Индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.

  • Документация
  • doc
  • 03.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной программе предоставлена информация по обучению и воспитанию ребенка в возраасте от 7-11 лет. Проживающего в детском доме интернате для умственно отсталых детей. В ней подробно расписаны предметы и разделы обучения по основным направлениям обучения ребенка. данный материал будет полезен пелагогам работающим с данной категорией детей.В данной программе предоставлена информация по обучению и воспитанию ребенка в возраасте от 7-11 лет. Проживающего в детском доме интернате для умственно отсталых детей. В ней подробно расписаны предметы и разделы обучения по основным направлениям обучения ребенка. данный материал будет полезен пелагогам работающим с данной категорией детей.
Иконка файла материала 9 Индивидуальная программа обучения и воспитания.doc
Индивидуальная программа обучения и воспитания. Объяснительная записка. Программа адресована работникам частично ­ обучающейся  дошкольной группы № ____,  __отделения детского дома­ интерната  «Солнышко» системы социальной защиты населения. И раскрывает  содержание индивидуальной   работы с умственно отсталым ребенком .  (7лет) В настоящее время современная система образования позволяет  включать каждого ребенка в образовательное пространство. Для детей с  нарушениями в развитии этот процесс определяется нормативно правовой  базой: законом об образовании от 10.07.1992 № 3266­1; письмом  правительства РФ от 29.06.99 № 129/23­16. внедряются новые  организационные формы помощи детям: индивидуальные занятия при  стационарах (поликлиниках); группы кратковременного пребывания,  специальные и смешанные группы при дошкольных учреждениях  компенсирующего или комбинированного вида, при реабилитационных  центрах, центрах восстановительного лечения и др. Коррекционно– педагогическую работу в  детском доме интернате  для глубоко умственно отсталых детей «Солнышко» проводят логопед,  педагог­психолог, воспитатели, музыкальные работники, специалисты  ЛФК, но до сегодняшнего дня  не было разработано индивидуальной  программы воспитания и обучения для конкретного ребенка. Нами была разработана и предложена программа для воспитанника  частично обучаемой дошкольной группы. При составлении программы мы опирались на ряд принципов: Принцип  генетического хода основных линий развития ребенка, учета возрастных и  индивидуальных особенностей развития, единства требований к воспитаниюребенка всеми сотрудниками, коррекционной направленности  воспитательного процесса, доступности, повторяемости и концентричности предложенного материла. В ходе проведения коррекционно­педагогических занятий индивидуальная программа воспитания, обучения и развития  ребенка конкретизируется и дополняется в соответствии с динамикой его  развития.  В дошкольной ­ частично обучающейся группе основными задачами  являются:  развитие собственной активности детей их интереса к  окружающему, формирование навыков адекватного поведения и общения с  окружающими, а так же поэтапное формирование элементарной  предметной деятельности, укрепление, закаливание организма;  формирование основных навыков культурного поведения: развитие речи;  расширение представлений об окружающем мире. Структура программы. Содержание программы включает следующие разделы: ­Развитие движений; ­Формирование навыков самообслуживания, бытового труда и культурного  поведения; ­Ознакомление с окружающим; ­Элементарные математические представления; ­Развитие речи; ­Обучение игре; ­Предметно практическая деятельность; ­Рисование; ­Музыкально – ритмические занятия. РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ.