Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка
Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с «Программой работы с одарёнными детьми»на основании закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании».
Цель разработки индивидуального маршрута:
обеспечить формирование и реализацию потребности обучающегося в самоактуализации, саморазвитии.
Задачи:
Научить ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученныепри изучении других предметов.
Создать условия для развития целостной структуры личностных свойств обучающегося, позволяющих наиболееуспешными способами осваивать учебный материал и раскрыть творческий потенциал. Активизировать познавательную деятельность обучающегося, повысить роль самостоятельной,творческой, исследовательской работы;
Особенности развития ребёнка
ФИО: Корнус Артем
Дата рождения: 18.04.2010
Сопровождающий педагог – учитель Савицкая Инна Константиновна
Партнёры – родители, старшая сестра, школьный психолог
Одарённость: общая интеллектуальная
Портрет одарённого ребёнка
прекрасная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации, большой словарный запас;
стремление к получению знаний и умений, проявление интереса к новому;
повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;
повышенная, избирательная чувствительность;
имеет обострённое чувство справедливости.
Склонности: словотворчество, художественное творчество. Много читает. Литературный опыт активно используется этим ребёнком в творческой речевой деятельности при создании собственных стихов, сказок, загадок.
Способности и потенциальные возможности обучающегося:
Быстро овладевает основополагающими понятиями, легко запоминает и сохраняет информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют ему преуспевать во многих областях знаний.
Психическое и физическое здоровье:
Психологические особенности:
Артем имеет характерное опережение в развитие, то есть
-отличается широким восприятием;
-отличной памятью;
-ранним языковым развитием, обладает широким словарным запасом;
-высокой концентрацией внимания.
В поведенческой сфере обладает высоким чувством справедливости, тяжело взаимодействует с незнакомыми людьми, для неё характерны страхи, повышенная чувствительность.
Из этого вытекает ряд проблем в развитии:
• Игровые интересы
• Комфортность
• Погружение в философские проблемы
• Несоответствие между физическим развитием
• Сверхчувствительность
Физическое здоровье:
Группа здоровья - 2 основная
Жилищные условия.
Семья проживает в 3-х комнатной квартире. У Артема есть своя комната. В домашней библиотеке более 100 детских книг.
Особенности организации образовательного процесса
В результате диагностик было выявлено:
Уровень зрительного восприятия формы – высокий.
Уровень пространственного восприятия – высокий.
Уровень развития кратковременной и долговременной памяти – высокий.
Не испытывает трудности при составлении рассказов.
Фонематическое восприятие в норме.
Наглядно-действенное мышление: высокий уровень.
Наглядно-образное мышление: «Разрезные картинки» собирает путем зрительного соотнесения.
Уровень операции, абстрагирования в норме.
Уровень операции обобщения в норме, наблюдается ярко выраженная избирательность мышления.
Уровень понимания смысла причинно-следственных отношении в норме. Уровень развития как вербального, так и невербального воображения в норме.
Внимание на высоком уровне.
Наблюдается высокая концентрация в различении основных и оттеночных цветов. Различает геометрические фигуры.
Манипулятивная функция рук повышенная.
Развитие мелкой моторики – низкая.
Формы работы:
Через урочную и внеурочную деятельность, индивидуальная и групповая работа.
Кружки «юным умникам и умницам», «Школа развития речи».
Формы и методы занятий |
Формы подведения итогов |
|
бенефис игра исследование наблюдение практическое занятие размышление |
тренинг творческая мастерская творческий отчет экскурсия эвристическая беседа |
демонстрация достижений зачетная работа концерт открытое занятие персональная выставка тесты |
Результаты работы:
В результате планомерной и систематической работы с ребенком,
удалось установить отношения со сверстниками, снять повышенную тревожность, укрепить веру в себя. Повысился познавательный интерес.
По результатам мониторинга в конце 1 класса показал следующие результаты по предметам:
Математика – высокий уровень,
Русский язык – повышенный уровень,
Литературное чтение – высокий уровень.
Техника чтения в 1 полугодии 1 класса – 55 слов, конец 1 класса – 104 слова. В конце 2 класса – 110 слов в минуту.
Рекомендации родителям:
1. Организовать индивидуальную консультацию для родителей по теме «Воспитание одарённого ребёнка в семье».
Не заниматься наставлениями, помогатьребёнку действовать независимо, не давать прямыхинструкций, относительно, чем он должен заниматься.
Не сдерживать инициативы ребёнка и не делать за него то, что он сможет сделать самостоятельно.
Приучатьребёнка к навыкам самостоятельного поиска решения проблем, исследования и анализа ситуаций.
