Индивидуальная траектория личностного и профессионального развития педагога
Оценка 4.7

Индивидуальная траектория личностного и профессионального развития педагога

Оценка 4.7
docx
31.07.2023
Индивидуальная траектория личностного и профессионального  развития педагога
Индивидуальная траектория личностного и профессионального развития педагога.docx

Индивидуальная траектория личностного и профессионального

развития педагога

Очнева Людмила Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «Жердевская СОШ»

 

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только первоначальную мотивацию, которая постепенно перерастает в желание самосовершенствоваться, а затем творить» А. Дистервег.

А наличие такой мотивации подтверждается уже тем, что эти люди пришли в нашу профессию и, значит, наша с вами задача – помочь сохранить к ней интерес и его преумножить.

Школа – это среда становления не только ученика, но и учителя. К.Д.Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим  ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений –все эти характеристики деятельности успешного профессионала – компетенции - в полной мере относятся к педагогу.

Поэтому на современном витке развития образования создание единой динамичной системы развития профессиональных компетенций педагога, охватывающей процесс его адаптации, развития его профессионализма, его потенциала и мастерства стало одной из приоритетных задач нашего образовательного учреждения.

 Инструментом решения данной задачи, повышения качества кадрового потенциала и эффективной организации профессионального роста учителя в нашей школе выступает комплексно-целевая программа сопровождения педагогов «Школа молодого педагога» по ряду направлений:

-профессиональному самоопределению;

-организации педагогической практики студентов на базе гимназии, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования;

-наставничеству в рамках школы молодого учителя;

-курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров;

-созданию условий для предъявления результатов профессиональной деятельности педагогических работников;

-аттестации педагогических кадров;

-социальной поддержке педагогических работников.

В условиях введения профессионального стандарта педагога данные направления находят свое отражение в целях и задачах модулей программы «Школа молодого педагога». Но выстраивать персональную траекторию развития профессиональных компетенций педагога непросто.

Комплексно-целевая программа «Школа молодого педагога» позволяет задействовать все ресурсы образовательной организации (кадровый ресурс (опыт педагогов гимназии), административный или управленческий, ресурс психологического сопровождения, материально-технический и т.д.), внешние ресурсы (через межведомственное взаимодействие с МКУ   РЦИМО, ТОИПКРО, вузы и пр.), разработку и реализацию регламента деятельности специалистов по осуществлению наставничества, координацию деятельности участников через дорожную карту, планирование и т.д.

Методическое сопровождение и педагогическое руководство профессиональным становлением молодого учителя представляют собой не отдельные воздействия на него, а длительный многоаспектный процесс взаимодействия, включающий систему мер по решению возникающих проблем, определяющий с одной стороны, направления деятельности субъектов программы, а с другой – характеризующий специфику содержания деятельности, зависящую от особенностей управления, функционирования педагогического коллектива, учебно-воспитательного процесса гимназии.

Работа с молодыми специалистами проходит по следующим этапам:

Этап 1

- Адаптация молодого специалиста (первые 6 месяцев работы в ОУ до 1 года); освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, приспособление молодого учителя к профессиональным требованиям, овладение необходимыми навыками и умениями.

Этап 2

- Профессиональное развитие молодого специалиста; самоутверждение (от конца первого года работы в ОУ до 2-х лет); развитие индивидуального стиля способов выполнения деятельности; формирование профессионально значимых педагогических качеств и способностей, приобретение педагогической компетентности.

Этап 3

- Развитие потенциала молодого специалиста; самореализация (третий год работы в ОУ); идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная позиция, обобщение профессиональных представлений, активирующих мотивов, возрастание компетентности.

Этапы реализации программы носят условный характер. Это объясняется индивидуальными особенностями ее участников, уровнем их базового образования, уровнем потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться), а также реализацией взаимосвязанных комплексов мероприятий.

            Целевая установка первого этапа - ознакомить молодого специалиста с деятельностью гимназии и предстоящей работой, обеспечить быстрое и эффективное вхождение работника в образовательный процесс, т.е., работа с молодым специалистом на этапе адаптации строится по направлению: введение в должность.

