В данной программе предоставлена информация по обучению и воспитанию ребенка в возраасте от 7-11 лет. Проживающего в детском доме интернате для умственно отсталых детей. В ней подробно расписаны предметы и разделы обучения по основным направлениям обучения ребенка. данный материал будет полезен пелагогам работающим с данной категорией детей.В данной программе предоставлена информация по обучению и воспитанию ребенка в возраасте от 7-11 лет. Проживающего в детском доме интернате для умственно отсталых детей. В ней подробно расписаны предметы и разделы обучения по основным направлениям обучения ребенка. данный материал будет полезен пелагогам работающим с данной категорией детей.
Индивидуальная программа обучения и воспитания.
Объяснительная записка.
Программа адресована работникам частично обучающейся
дошкольной группы № ____, __отделения детского дома интерната
«Солнышко» системы социальной защиты населения. И раскрывает
содержание индивидуальной работы с умственно отсталым ребенком .
(7лет)
В настоящее время современная система образования позволяет
включать каждого ребенка в образовательное пространство. Для детей с
нарушениями в развитии этот процесс определяется нормативно правовой
базой: законом об образовании от 10.07.1992 № 32661; письмом
правительства РФ от 29.06.99 № 129/2316. внедряются новые
организационные формы помощи детям: индивидуальные занятия при
стационарах (поликлиниках); группы кратковременного пребывания,
специальные и смешанные группы при дошкольных учреждениях
компенсирующего или комбинированного вида, при реабилитационных
центрах, центрах восстановительного лечения и др.
Коррекционно– педагогическую работу в детском доме интернате
для глубоко умственно отсталых детей «Солнышко» проводят логопед,
педагогпсихолог, воспитатели, музыкальные работники, специалисты
ЛФК, но до сегодняшнего дня не было разработано индивидуальной
программы воспитания и обучения для конкретного ребенка.
Нами была разработана и предложена программа для воспитанника
частично обучаемой дошкольной группы.
При составлении программы мы опирались на ряд принципов: Принцип
генетического хода основных линий развития ребенка, учета возрастных и
индивидуальных особенностей развития, единства требований к воспитаниюребенка всеми сотрудниками, коррекционной направленности
воспитательного процесса, доступности, повторяемости и концентричности
предложенного материла. В ходе проведения коррекционнопедагогических
занятий индивидуальная программа воспитания, обучения и развития
ребенка конкретизируется и дополняется в соответствии с динамикой его
развития.
В дошкольной частично обучающейся группе основными задачами
являются: развитие собственной активности детей их интереса к
окружающему, формирование навыков адекватного поведения и общения с
окружающими, а так же поэтапное формирование элементарной
предметной деятельности, укрепление, закаливание организма;
формирование основных навыков культурного поведения: развитие речи;
расширение представлений об окружающем мире.
Структура программы.
Содержание программы включает следующие разделы:
Развитие движений;
Формирование навыков самообслуживания, бытового труда и культурного
поведения;
Ознакомление с окружающим;
Элементарные математические представления;
Развитие речи;
Обучение игре;
Предметно практическая деятельность;
Рисование;
Музыкально – ритмические занятия.
РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ.Закрепление и повторение движений прошлого года обучения.
учить ходить и бегать в группе, не наталкиваясь на других детей, находить
свое место на лавочке, садиться;
учить передавать предмет – игрушку стоящим рядом детям;
Прокатывать мячи, шарики между предметами (ворота, ширина 60
80см).
бросать мяч вверх, о землю, в стену, стараясь поймать двумя руками;
бросать легкие мешочки с опилками (100150 гр.) в цель (ящик, корзину)
Лазание.
Проползти под стульями (23 стула), влезть на них, перешагнуть через
спинки стульев, держась за руку педагога, спрыгнуть.
Ползать на четвереньках, под веревку высотой 4050см, не касаясь веревки.
Ползти на четвереньках по скамейке, высотой 1015см.
Пролезать в обруч, под дугу.
Влезать и спускаться по наклонной лесенке, не пропуская реек.
