ГБПОУ «Варгашинский образовательный центр»
«Рассмотрено» на заседании __________________________ Протокол № ___ от «____»__________2023 г.
|
«Согласовано» Заведующий отделом общего образования _________________________
«____»____________2023 г
|
«Утверждаю» Директор ______________________
от «____»____________2023 г
|
Индивидуальная рабочая программа учебного предмета
«Ручной труд»
для 4 класса (ФИ ребёнка)
Автор составитель: Банникова Ольга Сергеевна
учитель начальных классов
Варгаши, 2023 г.
Пояснительная записка
Индивидуальная рабочая программа составлена на обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 для обучения на дому.
Данная программа составлена на основе основной рабочей программы по ручному труду 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Ручной труд» входит в предметную область «Технология», изучается на уровне начального общего образования в учебном плане у ФИ ребёнка на изучение учебного предмета «Ручной труд» выделено 0.5 ч в неделю, итого в год 17 часов.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты соответствуют основной рабочей программе по ручному труду 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
Предметные результаты соответствуют минимальному уровню основной рабочей программы по ручному труду 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
Содержание обучения
4 класс
Общее количество часов -17 часов
Работа с природным материалом
Выявление знаний и умений обучающихся. Понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой и картоном
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой.
Инструменты и приспособления: ножницы, линейка, карандаш, клей, кисточка.
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой
Технические сведения. Подготовка рабочего места. Элементарные сведения о проволоке, особенности проволоки, её свойства. Правила техники безопасности при работе с проволокой. Приём сгибания и резания.
Приёмы работы. Опыты по определению свойств проволоки. Закрепление видов проволоки. Сгибание, резание проволоки. Порядок изготовления цепочки и игрушек.
Инструменты и приспособления: Кусачки, плоскогубцы, молоток.
Экскурсия с целью сбора образцов проволоки.
Сгибание под прямым углом, разгибание, отрезание проволоки.
Изготовление цепочки по показу учителя.
Изготовление по образцу и контурному рисунку фигурок рыб, птиц, зверей.
Инструменты и приспособления: ножницы, нитки, иголки.
Календарно – тематическое планирование
по предмету «Ручной труд»
4 класс
общее число часов – 17 ч
№ п/п |
Тема, раздел |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
|
Работа с природными материалами – 4 часа
|
||||
1 |
Экскурсия в природу.
|
1 |
Беседа о правилах техники безопасности. Получение индивидуального задания на экскурсию по сбору природного материала. Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей Сортировка материала и подготовка его к хранению Сортировка материала и подготовка его к хранению |
|
2 |
Материалы и инструменты. |
1 |
Инструменты, используемые на уроках труда (шило, ножницы, иглы) и правила работы с ними. Организация рабочего места. Правила ТБ |
|
3 -4 |
Изготовление птиц из пластилина |
2 |
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Работа с тростниковой травой. |
|
Работа с бумагой и картоном – 5 часов |
||||
5 |
Элементарные сведения о бумаге |
1 |
Сорта и виды бумаги (изделия из бумаги, бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная) Приёмы работы с бумагой. |
|
6-7 |
Обрывная аппликация «Дерево» |
2 |
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация). Работа по шаблону |
|
8-9 |
Окантовка картона Изготовление картин
|
2 |
Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги» разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство; - разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; Технология окантовки. Работа по составленному плану. Анализ образца. |
|
Работа с бумагой и картоном – 1час |
||||
10 |
Приёмы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание) Изготовление гирлянды Изготовление цепочки из бумажных колец |
1 |
Элементарные сведения о картоне. Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления». Разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство; - разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги |
|
Работа с проволокой – 2 часа |
||||
11-12
|
Упражнения по выправлению проволоки. Сгибание под прямым углом, разгибание, отрезание кусачками. Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха и проволоки |