Закрепление и повторение движений прошлого года обучения. ­учить ходить и бегать в группе, не наталкиваясь на других детей, находить  свое место на лавочке, садиться; ­учить передавать предмет – игрушку стоящим рядом детям; ­Прокатывать мячи, шарики между предметами (ворота, ширина 60­ 80см). ­бросать мяч вверх, о землю, в стену, стараясь поймать двумя руками;  ­бросать легкие мешочки с опилками (100­150 гр.) в цель (ящик, корзину)  Лазание. Проползти под стульями (2­3 стула), влезть на них, перешагнуть через  спинки стульев, держась за руку педагога, спрыгнуть. Ползать на четвереньках, под веревку высотой 40­50см, не касаясь веревки. Ползти на четвереньках по скамейке, высотой 10­15см. Пролезать в обруч, под дугу. Влезать и спускаться по наклонной лесенке, не пропуская реек. Влезать на гимнастическую стенку, спускаться с правильным чередованием  рук, ног. Ползать по гимнастической скамейке, сидя на ней. С опорой на руки  впереди себя. Упражнения по развитию отдельных групп мышц Мышцы шеи: повернуть голову вправо, влево. Наклонить голову вперед,  назад. Мышцы нижних конечностей: приседать, держась за спинку стула,  гимнастическую стенку; приседая, коснуться руками пола. Присесть,  положив предмет на пол, поднимаясь, взять его. Поднимать поочередно  правую, левую ногу, сгибая в коленях. Мышцы плечевого пояса: поднять  руки вперед ­ опустить; в стороны ­ опустить, вверх ­ опустить. Переложить из одной руки в другую флажок, мяч, шар ­ перед собой, над головой, за  спиной. Раскачивать одновременно двумя руками вперед­назад, разводить  их в стороны.Мышцы туловища: сидя на полу, подтянуть к себе ноги, согнув в  коленях, выпрямить их; повернуться, положить кубик сбоку, впереди себя  или сзади, взять кубик, наклонившись вперед, в сторону, постучать кубиком об пол. Занятия на улице: Игры на спортивной площадке; игры со спорт. инвентарём Кататься на санках с невысокой горки, катать друг друга с помощью воспитателя. Ориентировка в пространстве Задача ­ расширение пространства, в котором ребенок должен сво­ бодно     ориентироваться. Ребенка надо познакомить со всеми основными  помещениями специального учреждения (групповые, классы других детей,  медицинский кабинет, прачечная, кухня). С ближайшим пространством  вокруг учреждения. С местом хранения предметов, связанных с бытовым  трудом (веник, ведро, тряпки и др.) Сюда входит обучение ребенка ходить в прямом направлении по  жесту взрослого до игрушки, залезать на лесенку и спускаться с нее при  помощи рук, отталкивать от себя мешочек с песком, мячик, машинку,  ловить воздушный шар, подвязанный мяч, ходить по дорожке между двух  лавочек, веревочек, учить переносить предмет, держать его руками, учить  ползти и переползать через лавочку с помощью рук, переступать из обруча в обруч с помощью взрослого. Ребенка учить ощущать и соотносить части тела (руки, ноги,  голова),  поднимать руки вверх, вниз, перед собой, гладит по голове, «пожалеть»,  «обнять товарища». Необходимо учить  ориентироваться в пространстве,  принимая за точку отсчета себя (подойти к окну, стулу, посмотреть вверх  на лампу, вниз, на ноги подойти к двери, постучать). В занятия включаются игровые упражнения: «найди флажок»,«посади цветы», «большие ­ маленькие» и др. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ. Навыки самообслуживания. Совершенствовать ранее приобретенные навыки, формировать новые,  воспитывать самостоятельность в самообслуживании. Навыки одевания и раздевания. Знать порядок, в котором надо надевать, снимать одежду. Уметь обуваться, разуваться: шнуровать ботинки, развязывать шнурки. Различать в одежде лицевую сторону и изнанку. Учить одеваться самостоятельно, надевать трусы, колготки, майку. Уметь расстегивать пуговицы. Самостоятельно одеваться ( застегивая пуговицы). Складывать одежду на стуле, вешать на место в шкаф. Замечать и устранять самостоятельно (или с помощью взрослых) непорядок в одежде: порванную одежду, оторванную пуговицу, грязную обувь. Бережно относиться к одежде и к обуви. При входе в здание зимой стряхивать веником снег с обуви. Формирование навыков опрятности — продолжать приучать пользоваться туалетом в определенные  режимные моменты дня, — формировать  способность реагировать на возникшую потребность в  естественных физиологических отправлениях. Навыки, связанные с утренним и вечерним туалетом.