Использовать трудные ситуации, возникшие у ребёнка в школе или дома, как область приложенияполученных навыков в решении задач.
Помочь ребёнку научиться управлять процессом усвоения знаний.
Подходить ко всему творчески.
2. Участие в олимпиадах, конкурсах предметной и художественной направленности на различных сайтах.
3. Рекомендовать приобретение альбомов, кистей разного размера, гуаши и акварели с большим выбором цветовой гаммы, а также наглядных альбомов по рисованию различных росписей, животных, птиц, насекомых для поддержания стойкого интереса к художественно-эстетическому развитию.
4. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать навык работы с ножницами.
Достижения Корнус Артема
Год |
Мероприятие |
Уровень |
Результат |
2017 |
Олимпиада по русскому языку |
Школьный |
Призер |
2017 |
Конкурс «русский медвежонок» |
Всероссийский |
Победитель |
2018 |
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку |
Всероссийский |
Победитель |
2018 |
Эколого-биологическая олимпиада |
Городской |
Победитель |
2018 |
Математический конкурс-игра «Кенгуру» |
международный |
Победитель |
2018 |
Конкурс на театральную постановку и художественное слово |
Городской |
Благодарственное письмо |
2018 |
Конкурс «Ученик года – 2018» |
Школьный |
Грамота участника |
2019 |
Дистанционный конкурс по информатике |
Международный |
Диплом 1 степени |
2019 |
Дистанционный конкурс по русскому языку |
Международный |
Диплом 1 степени |
2019 |
Дистанционный конкурс по английскому языку |
Международный |
Диплом 1 степени |
2019 |
Дистанционный конкурс по биологии |
Международный |
Диплом 2 степени |
2019 |
Дистанционный конкурс BRITISH BULLDOG |
Международный |
Сертификат 1 место |
2019 |
Математический конкурс-игра «Кенгуру» |
Международный |
Сертификат 2 место |
2019 |
Олимпиада по математике |
Городской |
Грамота победитель |
Характеристика на одаренного ребёнка
Корнус Артема.
Артем поступил в 1 класс МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов в сентябре 2015 года, в возрасте 7 лет. Поступление в школу родители считали важным событием, к которому готовились заранее. Школу посещает с желанием. Учится с увлечением, легко, без особых усилий. В настоящее время Кристина охотно контактируетсовзрослыми, много общается со сверстниками и в школе, и после уроков. Умеет пойти на компромисс, уступить. В ней удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям.
Артем обладает достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. С удовольствием слушает чтение произведений, любит читать сама. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков.
Психические процессы и речь развиты в соответствии с возрастной нормой. Ребенок имеет фонетически правильную речь, пользуется относительно богатым запасом слов, употребляет сложные грамматические структуры. В своей активной речи ребенок выражают свои знания, свое понимание окружающей жизни, переживания. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. С удовольствием придумывает сказку, рассказ. Развернуто рассказывает о своих впечатлениях и чувствах. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта; рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем; умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает; с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
На занятиях проявляет активность, проявляет интерес ко всем видам деятельности, стремится к конечному положительному результату деятельности.
Для становления личности одарённого ребенка особенно важно повышенное внимание родителей. Артем воспитывается в полной семье. Развитию одарённости Кристины способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. Оба родителя с высшим образованием. В воспитании ребенка родители заинтересованы, в их общении представлена так называемая совместная познавательная деятельность – общие познавательные интересы, на основе которых наблюдается ускоренный темп умственного и общего возрастного развития. В детстве родители часто читали ему книги, пели песни, рассказывали истории, рисовали, играли в развивающие игры. Систематически интересуются успехами сына, стараются всячески поддержать, оказывают необходимую помощь учителю. Атмосфера в семье дружелюбная, Артем относится к родителям и старшей сестре с большой любовью.
Образец индивидуального маршрута
(вид направленности)
Актуальность:
Цель:
Задачи:
Количество занятий в неделю
Учебный план
№ п/п |
Дата, время |
Тема занятия, количество часов |
Используемые технологии, формы и методы |
Возможность работы с другими специалистами |
Реализация индивидуального маршрута
№ п/п |
Дата, время |
Тема занятия |
Содержание занятия (краткое) |
Результат занятия |
Цель (на что направлено): |
(что удалось, а что необходимо доработать) |
|||
Способы оценки успехов воспитанника
Рекомендации по работе с родителями
Структура программы индивидуального образовательного маршрута
1. Титульный лист.
2. Характеристика данного ребенка.
3. Пояснительная записка.
4.Учебно-тематический план.
5.Содержание программы.
6.Творческий план.
7.Методическое обеспечение программы.
