Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием метода наглядного моделирования "В гости к КАР-КАРЫЧУ" Учитель-логопед МБДОУ № 43 «Теремок» п.Красногорняцкий Неговора Н.Н.
Цель: Добиться правильного звучания звука [р]. Задачи: 1. Тренировать подвижность артикуляционного аппарата. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. 3. Развивать нижнее диафрагмальное дыхание на основе трёхфазного дыхания. 4. Развивать фонематический слух. 5. Воспитывать правильную, чёткую дикцию. Оборудование: конверт, карточки для артикуляционной гимнастики, модель звука [р], картинка на автоматизацию изолированного звука [р], магнитофон. Ход занятия: 1.Организационный момент Логопед: Здравствуй, _________! Сегодня нас с тобой пригласили в гости. А кто догадайся. Послушай, загадку: *** *** Сильная, большая птица. Черный, темноты темней, Даже кошки не боится!.. Нету птиц, его умней. Очень важная персона – На высокой елке – вон он. Чёрно-серая ...(Ворона)Е.Груданов Это – старый, мудрый… (ВОРОН)
- Да. Нас пригласил к себе в гости ворон Кар-Карыч из «Смешариков». - Какой звук слышится чаще в словах – ворон, Кар-Карыч, Смешарики? Правильно, звук [р]. Логопед: Ты хочешь отправиться к Кар-Карычу в гости? Чтобы к нему попасть нам надо научиться правильно произносить звук [р]. - Смотри, Кар-Карыч нам прислал конверт. Давай заглянем, что там. (Логопед достает из конверта карточку с нарисованной птичкой, на ней написана пальчиковая гимнастика). Ворон очень любит играть с другими птичками, разомнем с ним наши пальчики. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ПТИЧКИ»
|
(Логопед достает карточки с артикуляционной гимнастикой). - Кажется, Кар-Карыч хочет, чтобы мы размяли свой язычок. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для звука [Р]. 1.Заборчик Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. А сейчас раздвинем губы, Посчитаем наши зубы. 2. Качели А сейчас качели вверх Тянем, тянем до небес. Вниз теперь их полёт И никто не отстаёт. 3. Грибок На тонкой ножке вырос гриб. Он не мал и не велик. Присосался язычок! Несколько секунд – молчок! 4. Гармошка На гармошке я играю, Рот по шире открываю. К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу. 5. Барабан В руки барабан возьмем И играть на нем начнем. Язычок наверх подняли: «Д-д-д-д» - мы застучали. 6. Футбол Мы в футбол с тобой играем. Мяч в ворота загоняем. Дуй на ватку сильней, Гол забей поскорей!
Логопед: Посмотри, мы пришли в лес, там так свежо и так приятно пахнет! Давай подышим: Если уж в лесу гулять, надо воздухом дышать! Подыши-ка ты, как я. (Выдох – пффф – Пауза). Возврат дыхания – пффф - Пауза. Возврат дыхания – с-с-с-с- Пауза. Возврат дыхания – пффф -Пауза. Возврат дыхания – с-с-с-с. |
Логопед: Мы погуляли, немного устали. Давай отдохнём и рассмотрим вот эту схему, на которой всё рассказано про звук [Р] (рассматривание артикуляционной модели звука Р). |
|||||||
|
|
|
|
|
|||
-Ррр! – возьмемся за учебу! -Ррр! – язык широкий - к небу! Языком, передним краем вверх, на дёсны нажимаем Дунь на кончик языка, чтоб сильнее задрожал. Ррр – раскатистый и громкий. Ррр – рокочущий и звонкий! |
Губы раскрыты, несколько в улыбке |
Зубы разомкнуты |
Кончик языка подходит к основанию верхних резцов, напряжен, вибрирует. |
Воздушная струя сильная, теплая, проходит посередине языка. |
|||
|
|
||||||
- Посмотри и расскажи, что делают губы при произношении звука “р”? (Улыбаются) - В каком положении находятся зубы? (Раскрыты). - Язычок, какой узкий или широкий? (Широкий, напряженный). - Куда упирается кончик языка? (За верхние зубки). - Что ещё делает язычок? (Дрожит). - Какая воздушная струя? (Сильная, теплая). - Какой это звук глухой или звонкий? (Звонкий). - Какой бывает этот звук, твёрдый как кирпич или мягкий как подушка? (Бывает и твёрдым и мягким). Логопед: Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили и произнесем звук «р» (ребёнок выполняет). Логопед: Посмотри, за зайчиком гонится волк. Давай поможем зайчику быстрее добраться до леса. Улыбнись, открой рот, прижми к небу язычок и сильно подуй на него. Проведи пальчиком по дорожке и порычи.
|
|||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.