Научится самостоятельно, без напоминания, совершать утренний и  вечерний туалет. Уметь чистить зубы пастой (зубным порошком), полоскать рот. Тщательно мыть руки, уши с мылом. Самостоятельно пользоваться расческой. Не мочить одежду при умывании. Мыть ноги на ночь. Формирование навыка умывания. ­   учить мыть руки под струей воды без мыла, ­  учить брать мыло, намыливать руки, класть мыло на место, ­  учить смывать мыло, ­  учить стряхивать воду с рук, ­учить вытирать руки полотенцем, ­ учить мыть лицо, ­учить вытирать лицо полотенцем.  Навыки, связанные с приемом пищи. ­Мыть руки перед едой, после еды.  ­учить мальчика тихо садиться за стол, ­самостоятельно есть твердую и жидкую пищу. ­правильно пользоваться ложкой, салфеткой ­учить самостоятельно есть ложкой  не проливая, ­учить есть, не торопясь, хорошо пережевывая пищу, ­учить аккуратно, пить из стакана, чашки. ­после еды сложить и убрать салфетку. ­садиться за стол, выходить из­за стола по сигналу педагога. Без  напоминания благодарить после еды.Навыки, связанные с гигиеной сна. Самостоятельно заправлять постель.  Приготавливать постель ко сну.  Самостоятельно пользоваться туалетом,  правильно пользоваться личным горшком, соблюдать правильное положение тела во время сна. Элементарные навыки бытового труда. С увеличением возраста ребенка все большее место в обучении  начинает занимать бытовой труд. Ребёнок знакомятся с трудом взрослых,  приучаются уважать чужой труд, принимают посильное участие в уборке  групповой комнаты, протирают влажной тряпкой стол, стулья; моют  игрушки, стирано кукольное белье, удаляют сухие листья с комнатных  растений; выращивают  лук, сеют овес в цветочных горшках; производят  уборку в кукольном уголке. В группе вводится дежурство по столовой   (расстановка тарелок, раскладка ложек, хлеба; собирание |грязной  посуды,  вытирание стола). Вводится уход за комнатными растениями и животными  в живом уголке, оказание посильной помощи няни в смене постельного  белья в банный день. Элементарные навыки культурного поведения. Приучать детей: без напоминания здороваться, прощаться со взрос­ лыми. Не вмешиваться в разговор старших. Не обижать младших детей.  Своевременно пользоваться носовым платком, закрывать рот (нос) платком  при кашле, чихании. Без напоминаний извиняться.  ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ. На данной ступени обучения продолжается накопление и углублениезнаний об окружающей жизни. Проводится работа, способствующая  формированию элементарных обобщений. Мальчика учить не только раз­ личать отдельные признаки предметов (форму, величину, цвет и др.), но и  объединять предметы с общими признаками в единую группу (одежда,  посуда и др.). Знакомить с деятельностью взрослых, учить переносить их  действия в игровую ситуацию. Организовать систематические наблюдения  за явлениями природы (изменение погоды, растений), за повадками  животных и птиц. С целью ознакомления с отдельными свойствами  предметов, провести простые опыты с бумагой, песком, растениями и т. д.  Ребенок узнает, что вода на морозе превращается в лед, снег в тепле тает;  что легкие предметы в воде плавают, а тяжелые тонут. Предметы и явления природы Пользуясь различными предметами в быту и на занятиях, выполняя  отдельные поручения,  знакомить с различными предметами и закреплять с  знания. С целью дальнейшего углубления знаний и развития  любознательности знакомить с растениями: кусты, деревья (листья, ветки,  ствол). Сезонные явления:  лед, мороз, жарко. Времена года: зима, весна,  лето, осень. Части  помещения: пол, дверь, окно, стена.  