Рабочая программа коррекционно - педагогической помощи ребёнку после кохлеарной имплантации составлена на основе методического пособия О.В.Зонтовой "Пакет дидактических материалов по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом: методические рекомендации". (С-Петербург: "Детский проспект", 2009). Программа разработана для развития слухового восприятия детей младшего школьного возраста после кохлеарной имплантации, с тяжёлым речевым недоразвитием.
В настоящие время ежегодно увеличивается количество детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих задержку психического и речевого
развития. Поэтому особую актуальность приобретает создание оптимальной системы
комплексной помощи таким детям, которая помогла им в успешном освоении школьной
программы. Организация учебной деятельности детей с речевыми нарушениями требует
особого подхода, что приводит к необходимости поиска новых и эффективных путей
обучения. Таким образом, в деятельности учителялогопеда и дефектолога инновационные
методы приобретают все большее значение.
В современном мире одним из самых перспективных направлений являются
нейронауки. Нейронаука претендует на то, чтобы стать ведущим направлением ХХI века,
что связано с появлением новых знаний о центральной нервной системе и мозговой
организации психических процессов. Методы нейропедагогики, наряду с традиционными,
способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении нарушений
высших психических функций, оптимизации коррекционной работы специалистов службы
психологопедагогического сопровождения.
Рассмотрим некоторые методы нейростимуляции, которые, воздействуя на каналы
восприятия информации, могут повышать обучаемость и регулировать поведение детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Арттерапия – синтез нескольких областей научного знания: исскуства, медицины
и психологии. Включает в себя совокупность методик, построенных на применении разных
видов искусства в своеобразной и символической форме, позволяющих с помощью
стимулирования художественнотворческих проявлений ребенка с проблемами
осуществлять коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов
и отклонений в личностном развитии. Арттерапия включает в себя следующие
направления:
1. Изотерапию – лечебное воздействие средствами изобразительного
искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством;
2. Библиотерапию – лечебное воздействие чтением;
4. Имаготерапию – лечебное воздействие через образ, театрализацию;
5. Музыкотерапию – лечебное воздействие через восприятие музыки;
6. Вокалотерапию – лечением пением;
7. Анимационная терапия – лечебное воздействие средствами анимации и др.
Звуковая терапия (вибрационная или частотная терапия) включает все формы
лечения с использованием звуковых волн, воспринимаемых как ухом, так и всем телом
ребенка. Определенные звуковые частоты резонируют с определенными органами тела,
оказывая физиологические эффекты и стимулируя психическое и физическое исцеление.
Считается, что звуковые волны воздействуют на сердечный ритм и частоту дыхания, а
также изменяют электрическую активность мозга. Музыка способствует релаксации и
высвобождению эндорфинов естественных обезболивающих соединений. В качестве
инструментов для извлечения звуков могут выступать: варган,
флейта, фортепиано,
виолончель, губная гармошка, флейта, поющая чаша и т.д. Одним из направленией
звуковой терапии является акутоника лечебная система воздействия камертонами на
биологическиактивные
лечебной
системе акутоника калиброваны с высочайшей точностью и настроены по натуральному
звукоряду, основанному на орбитальных свойствах Земли, Луны, Солнца и других планет.
С помощью камертонов достигается более точное гармоничное состояние каждой
Биологическиактивной точки организма.
Камертоны
организма.
точки
в
1BrainGym – это комплекс специальных кинезиологических упражнений,
разработанных и апробированных американским ученым Полом Деннисоном. Им была
обнаружена возможность использования естественных физических движений,
способствующих развитию межполушарной специализации и межполушарного
взаимодействия,
Основной идеей, вокруг которой построена данная программа, является взаимосвязь
трёх элементов: мозга, тела и эмоций. Программа BrainGym включает в себя 26
упражнений, направленных на восстановление, тренировку и активацию различных
сенсомоторных навыков, которые оказывают позитивное влияние на когнитивные
способности ребенка. Упражнения разделены на четыре группы и направлены на развитие
трёх видов сенсомоторных навыков.
Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию
тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую
половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук,
ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства
мысли и движения», таким образом улучшая навыки орфографии, письма,
слухового восприятия, чтения (например, упражнение «ленивые восьмерки»,
«двойной рисунок», «слон» и др.).
Вторая группа — это упражнения, энергетизирующие тело, т.е.
обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных
процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. На
уровне работы мозга эти упражнения способствуют связи лимбического
отдела головного мозга, отвечающего за эмоции, и передних отделов
головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким
образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки
организованности и целеполагания (например, «энергетическая зевота»,
«Крюки», «Кнопки мозга» и др.).
Третья группа — растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение
с мышц и сухожилий нашего тела. На уровне работы головного мозга эти упражнения
способствуют связи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию
«убегания» и «нападения» во время стресса, и передних отделов головного мозга,
отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, эти упражнения
способствуют снятию стрессового напряжения в теле (например, «Активация рук»,
«Сова», «Гравитационное скольженние» и др.).
