Фирсова Наталья Вячеславовна первой квалификационной категории
воспитатели группы № 8
Реализация годовая задачи №2:
ПРОБЛЕМА: «Нарушение координации движений и чувство равновесия, плоскостопие, снижение иммунной системы, низкое эмоционально состояния детей, ориентация в пространстве»
по области: «Физическое развитие»
Цель: формирование у детей умения ориентироваться на плоскости, в пространстве, а также ориентироваться на себя.
Задача:
1.Развивать умение отличать пространственные направления от себя: впереди (вперѐд) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо).
2.Развивать умение детей ориентироваться «на себе», овладевать умением самостоятельно выделять на себе стороны (справа, слева, впереди, сзади).
3.Развивать умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе.
4.Развивать умение передвигаться в указанном направлении.
5.Закреплять знания цветов, геометрических фигур, видов спорта, спортивного инвентаря.
6.Развивать внимание и зрительную память.
1.Пояснительная записка.
Требования ФГОС дошкольного и начального образования включают формирование познавательных действий, навыков сравнения, анализа, синтеза. Подобные действия непосредственно связаны с умением ориентироваться в пространстве. Формирование пространственных представлений является одним из важнейших условий полноценного развития ребѐнка на всех этапах дошкольного развития.
Элементарные знания о пространстве, навыки ориентировки необходимы для успешного обучения детей в детском саду, а далее – и в школе. Ориентирование в пространстве – вещь не просто нужная, а необходимая. И если с понятиями «вверх», «вниз», «сзади», «спереди» ребѐнок справляется, как правило, очень быстро, то «лево» и «право» многие малыши могут путать даже в начальной школе. Это касается и схемы тела: левая рука - нога, правая рука – нога.
1.2 Назначение, цель.
На физкультурных занятиях, в том числе с использованием степ – платформ, я заметила, что многие дети испытывают трудности в ориентировке в пространстве, что затрудняет дальнейшее обучение. Не все дети могут овладеть навыками ориентировки самостоятельно, поэтому нуждаются в систематическом и целенаправленном обучении. Вышесказанное подтвердило необходимость разработки игры «Степ aside (шаг в сторону)» для развития пространственной ориентировки.
Данное дидактическое пособие адресовано инструкторам по физической культуры, воспитателям, родителям, всем тем, кто имеет желание создать условия для полноценного развития детей дошкольного возраста. Также оно может пригодиться музыкальным руководителям для отработки танцевальных движений и на занятиях по математике. Практическая ценность данного пособия заключается в том, чтобы помочь работникам ДОУ интересно построить процесс физического развития.
1.3 Возрастная категория и индивидуальные особенности детей.
С какого возраста целесообразно начинать работу с данным дидактическим пособием? Пособие рассчитано на возрастную категорию детей в возрасте с трѐх лет, в зависимости от использования комплекса заданий.
На первом этапе дети смогут ориентироваться на себя, далее ориентироваться в пространстве и на плоскости.
Мною разработано 3 комплекса заданий по принципу от простого к сложному. Первый комплекс заданий состоит из стихотворений, которые сопровождаются действиями ребят и рассчитаны на возраст II младшей и средней группы.
Второй комплекс заданий состоит из простых указаний педагога, которые выполняют дети, и рассчитан на детей среднего и старшего возраста.
Третий комплекс – это карты-схемы, рассчитанные на детей более старшего возраста. По данным картам они могут работать самостоятельно, парами или группой.
Данное пособие можно использовать в индивидуальной работе, а также, изготовив несколько пособий, проводить подгрупповые занятия. Ценность данного пособия состоит и в том, что, используя карточки-схемы, старшие дошкольники могут играть сами, группами, проявляя тем самым самостоятельность.
1.4 Возможность использования и тиражирования.
Данное методическое пособие можно использовать инструкторам по физической культуре, а также воспитателями и родителями. Его просто изготовить самим из недорогих и доступных материалов. В работе имеется подробное описание пособия, снабжѐнное фотографиями и методическими рекомендациями по его использованию.
2.Основная часть.
2.1 Описание пособия.
Дидактическое пособие состоит из напольного коврика и комплекса заданий.
Коврик виде геометрическими фигурами разных цветов. Спереди, сзади, слева и справа располагаются овалы из цветного фетра. Посреди коврика располагается домик со стопами, в который встаѐт ребѐнок. Это – основной принцип создания «Степ aside».
По углам располагаются дополнительные фигуры из фетра. В верхнем левом углу – красный круг, в верхнем правом углу – желтый прямоугольник, в нижнем левом углу – синий прямоугольник и в нижнем правом углу – нежно голубой треугольник. Цвет и форму дополнительных фигур можно выбирать по собственному желанию и возможностям. Картинки с изображениями различных видов спорта и спортивных атрибутов используются при работе с детьми старшего дошкольного возраста при закреплении знаний о видах спорта. Данное пособие можно с лѐгкостью трансформировать. Если на геометрических фигурах поместить цифры от одного до девяти, то можно будет использовать данное дидактическое пособие при закреплении числового ряда и т.д.
Первый комплекс заданий состоит из стихотворений, которые сопровождаются действиями ребят и рассчитаны на возраст II младшей и средней группы.
