Индивидуальные особенности учащихся и их роль в процессе занятий на самоподготовке и на уроках в начальной школе
Оценка 5

Индивидуальные особенности учащихся и их роль в процессе занятий на самоподготовке и на уроках в начальной школе

Оценка 5
docx
29.03.2020
Индивидуальные особенности учащихся и их роль  в процессе  занятий на самоподготовке и на уроках в начальной школе
индивидуальные особенности учащихся....docx

КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»  

Индивидуальные особенности учащихся и их роль  в процессе  занятий на самоподготовке и на уроках в начальной школе

Ключникова Светлана Николаевна - воспитатель

Индивидуальность каждого ученика накладывает определенный отпечаток на характер общения в процессе работы воспитателя на самоподготовке. Воспитателю группы, который решает одновременно множество учебно-воспитательных задач, приходится учитывать еще и индивидуальные особенности ребенка, наиболее существенные при  подготовке домашних заданий в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Умение правильно установить уровень развития ученика, способность его к восприятию информации – первоочередная задача воспитателя, но результативность работы значительно повышается в случае эффективной помощи со стороны школьного психолога, который проводит диагностику особенностей эмоциональности и экстравертности/интравертности. В условиях нашего образовательного учреждения нам чаще всего приходится сталкиваться с определенными типами поведения.  Наполняемость классов в школе небольшая – от 7 до 12  учащихся. Это позволяет осуществлять полноценный личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, учитывать его индивидуальные особенности, психофизиологическое состояние, общий уровень подготовленности и обученности. В данной статье мы попытаемся выделить внешние признаки интересующих нас особенностей на материале, накопленном за последние 3 года.

Тип

Речь

Мимика

Поза

Жесты

Холерик

быстрая, сбивчивая

выразительная

ожидания

порывистые, резкие

Сангви-ник

громкая, отчетливая

энергичная

непринужден-ная

выразительные

Флегма-тик

размеренная

невырази-тельная

спокойная

сдержанные

Мелан-холик

тихая, робкая

ограниченная

замкнутая

робкие, неуверенные

 

Холерик вспыльчив, суетлив, нетерпелив, спешит закончить работу, но  у них быстро наступает упадок сил, восстановление требует много времени.

Сангвиник энергичен в работе, но необходимо постоянно держать их в поле зрения, иначе они резко теряют интерес к происходящему и занимаются посторонними делами.

Флегматик нетороплив, рассудителен, медлителен, ему необходимо время для осознания ситуации, для вхождения в роль.

Меланхолик с трудом втягивается в работу, замкнут, остро переживает неудачи, впадает в уныние, требует постоянного одобрения со стороны класса, учителя и воспитателя.

Каждый  воспитатель  и школьный психолог, фиксируя, классифицируя и анализируя поведенческие особенности ребенка, смогут  разработать примерную схему личностных, типологических особенностей учащихся, их оценку и самооценку.

Учитывая параметры поведения, описанные в психологической литературе, мы выделили: взгляд, мимику, посадку, легкость и скорость вступления в  речевую ситуацию, скорость реакции, частота поднятия руки, выкрики с места – и составили примерную схему наблюдений за  одним из учеников  4 класса на самоподготовке.

Схема наблюдений за учеником N., неявный лидер, холерик, эмоционально неустойчив.

·        Взгляд – самоуверенный, прищуренный, иногда вызывающий.

·        Мимика – разнообразная, подвижная, артистичная,

·        Речь – быстрая, со сбивчивыми интонациями, громкая, напористая.

·        Скорость реакции – быстрая, нетерпеливая, но легко теряет нить рассуждений, сбивается.

·        Посадка за партой (поза у доски) – свободная, непринужденная, иногда развязная, руки в карманах или  скрещены на груди, демонстрирует независимость.

·        Контакт – легко вступает в «контакт глаз», отслеживает реакцию воспитателя, наблюдателен.

·        Поднятие руки – игнорирует, выкрикивает с места, привлекает к себе внимание.

·        Участие в речевой ситуации – только по собственному желанию, участие в ситуациях, где является лидером. В случае неудачи отказывается исправлять ошибки.

·        Отношение к устным/письменным работам – избегает письменных, работ, где ошибки являются «фиксированными», предпочитает устную работу, где может схитрить, скрыть ошибку.

·        Участие в ролевых играх – охотно участвует, проявляет качества лидера. При неудачах замыкается, становится даже агрессивен.

Вывод: эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик); если условия «задачи» для него привлекательны,  быстро вступает в общение; потерпев неудачу, теряет интерес; может мешать окружающим; предпочитает лидирующую роль;  при неудачах обвиняет партнеров; при неблагоприятном развитии ситуации может идти на конфликт с воспитателем и одноклассниками.

  Имея в своем распоряжении подобные наблюдения за каждым учащимся, рекомендации школьного психолога, на  самоподготовке  можно

«выстроить» линию  поведения с учетом психофизиологического типа ребенка. Такие схемы наблюдений дают возможность  воспитателю  создать более комфортную обстановку, позволить ученику реализовать свои скрытые возможности в сфере  обучения и, самое важное, компенсировать отрицательные проявления индивидуальных особенностей ученика. И тогда педагогическая задача, которая ставится перед воспитателем на самоподготовке,  оказывается достигнутой.


 

КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Флегма-тик размеренная невырази-тельная спокойная сдержанные

Флегма-тик размеренная невырази-тельная спокойная сдержанные

Скорость реакции – быстрая, нетерпеливая, но легко теряет нить рассуждений, сбивается

Скорость реакции – быстрая, нетерпеливая, но легко теряет нить рассуждений, сбивается

И тогда педагогическая задача, которая ставится перед воспитателем на самоподготовке, оказывается достигнутой

И тогда педагогическая задача, которая ставится перед воспитателем на самоподготовке, оказывается достигнутой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2020