8.Список литературы.
Приложение №8
Содержание разделов программы индивидуального образовательного маршрута
1. Титульный лист содержит следующую информацию:
Метафорическое (например:«Парус», «Природная мастерская», «Северная мозаика»);
Содержательное включает в себя указание на:
для них образовательным (например: исследование, проектирование, разработка, моделирование и т.д.);
участники программы (например: общество, регион, знание, культура и т.д.);
«Путоранский», «на материале истории праздников народов Таймыра»), (например: разработка и изготовление действующих моделей возобновляемых источников энергии, исследование и реконструкция жизнедеятельности деревни и разработка проекта возрождения этой деревни и т.д.);
к реализации;
2. Характеристика данного ребенка.
Давая краткую творческую характеристику учащегося, необходимо раскрыть его достижения, уровень и содержание познавательных потребностей, уровень и качество специальных способностей. Достижение учащегося первоначально определяется методом фиксированных педагогических наблюдений, т.е. по результатам педагогического контроля, участия в выставках, конкурсах, соревнованиях и т.п.
3. Пояснительная записка.
В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы с обучающимся и условия реализации программы.
Приложение №9
Рекомендации по написанию пояснительной записки
В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечается ее актуальность и практическая значимость данного учащегося;
При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель – это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не смогут отразить потребности данного учащегося, данной конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Задачи раскрывают пути достижения цели, показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач:
деятельность, развитие компетентностей, приобретение определенных знаний, умений и навыков через проектную или исследовательскую деятельность и т.п.);
позиции, коммуникативных качеств, навыков здорового образа жизни и т.п.);
аккуратность, активность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).
Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Задачи должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
Описывая особенности программы, следует отразить:
Характеризуя режим организации занятий необходимо указать:
Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, автору следует:
в процессе занятий по программе;
указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающегося. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы и т.п.
4. Учебно-тематический план раскрывает модули или разделы предлагаемого курса и количество часов на каждый из них; определяет соотношение учебного времени (теория и практика).
№ |
Наименование модулей |
Общее количество часов |
В том числе: |
|
Теория |
Практика |
|||
I |
Вводное занятие |
|||
II |
Диагностика |
|||
III |
Проектная и исследовательская деятельность |
|||
IV |
Погружение в предмет (формирование компетентностей):
к обучению в течение всей жизни.
вступать в диалог с целью быть понятым. 4. Информационная компетентность – владение информационными технологиями. 5. Социальная и гражданская компетентность – соблюдение социальных и гражданских норм поведения, правил ЗОЖ. 6. Организаторская компетентность - планирование и управление собственной деятельностью. 7. Автономизационная компетентность – способность к самоопределению и самообразованию |
|||
V |
Развитие личностных способностей |
|||
VI |
Итоговое занятие |
5. Содержание программы - краткое описание разделов (модулей) и тем. Кратко описать тему означает:
Изложение содержания программы ведется в именительном падеже. Обычно первой темой программы является введение в предмет, а последним проводится итоговое занятие.
6. Творческий план определяет промежуточные и итоговые результаты индивидуальной работы с воспитанником, а также формы и уровень представления этих результатов.
Формы представления результатов индивидуальной работы:
7. Методическое обеспечение программы:
планируются по каждому разделу – практические, теоретические и т.д.
Кроме того, желательно пояснить, чем обусловлен выбор таких форм занятий;
материально-технических и прочих). Характеризуя кадры, перечислить работников, занятых в ее реализации. Описывая материально-технические условия, имеет смысл дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы.
8. Список литературы.
Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного процесса; а во второй – литературу для обучающихся и их родителей.
9. Календарный учебно-тематический план.
II – Обозначение раздела (модуля) программы.
1 – Обозначение темы.
Месяц |
Дата проведения занятия |
Тема |
Часы |
Содержание практической части |
Примечание |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||
сентябрь |
II 1. Теремок «Смекалка» |
2 |
1 |
1 |
Расширение представлений об обитателях леса. Пространственная ориентация. Элементарные навыки поведения в лесу. Коллективное творческое проектирование «Кто в теремочке живет?» |
Приложение №10 Психолого-педагогический мониторинг одаренности С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг. Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:
что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
поведением данного ребенка в разных ситуациях);
соответствуют его склонностям и интересам;
возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка);
жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;
деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и т.п.;
оценивающие реальное поведение ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа. Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза). Навешивать ярлыки «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка. Итак, процедуры выявления одаренных детей должны быть экологически валидными с точки зрения специфики детской одаренности и своеобразия признаков одаренного ребенка. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные методы идентификации одаренности весьма сложны и требуют высокой квалификации и специального обучения. Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявлен одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иными словами, проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в учреждениях дополнительного образования, с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности |
Индивидуальный образовательный маршрут
«Начинающий хореограф»
Индивидуальный образовательный маршрут «Начинающий хореограф» разработан для учащихся детского хореографического объединения «НАЗВАНИЕ»
Учащиеся занимаются в объединении с 7 лет, проявляют интерес к постановочной работе, обладают ярко выраженным образным мышлением и фантазией, коммуникативно – организаторскими способностями (таблица 1).
