Индивидуальная работа воспитателя с одаренными детьми.

  • Лекции
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

-выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; -создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
Иконка файла материала Индивидуальная работа воспитателя с одаренными детьми..docx
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Родничок» общеразвивающего вида г.Нурлат РТ Индивидуальная работа воспитателя с одаренными детьми. Выступление воспитателя национальной (татарской) группы  МАДОУ  «Детский сад   №1   «Родничок»   общеразвивающего   вида    Ахунзяновой   З.Т.   на педагогическом   совете   на   тему  «Раннее   выявление   талантливых   и   одаренных детей,   обеспечение   максимальных   возможностей   для   раскрытия интеллектуально­творческого потенциала в соответствии с ФГОС ДО».Тема: Индивидуальная работа воспитателя с одаренными детьми.  Цели работы с одаренными детьми ­выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; ­создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей; В своем выступление я хочу раскрыть некоторые виды деятельности, которые я применяю в работе с   одаренными детьми дошкольного возраста.   Наша группа разновозрастная. В нашу   группу посещает дети с 1,5 до 7 лет. Какого же ребёнка считать одарённым? Вообще существует две крайние точки зрения: 1 Все дети являются одарёнными. 2. Одарённые дети встречаются крайне редко. Каждый   учебный   год   мы   принимаем   группу   новых   детей.   Работу   начинаем   с беседой   родителями,   чтобы     больше   узнать   о   ребенке.   Задаем   элементарные вопросы:     с   чем   любят   заниматься   их   ребенок   в   свободное   время;   любят   ли слушать и смотреть мультфильмы; учить стихи наизусть и т. В общении с детьми я придерживаюсь принципа: "Не рядом и не над, а вместе". Таков девиз работы в нашей группе. Это предполагает решение следующих задач: ­   развитие   доверия   ребёнка   к   миру,   чувства   радости   существования:   ­ формирование личности, развитие индивидуальности ребёнка.  Поэтому я стараюсь как можно реже прерывать деятельность детей и мешать ей. При этом я продумываю стиль и модель общения с детьми в зависимости  от поставленных задач. Общаясь, с ребёнком я помню: ­   ребёнок   мне   ничего   не   должен.   Это   я   обязана   помочь   ребёнку   стать   более самостоятельным и ответственным;  Поэтому   я   придерживаюсь   определённых   правил.   Нужно   помнить,   что принудительное   обучение   бесполезно.   Обучение   должно   быть   организованно таким   образом,   чтобы   ребёнок   занимался   с   желанием,   был   инициативным! Необходимо   постоянно   поощрять   его   усилия   и   стремления   узнать   новое, научиться новому. Знать, что, только имея с ребёнком контакт, можно его чему­ то научить. Учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит. Помнить, что у каждого   ребёнка   свой   срок   и   свой   час   постижения   тех   или   иных   знаний. Сравнивать   результаты  работы   ребёнка  можно   только  с  его  же   собственными достижениями, но не с достижениями других детей Таким образом, весь образовательный процесс я и моя напарница нацеливаем на развитие   личности   каждого   ребенка.   Большое   внимание   уделяем   развивающей предметно   ­   пространственной   среде,   как   основе   индивидуального   подхода   к ребенку.Итак, условия для выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей   у   нас   в   группе   создаются   через  развивающую   среду   группы, способствующую познанию окружающего мира. При   этом   соблюдаем   следующие   принципы:   Обеспечение   баланса   между совместной и индивидуальной деятельностью детей. С этой целью в нашей группе созданы зоны для разных видов детской активности: игровой, изобразительной, конструктивной . Для   отдыха детей в групповой комнате, спальне, приемной организуются   "тихие   уголки".   Организация   "зон   приватности",   т.е.   отведение (проектирование)   специальных   мест,   где   каждый   ребенок   хранит   свое   личное имущество. В целях реализации индивидуальных интересов, потребностей должно обеспечиваться   право   дошкольников   на   любимое   занятие.   