Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Берегаевская СОШ»
Индивидуальная программа
профессионального развития учителя
на межаттестационный период
Сизовой Надежды Федоровны,
учителя экономики, обществознания
2014-2018 гг.
Личная карта учителя «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами»
Али Апшерони |
Ф.И.О. учителя: Сизова Надежда Федоровна
Дата рождения: 04.05.1958г.
Образование: Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта,1979г.
Специальность по диплому: Экономист
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Берегаевская СОШ»
Занимаемая должность: учитель экономики обществознания, истории
Общий стаж: 38 лет
Педагогический стаж: 20 лет
Курсы повышения квалификации:
1.«ФГОС ООО: требования к основной образовательной программе», удостоверение №2305,2014г.,108 часов, ТОИПКРО.
2.»Информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога в условиях реализации ФГОС», удостоверение №150551,2015г.,108 часов, автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании».
3.»Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)», удостоверение № 0561-16,72 часа, ТОИПКРО
Профессиональная переподготовка
Курсы профессиональной переподготовки «Обществознание теория и методика преподавания в образовательной организации», ООО учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ», 600часов №116)85 от 29 октября 2016г.
Тема самообразования педагога
«Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий».
Актуальность
Совершенствование качества обучения - воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учитeля. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ» - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Обоснование выбора темы
Одним из 5 пунктов президентской инициативы «Наша новая школа» является возможность раскрыть способности ребенка, подготовиться к жизни в технологичном, конкурентном мире. Поэтому ребенка надо не столько накачивать избыточными знаниями, сколько учить ими пользоваться в жизни, то есть формировать компетенции. Изучение обществознания (включая экономику и право) в с школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных, экономических и гуманитарных дисциплин; интереса к предпринимательской деятельности; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться ее потоке;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; ответственности за экономические решения;
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего образования и самообразования; об экономической и иных видах деятельности людей, фирмы и государства, об основах экономической науки, в том числе для подготовки к изучению экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или путем самообразования; об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования; способах решения практических задач в социально-правовой сфере;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач, типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе, готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Немаловажную роль в решении этой задачи играет экономическое образование школьников. Любой, желающий определить свое место в жизни страны должен обладать знаниями о функционировании новой экономической системы понимать основу человеческого существования, уметь ориентироваться в сложных ситуациях, самостоятельно принимать решения, осознавать меру ответственности за свои действия.
Экономика в нашей школе ведется с 1996 года. Учащимся даются базовые экономические концепции и понятия (потребности, труд, деньги, цена, товары, ранок, спрос, предложение, факторы производства, инфляция, госбюджет, банки, кредит и др.) умения уместно их употреблять и логично рассуждать о ключевых экономических проблемах. Экономика как учебный предмет играет большую роль в социализации учащихся. Для того чтобы дети чувствовали свою успешность, интеллектуальную состоятельность проводятся экономические игры «Я - работодатель», «Фирма», Я налогоплательщик», «Попробуй себя в бизнесе». Игры, моделирующие реальные экономические ситуации прививают ребятам правила поведения в коллективе, решают социальные и нравственные задачи, учащиеся решают проблемные вопросы, вырабатывают собственную точку зрения. Ребенок погружается в ту действительность, которой посвящена игра, ставя себя на место воображаемых субъектов экономики, учатся действовать оперативно, принимать решения и нести определенную ответственность за результаты.
Особый интерес у учащихся вызывает изучения закона «О защите прав потребителей», который регулирует отношения в области защиты прав потребителей. Итогом этой деятельности является проведение школьных и районных олимпиад по предпринимательской деятельности и основам потребительских знаний.
Надеемся, что наша деятельность поможет учащимся быстро включиться в ситуации реальной жизни, где необходимо делать выбор в условиях непрерывно меняющейся действительности, быстро принимать оптимальные решения и уметь грамотно их реализовывать.
Моя задача как учителя экономики и обществознания выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы владеть знаниями своего предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать высокой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Поэтому я должна заниматься самообразованием, совершенствоваться и эффективно учить.
План самообразования
Цели профессионального развития:
· Повышение профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
· построить учебный процесс с использованием инновационных технологий:
· игровые педагогические технологии;
· технологии дифференцированного обучения;
· создание ситуации успеха на уроке;
· технологии деятельностного обучения;
· здровьесберегающие технологии;
· коммуникативная технология.
· теоритически обосновать и практически подтвердить развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности по предметам.
