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание).

Формирование простого предложения (из двух-трех слов) на основе усвоенных элементов словообразования.

Активизация речи детей за счет практического употребления предложений, состоящих из слов-корней («ди» -иди, уходи, «ту-ту»- поехали, «гу»-гулять).

Обучение детей составлению простых предложений, состоящих:

- из указательного слова (там, туда, этот, вот) и имени существительного в именительном падеже («Вот папа», «Тут Аня»);

- из обращения и глагола в повелительном наклонении («Тата, дай». «Оля, иди».);

- из глагола повелительного наклонения и имени существительного в именительном падеже;

- из модального наречия и глагола в инфинитиве («Буду пить». «Хочу есть». «Можно взять»);

- из обращения, глагола в повелительном наклонении и имени существительного в именительном падеже («Папа, на мяч»);

Формирование умения отвечать на вопросы полным ответом.

Формирование умения заканчивать, начатое педагогом предложение с опорой на картинку.

 

 

 

Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «От звука к слову»

·          усиление у ребёнка потребности в общении,  заинтересованность в использовании некоторых средств альтернативной и/или дополнительной коммуникации;

·         расширение артикуляционных возможностей, обогащение подражательной речевой деятельности, воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов;

·         увеличение числа простых, часто слышимых слов, используемых в целях коммуникации, преобладание общеупотребительных слов над лепетными;

·         улучшение понимания обращенной речи, обогащение словарного запаса;

·         употребление простых грамматических категорий, выполняющих смыслоразличительную функцию;

·         использование коммуникативно-значимой односложной  фразы («дай», «иди»);

·         улучшение речевых возможностей ребенка в практике импрессивной и/или экспрессивной речи как для решения повседневных жизненных задач, соответствующих возрасту так и для решения учебных задач и  обогащения личного опыта ребенка.

 

Организация обучения.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут.

Перспективный план работы с Г.  Алиёй на 2019-2020 учебный год

 

Основные задачи

Содержание работы

1.

Формирование общих речевых навыков

 

o   развитие речевого дыхания

o   развитие силы голоса

o   формирование первичных представлений об интонационной выразительности речи

o   активизация движений артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры

o   развитие чувства ритма

2.

Формирование психологической базы речи

o   развитие слухового восприятия

o   развитие зрительного восприятия

o   развитие внимания и памяти

o   развитие пространственных представлений

o   развитие умения классифицировать предметы

3.

Развитие импрессивной речи

o   развитие умения слушать речь и давать ответные реакции

o   развитие понимания речи

o   развитие предметного и предикативного словаря

o   развитие понимания косвенных вопросов с использованием вопросительных слов

4.

Преодоление фонетических и фонематических недостатков речи

o   развитие элементарных произносительных навыков

o   развитие фонематического восприятия

o   формирование простейших навыков звукового анализа

o   формирование звукослоговой структуры слова

5.

Формирование простой фразы

o   формирование умения составлять  простую фразу из слов-корней

o   развитие умения отвечать на вопросы

o   формирование умения закончить предложение, начатое педагогом

 

 

 

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий  для Г.  Алии

на 2019 – 2020 учебный год

№ п/п

Кол-во часов

Тема

Содержание коррекционной работы

Коррекция неречевых процессов

I четверть (12 ч.)

1.

2 ч.

Обследование понимания речи, звукопроизношения, артикуляционной моторики, возможностей речевого подражания.

2.

2 ч.

Звуки [б], [бꞌ].

Звукоподражания: «бе», «бом», «би-би», «буль».

Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики.  Развитие слухового внимания.

3.

2 ч.

Звуки [б], [бꞌ].

Звукоподражания. Эмоциональные восклицания: «бай», «бо-бо», «бух».

Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Развитие графомоторных навыков.

4.

1 ч.

Звуки [б], [бꞌ].

Однословная фраза с эмоциональным восклицанием.

Развитие речевого дыхания, силы голоса и интонации.

5.

1 ч.

Звуки [б], [бꞌ].

Отработка звуков [б], [бꞌ] в словах. Работа с текстом «Баба».

Развитие умения вслушиваться в речь. Развитие понимания речи и слухового внимания.

6.

3 ч.

Звуки [в], [вꞌ].

Развитие общей и артикуляционной моторики. Имитация звуков ветра. Работа с голосом.

Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Развитие графомоторных навыков.