При изучении названных тем, с целью формирования элементарных  обобщений, предлагаются задания из классификации предметов по   понятиям: одежда, мебель, посуда, продукты питания  (посуда  расставляется на столе, одежда кладется на стул). РАЗВИТИЕ РЕЧИ Обучение протекает во время занятий,  режимных моментов, в ходе  разнообразной деятельности (игры, занятия), при ознакомлении с  окружающим. Одновременно с обучением речи в повседневном общении  осуществляется обучение на специальных занятиях с использованием слов,  на основе которых детей подводят к первоначальным лексическим играмматическим обобщениям. Работа по развитию речи должна быть построена в следующих  направлениях: Развитие речевого слуха. Развитие способности соотнесения предмета и его вербального  обозначения. Развитие способности понимания речи. Развитие речевого слуха Необходимо учить  слушать речь взрослого, сопровождать речью  выполнение режимных моментов: учить реагировать на свое имя (игра «Как кого зовут?), учить соотносить себя с именем,  воспитателя, нянь. Понимание речи важнейший момент в общении между детьми и  взрослыми. Для этого необходимо: ­формировать правильное  понимание слов,  обозначающих  предметы окружающего быта, помещений    (спальной, столовой,  прогулочной площадки), ­формировать правильное понимание  глаголов бытового характера в  императиве (ешь, пей, встань, садись, возьми, на, дай,  умывайся, вытирайся, одевайся, надень и  др.), ­учить правильно реагировать на просьбу взрослого, поощеряя ребенка лаской, одобрением. Пассивный  словарь. Люди: имена собственные (ребенка, педагога, воспитателя, других  детей в группе).  Части тела: лоб, шея, зубы, живот, волосы.  Игрушки: мишка, заяц, матрешка, пирамида, кубики, мозаика. Посуда:  тарелка, вилка, чайник, таз.  Одежда: платье, рубашка, трусы, брюки, шуба.  Обувь: туфли, ботинки, валенки. Постельные принадлежности: подушка,одеяло, простыня, матрац.  Мебель: стол, стул, кровать, шкаф, диван.  Продукты питания: хлеб, кофе, чай, суп, каша, масло, молоко, сыр,  конфета, мясо, компот, картофель, макароны.  Овощи и фрукты: огурец, морковь, помидор, лук, капуста, арбуз, клубника,  яблоко, апельсин, мандарин. Предметы личной гигиены: мыло, полотенце, щетка (зубная), мочалка,  мыльница.  Животные: кот, собака, корова, лошадь, белка, заяц, медведь. Птицы:  курица, утка, петух, цыпленок, воробей, голубь. Бытовые и учебные вещи: машинка, лото (различное), палочки, счеты,  коробка, бумага, ванна, душ, зонт. Предметы, связанные с прогулкой: обруч, качели, лопата, ведро, баба  (снежная), горка (деревянная).  Растения: куст, дерево, листья. Сезонные явления: солнце, дождь, снег, ветер, тепло, холодно.  Части помещения: пол, дверь, окно, стена. Глаголы: спит, ест, пьет, идет, сидит, стоит, бежит, читает, пишет,  вытирает, ловит (рыбу, бабочку, жука), прыгает, поливает, надевает,  снимает, играет, упал(а), устал(а), ел(а), пил(а).  Инструкции в повелительном наклонении: возьми, убери, мой, закрой,  открой, положи, покажи, надень, сними, застегни, завяжи, не плачь.  Вопросы: кто? что? что делает? что делал(а)? Наречия: плохо, хорошо, тут там.  Другие части речи: спасибо, привет, до свидания, все (конец).  Активный словарь­минимум Люди: мама, папа, имена собственные (ребенка, педагога, воспитателя,  других детей в группе).Части тела: нос, рот, глаза, уши, лоб, зубы, рука, нога, волосы, живот.  Игрушки: мяч, дом, шар, кукла, машина, мишка, ведро, лопата, заяц, юла.  Посуда: нож, ложка, чашка, таз, чайник. Одежда: платье, штаны, рубашка, платок, пальто, шапка, шарф, варежка.  Обувь: ботинки, тапочки, туфли, сапоги. Постельные принадлежности: подушка, одеяло, простыня. Мебель: стол, стул, шкаф, диван.  Части помещения: пол, окно, дверь, стена. Продукты питания: хлеб, суп, чай, кофе, молоко, каша, масло, сыр,  конфета, мясо, компот.  