ГБПОУ «Варгашинский образовательный центр»
«Рассмотрено» на заседании _____________________ Протокол № ___ от «____»_________2023г.
|
«Согласовано» Заведующий общеобразовательной школой-интерната ______________
«____»______2023 г
|
«Утверждаю» Директор
____________ от «____»____2023 г
|
Индивидуальная рабочая программа учебного
предмета «Рисование (изобразительное искусство)»
для 4 класса (ФИ ребёнка)
Автор составитель: Банникова Ольга Сергеевна,
учитель начальных классов
Варгаши, 2023 г.
Пояснительная записка
Индивидуальная рабочая программа составлена на обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 для обучения на дому.
Данная программа составлена на основе основной рабочей программы по рисованию (изобразительному искусству) 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Рисование (изобразительное искусство)» входит в предметную область «Искусство», изучается на уровне начального общего образования. В учебном плане у ФИ ребёнка на изучение учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)» выделено 0,5 ч. в неделю, итого в год – 17 часов.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты соответствуют основной рабочей программе по рисованию (изобразительному искусству) 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
Предметные результаты соответствуют минимальному уровню основной рабочей программы по рисованию (изобразительному искусству) 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
Содержание программы по учебному предмету
«Рисование (изобразительное искусство)»
4 класс
количество часов - 17 часов
Закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плоскости, учитывать протяженность листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; закрепление умения учитывать необходимость соответствия размера рисунка и величины листа бумаги.
Формирование умения самостоятельно планировать свою изобразительную деятельность (лепка, работу над аппликацией, рисование).
Рисование на темы: "Осень. Птицы улетают".
Формирование представлений о строении тела животных и способах изображения некоторых животных в лепке и аппликации (с опорой на образы дымковских игрушек: "Лошадка", "Гусь" или др.).
Формирование элементарных представлении о явлениях симметрии и асимметрии в природе. Знакомство с осевой симметрией на примере строения насекомых (бабочка, стрекоза, жук).
Расширение представлений учащегося о цвете и красках: работа над понятиями "основные" ("главные") цвета - красный, синий, желтый и "составные цвета" (как цвета, которые можно составить из основных, главных цветов - зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый).
Развитие технических навыков работы красками. Закрепление приемов получения смешанных цветов на палитре.
Работа в цвете на темы: "Осень. Птицы улетают", "Скворечник на березе. Весна", "Деревня. Дома и деревья в деревне летом". (Использование расширенных знаний учащегося о цвете, закрепление приемов получения светлых оттенков цвета при изображении кеба, земли, стволов деревьев).
Тематическое планирование с определением учебной деятельности
по предмету Рисование (изобразительное искусство)
4 класс
общее число часов – 17 часов
№ п/п |
Тема, раздел |
Кол –во час |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
Аппликация из обрывков цветной бумаги «Дети собирают грибы в лесу» |
1 |
Рассматривание картин об осени. Составление целого изображения дерева (по усмотрению) способом обрыва кусков бумаги формы ствола, веток, кроны в виде цветового пятна. Закрепление трудовых навыков, знакомство с аппликацией способом обрыва кусков бумаги; умение передавать форму, строение и пропорции дерева посредством аппликации |
2 |
Рисуй похоже, как видишь (с натуры)
|
1 |
Рассматривание картин Л.да Винчи «Дубовая ветвь с желудями», Ф.Толстого «Ягоды красной и белой смородины». Иллюстрации листков дуба, смородины. Умение рисовать лист с помощью шаблона или по точкам. Рисование листков дуба, смородины (акварельными красками). |
3 |
Цвет листьев зелёный – светлый и тёмный. |
1 |
Наблюдение за частями листа, работа акварелью по мокрой бумаге, получение оттенков цветов, подбор цветовых сочетаний. Аппликация «Листья берёзы на солнышке». Дорисовывание картинки «Листья берёзы на солнышке». |
4 |
Рисование « Веточка с листьями в тени» |
1 |
Знакомство с приёмами осветления цвета с помощью белил или разведения краски водой, получения некоторых оттенков ( светло-зелёный, жёлто- зелёный, тёмно- зелёный и т.п.) Раскрашивание – « Веточка с листьями в тени». |
5 |
Как рисуют природу (пейзаж).