Дидактическая игра «Аист, аист длинноногий»
Цель: учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.
Содержание игры: дети стоят в домике.
И.п.: стоя в домике, спина прямая, руки на поясе.
Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения в соответствии с текстом. Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Топай правою ногой,
В красный круг – раз - два!
Топай левою ногой в синий круг – раз – два!
Снова правою ногой в жѐлтый круг – раз – два!
Снова левою ногой в зелѐный круг – раз – два!
После правою ногой в фиолетовый ромб – раз – два!
После левою ногой в оранжевый квадрат – раз – два!
И тогда придѐшь домой – Ура!
Дидактическая игра «Шагай в сказку»
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространственных отношениях вправо – влево, вперед – назад.
Содержание игры: дети стоят в домике.
И.п.: стоя в домике, спина прямая, руки на поясе.
Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Направо шагнѐшь – в жѐлтый круг попадѐшь
Налево шагнѐшь – зелѐный круг найдѐшь Вперед шагнѐшь – в круг красный попадѐшь Назад шагнѐшь – синий круг найдѐшь.
Второй комплекс заданий состоит из простых указаний педагога, которые выполняют дети, и рассчитан на детей среднего и старшего возраста. В этом комплексе могут использоваться дополнительные карточки.
Дидактическая игра «Шагни и назови»
Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости, выполнять движения в соответствии с указаниями, закреплять знания геометрических фигур.
Содержание игры: дети стоят в домике. И.п.: стоя в домике, спина прямая, руки внизу.
Педагог даѐт указания, дети выполняют движения, называют фигуру, на которую шагнули.
Раз – правая нога вперѐд.
(попросить ребѐнка назвать фигуру, на которую он поставил ногу и еѐ цвет).
Два – левая нога – назад.
(попросить ребѐнка назвать фигуру, на которую он сейчас поставил ногу и еѐ цвет).
3 - и.п. (прыжком).
4 - правая нога – вправо
(попросить ребѐнка назвать фигуру, на которую он поставил ногу и еѐ цвет).
5 - левая нога влево.
(попросить ребѐнка назвать фигуру, на которую он поставил ногу и еѐ цвет).
6 - и.п. (прыжком).
Дидактическая игра «Подбери спортивный атрибут спортсмену»
Цель: развитие зрительного внимания, логического мышления, закрепление знаний о разных видах спорта, спортивных атрибутов, развитие ориентировки в пространстве.
Ход игры: на пособие располагаются сменный карточки в определѐнном порядке.
Ребѐнок стоит в домике, педагог называет спортсмена, ребѐнок должен сказать, какой у него инвентарь, где он находится, и шагнуть на него.
Вариант игры.
Ребѐнок стоит в домике, руки внизу.
Педагог, например, говорит: «Левой ногой влево - вниз».
Ребѐнок шагает, называет спортсмена, затем правой ногой шагает на его инвентарь, называя его.
Дидактическая игра «Летние и зимние виды спорта»
Цель: развитие ориентировки в пространстве, развитие зрительного внимания, логического мышления, закрепление знаний о разных видах спорта, спортивных атрибутов, Ход игры: на пособие располагаются сменный карточки в определѐнном порядке. И.п. ребѐнка: стоя в домике, руки на поясе.
Педагог предлагает найти зимний (летний) вид спорта, сказать, где он находится, и шагнуть на него.
Вариант игры: вместо слов педагог поднимает карточку со снежинкой (зимний вид спорта) или солнышком (летний).
Дидактическая игра «Собери спортсмена»
Цель: развитие зрительного внимания, логического мышления, закрепление знаний о разных видах спорта, спортивных атрибутов, развитие ориентировки в пространстве.
Ход игры: на пособие располагаются сменный карточки
в определѐнном порядке.
И.п. ребѐнка: стоя в домике, руки на поясе.
Педагог предлагает найти спортивные атрибуты, элементы одежды, которые подходят спортсмену, находящемуся на красном круге вверху. Ребѐнок называет предмет, его расположение и шагает на него.
Третий комплекс заданий – это карты-схемы, рассчитанные на детей старшего возраста. По данным картам они могут работать самостоятельно, парами или группой.
3. Заключение
3.1 Результативность использования.
Используемое в работе дидактическое пособие «Степ aside (шаг в сторону)» по формированию у детей умения ориентироваться на плоскости, в пространстве, а также ориентироваться на себя, способствовало тому, что воспитанники лучше овладели пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой. Они закрепили понятие «право» - «лево», «вперѐд» - «назад», лучше стали ориентироваться. Всѐ это повысило эффективность физкультурных занятий, занятий степ – аэробикой. Воспитанники также закрепили знания о видах спорта, спортивного инвентаря, что способствовало приобщению к здоровому образу жизни. Данное дидактическое пособие имеет большой функционал, его можно легко и быстро трансформировать и использовать для решения различных задач.
4. Список использованной литературы.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
2.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
3.Горбачева Л.С. «Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников», «Дефектология», № 3, 1991.
4.Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2004.
5.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.; Просвещение. 2013
6.Белякова О.Г. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре М.: МГППУ, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.