Влезать на гимнастическую стенку, спускаться с правильным чередованием
рук, ног.
Ползать по гимнастической скамейке, сидя на ней. С опорой на руки
впереди себя.
Упражнения по развитию отдельных групп мышц
Мышцы шеи: повернуть голову вправо, влево. Наклонить голову вперед,
назад. Мышцы нижних конечностей: приседать, держась за спинку стула,
гимнастическую стенку; приседая, коснуться руками пола. Присесть,
положив предмет на пол, поднимаясь, взять его. Поднимать поочередно
правую, левую ногу, сгибая в коленях. Мышцы плечевого пояса: поднять
руки вперед опустить; в стороны опустить, вверх опустить. Переложить
из одной руки в другую флажок, мяч, шар перед собой, над головой, за
спиной. Раскачивать одновременно двумя руками впередназад, разводить
их в стороны.Мышцы туловища: сидя на полу, подтянуть к себе ноги, согнув в
коленях, выпрямить их; повернуться, положить кубик сбоку, впереди себя
или сзади, взять кубик, наклонившись вперед, в сторону, постучать кубиком
об пол.
Занятия на улице:
Игры на спортивной площадке; игры со спорт. инвентарём
Кататься на санках с невысокой горки, катать друг друга с помощью
воспитателя.
Ориентировка в пространстве
Задача расширение пространства, в котором ребенок должен сво
бодно ориентироваться. Ребенка надо познакомить со всеми основными
помещениями специального учреждения (групповые, классы других детей,
медицинский кабинет, прачечная, кухня). С ближайшим пространством
вокруг учреждения. С местом хранения предметов, связанных с бытовым
трудом (веник, ведро, тряпки и др.)
Сюда входит обучение ребенка ходить в прямом направлении по
жесту взрослого до игрушки, залезать на лесенку и спускаться с нее при
помощи рук, отталкивать от себя мешочек с песком, мячик, машинку,
ловить воздушный шар, подвязанный мяч, ходить по дорожке между двух
лавочек, веревочек, учить переносить предмет, держать его руками, учить
ползти и переползать через лавочку с помощью рук, переступать из обруча в
обруч с помощью взрослого.
Ребенка учить ощущать и соотносить части тела (руки, ноги, голова),
поднимать руки вверх, вниз, перед собой, гладит по голове, «пожалеть»,
«обнять товарища». Необходимо учить ориентироваться в пространстве,
принимая за точку отсчета себя (подойти к окну, стулу, посмотреть вверх
на лампу, вниз, на ноги подойти к двери, постучать).
В занятия включаются игровые упражнения: «найди флажок»,«посади цветы», «большие маленькие» и др.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ.
Навыки самообслуживания.
Совершенствовать ранее приобретенные навыки, формировать новые,
воспитывать самостоятельность в самообслуживании.
Навыки одевания и раздевания.
Знать порядок, в котором надо надевать, снимать одежду.
Уметь обуваться, разуваться: шнуровать ботинки, развязывать шнурки.
Различать в одежде лицевую сторону и изнанку.
Учить одеваться самостоятельно, надевать трусы, колготки, майку.
Уметь расстегивать пуговицы.
Самостоятельно одеваться ( застегивая пуговицы).
Складывать одежду на стуле, вешать на место в шкаф.
Замечать и устранять самостоятельно (или с помощью взрослых) непорядок
в одежде: порванную одежду, оторванную пуговицу, грязную обувь.
Бережно относиться к одежде и к обуви.
При входе в здание зимой стряхивать веником снег с обуви.
Формирование навыков опрятности
— продолжать приучать пользоваться туалетом в определенные
режимные моменты дня,
— формировать способность реагировать на возникшую потребность в
естественных физиологических отправлениях.
Навыки, связанные с утренним и вечерним туалетом.Научится самостоятельно, без напоминания, совершать утренний и
вечерний туалет.
Уметь чистить зубы пастой (зубным порошком), полоскать рот.
Тщательно мыть руки, уши с мылом.