Овощи и фрукты: лук, огурец, помидор, арбуз, слива, клубника  предметы личной гигиены:  мыло, полотенце, щетка (зубная).  Животные: кот, собака, корова, лошадь, белка, заяц, медведь. Птицы: курица, утка, петух, цыпленок, воробей, голубь. Бытовые и учебные вещи: палочки, счеты, бумага, душ, ванна.  Предметы, (связанные с прогулкой: обруч, качели, ведро, лопата, баба  (снежная), санки.  Растения: трава, цветы, дерево.  Сезонные явления: дождь, снег, солнце, ветер, тепло, холодно.  Глаголы: спит, ест, пьет, идет, сидит, стоит, бежит, читает, пишет,  вытирает, ловит (рыбу, бабочку, жука), прыгает, поливает, надевает,  снимает, играет, упал(а), устал(а), ел(а), пил(а). Другие части речи: спасибо, привет, до свидания, все (конец).  Грамматические категории Единственное и множественное число (рука­руки,) Глаголы: (положи, убери), изъявительное наклонение. Прошедшее время (единственное число, мужской, женский род спал, спала.Наречия: хорошо.  Предлоги: В, НА (убери в шкаф, поножи на стол). Развитие речевого дыхания и голоса Работа  над слитностью произношения: произнесение на одном выдохе   звуков. Произнесение слогов (слов) с изменением силы голоса (громко ­  тихо). Работа над ритмом, воспитание чувства ритма в крупных движениях  и в движениях речевых органов: сочетание произношения с движениями рук в соответствии с количеством слогов (хлопки). Сочетание произношения с  ходьбой. Различение мелодии и разговорной речи. Для развития дыхания и  голоса используются 2­3­х сложные слова без стечения согласных звуков. Развитие слухового и вибрационного восприятия. Основная задача ­ выработка более тонких дифференцировок различ­ ных слуховых сигналов. Дифференциация звучания инструментов: бубна, барабана, свистка,  гармони (выбор из 3­4­х предметов). Определение количества звучаний (счет в пределе 3­х). Различение на слух знакомых слов (тех, что  учились различать на слух в  прошлом году). Различение слов: петух, мышка, собака, пальто, туфли, мыло, зайка, мишка,  кошка, покажи, сядь, встань(те), прыгай(те); имена детей, педагога,  воспитателя. Различение фраз, дай мяч, возьми мяч, возьми куклу, возьми мяч. Распознавание и различение речевого материала вне определенной ситуации (нетематический подбор слов). Продолжение работы над развитием вибрационного восприятия. Обязательный словарь: слушай, говори, голос, барабан, бубен, свисток,  хорошо, плохо, громко, тихо, слышу, не слышу, аппарат, микрофон.ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Содержание занятий на различные формы. Объемные формы (шар, конус, цилиндр, куб,). Группировка форм по образцу, с вариацией величины, материала, цвета. Знакомство с различными видами определенной формы: конуса, цилиндра,  Выбор парных форм по образцу (предлагается 2­3 формы). Соотнесение отдельных частей объемной формы (основание, грани) с  плоскими фигурами (наложение круга на основание конуса, квадрата ­ на  грани куба; расстановка объемных тел по соответствующим гнездам на  вкладках). Проталкивание объемных фигур (3­4 формы) через соответствующие  отверстия на крышке коробки форм. Составление геометрических фигур из 2­х частей. По образцу, по памяти. Группировка по образцу различных по форме предметов. Образец ­предмет  определенной формы. Плоские формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Группировка форм, с вариацией величины, материала, цвета. Знакомство с различными видами данной формы: треугольника,  прямоугольника. Заполнение вкладок соответствующими фигурами (4­6 форм) Заполнение вкладок с различным пространственным расположением  каждой формы. Составление фигур из 2­4­х частей. По образцу, по памяти (круг). Подбор крышек к коробкам соответствующей формы. Разобрать, собрать матрешку (3­4­ех составную). Различение величиныРазобрать, собрать с учетом величины пирамиду (5­6 