            Введение в должность – мероприятия, направленные на знакомство молодого специалиста с условиями и содержанием его профессиональной деятельности, требованиями к работе.

          Действия образовательного учреждения, осуществляющего функцию сопровождения педагогов на данном этапе следующие:

Директор образовательного учреждения:

- знакомит с Уставом школы, локальными нормативными актами, определяет его должностные обязанности, с оплатой труда учителя (согласно Положению об оплате труда работников) и учебной нагрузкой;

- своим распорядительным актом по согласованию с предметным методическим объединением назначает из числа опытных учителей соответствующей специальности наставника.

Заместитель директора по УВР:

- знакомит с условиями труда, техникой безопасности на рабочем месте, определяет рабочее место, выдает необходимые инструкции;

- в расписании уроков предусматривает необходимость взаимного посещения уроков молодым специалистом и его наставником;

- в дальнейшем утверждает индивидуальный план адаптации молодого специалиста.

Руководитель методического объединения учителей-предметников проводит индивидуальное собеседование с молодым специалистом, вносит необходимую информацию о молодом специалисте в банк данных, а также знакомит его с методической темой гимназии, направлениями методической работы, основной образовательной программой соответствующего уровня общего образования;

Педагог-психолог реализует индивидуальное психологическое сопровождение (стрессоустойчивость, профилактика конфликтов, стиль образовательных отношений и т.п.)

Заведующая библиотекой знакомит с УМК по предмету, оказывает помощь в выборе методической литературы, учебников, медиаресурсов, их заказе и приобретении.

Педагог-наставник консультирует молодого специалиста по вопросам:

- планирования производственной деятельности молодого специалиста;

- консультирование молодого специалиста по выполнению планов;

- оказание всесторонней помощи молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем;

- выполнения требований к ведению школьной документации;

- форм и методов организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;

- координирует, оказывает практическую помощь, на дальнейших этапах помогает проводить проблемный анализ результатов образовательного процесса;

- совместно с руководителем методического объединения содействует подготовке к участию в профессиональных конкурсах, к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение квалификационной категории, представлению опыта на разных площадках (выступления, презентации, публикации) и др.

Не позднее одной недели со дня начала кураторства молодым специалистом совместно с педагогом наставником составляется индивидуальный план адаптации.

По результатам выполнения молодым специалистом индивидуального плана учитель-наставник совместно с молодым специалистом не позднее, чем за две недели до окончания первого этапа составляет проект индивидуального плана профессионального развития до конца первого года работы молодого специалиста.

Оценка адаптации молодого специалиста проводится не позднее, чем за одну неделю до окончания этапа адаптации.

Организация работ по оценке адаптации молодого специалиста осуществляется  заместителем директора по научно-методической работе.

На процедуру оценки предоставляются:

- анкета, заполненная молодым специалистом (самоанализ молодого специалиста, его дальнейший образовательный запрос);

- отзыв куратора о результатах адаптации молодого специалиста;

- индивидуальный план адаптации молодого специалиста;

- проект индивидуального плана профессионального развития молодого специалиста.

Заместитель директора по научно-методической работе совместно с руководителем методического объединения и педагогом-наставником рассматривают представленные документы и делают выводы о результатах адаптации молодого специалиста, при необходимости вносят предложения по корректировке проекта индивидуального плана-маршрута профессионального развития.

Результаты оценки адаптации молодого специалиста оформляются в виде заключения об адаптации молодого специалиста.

Собеседование с молодым специалистом включает:

- результаты оценки;

- обсуждение и согласование способов улучшения работы молодого специалиста;

- изменение и согласование индивидуального плана-маршрута профессионального развития молодого специалиста;

- при необходимости корректировка плана педагога наставника.

Цель второго этапа – обеспечить развитие профессиональных знаний и умений молодого специалиста, необходимых для качественного выполнения возложенных на него функциональных обязанностей.

Работа с молодым специалистом на данном этапе строится в соответствии с его индивидуальным маршрутом профессионального развития.