Самостоятельно пользоваться расческой.
Не мочить одежду при умывании.
Мыть ноги на ночь.
Формирование навыка умывания.
учить мыть руки под струей воды без мыла,
учить брать мыло, намыливать руки, класть мыло на место,
учить смывать мыло,
учить стряхивать воду с рук,
учить вытирать руки полотенцем,
учить мыть лицо,
учить вытирать лицо полотенцем.
Навыки, связанные с приемом пищи.
Мыть руки перед едой, после еды.
учить мальчика тихо садиться за стол,
самостоятельно есть твердую и жидкую пищу.
правильно пользоваться ложкой, салфеткой
учить самостоятельно есть ложкой не проливая,
учить есть, не торопясь, хорошо пережевывая пищу,
учить аккуратно, пить из стакана, чашки.
после еды сложить и убрать салфетку.
садиться за стол, выходить изза стола по сигналу педагога.
Без напоминания благодарить после еды.Навыки, связанные с гигиеной сна.
Самостоятельно заправлять постель.
Приготавливать постель ко сну.
Самостоятельно пользоваться туалетом,
правильно пользоваться личным горшком,
соблюдать правильное положение тела во время сна.
Элементарные навыки бытового труда.
С увеличением возраста ребенка все большее место в обучении
начинает занимать бытовой труд. Ребёнок знакомятся с трудом взрослых,
приучаются уважать чужой труд, принимают посильное участие в уборке
групповой комнаты, протирают влажной тряпкой стол, стулья; моют
игрушки, стирано кукольное белье, удаляют сухие листья с комнатных
растений; выращивают лук, сеют овес в цветочных горшках; производят
уборку в кукольном уголке. В группе вводится дежурство по столовой
(расстановка тарелок, раскладка ложек, хлеба; собирание |грязной посуды,
вытирание стола). Вводится уход за комнатными растениями и животными
в живом уголке, оказание посильной помощи няни в смене постельного
белья в банный день.
Элементарные навыки культурного поведения.
Приучать детей: без напоминания здороваться, прощаться со взрос
лыми. Не вмешиваться в разговор старших. Не обижать младших детей.
Своевременно пользоваться носовым платком, закрывать рот (нос) платком
при кашле, чихании. Без напоминаний извиняться.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ.
На данной ступени обучения продолжается накопление и углублениезнаний об окружающей жизни. Проводится работа, способствующая
формированию элементарных обобщений. Мальчика учить не только раз
личать отдельные признаки предметов (форму, величину, цвет и др.), но и
объединять предметы с общими признаками в единую группу (одежда,
посуда и др.). Знакомить с деятельностью взрослых, учить переносить их
действия в игровую ситуацию. Организовать систематические наблюдения
за явлениями природы (изменение погоды, растений), за повадками
животных и птиц. С целью ознакомления с отдельными свойствами
предметов, провести простые опыты с бумагой, песком, растениями и т. д.
Ребенок узнает, что вода на морозе превращается в лед, снег в тепле тает;
что легкие предметы в воде плавают, а тяжелые тонут.
Предметы и явления природы
Пользуясь различными предметами в быту и на занятиях, выполняя
отдельные поручения, знакомить с различными предметами и закреплять с
знания. С целью дальнейшего углубления знаний и развития
любознательности знакомить с растениями: кусты, деревья (листья, ветки,
ствол). Сезонные явления: лед, мороз, жарко. Времена года: зима, весна,
лето, осень. Части помещения: пол, дверь, окно, стена.
При изучении названных тем, с целью формирования элементарных
обобщений, предлагаются задания из классификации предметов по
понятиям: одежда, мебель, посуда, продукты питания (посуда
расставляется на столе, одежда кладется на стул).
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Обучение протекает во время занятий, режимных моментов, в ходе
разнообразной деятельности (игры, занятия), при ознакомлении с
окружающим. Одновременно с обучением речи в повседневном общении
осуществляется обучение на специальных занятиях с использованием слов,
на основе которых детей подводят к первоначальным лексическим играмматическим обобщениям.
