Индивидуальный проект вызывает вполне заслуженный интерес со стороны педагогической науки и практики и является дидактическим средством образования.
С введением ФГОС появляется новое понятие проекта и закладывается новое содержание – это индивидуальный проект. При организации этой деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности.
Рассмотрим, чем отличается проектная деятельность от исследовательской деятельности в условиях новых ФГОС. Проектная деятельность обучающегося – совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализация проекта, включая эго осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Исследовательская деятельность обучающегося – деятельность учащихся, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Этапы для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научной комментарий, собственные выводы.
Значит и подход к оценке проектной деятельность и исследовательской деятельности будет совершенно иной и выполнять его обучающиеся индивидуально, парами или небольшой командой учеников. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, пункт № 11 читаем, что «индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)», что «индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
· сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
· способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
· сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
· способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов».
Темы проектных и исследовательских работ.
Обосновать актуальность выбора темы исследования – значит, объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.
Главные правила:
1. Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке.
2. Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель.
3. Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. (Проблема – как некая противоречивая ситуация, требующая разрешения).
4. Освещение актуальности не должно быть многословным - одна страница.
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить; установить; обосновать; уточнить; объяснить; доказать; разработать.
Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности обучающегося. Главная цель в проекте – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков.
Под руководством научного руководителя (учителя) происходит развитие личности ученика в 3 направлениях: самосовершенствование, самопознание, самовоспитание. Основные формы представления результатов: - стендовый доклад (оформление наглядного материала) - реферат проблемного характера - компьютерная программа.
Уровни представления работ: внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные и др.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы, сформулированный зачастую самими учащимися, - носит практический характер и имеет важное прикладное значение.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения проектирования и исследования, а именно научить:
проблематизации (формированию проблемного поля, выделение ключевых проблем и разбиение их на подпроблемы);
управление собственной познавательной деятельности (планированию, организации, контролю, регулированию, анализу);
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
проведению исследования (постановке и решению проблем, анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, доказательству и опровержению);
выбору, освоению и использованию соответствующей технологии изготовления продукта проектирования;
представлению результатов и процесса своей деятельности в различных формах с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макетов, плакатов, компьютерной презентации, моделей, видео и др.)
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
Индивидуальный проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он развивает большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Он может варьироваться, и поэтому он интересен и привлекателен. Он решает множество воспитательных задач, и поэтому он нравственен, т.е. является комплексным, многоцелевым, современным, инновационным, востребованным, интегративным, социально ориентированным и личностно ориентированным. Он позволяет «учить не для школы, а для жизни».
Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова можно считать и девизом проектной деятельности в нашей школе.
Литература:
1. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/
2. Кудрявцев А. Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы / А. Кудрявцев // Директор школы. – 2007. – № 1. – С. 14–20.
3. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.