Индивидуальный маршрут – это персональный путь педагога по выполнению индивидуального плана, представляющего собой комплекс мероприятий, разработанных с учетом его возможностей и потребностей и обеспечивающих реализацию личностного и профессионального развития.

Индивидуальный маршрут - организационно-методический инструмент, обеспечивающий прогрессивное профессиональное развитие педагога, когда каждое новое профессиональное достижение является «восхождением» над предыдущим и переходом на принципиально иной качественный уровень, согласно законам диалектики.

Индивидуальный маршрут опирается на целевой, содержательный и технологический компоненты планирования, включающие, в свою очередь, аналитико-диагностическую, информационную, организационно-методическую, учебно-методическую и психолого-педагогическую деятельность педагога.  

          Мероприятия по планированию, организации и содержанию деятельности педагога могут включать следующие формы:

- самообучение;

- кураторство;

- участие в конкурсах методических разработок (для молодых специалистов);

- участие в мероприятиях, организованных гимназией и т.д.

Оценка профессионального развития молодого специалиста проводится не позднее, чем за одну неделю до окончания данного этапа.

Организация работ по оценке профессионального развития молодого специалиста осуществляется по предыдущему регламенту.

На процедуру оценки представляются следующие документы:

- отзыв учителя-наставника о результатах профессионального развития молодого специалиста;

- индивидуальный план-маршрут профессионального развития молодого специалиста (с отметками о выполнении и перечнем выполненных  мероприятий, не предусмотренных планом)

- проект индивидуального плана-маршрута развития потенциала молодого специалиста или индивидуальной программы развития профессиональных компетенций педагога (ИПРПКП).

Цель третьего этапа – обеспечить развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста (его профессионализма) и определить из их числа наиболее потенциальных и перспективных работников для формирования кадрового резерва и планирования карьеры.

Средством достижения данной целевой установки, а также средством отражения и фиксации направлений, этапов образовательной траектории от адаптации молодого специалиста до развития его потенциала и профессионализма, организации непрерывного образования учителя является индивидуальная программа развития профессиональных компетенций педагога.

Под профессионализмом педагога нами понимается высокий уровень его психолого-педагогических, научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социальную востребованную подготовку подрастающего поколения к жизни. Учитель-профессионал – это специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в процессе труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию.

Основным фактором достижения профессионализма учителя является процесс самосовершенствования. Профессионализм позволяет педагогу, достигнув состояния осмысления, начать движение к состоянию осознанности, то есть накоплению конкретных знаний и постижению в профессии, а в финале совершить переход в состояние умелости, осуществимости того, что осознанно. Профессионализм педагога не может быть раз и навсегда достигнутой высотой. Он «прорастает» каждый раз в конкретном месте и времени, в процессе общения, являясь личностным свойством, поэтому подлежит непрерывному становлению и развитию. Другими словами, профессионалом можно стать только в том деле, которое способствует раскрытию индивидуального жизненного смысла (переживания), т.е. емкой грани опыта, в которой сплавлены самые разные, но авторитетные для данного человека эмоциональные и ментальные аспекты его, жизнедеятельности. Смысл может проявляться как процесс соответствия самому себе и обществу.

Потребность в профессионально-личностном развитии возникает у педагогов при постановке целей, в том числе и новых, характере деятельности, его изменении (для педагогов-стажистов, прим.), знакомстве с достижениями науки и практики. При этом в качестве факторов, влияющих на развитие профессионализма, рассматривается специально – предметная, методическая и психолого-педагогическая подготовка учителя, а критериями профессионализма выступают достоинства и достижения педагогов, связанные с компонентами учебного процесса.

Педагогическое мастерство и профессионализм – это интегральные характеристики личности учителя. Педагогические задачи, которые ему приходится решать, всегда нестандартны и полифункциональны. Поэтому, индивидуальная программа развития профессиональных компетенций педагога (ИПРПКП), являясь средством организации непрерывного образования, есть стержень и вектор собственной образовательной траектории учителя. На ее основе, а также на основе индивидуального маршрута профессионального развития педагогов, являющегося приложением к программе на определенном этапе ее реализации, в соответствии с Комплексно-целевой программой сопровождения педагогических кадров «Школа молодого педагога» осуществляется управление профессиональным развитием педагогов в МБОУ «Жердевская СОШ» г.Жердевка.