Работа по развитию речи должна быть построена в следующих
направлениях:
Развитие речевого слуха.
Развитие способности соотнесения предмета и его вербального
обозначения.
Развитие способности понимания речи.
Развитие речевого слуха
Необходимо учить слушать речь взрослого, сопровождать речью
выполнение режимных моментов: учить реагировать на свое имя (игра «Как
кого зовут?), учить соотносить себя с именем, воспитателя, нянь.
Понимание речи важнейший момент в общении между детьми и
взрослыми. Для этого необходимо:
формировать правильное понимание слов, обозначающих
предметы окружающего быта, помещений (спальной, столовой,
прогулочной площадки),
формировать правильное понимание глаголов бытового характера в
императиве (ешь, пей, встань, садись, возьми, на, дай,
умывайся, вытирайся, одевайся, надень и др.),
учить правильно реагировать на просьбу взрослого, поощеряя
ребенка лаской, одобрением.
Пассивный словарь.
Люди: имена собственные (ребенка, педагога, воспитателя, других
детей в группе).
Части тела: лоб, шея, зубы, живот, волосы.
Игрушки: мишка, заяц, матрешка, пирамида, кубики, мозаика. Посуда:
тарелка, вилка, чайник, таз.
Одежда: платье, рубашка, трусы, брюки, шуба.
Обувь: туфли, ботинки, валенки. Постельные принадлежности: подушка,одеяло, простыня, матрац.
Мебель: стол, стул, кровать, шкаф, диван.
Продукты питания: хлеб, кофе, чай, суп, каша, масло, молоко, сыр,
конфета, мясо, компот, картофель, макароны.
Овощи и фрукты: огурец, морковь, помидор, лук, капуста, арбуз, клубника,
яблоко, апельсин, мандарин.
Предметы личной гигиены: мыло, полотенце, щетка (зубная), мочалка,
мыльница.
Животные: кот, собака, корова, лошадь, белка, заяц, медведь. Птицы:
курица, утка, петух, цыпленок, воробей, голубь.
Бытовые и учебные вещи: машинка, лото (различное), палочки, счеты,
коробка, бумага, ванна, душ, зонт.
Предметы, связанные с прогулкой: обруч, качели, лопата, ведро, баба
(снежная), горка (деревянная).
Растения: куст, дерево, листья.
Сезонные явления: солнце, дождь, снег, ветер, тепло, холодно.
Части помещения: пол, дверь, окно, стена.
Глаголы: спит, ест, пьет, идет, сидит, стоит, бежит, читает, пишет,
вытирает, ловит (рыбу, бабочку, жука), прыгает, поливает, надевает,
снимает, играет, упал(а), устал(а), ел(а), пил(а).
Инструкции в повелительном наклонении: возьми, убери, мой, закрой,
открой, положи, покажи, надень, сними, застегни, завяжи, не плачь.
Вопросы: кто? что? что делает? что делал(а)?
Наречия: плохо, хорошо, тут там.
Другие части речи: спасибо, привет, до свидания, все (конец).
Активный словарьминимум
Люди: мама, папа, имена собственные (ребенка, педагога, воспитателя,
других детей в группе).Части тела: нос, рот, глаза, уши, лоб, зубы, рука, нога, волосы, живот.
Игрушки: мяч, дом, шар, кукла, машина, мишка, ведро, лопата, заяц, юла.
Посуда: нож, ложка, чашка, таз, чайник.
Одежда: платье, штаны, рубашка, платок, пальто, шапка, шарф, варежка.
Обувь: ботинки, тапочки, туфли, сапоги.
Постельные принадлежности: подушка, одеяло, простыня.
Мебель: стол, стул, шкаф, диван.
Части помещения: пол, окно, дверь, стена.
Продукты питания: хлеб, суп, чай, кофе, молоко, каша, масло, сыр,
конфета, мясо, компот.
Овощи и фрукты: лук, огурец, помидор, арбуз, слива, клубника
предметы личной гигиены:
мыло, полотенце, щетка (зубная).
