КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Индивидуальные особенности учащихся и их роль в процессе занятий на самоподготовке и на уроках в начальной школе
Ключникова Светлана Николаевна - воспитатель
Индивидуальность каждого ученика накладывает определенный отпечаток на характер общения в процессе работы воспитателя на самоподготовке. Воспитателю группы, который решает одновременно множество учебно-воспитательных задач, приходится учитывать еще и индивидуальные особенности ребенка, наиболее существенные при подготовке домашних заданий в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Умение правильно установить уровень развития ученика, способность его к восприятию информации – первоочередная задача воспитателя, но результативность работы значительно повышается в случае эффективной помощи со стороны школьного психолога, который проводит диагностику особенностей эмоциональности и экстравертности/интравертности. В условиях нашего образовательного учреждения нам чаще всего приходится сталкиваться с определенными типами поведения. Наполняемость классов в школе небольшая – от 7 до 12 учащихся. Это позволяет осуществлять полноценный личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, учитывать его индивидуальные особенности, психофизиологическое состояние, общий уровень подготовленности и обученности. В данной статье мы попытаемся выделить внешние признаки интересующих нас особенностей на материале, накопленном за последние 3 года.
Тип |
Речь |
Мимика |
Поза |
Жесты |
Холерик |
быстрая, сбивчивая |
выразительная |
ожидания |
порывистые, резкие |
Сангви-ник |
громкая, отчетливая |
энергичная |
непринужден-ная |
выразительные |
Флегма-тик |
размеренная |
невырази-тельная |
спокойная |
сдержанные |
Мелан-холик |
тихая, робкая |
ограниченная |
замкнутая |
робкие, неуверенные |
Холерик вспыльчив, суетлив, нетерпелив, спешит закончить работу, но у них быстро наступает упадок сил, восстановление требует много времени.
Сангвиник энергичен в работе, но необходимо постоянно держать их в поле зрения, иначе они резко теряют интерес к происходящему и занимаются посторонними делами.
Флегматик нетороплив, рассудителен, медлителен, ему необходимо время для осознания ситуации, для вхождения в роль.
Меланхолик с трудом втягивается в работу, замкнут, остро переживает неудачи, впадает в уныние, требует постоянного одобрения со стороны класса, учителя и воспитателя.
Каждый воспитатель и школьный психолог, фиксируя, классифицируя и анализируя поведенческие особенности ребенка, смогут разработать примерную схему личностных, типологических особенностей учащихся, их оценку и самооценку.
Учитывая параметры поведения, описанные в психологической литературе, мы выделили: взгляд, мимику, посадку, легкость и скорость вступления в речевую ситуацию, скорость реакции, частота поднятия руки, выкрики с места – и составили примерную схему наблюдений за одним из учеников 4 класса на самоподготовке.
Схема наблюдений за учеником N., неявный лидер, холерик, эмоционально неустойчив.
· Взгляд – самоуверенный, прищуренный, иногда вызывающий.
· Мимика – разнообразная, подвижная, артистичная,
· Речь – быстрая, со сбивчивыми интонациями, громкая, напористая.
· Скорость реакции – быстрая, нетерпеливая, но легко теряет нить рассуждений, сбивается.
· Посадка за партой (поза у доски) – свободная, непринужденная, иногда развязная, руки в карманах или скрещены на груди, демонстрирует независимость.
· Контакт – легко вступает в «контакт глаз», отслеживает реакцию воспитателя, наблюдателен.
· Поднятие руки – игнорирует, выкрикивает с места, привлекает к себе внимание.
· Участие в речевой ситуации – только по собственному желанию, участие в ситуациях, где является лидером. В случае неудачи отказывается исправлять ошибки.
· Отношение к устным/письменным работам – избегает письменных, работ, где ошибки являются «фиксированными», предпочитает устную работу, где может схитрить, скрыть ошибку.
· Участие в ролевых играх – охотно участвует, проявляет качества лидера. При неудачах замыкается, становится даже агрессивен.
Вывод: эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик); если условия «задачи» для него привлекательны, быстро вступает в общение; потерпев неудачу, теряет интерес; может мешать окружающим; предпочитает лидирующую роль; при неудачах обвиняет партнеров; при неблагоприятном развитии ситуации может идти на конфликт с воспитателем и одноклассниками.
Имея в своем распоряжении подобные наблюдения за каждым учащимся, рекомендации школьного психолога, на самоподготовке можно
«выстроить» линию поведения с учетом психофизиологического типа ребенка. Такие схемы наблюдений дают возможность воспитателю создать более комфортную обстановку, позволить ученику реализовать свои скрытые возможности в сфере обучения и, самое важное, компенсировать отрицательные проявления индивидуальных особенностей ученика. И тогда педагогическая задача, которая ставится перед воспитателем на самоподготовке, оказывается достигнутой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.