2
|
Обучение приемам работы с проволокой: сгибание с целью придания определенной формы, завивание в спираль. Соединение с другими материалами. Беседа по составлению словесного портрета стрекозы, планирование последовательности изготовления поделки, подбор материалов. Сравнение изготовленной поделки с образцом-макетом, рисунком. Исправление ошибок. Закрепление видов проволоки: алюминиевая, медная, стальная. Свойств проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусочками, тонкая и толстая; мягкая и жесткая, упругая. Инструменты: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Правильная хватка инструментов. |
|
Работа с древесиной – 2 часа |
||||
13 |
Элементарные сведения о древесине Изготовление колышка для растений |
1 |
Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура). Упражнение по зачистки древесины зачистка напильником, наждачной бумагой Работа по технологической карте. Анализ образца |
|
|
||||
14 |
Аппликация «Собачка» |
1 |
Правила ТБ. Обводка и разметка по шаблону. Материалы (опилки, карандашная стружка, древесные заготовки для спичек Анализ образца. Работа по технологической карте. |
|
Работа с бумагой и картоном – 1 час |
||||
15
|
Объёмные изделия из картона. Изготовление открытых коробок из тонкого картона |
1
|
Беседа о назначении изделия. Анализ образца. Составление плана работы Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа. Назначение изделия. Разметка бумаги и картона по линейке.. Анализ выполненных работ. |
|
Работа с текстильными материалами – 2 часа |
||||
16-17 |
Применение ниток Выполнение строчки прямого стежка |
2 |
Виды и назначение ниток(вышивальные для шитья, штопки)Работа с образцами ниток. Правила ТБ ,практические упражнения по вдёргиванию нити в иглу, завязывание узелка Техника выполнения вышивальных стежков. Правила работы с канвой. Практические упражнения. Работа по технологической карте. Инструменты для выполнения практического задания. Правила ТБ. Тренировочные упражнения на бумаге. |
|
Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности соответствуют основной рабочей программе по ручному труду 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
Оборудование
соответствует основной рабочей программе по ручному труду 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
Приложение
Критерии оценки знаний и умений обучающихся
Критерии оценки соответствуют основной рабочей программе по ручному труду 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
Контрольно – измерительные материалы
4 класс
I полугодие
Работа с бумагой и картоном
1.Выбери из перечисленного только материалы:
А) бумага, Б) игла, В) картон, Г) ножницы, Д) ткань, Е) нитки.
Ответ: А, В, Д, Е.
2.Выбери инструменты и приспособления:
А) клей, Б) булавка, В) иглы, Г) ткань, Д) ножницы, Е) напёрсток.
Ответ: Б, В, Д, Е.
3.Правила безопасной работы с ножницами. Допиши.
Хранить ________ в определённом месте. Не держать ножницы__________ концами вверх, передавать ножницы ________ вперёд. Не оставлять ножницы ______________.
Ответ: ножницы, острыми, кольцами, раскрытыми.
4.Подчеркни, бумагу делают из:
А) древесины, Б) макулатуры, В) камня.
Ответ: А, Б.
5.Какую форму имеет конверт?
А) круг, Б) прямоугольник, В) квадрат.
Ответ: Б.
6. Что нельзя использовать для изготовления ёлочных игрушек:
А) бумага, Б) картон, В) кирпич, Г) песок.
Ответ: Б, Г.
7.Назовите виды ёлочных украшений.
Ответ: снежинки, гирлянды, игрушки.
II полугодие
Работа с тканью
1.Правила безопасной работы с иглой.
Хранить ________ в определённом месте. Не допускать_____________ иглы. Нельзя брать иглу в _______. Сломанную иглу _____________ учителю. Нельзя иглу вкалывать в ________. Нельзя откусывать _________ зубами.
Ответ: иглу, потери, рот, сдать, нитку.
2.Подчеркни, что не делают из ткани:
Бельё, сапоги, одежда, салфетки, стол, игрушки, парта.
Ответ: сапоги, стол, парта.
3.Вдоль полотна ткани расположены:
А) поперечные нити, Б) долевые нити.
Ответ: Б.
4.Ткань, окрашенная в один цвет, называется:
А) окрашенная, Б) гладкоокрашенная, В) цветная.
Ответ: Б.
5.На лицевой стороне ткани ткань имеет:
А) яркий рисунок, Б) бледный рисунок.
Ответ: А.
6.Допиши. Чем толще нитки, тем _________ игла.
Ответ: Толще.
7.Каким стежком можно обработать обрезной край ткани?
А) вперёд иголку, Б) косой стежок.
Ответ: Б.
Материалы для оценки освоения содержания учебного материала
соответствуют основной рабочей программе по ручному труду 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.