Животные: кот, собака, корова, лошадь, белка, заяц, медведь.
Птицы: курица, утка, петух, цыпленок, воробей, голубь.
Бытовые и учебные вещи: палочки, счеты, бумага, душ, ванна.
Предметы, (связанные с прогулкой: обруч, качели, ведро, лопата, баба
(снежная), санки.
Растения: трава, цветы, дерево.
Сезонные явления: дождь, снег, солнце, ветер, тепло, холодно.
Глаголы: спит, ест, пьет, идет, сидит, стоит, бежит, читает, пишет,
вытирает, ловит (рыбу, бабочку, жука), прыгает, поливает, надевает,
снимает, играет, упал(а), устал(а), ел(а), пил(а).
Другие части речи: спасибо, привет, до свидания, все (конец).
Грамматические категории
Единственное и множественное число (рукаруки,)
Глаголы: (положи, убери), изъявительное наклонение.
Прошедшее время (единственное число, мужской, женский род спал, спала.Наречия: хорошо.
Предлоги: В, НА (убери в шкаф, поножи на стол).
Развитие речевого дыхания и голоса
Работа над слитностью произношения: произнесение на одном выдохе
звуков. Произнесение слогов (слов) с изменением силы голоса (громко
тихо). Работа над ритмом, воспитание чувства ритма в крупных движениях
и в движениях речевых органов: сочетание произношения с движениями рук
в соответствии с количеством слогов (хлопки). Сочетание произношения с
ходьбой. Различение мелодии и разговорной речи. Для развития дыхания и
голоса используются 23х сложные слова без стечения согласных звуков.
Развитие слухового и вибрационного восприятия.
Основная задача выработка более тонких дифференцировок различ
ных слуховых сигналов.
Дифференциация звучания инструментов: бубна, барабана, свистка,
гармони (выбор из 34х предметов).
Определение количества звучаний (счет в пределе 3х).
Различение на слух знакомых слов (тех, что учились различать на слух в
прошлом году).
Различение слов: петух, мышка, собака, пальто, туфли, мыло, зайка, мишка,
кошка, покажи, сядь, встань(те), прыгай(те); имена детей, педагога,
воспитателя.
Различение фраз, дай мяч, возьми мяч, возьми куклу, возьми мяч.
Распознавание и различение речевого материала вне определенной ситуации
(нетематический подбор слов).
Продолжение работы над развитием вибрационного восприятия.
Обязательный словарь: слушай, говори, голос, барабан, бубен, свисток,
хорошо, плохо, громко, тихо, слышу, не слышу, аппарат, микрофон.ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Содержание занятий на различные формы.
Объемные формы (шар, конус, цилиндр, куб,).
Группировка форм по образцу, с вариацией величины, материала, цвета.
Знакомство с различными видами определенной формы: конуса, цилиндра,
Выбор парных форм по образцу (предлагается 23 формы).
Соотнесение отдельных частей объемной формы (основание, грани) с
плоскими фигурами (наложение круга на основание конуса, квадрата на
грани куба; расстановка объемных тел по соответствующим гнездам на
вкладках).
Проталкивание объемных фигур (34 формы) через соответствующие
отверстия на крышке коробки форм.
Составление геометрических фигур из 2х частей. По образцу, по памяти.
Группировка по образцу различных по форме предметов. Образец предмет
определенной формы.
Плоские формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Группировка форм, с вариацией величины, материала, цвета.
Знакомство с различными видами данной формы: треугольника,
прямоугольника.
Заполнение вкладок соответствующими фигурами (46 форм)
Заполнение вкладок с различным пространственным расположением
каждой формы.
Составление фигур из 24х частей. По образцу, по памяти (круг).
Подбор крышек к коробкам соответствующей формы.
Разобрать, собрать матрешку (34ех составную).
Различение величиныРазобрать, собрать с учетом величины пирамиду (56 колец).
Ребенок делает выбор из всего набора колец.
Собрать набор сборных стаканчиков (56 элементов).