Для   этого предусматриваем   периодическое   обновление   материала   и   оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Создаем условия для моделирования и   экспериментирования   с   различными   материалами.   С   этой   целью   оформлен уголок экспериментирования . При этом используются не только разнообразные конструкторы,   но   и   природный   и   бросовый   материал.   Кроме   того,   при проектировании предметно­ развивающей среды, нужно помнить, что у ребёнка дошкольного возраста есть три основанные потребности: движение. общение и познание.  Примерно один раз в два месяца часть материала заменяем. В группе созданы "маленькие зоны", где дети без помех занимаются и подвижными, и спокойными видами деятельности. Это места для занятий и художественным творчеством, и рассматривания   и   чтения   книг;   зона   для   конструирования,   лепки,   предметно­ практической деятельности; строительная площадка, детская квартира и т.д. И, конечно же, основной вид деятельности игра.         Во время занятий и в режимных моментах мы стараемся, чтобы одаренным детям дать дополнительные задания. Азалия К и Булат Ш они любят решать сложные задачи, читать маленькие тексты и сказки. Булат Х , Адель и Ибрагим собирать с   мелких конструкторов разные детали. Девочки 2 младшей группы собирать сложные пазлы. Некоторые дети любят петь и рисовать.   Наша  группа разновозрастная   и большинство из них   дети   младшей группы. Чтобы узнать детей   младшей группы необходимо научить действовать согласованно. А как можно   заинтересовать   маленького   ребенка?   Конечно   –   игровым   моментом.  Совместить действие с речью и игрой в короткий промежуток времени помогают считалки, потешки, присказки, стихи.  Например: ­ Сегодня к нам пришел в гости Мишка. ”Здравствуй, Мишка!” Здравствуй!   Да,   Миша,   когда   кто­нибудь   приходит,   дети   всегда   говорят: ”Здравствуйте!” Мишка тоже будет учиться , говорить всем “здравствуйте”. А мы поможем ему. ­ Кукла Оля сегодня очень красивая . Вы заметили ?Что ее украшает ?  Чистое платье , красивый бантик ,нарядный фартучек .А еще у нее чистые ручки и лицо .­  Мишка­Топтыжка принес интересные картинки. Кто скажет, что это ? Давайте их рассмотрим .Мыло, полотенце, зубная щетка .Для чего нужны эти предметы ? Мишка­Топтыжка не знает. А вы, дети, знаете? ­Зайчонка пригласила в гости кукла Алсу ,а он не знает ,как вести себя в гостях. Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям. Для вовлечения детей в игру использую проблемные ситуации: наш Мишутка поранил лапу;   у   Мишутки   разболелось   горло;   найдем   друга   Мишутке;   Мишутка проголодался; успокоим и согреем Мишутку; поможем Мишутке найти маму. Работе по формированию навыков культуры поведения с детьми 2 младшей и старшей подгруппы  поможет сказка. Сказка “Три медведя” на новый лад – о том, как   Маша   учила   Медвежонка   правилам   поведения.   ”Заблудилась   Машенька   в лесу.   Видит   дом   стоит,   а   в   нем   живут   медведи.   Только   вошла   Маша   в   дом, Михаил Иванович увидел ее и зарычал: ”А­а, давно тебя ждем ,помоги Мишутку научить правилам поведения за столом “.Мишутка облизывает за столом лапы, Маша учит его ,как пользоваться салфеткой ,что надо говорить после еды . С     детьми   старшего   возраста   мы   общаемся,  проведем   беседы,   задаем   разные вопросы:   ­ что означают ваши имена? Как вас будут называть, когда станете взрослыми? ­   почему   людей   надо   приветствовать   при   встрече.   Что   означает   слово “здравствуйте”? ­моя одежда, мой костюм; ­моя комната, мои игрушки. Для   закрепления   норм   поведения   можно   провести   игру   “Кто   знает   больше приветствий“. Формированию культуры поведения, навыков доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми будут способствовать    чтение рассказов и сказок:   Валентины Осеевой: «Три сына»,  ”Волшебное слово”; А. Алиша   «Сертотмас   үрдәк»,   “Чукмар   белән   Тукмар”,   Г.   