7.

1 ч.

Звуки [в], [вꞌ].

Учимся произносить слова: вата, вода, Витя, Вова. Дифференциация слов по первому слогу.

Развитие фонематического восприятия и звукослогового анализа. Слогоритмическая структура слова.

II четверть (16 ч.)

8.

2 ч.

Звуки [в], [вꞌ].

Учимся произносить слова: вата, вода, Витя, Вова. Дифференциация слов по первому слогу.

Развитие фонематического восприятия и звукослогового анализа. Слогоритмическая структура слова.

9.

2 ч.

Звуки [в], [вꞌ]. Работа с текстом «Вова».

Учимся произносить слова: вата, вода, Витя, Вова.

Развитие фонематического восприятия и звукослогового анализа. Фомирование умения заканчивать слово, начатое педагогом.

10.

3 ч.

Глаголы сидит, ест, бежит, идет, стоит.

Построение простой фразы в повелительном наклонении.

Однословная фраза с эмоциональным восклицанием.

Развитие предикативного словарного запаса и  коммуникативной функции речи.

11.

2 ч.

Звуки [к], [кꞌ].

 Звукоподражания «ку-ку», «ко-ко», «кар», «кря». Дифференциация понятий «живое» - «неживое».

Развитие общей и артикуляционной моторики. Развитие графомоторных навыков.

12.

2 ч.

Звуки [к], [кꞌ].

Звукоподражания «ку-ку», «кач-кач», «кап-кап».

Развитие силы голоса, речевого дыхания и интонации. Развитие коммуникативной функции речи.

 

13.

2 ч.

Звуки [к], [кꞌ].

Слова: Катя, Котя, киса, Коля.

Развитие умения слушать речь и давать ответные реакции.

14.

3 ч.

Активизация устной речи.

Употребление фраз на основе ранее отработанного речевого материала. « Катя бух» «Киса оп». «Котя  кач-кач».

Формирование умения заканчивать предложение, начатое педагогом. Развитие коммуникативной функции речи.

III четверть (20 ч.)

15.

3 ч.

Объединение предметов по смыслу.

Сопровождение действий доступной речью («кап», «би», «ам», «пух»).

Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики.  Развитие словарного запаса. Развитие умения классифицировать предметы по общему признаку. Игра «Кто лишний».

16.

2 ч.

Понятия «большой-маленький».

Голосовая модуляция: «ООО!», «пи-пи-пи».

Развитие интонации и силы голоса. Развитие умения классифицировать предметы.

17.

3 ч.

Звери и их детеныши. Накорми животных.

Названия животных. Звукоподражания.

Игра «Кто что ест». Развитие пассивного словарного запаса. Умение отвечать на вопросы.

18.

2 ч.

Звуки: [г], [гꞌ].  

Звукоподражания «га-га», «гуля», «иго-го». Артикуляционные упражнения для звуков  [г], [гꞌ].

Развитие понимания речи. Совершенствование артикуляционной моторики и речевого дыхания.

19.

3 ч.

 Звуки: [г], [гꞌ].

«Гоп»- едем на лошадке. Дифференциация гласного звука «о» в слогах.

Развитие фонематического восприятия и звукослогового анализа. Развитие умения слушать речь и давать ответные реакции.

20.

2 ч.

Животные.

Употребление простых глаголов.

Развитие номинативного и предикативного словаря.

21.

3 ч.

Звуки [х], [хꞌ].

Звуковой анализ слога «Ух».

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа. Развитие умения слушать речь и давать ответные реакции.

22.

2 ч.

Звуки [х], [хꞌ].

Употребление эмоциональных восклицаний: «Ах», «Ох», «Ух»!

Развитие понимания речи. Совершенствование артикуляционной моторики и речевого дыхания. Развитие интонационной выразительности речи.

IV четверть (16 ч.)

23.

2 ч.

Звуки [т], [тꞌ].

Звукоподражания: «тюк» (топор), «тик-так», «ту», «тук». Соотнесения слова с картинкой.

Развитие понимания речи. Совершенствование артикуляционной моторики и речевого дыхания. Развитие графомоторных навыков. Развитие коммуникативной функции речи.

24.

1 ч.

Звуки [т], [тꞌ].

Эмоциональное восклицание «топ». Употребление фраз «Папа топ», «Тетя топ» и т.п.

