Индивидуальные проекты на уровне среднего общего образования
Оценка 4.6

Индивидуальные проекты на уровне среднего общего образования

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
преподавание
10 кл—11 кл
11.01.2022
Индивидуальные проекты на уровне среднего общего образования
В данной статье анализируется работа обучающихся уровня СОО по выполнению индивидуальных проектов, вычленяются дефициты у детей при осуществлении данного вида деятельности, выявляются основные ошибки со стороны педагогов, являющихся руководителями этих проектов, даются некоторые рекомендации при организации работы над индивидуальными проектами.
Индивидуальные проекты на уровне СОО.docx

Султангулова Лениана Павловна,

 МАОУ-СОШ № 93, г. Екатеринбург

Индивидуальные проекты на уровне СОО.

     Как мы знаем, индивидуальный проект – это особая форма организации деятельности обучающихся, ориентированная на развитие комплекса метапредметных результатов, и, согласно требованиям новых ФГОС,  является обязательной  для всех обучающихся уровня как основного, так и среднего общего образования.

«…в основе Стандарта лежит   системно-деятельностный подход, который предполагает:

         воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества…

         …переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся…»

     С этой целью в учебном плане выделен метапредметный курс, который так и называется «Индивидуальный проект». Программа этого курса предполагает обеспечить:

 - удовлетворение индивидуальных  запросов обучающихся;

 - общеобразовательную, общекультурную составляющие при получении среднего общего образования;

 - развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

 - развитие навыков самообразования и самопроектирования;

 - углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;

- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

Основные задачи:

 1. Сформировать:

 - способность к проблемно-ориентированному анализу неопределенной ситуации;

- способность к рефлексии внутренних и внешних причин, порождающих неопределенность ситуации;

- способность к созданию моделей преобразуемой ситуации и готовность использовать их в качестве инструментов ее преобразования.

2. Развить:

 - способность к определению конкретных целей преобразования неопределенной ситуации;

- способность к определению алгоритма конкретных шагов для достижения поставленной цели;

- способность к рефлексии совершенной деятельности и выбору способа предъявления достигнутых результатов социуму.

Планируемые результаты освоения данного курса:

- Личностные (мотив, интересы, смысл)

- Метапредметные

регулятивные (целеполагание, планирование прогнозирование, контроль, коррекция, оценка),

познавательные (поиск и выделение информации, структурирование знаний, смысловое чтение)

коммуникативные универсальные учебные действия (умение выражать свои мысли в соответствии с ситуацией, владение разными формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).

- Предметные

     Анализируя работу обучающихся по выполнению проектов, выявлено, что у многих детей на уровне среднего общего образования не сформированы в должной степени личностные и метапредметные УУД, в первую очередь регулятивные. Казалось бы, обучающиеся уровня СОО уже не должны испытывать никаких трудностей при осуществлении работы по выполнению своего проекта, так как уже прошли через это на уровне основного общего образования и знакомы с данным видом деятельности, а именно со структурой проекта, с подходом к формулированию цели и задач, с умением правильно делать выводы по работе, с требованиями по оформлению работ, имеют представление о публичной защите. Тем не менее, у части детей выявлены следующие дефициты: дети испытывают большие трудности в выборе темы для своего проекта, делая перевыбор темы. Данная ситуация говорит о том, что обучающиеся не могут выдвинуть для себя направление, которое было бы интересным для них, связать его со своей дальнейшей профессиональной деятельностью, не прослеживается преемственность, т.е. продолжение работы над темой, которую они изучали на уровне основного общего образования, не говоря уже о связи с другими социальными организациями, выход на которые мог бы быть осуществлен в ходе выполнения проекта.  Западает целеполагание, постановка задач, планирование, прогнозирование, контроль за организацией своей деятельности.

Общаясь с детьми, многие открыто говорят о том, что просто ленятся, не могут себя организовать на данный вид работы, то есть западают элементы волевой саморегуляции, личностные УУД. Этим объясняется неумение обучающихся  спланировать свою работу, уложиться в сроки.

Типичные ошибки, которые допускают педагоги, сопровождая деятельность обучающихся при выполнении ими проектов: объявляют учащимся готовую тему проекта или сами ставят задачи, вместо того, чтобы создать ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы, предоставить возможность сделать самостоятельный выбор.

Я считаю, чтобы работа со стороны обучающихся по выполнению проектов велась качественно и в сроки, необходимо в первую очередь осуществлять регулярный контроль со стороны руководителей проектов за ходом работы детей над темой, а перед этим должен быть разработан чёткий пошаговый план работы с указанием конкретных сроков, а далее строгое отслеживание выполнения этого плана в обозначенные сроки. То есть, надо быть определенным двигателем для детей, побуждать их кпостоянным  действиям.

В плане рекомендаций можно посоветовать:

- ориентировать обучающихся на создание долгосрочных проектов, показывая перспективу получения более совершенного и значимого продукта, пытаясь связать это с дальнейшей профессиональной деятельностью. То есть, начиная проектную деятельность на уровне основного общего образования, продолжить на уровне среднего общего образования, предоставив более практически значимый продукт.

- как я уже говорила, создать ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы, предоставить возможность сделать самостоятельный выбор темы;

- руководителям проектов разработать вместе с обучающимся четкий пошаговый алгоритм выполнения проекта с указанием конкретных сроков реализации отдельно взятых этапов работы над проектом и обеспечить строгое отслеживание сроков их выполнения, то есть обеспечить контроль за деятельностью детей.

«Пока планы не стали основой для упорного труда – это всего лишь благие намерения» — Питер Друкер, менеджер, то есть приводя данные слова, я хотела обратить внимание на то, что каждый из нас должен умееть планировать работу по сопровождению проектной деятельности и показать учащимся   важность умения планировать и работать по осуществлению своих планов. Целеполагание и планирование – это один из залогов успеха.

В качестве заключения я хотела бы привести слова одного из индийских духовных лидеров Ошо «Уже поздно возвращаться назад, чтобы всё правильно начать, но ещё не поздно устремиться вперёд, чтобы правильно закончить».

 

 

 

 


 

Султангулова Лениана Павловна,

Султангулова Лениана Павловна,

Развить: - способность к определению конкретных целей преобразования неопределенной ситуации; - способность к определению алгоритма конкретных шагов для достижения поставленной цели; - способность к рефлексии…

Развить: - способность к определению конкретных целей преобразования неопределенной ситуации; - способность к определению алгоритма конкретных шагов для достижения поставленной цели; - способность к рефлексии…

Данная ситуация говорит о том, что обучающиеся не могут выдвинуть для себя направление, которое было бы интересным для них, связать его со своей дальнейшей профессиональной…

Данная ситуация говорит о том, что обучающиеся не могут выдвинуть для себя направление, которое было бы интересным для них, связать его со своей дальнейшей профессиональной…

Пока планы не стали основой для упорного труда – это всего лишь благие намерения» —

Пока планы не стали основой для упорного труда – это всего лишь благие намерения» —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2022