Собрать набор сборных коробок (56 элементов).
Заполнить вкладки разновеликими фигурами с одинаковой формой.
Подобрать для куклы, в соответствии с ее размером, одежду, посуду,
мебель.
Выбрать по образцу парный по величине предмет (из 34х предметов).
Различение предметов по цвету, форме, величине.
Фиксировать внимание на одном изучаемом признаке (показать на
окружающих предметах, что они могут различаться по
одному какомулибо признаку, будучи одинаковыми во всех других
отношениях). Первичная постановка понятий «одинаковые
разные», «такой же».
Закрепление знания основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий,
черным, белый)
ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ
Игра имеет в жизни детей, пожалуй, главное значение в игре дети
общаются, через игру они учатся.
1 сюжет «Кукла Маша помощница».
Маша готовит обед – расстановка мебели на кухне, выбор посуды для
приготовления обеда.
Маша дежурит по столовой – сервировка стола для обеда, приглашение к
обеду друзей, рассаживание друзей за стол, уборка посуды после обеда,
вытирание стола после обеда, расстановка мебели после обеда.
Кукла Маша стирает – выбор предметов для стирки ( тазик, мыло и др.),стирка грязных вещей, полоскание, развешивание на верёвку для сушки,
глажение, складывание чистой одежды в шкаф.
2 сюжет «Машин друг мишка заболел».
Мишка ест холодное мороженое кормление Мишки мороженым. У Мишки
болит горло – укладывание Мишки в кровать.
Маша лечит Мишку – Маша приходит к мишке измеряет ему температуру
градусником, повязывает ему теплый шарф, ставит горчичники, сидит у его
кровати, поёт ему песню, чтобы он не грустил.
3 сюжет «У Маши день рождения».
Гости Маши – Мишка, кукла Даша, Буратино. Гости поздравляют Машу с
днем рождения.
Угощение гостей – сервировать стол для праздничного чая, рассаживание
гостей за стол, угощение чаем.
4 сюжет «Веселый поезд».
Друзья едут в лес на поезде – Маша, Даша, Буратино, Миша. В поезд
(стоящие стулья друг за другом) рассаживаются друзья и едут в лес.
Прогулка по лесу, собирание в лесу цветов.
Едут домой с песней – рассаживание детей по местам, друзья едут домой.
5 сюжет «Мишка строит дом».
Нагружаем кирпичи для строительства дома, везем груз, выгружаем,
строим дом.
Итоговые занятия: Самостоятельное выполнениеребенком
последовательных игровых действий вслед за педагогом. Свободная игра.ПРЕДМЕТННОПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
— Учить фиксировать взгляд па предметномапппулятивных
действиях педагога и прослеживать движение предмета в следующих
упражнениях и играх. Прослеживать движения показываемой педагогом
игрушки, с использованием экрана, ширмы. Ожидать появления игрушки в
двух определенных местах. Учить наблюдению за движущимися заводными
игрушками при постепенном увеличении времени наблюдения, начиная от
10—15 сек. до 2—3 мни. Ожидать появления игрушки изза экрана,
загораживающего предмет в определенном месте.
Прослеживать движение солнечного зайчика, луча карманного фонаря.
Учить детей внимательно смотреть па взрослого и подражать различным
его действиям, показывать части своего тела и лица, повторяя показ
взрослого.
Выполнять простые подражательные движения за педагогом по показу и
инструкции «Делай вместе», «Делай, как я»: поднять руки вверх, положить
руки на голову, положить руки на стол
перед собой, сжимать и разжимать кулачки, постучать одним кулачком о
другой («молоток») и т. д.
Выполнение подражательных движений с предметами. Учить удерживать
предмет в руке, правильно выполнять простые подражательные действия с
одним предметом.
Развитие предметных действий.
Специальная работа по развитию действий с предметами у детей с
выраженной умственной отсталостью должна быть направлена на развитие
мелкой моторики рук и пальцев, целенаправленных манипулятивиых
действий. Для организации занятий по этому разделу работы нужнообеспечить достаточное количество дидактического материала (различных
мелких предметов, шариков,
желудей, пуговиц, катушек, коробочек и т. д.)
