Индивидуальное сопровождение ребенка
с интеллектуальными нарушениями.
Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически изменило педагогическое образование на психолого-педагогическое, что обозначило необходимость обучения, ориентированного на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ - комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребенка в образовательном учреждении (ОУ) и представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и с интеллектуальными нарушениями. Дети с умственной отсталостью имеют стойкое необратимое нарушение психического развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием, либо ранним повреждением головного мозга. Умственно отсталые дети делятся на 2 категории: детей - олигофренов и детей с деменцией (органическое поражение мозга после периода нормального развития ребенка).
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.
Технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка с интеллектуальными нарушениями в ОУ:
- разработка образовательной программы по каждой отдельной компетенции или предмету, которая соответствует возможностям ребенка с ОВЗ;
- проведение ПМПк для выстраивания психолого-педагогического сопровождения;
- технология оценки особенностей и уровня развития ребенка, с целью создания условий для полноценного обучения и воспитания в ОУ;
- технология оценки внутригрупповых взаимоотношений, для формирования эмоционального принятия и группового сплочения;
- технология поддержки участников образовательного процесса (педагогов, родителей).
Психолого-педагогическое сопровождение играет важную роль в составлении адаптированной основной общеобразовательной программы для обучения ребенка с ОВЗ. Программы коррекционно-педагогической и психологической направленности являются образовательным коррекционным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы для школьников с ОВЗ, в рамках которой каждый специалист применяет свою программу сопровождения.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации (педагоги, логопеды, психологи, дефектологи), и его родители.
Структура специальной индивидуальной программы развития (СИПР):
1.Индивидуальные сведения о ребёнке (персональные данные о ребенке и его родителях (законных представителях).
2.Психолого-педагогическая характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребенка. Отразить: бытовые условия семьи, оценка отношений членов семьи к образованию ребенка; заключение ПМПК; данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка; состояние сформированности речи, социально-значимых умений, навыков; потребность в уходе и присмотре; выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в ОУ.
3.Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития, объем недельной нагрузки.
Предмет |
Групповые занятия |
Индивидуальные занятия |
||
|
|
учитель |
учитель логопед |
педагог-психолог |
Речь и альтернативная коммуникация |
1 |
1 |
|
|
Математические представления |
3 |
3 |
|
|
Коррекционно-развивающие занятия |
1 |
|
|
1 |
Сенсорное развитие |
2 |
2 |
|
|
Логопедические занятия «Альтернативная коммуникация» |
1 |
|
2 |
|
Всего |
8 |
6 |
2 |
1 |
4. Содержание образования в условиях организации и семьи.
4.1.Базовые учебные действия.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1)Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2)Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3)Формирование умения выполнять задание в течение определенного периода времени, от начала до конца,с заданными качественными параметрами.
4)Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Содержание |
1 полугодие |
II полугодие |
Речь и альтернативная коммуникация |
|
|
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. |
|
|
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов, либо другим доступным способом. |
|
|
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. |
|
|
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. |
|
|
Начальные навыки чтения и письма. |
|
|
Математические представления |
|
|
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. |
|
|
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. |
|
|
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах. |
|
|
Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти. |
|
|
Умение обозначать арифметические действия знаками. |
|
|
Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д. |
|
|
Коррекционно-развивающие занятия |
|
|
Осознавать и оценивать особенности своего характера как причин успешности/неуспешности общения в школе; Уметь работать в паре, группе; Иметь мотивацию на самопознание и самоизменение; Сформированность мотивации достижения результата; Уметь решать на уровне представления проблемы творческого характера; Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике. |
|
|
Сенсорное развитие |
|
|
умение -описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. |
|
|
Альтернативная коммуникация |
|
|
-знать и называть слова, символы и жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «хорошо», «плохо», «мыть руки», «мама», «папа»; -уметь употреблять слова, жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «хорошо», «плохо», «мыть руки», «мама», «папа», знать символы или жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «хорошо», «плохо», «мыть руки», «мама», «папа»; - уметь и по возможности употреблять жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте» «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «хорошо», «плохо», «мыть руки», «мама», «папа |
|
|
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
Содержание |
I полугодие |
II полугодие |
Рабочая программа группового обучения «Речь и альтернативная коммуникация» |
|
|
Рабочая программа индивидуального обучения «Математические представления» |
|
|
Рабочая программа индивидуального обучения по коррекционно-развивающим занятиям |
|
|
Рабочая программа индивидуального обучения по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» |
|
|
Рабочая программа индивидуального обучения по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» |
|
|
5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Дни |
Время 10.00-10.20 |
8.30-14.00 (по необходимости) |
|
Приём пищи Контроль Гигиенические процедуры Контроль |
Туалет Контроль |
6.Специалисты, участвующие в реализации СИПР. Учитель начальных классов, учитель - логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.
7. Программа сотрудничества с семьёй.
Задачи |
Мероприятия |
Отчёт о проведении |
Психологическая поддержка семьи |
Индивидуальные консультации с психологом
|
|
Повышение осведомлённости родителей об особенностях и специфических образовательных потребностях ребёнка |
Индивидуальные консультации родителей со специалистами(раз в четверть и по запросу родителей) по темам: «Как развивать память ребёнка?»; «Формирование навыков самообслуживания»; «Организация свободного времени дома» и др. |
|
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР |
Убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка; посещение родителями уроков, занятий. |
|
Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации |
Посещение родителями уроков, занятий; консультирование родителей по вопросам обучения в домашних условиях. |
|
Организация регулярного обмена информацией о ребёнке, о ходе реализации СИПР и результатах её освоения |
Ведение дневника наблюдений; информирование электронными средствами; личные встречи, беседы; проведение открытых уроков/занятий. |
|
8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов (указан в каждой программе).
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
10. Приложения.
Список используемой литературы.
1. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
2.Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru.
3.Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. Вып.2. – М.: «школьная книга», 2010.
4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Аркти, 2005.
5. Семаго М.М.Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, – М.: МГППУ, 2012.
6. ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.