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций педагога (ИПРПКП) – нормативный документ, определяющий личностно-значимые цели повышения квалификации, формы и сроки их реализации, а также критерии результативности.

Каковы действия образовательного учреждения, осуществляющего функцию сопровождения педагогов для эффективной организации их профессионального роста?

Для этого необходимо изучение их образовательных запросов, определение потенциальных ресурсов образовательных услуг как мотивационного и содержательного компонентов индивидуальной программы развития.

Несомненно, на данном третьем этапе, учитель-наставник совместно с молодым специалистом составляет индивидуальный план-маршрут развития потенциала.

В процессе работы он может быть откорректирован по инициативе учителя-наставника или самого специалиста и доращён до индивидуальной программы развития.

Здесь рано ставить точку. Если взглянуть на проблему с помощью образов, можно представить образовательную траекторию как большую магистраль с односторонним движением, где по полосам движения стройными рядами идут автомобили. Казалось бы, все движется в одном направлении, но у каждого свой индивидуальный маршрут.

Найти свой маршрут – важная задача профессионального развития учителя. Первый этап – это этап самоопределения педагога. Чтобы выбор был более точным, необходимо умение анализировать профессиональные проблемы и собственный позитивный педагогический опыт. Большое значение имеет рефлексивная культура учителя. И без самоизучения, осознания своих личностных качеств, оценки и самооценки своего профессионализма (умения ставить цели, задачи педагогической деятельности, выделять дефициты и профициты) здесь не обойтись.

Возможность «узнать о себе» гимназия предоставляет из применяемых в учреждении методик и обследований, в которые вошли следующие психологические диагностики:

- Определение когнитивно-деятельностного стиля (Л. Ребекка);

- Тест Томаса «Поведение в конфликтных ситуациях»;

- Диагностика самоактуализации личности (А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина);

- Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) (Р. Кэттел) – субтест 4, часть 1;

- Мотивационная структура личности (Мильман).

Педагогическое направление составили методики:

- «Оцените свой творческий потенциал»

- «Барьеры педагогической деятельности»

- «Опросник жизненных проявлений типологических свойств нервной системы»

- «Методика изучения уровня профессионализма педагогов-воспитателей» (Воронина Г.А.)

Здесь сопровождение педагога осуществляет психологическая служба гимназии, которая констатирует мотивацию учителя, определят его умение организовывать свою учебную деятельность, его рефлексивные и коммуникативные умения. «Взгляд со стороны» позволяет самооценке учителя стать более адекватной.

Чтобы вступить в формирующий (практический) этап – учителю, несомненно, необходимо владеть навыками проектирования собственного развития, использования которых приведет к целенаправленному выбору содержания.

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций педагога (ИПРПКП), являясь средством организации непрерывного образования, есть стержень и вектор собственной образовательной траектории учителя. На ее основе, а также на основе индивидуального маршрута профессионального развития педагогов, являющегося приложением к программе на определенном этапе ее реализации, в соответствии с Комплексно-целевой программой сопровождения педагогических кадров «Школа молодого педагога» осуществляется управление профессиональным развитием педагогов в МБОУ «Жердевская СОШ» г.Жердевка.

В помощь учителю в гимназии осуществлена разработка проекта программы в виде конструктора, содержащего основные разделы программы, отражающего потенциально возможные образовательные ресурсы повышения квалификации.

При проектировании программы, в конструкторе, определены ее инвариантная и вариативная части.  При проектировании индивидуальной программы педагог учитывает программу развития гимназии, единую методическую тему и годовые задачи учреждения. Это позволяет выделять компетентности или группы профессиональных и личностных умений для развития.