колец). Ребенок делает выбор из всего набора колец. Собрать набор сборных стаканчиков (5­6 элементов). Собрать набор сборных коробок (5­6 элементов). Заполнить вкладки разновеликими фигурами с одинаковой формой. Подобрать для куклы, в соответствии с ее размером, одежду, посуду,  мебель. Выбрать по образцу парный по величине предмет (из 3­4­х предметов). Различение предметов по цвету, форме, величине. Фиксировать внимание  на одном изучаемом признаке (показать  на  окружающих предметах, что они могут различаться по одному какому­либо признаку, будучи одинаковыми во всех других  отношениях). Первичная постановка понятий «одинаковые ­ разные», «такой же».  Закрепление знания основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий,  черным, белый) ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ Игра имеет в жизни детей, пожалуй, главное значение в игре дети  общаются, через игру они учатся. 1 сюжет «Кукла Маша помощница». Маша  готовит обед – расстановка мебели на кухне, выбор посуды для  приготовления обеда. Маша дежурит по столовой – сервировка стола для обеда, приглашение к  обеду друзей, рассаживание друзей за стол, уборка посуды после обеда,  вытирание стола после обеда, расстановка мебели после обеда. Кукла Маша стирает – выбор предметов для стирки ( тазик, мыло и др.),стирка грязных вещей, полоскание, развешивание на верёвку для сушки,  глажение, складывание чистой одежды в шкаф. 2 сюжет «Машин друг мишка заболел». Мишка ест холодное мороженое ­ кормление Мишки мороженым. У Мишки болит горло – укладывание Мишки в кровать. Маша лечит Мишку – Маша приходит к мишке измеряет ему температуру  градусником, повязывает ему теплый шарф, ставит горчичники, сидит у его  кровати, поёт ему песню, чтобы он не грустил. 3 сюжет «У Маши день рождения». Гости Маши – Мишка, кукла Даша, Буратино. Гости поздравляют Машу с  днем рождения. Угощение гостей – сервировать стол для праздничного чая, рассаживание  гостей за стол, угощение чаем. 4 сюжет «Веселый поезд». Друзья едут в лес на поезде – Маша, Даша, Буратино, Миша. В поезд  (стоящие стулья друг за другом) рассаживаются друзья и едут в лес.  Прогулка по лесу, собирание в лесу цветов. Едут домой с песней – рассаживание детей по местам, друзья едут домой. 5 сюжет «Мишка строит дом». Нагружаем кирпичи для строительства дома, везем груз, выгружаем,  строим дом. Итоговые занятия: Самостоятельное выполнениеребенком  последовательных игровых действий вслед за педагогом. Свободная игра.ПРЕДМЕТННО­ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. — Учить  фиксировать взгляд па  предметно­мапппулятивных  действиях педагога и прослеживать движение предмета в следующих  упражнениях и играх. Прослеживать движения показываемой педагогом  игрушки, с использованием экрана, ширмы. Ожидать появления игрушки в  двух определенных местах. Учить наблюдению за движущимися заводными  игрушками при постепенном увеличении времени наблюдения, начиная от  10—15 сек. до 2—3 мни. Ожидать появления игрушки из­за экрана,  загораживающего предмет в определенном месте. Прослеживать движение  солнечного зайчика, луча карманного фонаря. Учить детей внимательно смотреть па взрослого и подражать различным  его действиям, показывать части своего тела и лица, повторяя показ  взрослого. Выполнять  простые подражательные движения за педагогом по показу и  инструкции «Делай вместе», «Делай, как я»: поднять руки вверх, положить  руки на голову, положить руки на стол перед собой, сжимать и разжимать кулачки, постучать одним кулачком о  другой («молоток») и т. д. Выполнение подражательных движений с предметами. Учить  удерживать  предмет в руке, правильно выполнять простые подражательные действия с  одним предметом. Развитие предметных действий. Специальная работа по развитию действий с предметами у детей  с  выраженной умственной отсталостью должна быть направлена