Развитие чувства ритма, речевого дыхания и интонации.

25.

2 ч.

Звуки [т], [тꞌ].

Употребление слов: «Тата», «Толя», «Тома», «тетя», «Котя», «Катя».

Активизация движений артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры. Развитие звукослоговой структуры слова.

 

26.

2 ч.

Звуки [т], [тꞌ].

Простейшие чистоговорки. Работа с ритмом.

Развитие произносительных навыков и чувства ритма.

27.

4 ч.

Звуки вокруг нас.

Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях. Функциональное назначение предметов.

Совершенствование имеющихся произносительных навыков.

Развитие умения слушать речь и реагировать на неё.

28.

3 ч.

Звуки [н], [нꞌ].

Звукоподражание: «Но».

Развитие понимания речи. Совершенствование артикуляционной моторики и речевого дыхания. Развитие графомоторных и произносительных навыков.

29.

2 ч.

Звуки [н], [нꞌ].

Эмоциональное восклицание: «На»! Употребление фраз; «На, тётя», «На, Котя».

Развитие чувства ритма, речевого дыхания и интонации.

Мониторинг динамики  речевого развития ребёнка.

 

 

 

Материально-техническое обеспечение программы

Кабинет, в котором проводятся логопедические занятия с обучающимися со сложной структурой дефекта соответствует общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:  соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;  обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;  соблюдения пожарной и электробезопасности; соблюдения требований охраны труда.

 

Список использованной литературы

1.         Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

2. Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15)

3.         РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 2015 «Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ».

4.  Г.А. Волкова "Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Санкт-Петербург изд-во "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2008 г.

5. С.В. Волкова, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова, Л.В. Лопатина, Е.А. Логинова, И.А. Смирнова. "Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью". Санкт-Петербург "Образование". 1996 г.

6. Н.В. Дурова. "Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки". Москва "Мозаика-Синтез».

7. Ефименкова Л.Н., Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей - олигофренов». – М,:  «Просвещение»,1970 г.

8. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011 г.

9. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.

10. С.Д. Забрамная "Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей". Москва "Просвещение" "Владос", 1995г.

11. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – М.: В. Секачев, 2012.

12. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.

13. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

14. Лалаева Р.И. "Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников". Ленинград, 1968.

15. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. факультетов пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – Кн. 4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия.

2003.

16. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

17. Е.Ф. Соботович "Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией)". Москва"Классик Стиль", 2003.

18. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ:1993.

19. Царев А.М. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС.

20. Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.

 

       Тематические интернет-сайты

http://vk.com/rechecvetik  Группа в социальной сети «ВКонтакте»  «Речецветик» (для логопедов)

http://vk.com/roditeli_i  Группа в социальной сети «ВКонтакте»  «Родители и педагоги. Наши дети»  для педагогов и родителей

http://vk.com/club16103720 Группа в социальной сети «ВКонтакте»  «РЦ «Логопед Плюс»  для логопедов и людей, заинтересованных в развитии речи

 


 

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Характеристика учащихся с системным недоразвитием речи при умственной отсталости (по

Характеристика учащихся с системным недоразвитием речи при умственной отсталости (по

Однако речевые средства общения у них крайне ограничены

Однако речевые средства общения у них крайне ограничены

Дальнейшее развитие предметного, предикативного словаря в процессе различения противоположных по значению глаголов (налей — вылей, застегни — расстегни, надень — сними, завязывает — развязывает, закрывает…

Дальнейшее развитие предметного, предикативного словаря в процессе различения противоположных по значению глаголов (налей — вылей, застегни — расстегни, надень — сними, завязывает — развязывает, закрывает…

Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «От звука к слову» · усиление у ребёнка потребности в общении , заинтересованность в использовании некоторых средств альтернативной и/или дополнительной…

Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «От звука к слову» · усиление у ребёнка потребности в общении , заинтересованность в использовании некоторых средств альтернативной и/или дополнительной…

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для

Активизация устной речи. Употребление фраз на основе ранее отработанного речевого материала

Активизация устной речи. Употребление фраз на основе ранее отработанного речевого материала

Звуки [т], [тꞌ]. Употребление слов: «Тата», «Толя», «Тома», «тетя», «Котя», «Катя»

Звуки [т], [тꞌ]. Употребление слов: «Тата», «Толя», «Тома», «тетя», «Котя», «Катя»

Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения /

Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2020