Тукая   “Су   анасы”, “Шүрәле”, “Бала белән күбәләк” и т.,   рассматривание картин УМК, слайдов из серии   ”Воспитание   культуры   поведения”;   обыгрывание   проблемных   ситуаций; копилка добрых дел и поступков;  обсуждение пословиц;  загадывание загадок. Стихи помогут  поддержать  интерес  детей к  внешнему  виду,  вызовут  желание быть аккуратным , устранять неполадки в одежде. Мы часто изучаем новые песни и стихи. Играем хороводные игры как «Тубетей», «Без кулъяулыклар юабыз», «Аккалач», «Күрсәт әле үскәнем”, “Кәрия­Зәкәрия” и д. Для   поддержания   хорошего   настроения   у   детей,   создания   положительного отношения   ко   всему   происходящему   в   группе   проведу   игры:   поговорим   по телефону;    кто   больше   знает   вежливых   (добрых,  ласковых)   слов;    волшебное слово; кто лучше знает правила поведения на улице и в общественных местах. Использую чтение художественных произведений, например “Что такое хорошо, что   такое   плохо”,   беседую  на   нравственные   темы,   разговариваю   о   поведении детей в магазине, в театре, на улице, в общественных местах. Не заметить лидера в группе детей невозможно. Такие дети, как Ибрагим, Карим, Рамазан, Амир, Румир   быстро обратят на себя внимание. Они   не боится и нестесняется   обратиться   к   другому   ребёнку,   к   взрослому.   У   такого   ребёнка обнаруживается   свой   деловой   подход   ко   всему   происходящему.  Такие   дети любят   быт   командирами.   Их   мы   замем   разными   группавыми   обязанностями. Назначаем главными дежурными по зоном и в группе. Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности.  В нашей группе ведется  кружки по интересам; для младшей группы «Говорящие пальчики»     а для детей старшей группы      «Компьюложка». Кружковая работа направлена   на   всестороннее   развитие   ребенка   Работа   в   кружках   строится   на принципах индивидуальности, доступности, результативности. Кружки посещают дети   от  1,5   до   7  лет.   Еще   у   нас   в     садике    имеются   творческие   кружки   по интересам: «Гульчечек», «Микки Маус», «Волшебная кисточка», «Сафидансе» , «Волшебный язычок». Эти кружки начинают работу с сентября месяца. Мы тесна ведем беседы с родителями о кружковых работах.  Иногда им советуем, на какой кружок  записывать  своего  ребенка.   Проводя  кружковые   занятия   с  ребятами, выявляются их возможности и способности, которые необходимо развивать и в самостоятельной   деятельности,   а   без   взаимопонимания   родителей   им   не обойтись.       Но не  каждый кружок является  мастерской  для  одаренных детей. Данные кружки, музыкальные занятия, праздники и развлечения, в частности народные праздники такие как «Масленица», «Науруз», «Сабантуй» ­ это сопровождающий фон   развития   ребенка,   пробуждение   его   природного   потенциала,   первый   этап развития способностей дошкольника.  Наши   дети   участвуют   в   различных   мероприятиях   и   выступают   на   городской сцене,   также   в   детском   саду   ежегодно   проводится   творческий   отчет   для родителей о деятельности ДОУ в мае месяце.  Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая   игра детей.   Сплочению   разновозрастной   группы   способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения.   Общение   во   время   совместной   деятельности   дает   огромные возможности   для   взаимовлияния   детей   разного   возраста,   для   организации взаимопомощи, обучения младших старшими. Однако   следует   сказать,   что   хотя   игра   и   заметно   повышает   эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения остается занятие. На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,   логического мышления и по итогам диагностик в группе были выявлены  следующие категории одарённых детей. Дети   с   необыкновенно   высокими   общими   интеллектуальными способностями: Азалия К ­ стар подгруппа, Эльмира,  Азалия З ­ 2 мл подгруппа. Дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными   способностями:  (математика)   Азалия   К,   Булат   Ш   ­   стар подгруппа,  Эльмира, Азалия З, Самира­ 2 мл подгруппа.Дети с высокими творческими (художественными) способностями: Булат Х, Адель,   Азалия К,   Булат Ш – стар подгруппа,   Азалия З, Малика, Ильнара, Азалия М, Эльмира, Самира ­2 мл подгруппа,  Русалина,  Иделия, Диана, Айза, Камилла,  Зарина , Ильфат ­1 мл подгруппа Дети   с   высокими   лидерскими   (руководящими)   способностями:     Ибрагим, Карим,  Рамазан ­ 2 мл подгруппа,  Румир,   Амир­ 1 мл подгруппа. Работа   с   родителями   ведётся   систематически   и   индивидуально.   Родители   с удовольствием   и   активно   участвуют   в   жизни   группы.   Проведем   так   же анкетирование родителей.