Основные направления |
Содержание самообразования |
Профессиональное |
· Изучение документов по введению нового Федерального государственного образовательного стандарта · Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Экономика», «Обществознания» · Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по экономике и обществознанию, концепциями обучения, их оценками. · Изучать новую литературу по экономике и обществознанию и методике преподавания. · Дистанционное обучение на курсах повышения квалификации для учителей экономики и обществознания. · Принимать участие в научно - конференциях, конкурсах различных уровней. · Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. · Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. · Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег. · Организовывать и проводить внеклассную деятельность по предмету. · Систематически знакомится с Интернет-ресурсами по предмету. · Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях |
Психолого-педагогическое |
· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. · Изучать современные педагогические методики |
Методическое |
· Изучение документов по введению нового Федерального государственного образовательного стандарта · Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания. · Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков. · Составление рабочих учебных программ по предмету на основе требований нового ФГОС · Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу. · Разработка уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания знаний учащихся в области экономики и обществознания · Разработка программы внеурочной деятельности «Музееведение» · Разработка программы «Основы финансовой грамотности» |
Охрана здоровья |
· Изучение и соблюдение СанПиН и правил охраны труда · Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии |
Этапы работы с отметками о выполнении:
1 этап (теоретический) 2014 год
2 этап (практический)2016-2017
3 этап (обобщающий) 2018
№ |
Этап реализации программы |
Примерные сроки |
Отметки о выполнении |
1.1 |
Изучение документов по введению нового Федерального государственного образовательного стандарта |
2014-2015 уч. год |
Изучены документы по введению нового Федерального государственного образовательного стандарта |
2.1 |
Составление рабочих учебных программ по предмету на основе требований нового ФГОС |
2014-2015 уч. год |
Составлены рабочие учебные программы на II ступень;
|
1.2 |
Обучение на курсах повышения квалификации |
2014-2015уч. год |
Успешно окончила курсы: «ФГОС ООО: требования к основной образовательной программе», удостоверение №2305,2014г.,108 часов, ТОИПКРО |
2.2 |
Разработка уроков |
2014-2018 гг. |
6 класс «Золотые руки работника» |
2014-2018 гг. |
7 класс «Почему важно соблюдать законы |
||
2015-2016 гг. |
7 класс. Темы: «Деньги. Функции денег» 7 класс « Производство: затраты, выручка, прибыль» |
||
2016-2017 гг. |
8 класс. Темы: «Собственность» |
||
2017-2018 гг. |
9 класс. Темы: «Право на труд. Трудовые правоотношения» |
||
2.3 |
Разработка программы элективного курса» « Экономика и бизнес» |
2016 г. |
Разработана программы элективного курса «Экономика и бизнес» |
2.4 |
Подготовка и ведение занятий по программе элективного курса |
2014-2015 уч. год |
Разработаны занятия по курсу «Экономика и бизнес» |
1.3 |
Чтение материалов по тематике программы самообразования в методической литературе Изучение новых стандартов в образовании Обучение на курсах повышения квалификации в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ Изучение теории составления адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ |
2014-2018 гг. |
Статьи в периодических изданиях и сети «Интернет» Успешно окончила курсы: «Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)» Разработала образовательную программу для детей с ОВЗ |
1.4 |
Изучения опыта других преподавателей экономики и обществознания |
2014-2018 гг. |
Интернет – ресурсы Участие в ШМО
|
2.5 |
Разработка программы «Основы финансовой грамотности» |
Август 2016 г. |
Программа разработана |
2.6 |
Подготовка и ведение занятий по « Основам финансовой грамотности» |
2015-2016 уч. год |
Разработаны методические материалы для ведения уроков |
1.5 |
Разработка Веб - квеста по экономике |
2015 г. |
Веб-квест разработан и размещен в сети «Интернет» |
1.6 |
Изучение представления основ экономики и обществознания в материалах для подготовки выпускников к итоговой аттестации |
2015-2018 гг. |
Изучаю материалы для подготовки выпускников к итоговой аттестации |
3.1 |
Выступления о проделанной работе на ШМО, семинарах, педсоветах. |
2014-2018 |
Оказание технической помощи другим учителям-предметникам для интерактивного обмена опытом по изучению трудностей перехода на ФГОС. |
3.2 |
Проведение открытых уроков. |
2014-2018 |
Бинарный урок « Цели деятельности фирм» Урок по теме «Рынок труда» Внеклассное мероприятие «Что такое доброта» |
3.3 |
Обновление личных интернет-ресурсов. |
2014-2018 |
Обновление личных интернет-ресурсов. |
Предполагаемый результат
· Повышение качественной успеваемости по предмету «Экономика», «Обществознание», отсутствие неуспевающих.
· Повышение качества подготовки выпускников, выбравших экзамен по обществознанию, к ЕГЭ и ГИА.
· Формирование комплекта дидактических материалов.
· Формирование комплекта контрольно-тестовых материалов.
· Подготовка учащихся к школьной и муниципальной олимпиаде по экономинке, праву, обществознанию и их успешное выступление.
· Формирование комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий соответствующих новым ФГОС.
· Проведенные открытые уроки перед учителями школы.
· Проведенные мастер-классы перед учителями школы.
· Доклады и выступления по тематике самообразования.
· Обновление и пополнение личной методической веб-страницы и персонального сайта.
Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом ежегодно
Форма отчета по проделанной работе
· Обобщение опыта работы на уровне школы.
· Выступления по обмену опытом работы на МО.
· Представление администрации школы отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.