на развитие   мелкой моторики рук и пальцев, целенаправленных  манипулятивиых  действий. Для организации занятий по этому разделу работы нужнообеспечить достаточное количество дидактического материала (различных  мелких предметов, шариков, желудей, пуговиц, катушек, коробочек и т. д.) Выполнение по  показу следующих действий с предметами:  ­катание шариков в определенном направлении,  ­перекладывание предметов из одной коробки в другую, ­открывание и закрывание коробок,  деревянных яиц, матрешек, ­заполнение отверстий втулками, «грибками», ­нанизывание предметов с отверстиями на стержень деревянную, пластмассовую палочку). Во время занятий при необходимости педагог берет руку ребенка в свои и  выполняет ими нужные действия. Все действия  сопровождаются словами (названиями предметов и выполняемых действий) педагога. Упражнения и игры: ­ «Подбор к фону». Размещение мелких цветных предметов (бусины  ,пуговицы, кубики, детали мозаики, мелкие игрушки и т.д.) на цветные  круги или тарелочки соответствующие цвету предметов. ­ «Разложи в ряд» (по цвету). Размещение мелких цветных предметов на  цветные бумажные ленты соответствующего цвета, располагая их в ряд.  Чередование предметов по цвету через один, выкладывая их в ряд.(красный – синий, красный –синий). ­«Грибки». Подбор втулочек (грибков) определенного цвета к  соответствующему цветовому полю игрового столика, размещение  (втыкание) втулочек в отверстия столика.  ­«Куда подходит?» размещение плоскостных вкладок типа доски Сегена  (начиная 3­4 фигуры на доске). ­«Чудесный мешочек». Узнавать на ощупь хорошо известные предметы,положенные в матерчатый мешочек. Лепка. Закрепление навыков и умений работы с пластилином и глиной: ­разминать; ­раскатывать прямыми движениями в ладонях (палочки) и на подкладной  доске; ­раскатывать круговыми движениями ладоней (шар, мяч). Учить: ­ лепить предмет из двух частей; ­ использовать 2­3цвета; РИСОВАНИЕ. Продолжать учить работать с мелом, кистью, карандашами: ­ учить находить, соотносить, называть цвета; понятия большой, маленький, длинный – короткий. ­ учить регулировать движения рукой при рисовании в зависимости от  контура, ограничения на листе, доске. ­ учить делать мазки, штрихи. ­ учить проводить горизонтальные, вертикальные линии; ­учить круговым движениям; ­учить располагать изображение на листе; ­ учить рисовать геометрические фигуры. Виды работ: Предметное рисование: неваляшка, цыпленок, снеговик, дом и др. Сюжетное рисование: составление картин из двух, по возможности трёх  предметов объединенных общим содержанием. Декоративное рисование: составление орнаментов из геометрическихфигур, в кругу, полоске, овале. Расписывание чашки, разделочной доски,  платья для праздника. МУЗЫКАЛЬНО­РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Слушание музыки – обучение восприятию, регуляция эмоциональной  сферы. Звуко – высотного, динамического слуха, развитие двигательной  системы, дыхания, голоса, артикуляции. Пение – развитие дыхания, голоса, речи. Музыкально – ритмические движения – развитие темпо ритмических  структур, развитие двигательной системы по рекомендациям врача: А) пляски, хороводы; Б) музыкальные игры; В) инсценированная песня. Музыкальный театр – развитие координации, слуха, голоса, движений. Игра на детских музыкальных инструментах – развитие творчества,  развитие Слушание: «Тили­тили­бом», «Ах, вы сени», «Где же, где же», «Расти  коса», «Приди, приди, солнышко», « Маленькие ножки». Для развития голоса и слуха: «Паровоз», «Петрушка», муз. В.Карасевой;  «Андрей воробей», рус. нар. муз.; «Гармошка», «Спите куклы» муз. Е.  Филичевой. Для пения: «Про лягушек и комара»,муз. А. Филиппенко; «На зеленом  лугу», рус. нар. муз., «Колыбельная зайчонка» муз. В. Красевой, «Мы   запели песенку» муз. Р.Рустамова, «Танец около елки» муз.   Ю.Слонова,  «Дружные ребята» муз. С.Раззорен.