Диагностическая карта учащихся
Фамилия, имя учащегося |
Уровень развития мышления, воображения, фантазии, |
Уровень воспитанности (трудолюбия, дисциплинированности ответственности и т.д.) |
Уровень освоения специальных умений (демонстрационных и коммуникативных), формирования умений и навыков |
|||
текущая |
итоговая |
текущая |
итоговая |
текущая |
итоговая |
|
1.Иванова Анна |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
2.Петров Иван |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
Н - низкий уровень; С – средний уровень; В – высокий уровень
Цель индивидуального образовательного маршрута: развитие самостоятельной творческой личности подростка.
Задачи:
- приобретение навыков передачи специальных хореографических знаний и умений младшим воспитанникам;
- проявление творческой инициативы, самостоятельности в поготовке новых хореографичеких номеров;
- приобретение опыта общения.
Содержание маршрута строится от учащегося, с учетом возможностей, которыми обладает ребенок; с учетом потенциальных способностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
Индивидуальный образовательный маршрут «Начинающий хореограф» включает 2 курса: «Некоторые особенности психического и физического развития детей младшего школьного возраста» и «Композиция и постановка танца»
Курс «Некоторые особенности психического и физического развития детей младшего школьного возраста» дает возможность учащимся развить навыки эффективного общения с детьми младшего возраста.
Содержание курса «Основы постановочной работы» состоит в овладении обучающимися алгоритмом постановки танцев и применении данного алгоритма в работе над созданием конкретного танцевального номера для обучающихся младшей группы в соответствии со стилем и характером подобранного музыкального материала.
Предложенная программа позволит детям не только углубленно работать в выбранном направлении, но и даст возможности профессионального самоопределения в будущем.
В результате освоения индивидуального образовательного маршрута обучающийся должен знать:
должен уметь:
Раздел №1 «Некоторые особенности психического и физического развития детей младшего школьного возраста»
№ |
Содержание курса |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Проявления психолого-физиологических особенностей ребенка младшего школьного возраста в хореографическом коллективе. |
2 |
2 |
|
2 |
Педагогическое общение с младшими школьниками. |
1 |
3 |
4 |
Итого |
6 |
Тема 1. Психолого-физиологическиеособенностеи ребенка младшего школьного возраста и хореографическая деятельность.
Теория. Особенности внимания и памяти детей младшего школьного возраста. Эмоциональность восприятия, образность мышления. Приемы мобилизации внимания, волевых усилий, снятия утомляемости. Дозирование нагрузок на ребенка при проведении постановочной и репетиционной работы. Учет возрастных особенностей ребенка при подборе и использовании лексического танцевального материала при проектировании танцевального номера.
Тема 2. Педагогическое общение с младшими школьниками. Методы, средства , формы педагогического общения. Речевое и неречевое общение. Одобрение со стороны взрослых. Формирование произвольного поведения. Формы активной игровой деятельности. Психологическая игра «Созвездие». Упражнения «Сделай как я», «Наоборот», «Брыкание», «Какой я». «Передай ритм», «Лицо», «Петух» и др.
Раздел №2 «Основы постановочной работы»
№ |
Содержание курса |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Рождение танца |
1 |
5 |
6 |
2 |
Постановка танца |
4 |
4 |
|
3 |
Репетиция танцевального номера |
20 |
20 |
|
Итого |
1 |
29 |
30 |
Тема 1. Рождение танца
Теория. Драматургия танцевального номера.
Практика. Идея хореографического произведения. Определение стиля и характера музыки будущего танцевального номера. Составление рисунка танца в соответствии с драматургией номера, музыкальным материалом. Подбор танцевальной лексики согласно рисунку танца.
Тема 2. Постановка танца.
Практика. Разучивание движений. Разводка танцевального рисунка. Размещение по точкам, ориентировка в пространстве. Определение сценической графики. Пластика образного содержания. Работа над эмоциональной выразительностью.
Тема 3. Репетиция танцевального номера.
Практика. Отработка движений. Работа над художественным образом танца, выразительностью танцевальных движений и жестов.
Контроль. Класс – концерт.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.