«Индивидуальное сопровождение
ребенка с РАС в условиях ДОУ»
Пояснительная записка
На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в
развитии специального образования в нашей стране. Равномерному включению развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе является оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями на всех возрастных этапах их индивидуального развития.
Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста
с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) включает в себя вопросы воспитания и образования детей дошкольного возраста на основе примерной образовательной программы дошкольного образования
«Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др.
Адаптированная программа разработана в соответствии с нормативно
-правовыми документами, регламентирующими функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273
-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»-Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. N 08-249
-Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. N ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
-Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 года No26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13).
-Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
Программа разработана на основе специальных коррекционных программ:
Скрипник Т.В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет» (которая предусматривает учет современных тенденций инклюзивного образования детей с особыми потребностями, а также -новых подходов к обучению и развитию детей с расстройствами аутистического спектра); Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. —СПб.Издательство «СОЮЗ», 2003; Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. Коррекционно- развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –М.: Просвещение, 2005;
Адаптированная образовательная программа —образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1. Социально-коммуникативное развитие–реализует педагог-психолог.
Задачи:
·формировать произвольную, волевую регуляцию поведения;
·формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка —улыбки, ответного взгляда и др.
·формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).
·формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза» при общении.
·формировать навык преодоления аффективных состояний.
·развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых);
·развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворение от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.
·развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение,
·развивать мелкую моторику рук: уметь попросить предмет, протягивая руку и выполнять хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь), продолжать довольно длительное время играть с ребенком в тайник (прятать лицо ладонями).
·развивать мимику лица, позы и жесты тела.
·обучать ребенка адекватно воспринимать и обследовать живые и неживые
Предметы окружающего пространства.
·корректировать «полевое» поведение ребенка (бесцельное блуждание по комнате, посредством введения его в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом).
Набор дел для занятий
1.Игры на идентификацию (нахождение такого же) содержат разнообразные
картинки с изображением знакомых предметов. К ним относятся лото, где
ребенок подбирает абсолютно одинаковые пары. Соотнесение реального
предмета с изображенным на рисунке.
2.Игры направленные на выделение части и целого(разрезные картинки из 4
-6 частей, кубики, игры-головоломки «Магический квадрат», «Танграм»,
«Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша».)
3.Игры на классификацию. Что какого цвета?», «Подбери по форме»,
«Большие и маленькие». «Волшебная машина». Собирание форм в единую композицию на магнитном полотне: по форме, цвету, величине
4.Игры на сериацию. Учить выстраивать предметы в определенной
последовательности, большой, средний, маленький, снова большой
- «Какой теперь?». Освоение сериации в образной форме способствует проигрывание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом.-«Кто теперь?»
5.Игры на развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук.
завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Пальчиковые игры: кулачки, лапки и т.п. Выкладывать фигуры из палочек, открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок, отстегивать и
пристегивать прищепки, нанизывать бусины
6.Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один называет действие, другой помогает ребенку его выполнить).
7.Игры на формирование знаний частей тела.
8.Сенсорные игры.
Показатели успешного развития:
начинает осознавать ощущения, которые поступают от его
мышц, сухожилий и т. д. и многочисленные повторения которых образуют его телесные ощущения. Отличает себя от других объектов. Обнаруживает
избирательность, быстротечность эмоций, сопровождающуюся различными манипуляциями.
2.Речевое развитие –осуществляет учитель-логопед
Задачи:
·формировать способность к подражанию движений и звуков;
·формировать способность к зрительного контакта во время общения;
·развивать слуховое внимание;
·развивать артикуляционный аппарат;
·развивать фонематический слух;
·развивать дыхание (отработка воздушной струи);
·развивать мелкую моторику;
·развивать немые проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.);
·расширять словарный запас;
·работать над постановкой звуков.
Набор дел на занятие:
1.Поглаживание и легкое пощипывание щек для активизации мимической
мускулатуры, выполнение простой артикуляционной гимнастики с помощью
взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.
2.Обучение играм, направленным на тренировку правильного выдувания воздуха (отработка силы воздушной струи).