В инвариантной части программы содержится нормативно-правовая база и методологическая основа педагогической деятельности. В содержание инвариантных пунктов входит федеральный компонент повышения квалификации предусмотрена тематика курсовой подготовки, сроки и формы ее реализации, отражены возможные образовательные ресурсы профессионального развития педагога. Условно они разделены на четыре поля: «внешние образовательные ресурсы», «внутренние образовательные ресурсы», «ресурс самообразования учителя» и «взаимообучение», предполагающего особенно активную деятельность педагога.

Особое место в каждом поле мы отводим так называемому «открытому ресурсу» (вариативный компонент программы), т.е. учитель сам дополняет предложенный набор образовательных ресурсов. Это активизирует учителя, побуждает его к рефлексивной деятельности, формирует профессиональную избирательность.

Большое развивающее значение имеет поле «Взаимообучение», где девизом является «Обучая других, совершенствуюсь сам», что подразумевает деятельностный подход учителя в повышении собственного профессионализма. Учитель не только учится сам, но и готов к презентации результатов своей педагогической деятельности.

И здесь актуализируется «открытый ресурс».

Вариативная часть программы – региональный и муниципальный компонент, направленный на решение конкретных проблем профессиональной деятельности, на удовлетворение образовательных потребностей и устранение выявленных в результате диагностики затруднений и дефицитов педагога, а также школьный компонент в рамках Программы развития гимназии.

В качестве результата индивидуальной программы развития педагога определены компетенции, которые будут развиваться. Уровень их формирования, ожидаемые результаты ИПРПКП, показатели качества профессиональной деятельности педагог определяет сам и осуществляет самооценку эффективности реализации программы на аналитическом этапе деятельности.

Таким образом, инвариантная и вариативная части программы находятся сбалансированном соотношении друг с другом. Данный конструктор служит информационным и методическим навигатором, позволяющим учителю выстроить собственный индивидуальный образовательный маршрут, содержательно наполнив его. Педагог целенаправленно прогнозирует перспективы своего профессионального развития.

Необходимо отметить, что приведенный алгоритм составления индивидуальной программы развития профессиональных компетенций педагога отличается универсальностью, так как начать работу по составлению программы можно с любого этапа.

Результатом же работы становится система, гибко и конструктивно реагирующая на потребности образования, а главное – учитель, который способен максимально использовать различные ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения своей образовательной и развивающей программы.


 

Скачано с www.znanio.ru

Индивидуальная траектория личностного и профессионального развития педагога

Индивидуальная траектория личностного и профессионального развития педагога

Методическое сопровождение и педагогическое руководство профессиональным становлением молодого учителя представляют собой не отдельные воздействия на него, а длительный многоаспектный процесс взаимодействия , включающий систему мер…

Методическое сопровождение и педагогическое руководство профессиональным становлением молодого учителя представляют собой не отдельные воздействия на него, а длительный многоаспектный процесс взаимодействия , включающий систему мер…

Педагог-психолог реализует индивидуальное психологическое сопровождение (стрессоустойчивость, профилактика конфликтов, стиль образовательных отношений и т

Педагог-психолог реализует индивидуальное психологическое сопровождение (стрессоустойчивость, профилактика конфликтов, стиль образовательных отношений и т

Индивидуальный маршрут – это персональный путь педагога по выполнению индивидуального плана, представляющего собой комплекс мероприятий, разработанных с учетом его возможностей и потребностей и обеспечивающих реализацию…

Индивидуальный маршрут – это персональный путь педагога по выполнению индивидуального плана, представляющего собой комплекс мероприятий, разработанных с учетом его возможностей и потребностей и обеспечивающих реализацию…

Он «прорастает» каждый раз в конкретном месте и времени, в процессе общения, являясь личностным свойством, поэтому подлежит непрерывному становлению и развитию

Он «прорастает» каждый раз в конкретном месте и времени, в процессе общения, являясь личностным свойством, поэтому подлежит непрерывному становлению и развитию

Мотивационная структура личности (Мильман)

Мотивационная структура личности (Мильман)

В качестве результата индивидуальной программы развития педагога определены компетенции, которые будут развиваться

В качестве результата индивидуальной программы развития педагога определены компетенции, которые будут развиваться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2023