Четвертая группа — упражнения, повышающие позитивное отношение. Они
стабилизируют и ритмизируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на
тревожащую ситуацию поновому (например, «Позитивные точки»).
Метод сенсорной интеграции Айрес, разработанный Анной ЖанАйрес,
исследователем и психологом из Калифорнии, целью которой является усилить,
сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.
Сенсорная интеграционная терапия включает мягкие контакты с различными сенсорными
стимулами.
Занятия по данной методике отличаются своей
непосредственностью. Создаются ролевые ситуации, в
которые вовлекаются различные подручные инструменты и
приборы. Преподаватель дает шанс ребенку самому выбрать
игру. Такие занятия способствуют развитию потенциала,
который не в полной мере раскрыт у ребенка. Через
2некоторое время ребенок выбирает другую, уже более
сложную игру, которая ставит перед ним новые задачи.
Добиваясь собственного успеха таким естественным путем,
ребенок постепенно развивается.
Методика «Мозартразвитие» это психопедагогическое реабилитационное
средство, представляющее собой синтез игровой терапии, арттерапии и психоанализа
Развивающая методика «Мозарт развитие» предназначена для детей разного возраста, в
том числе с особенностями развития – ЗПР (задержка психического развития), СДВГ
(синдром дефицита внимания и гиперактивности), ДЦП (детским церебральным
параличом), РДА (ранним детским аутизм), Синдромом Дауна и т.п.
В арсенале Мозартики входит 8 игр: «Витражи», «Космос», «Усадьба»,
«Подмосковный городок», «Туманы», «Город», «Павлин», «Чудодерево». В состав
каждой игры входит красочные игровое поле и фигурки, соответствующие тематике игры
Методика «Мозарт развитие» относится к группе развивающих методик,
развивающих когнитивные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление,
воображение. Кроме этого, внимание, речь, креативность мышления, взаимодействие
межполушарных структур, самостоятельность, произвольное поведение, формы общения,
способы сотрудничества, самоконтроль и эстетический вкус. В тоже время, эта методика
помогает ребенку узнать и освоить цвет, форму, счет, анализ, синтез, моделирование.
Задания так же направлены на произношение трудных звуков, на развитие речи, развития
воображения, умение фантазировать, сочинять, и т. д.
энергетической наполненностью,
Биоэнергопластика («био» — человек как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется
непрерывностью,
эмоциональной
выразительностью) – это соединение движений артикуляционного аппарата с
движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного
аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в
организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию
интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и
мелкую моторику.
Метод Гленна Домана первоначально был предназначен для детей
с травмами мозга. Будучи военным врачом, Доман в своей работе с больными
детьми получил просто ошеломляющие результаты: он первый обнаружил,
что если воздействовать на какой-то один из органов чувств, то активность
мозга очень быстро возрастает. В результате ребенок начинает стремительно
развиваться как умственно, так и физически. Позже методика развития
Гленна Домана была с огромным успехом была опробована и на здоровых
детях.
Основной материал для занятий по программе Г. Домана – это
разнообразные и очень многочисленные карточки: со словами родного и
иностранных языков, картинками, количеством предметов и т. д.
Предполагается, что эти карточки создают сами родители, однако в наши дни
в продаже можно найти и уже готовые комплекты. Суть метода заключается в
том, что детям с отсталым когнитивным и физическим развитием с
определенной периодичностью показывают картинки, написанные на
карточках слова, одновременно громко озвучивая их. Урок занимает
3несколько секунд, но в течение дня у детей должно быть несколько десятков
таких уроков. Эти занятия совмещают со специальными физическими
упражнениями, что дает хороший результат в работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, высокая информационная стимуляция
при обучении приводит к заметному увеличению участков
коры головного мозга, слоя серого вещества, наиболее тесно
связанного с высшими мозговыми функциями. Используя
приемы нейростимуляции в логопедической и
дефектологической работе повышается результативность и
эффективность коррекционной работы.
Список используемой литературы:
1. Алексей Колесников «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития
ребенка». М.: Центрполиграф, 2009. – 54 с.
2. Болотова Н.П. Инновационные направления работы в
педагогической деятельности. Актуальные проблемы
образования в условиях его модернизации. Материалы
Международной конференции. М.: МПГУ, 2007.
3. Гленн Доман. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга.
М.: Медиакит, 2007. – 330 с.
4. Ежова М.А., Гусаковская И.В. Инновационная мастерская логопеда.
Пластилинография. Моделирование. Биоэнергопластика. М.: Учитель,
2017. – 59 с.
5. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной
работе. М.: Речь, 2007. — 336 с.
6.
Энн Айрес: Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание
скрытых проблем развития. М.: издво Терефинф, 2017. – 272
с.
4