|
1 |
Обучение восприятию произведений искусства. Рассматривание картин Картины: А. Саврасов «Просёлок», К. Шебеко «Весенний хоровод»,И.Левитан «Озеро Русь» |
6 |
Рисование деревьев и домика (акварель) |
1 |
Знакомство с приёмом рисования близко, подальше, и совсем далеко. |
7 |
Рисование «Зимний пейзаж» или «Зимний пейзаж». |
1 |
Знакомство с приёмом рисования близко, подальше, и совсем далеко. Рисование картин по выбору. |
8 |
Портрет человека |
1 |
Знакомство с понятием портрета., с портретами известных людей. Умение отражать в изображении форму и части головы человека, черты лица.
|
9 |
Учись рассматривать лицо человека и создавать портрет |
1 |
Умение дорисовывать картинки с помощью заготовок. |
10 |
Лепка портрета человека |
1 |
Умение лепить портрет человека с дорисовыванием. |
11 |
Новогодняя ёлка, Дед мороз и снегурочка |
1 |
Рассматривание картинок о Новогоднем празднике. Построение сюжетной композиции, Представление о планах в пространстве: переднем, заднем, среднем Сочетание с аппликацией. |
12 |
Как художники изображают добрых и злых героев сказки . |
1
|
Рассматривание картин художников. Умение рисовать добрых сказочных персонажей (Царевна-лебедь, Золушка и т.д., по выбору учащихся) |
13 |
Фигура человека в движении Школьные соревнования в беге Лепка: «Фигура человека в статической позе
|
1
|
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предмета, пропорции, конструкцию Умение передавать форму, строение и пропорции фигуры человека в лепке. Умение лепить «фигуру человека в статической позе» |
14 |
Как изображают море Изображение спокойного моря и высоких волн |
1 |
Рассматривание картин художников о море. Умение рисовать кистью по сырой бумаге (акварелью). |
15 |
Как изображают животных.
|
1 |
Рассматривание работ скульпторов и художников о животных. В. Ватагина «Медведь», « Горный баран» и других. |
16 |
Рассматривай, лепи, рисуй насекомых похоже с натуры
|
1 |
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предмета, пропорции, конструкцию Умение обследовать предметы с целью их изображения, умение изображать предметы , правильно передавая их форму, конструкцию и пропорции в лепке, знание о симметрии в природе, умение её соблюдать . Умение лепить с натуры предметы симметричной формы: «Бабочка», «Стрекоза», «Божья коровка», «Майский жук». Наложение вылепленных из пластилина частей на нарисованный на картоне контур насекомого). |
17 |
Краски лета. Венок из цветов и колосьев. |
1 |
Рассматривание картин художников. Развитие у учащихся восприятия цвета предмета и формирование умений передавать его в живописи.. Рисование венка из цветов и колосьев по порядку. |
|
Итого: |
17часов |
|
Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности соответствуют основной рабочей программе по рисованию (изобразительному искусству) 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
Оборудование
соответствуют основной рабочей программе по рисованию (изобразительному искусству) 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Критерии оценки работ
Критерии оценки работ соответствуют основной рабочей программе по рисованию (изобразительному искусству) 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
Контрольно – измерительные материалы
Итоговый тест за год
Прочитай задание, выбери правильный ответ и подчеркни его.
1. Человек, создающий произведения искусства –
а) учитель
б) художник
в) продавец
2. Вставь подходящие по смыслу слова.
Карандаш – это предмет, которым __________________ (рисуют). Художник – это человек, который _____________________ (пишет картины).
Подчеркни лишнее слово: бумага, карандаш, краски, скульптура.
4. Изображение, выполненное от руки с помощью графических средств –
а) рисунок
б) аппликация
в) живопись
5. Определи три основных цвета –
а) зеленый, белый, красный
б) зеленый, синий, красный
в) зеленый, белый, синий
6 . Какой цвет получится, если смешать жёлтый и синий?
а) зелёный
б) коричневый
в) фиолетовый
7. Дай определение пейзажа –
а) изображение природы в различных состояниях;
б) изображение дерева на линии горизонта;
в) рисунок дома.
8. Украшение, узор и сочетание геометрических, растительных и животных элементов ритмически повторяющихся - это:
а) узор
б) картина
в) орнамент
9. Воображаемая линия, которая отделяет небо от земли -
а) горизонт
б) штрих
в) граница
Материалы для оценки освоения содержания учебного материала соответствуют основной рабочей программе по рисованию (изобразительному искусству) 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.