3.Обучение подражанию разным звукам и шумам, вызванным простыми
движениями рук и губ взрослого, обучение имитации забавных звуков
(буль-булъ, хлоп-хлоп).
4.Обучение произнесению гласных звуков (a-a).
5.Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи
(ма-ма; па-па; баба).
6.Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр.
7.Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один показывает действие, другой помогает ребенку его выполнить).
8.Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами
(сжать-разжать губку или резиновый мяч), укрепляющими мышцы
рук.
9.Об учение тонкомоторным действиям с прищепками (закреп
ление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук.
10.Обучение соотнесению слова с соответствующим ему действием (дай, на, иди, стой, нельзя и др.).
Планируемые результаты
логопедической работы:
·правильная артикуляция звуков в различных позициях;
·смотрит в лицо;
·исследует предметы разнообразными способами: рассматривает предмет в руке, переводит предмет из одной руки в другую;
·реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной;
·выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.д);
·налажен контакт глаза в глаза;
·выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого;
·соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением;
·знает основные цвета.
Формы и режим занятий.
Основная форма –индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия от 20 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка.
В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на
данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.
В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:
·налаживание эмоционального контакта с ребенком;
·регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;
·смена видов деятельности в процессе одного занятия;
·повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;
·игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;
·использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;
·опора на сенсорные анализаторы;
Срок реализации программы:
программа рассчитана на 3 года.
Родителям ребенка ежемесячно выдаются памятки, буклеты и рекомендации. Также проводятся различные мероприятия:
·консультации;
·индивидуальные беседы;
·тренинги.
Родители должны быть твердо нацелены на результат и на успех, проявлять терпение:
-ребенку необходимо создать психоэмоциональный комфорт, чувство уверенность и безопасности. И только после этого можно приступать к обучению
-при занятиях с ребенком следует правильно ставить цели и все решать
постепенно. Сначала ребенку нужно избавиться от страхов, научиться справляться со вспышками агрессии, подключайте ребенка к общественным делам и занятиям
-родителю нужно понять, что их ребенку тяжело жить в этом мире и научиться его понимать, причем постоянно комментируя словами то, что он делает. Называйте вслух те предметы, которые он трогает, дайте ребенку подержаться за предмет, таким образом вы будете развивать сенсорное развитие –зрение, осязание. Дети с аутизмом требует многократного
повторения названия предметов, его описания и назначения. Такой метод расширяет внутренний мир ребенка и подталкивает ребенка к выражению своих эмоций;
-вовлекайте ребенка в совместную деятельность с помощью игр, например, лото, домино, мозаика, пазлы;
-когда ребенок очень занят каким-то предметом, игрушкой или действием, начинайте комментировать, но «пропустите» какое-то название и это будет провоцировать ребенка произнести нужное слово;
-во время игр с предметами, создавайте смысл игры. Например, при игре с кубиками, стройте поезд, дом, из бумаги можете сделать салют;
-играйте не в сюжетно-ролевые игры, которых боятся дети-аутисты, а в игры, где есть четко установленные правила. Повторять такую игру нужно много раз и сопровождать это своими комментариями. Ребенок запомнит правила и игра станет для него неким ритуалом, ведь дети с аутизмом любят строго определенную последовательность и правила;
-аутисты не понимают мимики, поэтому их нужно этому учить. Включайте ребенку мультфильмы, где у героев понятная и выразительная мимика. Пусть ребенок учится угадывать мимику, используйте стоп-кадр, пусть ребенок увлечется процессом, тогда вы сможете поиграть в игру вместе и без мультфильма. Угадывайте настроение по выражению лица другу друг;
-старайтесь приобщать ребенка к театральным представлениям. Сначала ребенок будет отказываться, причем с бурным сопротивлением, но при постоянной настойчивости ребенок подчинится вам. Не забудьте поощрить своего малыша;
-для того, чтобы ребенок понимал, что такое хорошо и плохо, начните читать сказки и комментируйте действия, почем это плохо или хорошо. Потом предлагайте ребенку поиграть и придумать истории самому. В ход игры задействуйте куклы или другие игрушки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.