Выполнение по показу следующих действий с предметами:
катание шариков в определенном направлении,
перекладывание предметов из одной коробки в другую,
открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек,
заполнение отверстий втулками, «грибками»,
нанизывание предметов с отверстиями на стержень
деревянную, пластмассовую палочку).
Во время занятий при необходимости педагог берет руку ребенка в свои и
выполняет ими нужные действия. Все действия
сопровождаются словами (названиями предметов и выполняемых
действий) педагога.
Упражнения и игры:
«Подбор к фону». Размещение мелких цветных предметов (бусины
,пуговицы, кубики, детали мозаики, мелкие игрушки и т.д.) на цветные
круги или тарелочки соответствующие цвету предметов.
«Разложи в ряд» (по цвету). Размещение мелких цветных предметов на
цветные бумажные ленты соответствующего цвета, располагая их в ряд.
Чередование предметов по цвету через один, выкладывая их в ряд.(красный
– синий, красный –синий).
«Грибки». Подбор втулочек (грибков) определенного цвета к
соответствующему цветовому полю игрового столика, размещение
(втыкание) втулочек в отверстия столика.
«Куда подходит?» размещение плоскостных вкладок типа доски Сегена
(начиная 34 фигуры на доске).
«Чудесный мешочек». Узнавать на ощупь хорошо известные предметы,положенные в матерчатый мешочек.
Лепка.
Закрепление навыков и умений работы с пластилином и глиной:
разминать;
раскатывать прямыми движениями в ладонях (палочки) и на подкладной
доске;
раскатывать круговыми движениями ладоней (шар, мяч).
Учить:
лепить предмет из двух частей;
использовать 23цвета;
РИСОВАНИЕ.
Продолжать учить работать с мелом, кистью, карандашами:
учить находить, соотносить, называть цвета; понятия большой, маленький,
длинный – короткий.
учить регулировать движения рукой при рисовании в зависимости от
контура, ограничения на листе, доске.
учить делать мазки, штрихи.
учить проводить горизонтальные, вертикальные линии;
учить круговым движениям;
учить располагать изображение на листе;
учить рисовать геометрические фигуры.
Виды работ:
Предметное рисование: неваляшка, цыпленок, снеговик, дом и др.
Сюжетное рисование: составление картин из двух, по возможности трёх
предметов объединенных общим содержанием.
Декоративное рисование: составление орнаментов из геометрическихфигур, в кругу, полоске, овале. Расписывание чашки, разделочной доски,
платья для праздника.
МУЗЫКАЛЬНОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
Слушание музыки – обучение восприятию, регуляция эмоциональной
сферы. Звуко – высотного, динамического слуха, развитие двигательной
системы, дыхания, голоса, артикуляции.
Пение – развитие дыхания, голоса, речи.
Музыкально – ритмические движения – развитие темпо ритмических
структур, развитие двигательной системы по рекомендациям врача:
А) пляски, хороводы;
Б) музыкальные игры;
В) инсценированная песня.
Музыкальный театр – развитие координации, слуха, голоса, движений.
Игра на детских музыкальных инструментах – развитие творчества,
развитие
Слушание: «Тилитилибом», «Ах, вы сени», «Где же, где же», «Расти
коса», «Приди, приди, солнышко», « Маленькие ножки».
Для развития голоса и слуха: «Паровоз», «Петрушка», муз. В.Карасевой;
«Андрей воробей», рус. нар. муз.; «Гармошка», «Спите куклы» муз. Е.
Филичевой.
Для пения: «Про лягушек и комара»,муз. А. Филиппенко; «На зеленом
лугу», рус. нар. муз., «Колыбельная зайчонка» муз. В. Красевой, «Мы
запели песенку» муз. Р.Рустамова, «Танец около елки» муз. Ю.Слонова,
«Дружные ребята» муз. С.Раззорен.