Индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ
Оценка 4.7

Индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ

Оценка 4.7
docx
03.05.2020
Индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ
Индивидуальный маршрут ОВЗ.docx

                            Индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ

     Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы,  с задержкой и комплексными нарушениями развития.   Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

     Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

    Все большее распространение получает  инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

    Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

     План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

беседа с родителями;

изучение медицинской карты ребенка;

обследование физического развития;

обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

     Далее разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты  развития определенного содержания.

Что представляет собой индивидуально-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Современная образовательная система предполагает создание индивидуально-образовательного маршрута (ИОМ) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой движение в образовательном пространстве, которое было создано специально для учащегося и его семьи с целью образовательного и психолого-педагогического сопровождения для реализации индивидуальных особенностей развития.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ в детском саду направлен на реализацию индивидуального потенциала ребенка  в обучении. Это позволяет решить проблему направленности процесса обучения детей на средний уровень развития, из-за чего не каждый ребенок может в полной мере проявить и реализовать свои способности. Над созданием маршрута должны работать психолог учебного заведения, воспитатели и логопеды.

Задачи индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ определяется государственным заказом, запросами родителей или законных представителей воспитанников, возможностями учебного учреждения, а также индивидуальными особенностями учеников и уровнем их развития.

Главными задачами создания образовательного маршрута являются:

1.     Создание в учебном заведении тех условий, которые в полной мере будут способствовать позитивной реализации детей, а также их социальному и личностному развитию;

2.     Решение задач личностно-социального развития воспитанника;

3.     Создание благоприятствующей предметно-развивающей среды для развития ребенка;

4.     Организация единой системы работы педагогического коллектива, медицинских сотрудников и родителей для успешного развития ребенка;

5.     Выработка и совершенствование корректного с психологической точки зрения стиля общения преподавателя и воспитанника, установление доверительных отношений.

Благодаря ИОМ для детей с ОВЗ в детском саду  у ребенка должно формироваться положительное отношение к себе, окружающему миру и другим людям, развиваться коммуникативные навыки и социальная компетенция. Отдельный маршрутный лист призван помочь ребенку осознать свои права и свободы, облегчить выбор круга общения, увлечений, по собственному усмотрению распоряжается свободным временем.

Кому нужен индивидуальный образовательный маршрут

Составление ИОМ может понадобиться в нескольких случаях. А именно:

·         для детей, которые не могут усвоить общую образовательную программу;

·         для детей с очень высоким уровнем интеллектуального развития;

·         для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Чаще всего применяется такой режим образования к детям с ОВЗ. Основанием для составления ИОМ будут являться рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).. По результатам ПМПК составляется заключение, в котором описываются условия, требующиеся для усвоения ребенком образовательной  программы, а также перечисляются специалисты, помощь которых потребуется школьнику при прохождении индивидуального маршрута.

Кто должен составлять индивидуальный образовательный маршрут

В создании индивидуального образовательного маршрута  для ребенка с ОВЗ должен участвовать  психолого-мед консилиум, в состав которого входят:

·         воспитатели,

·         психолог,

·         логопед,

·         дефектолог,

·         педагоги доп.образования.

Также в работу включается администрация детского сада.

Администрация отвечает за общее руководство образовательным процессом, внесение соответствующих правок в устав учреждения, за создание и принятие приказов, положений, обеспечивающих возможность ведения коррекционно-образовательной деятельности. Кроме того, заведующая образовательного учреждения несет ответственность за содержание и выполнение ИОМ.

В обязанности педагогического состава входит участие в разработке учебных программ и их реализация, мотивация детей к обучению, создание благоприятной обстановки и выстраивание образовательных задач в соответствии с уровнем детей, а также - внесение корректив в индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ и консультирование родителей.

Работа воспитателей и педагогов дополнительного образования заключается в создании программ обучения, а также помощи воспитателю в реализации учебного процесса.

Как создается ИОМ

Работа над созданием индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для детей с ОВЗ выполняется последовательно. Разработка документа включает в себя этапы:

1.     Наблюдение.

2.     Диагностика.

3.     Конструирование.

4.     Реализация.

5.     Итоговая диагностика.

Во время наблюдения необходимо выявить группы детей, которые могут испытывать разные трудности. К примеру, познавательные, психомоторные, личностные,  коммуникативные регулятивные или же комплексны.

Этап диагностики предполагает выявление причин возникновения трудностей у учеников. Выполняется эта работа вместе с психологом, который производит ряд диагностических процедур, также подключаются дефектолог и логопед. Определяются трудности каждого конкретного ребенка, нуждающегося в специальном маршрутном листе. Учитывается заключение ПМПК, которое должны предоставить родители ребенка.

В процессе конструирования необходимо продумать и составить образовательный маршрут для детей с ОВЗ, поступивших в данную образовательную организацию. На этом этапе выявляет объем помощи, необходимой для реализации коррекционно-образовательной деятельности. Подразумевается не только специальное  педагогическое участие, но также медицинское и психологическое сопровождение.

Оцениваются ресурсы, которыми располагает школа:

·         кадровое,

·         материально-техническое,

·         программное обеспечение.

За образец рабочих программ в рамках индивидуального образовательного маршрута школьника берутся примерные программы по предметам, которые предлагаются ФКГОС и ФГОС. Количество часов определяется индивидуально по потребностям школьника.

На этапе реализации педсостав может перейти к осуществлению созданной образовательной программы и обучению ребенка. Итоговая диагностика подразумевает оценку успехов ребенка и достижение ожидаемого результата. После проведения итоговой диагностики необходимо создать отчет, в котором указывается, сохранились ли у ребенка трудности при обучении, в полной ли мере развивались коммуникативные навыки и социальная компетентность, устранена ли тревожность, насколько адекватна  самооценка учащегося, развивалось ли чувство самоценности, а также насколько успешно скорректированы социальные и личностные проблемы.

Структура индивидуально-образовательного маршрута для детей с ОВЗ

В индивидуальном маршрутном листе для ребенка с ОВЗ  прописываются цели и задачи. Цель может быть описана общими словами. Любой индивидуальный маршрут нацелен на преодоление несоответствия между процессом воспитания, социализации ребенка с ОВЗ, его обучения по программам определенного уровня образования и реальными возможностями ребенка с учетом особенностей его психологического и физического развития.

Задачи будут варьироваться, исходя из особенностей конкретного обучающегося, но, в целом, дети с ОВЗ нуждаются в коррекции речи, формировании познавательных навыков, развития эмоциональной составляющей личности.

Также документ содержит пояснительную записку, краткую характеристику ученика, и обязательно - содержание индивидуального образовательного маршрута. Содержание ИОМ состоит из:

·         психолого-педагогического обеспечения (включает оптимальные нагрузки на ученика, учет его особенностей, использование современных технологий обучения);

·         программно-методического обеспечения (использование цифровых ресурсов образования, диагностического и коррекционно-образовательного инструментария, учебно-методических комплексов и учебных программ);

·         кадрового обеспечения (работа с детьми производится психологами, логопедами, воспитателями, медработниками и т.д.);

·         материально-технического обеспечения (учитывается наличие пандусов, полов без порогов и парапетов, расширение дверных проемов и пр.);

·         информационного обеспечения;

·         содержания образовательных программ (создаются индивидуальные образовательные программы, соответствующие всем требованиям ФГОС);

·         педагогических методов воспитания и образования;

·         ожидаемого результата ИОМ и результатов итоговой аттестации учащихся.

 

 

   

                             Взаимодействие с родителями .

Консультации для родителей, индивидуальные беседы, рекомендации от педагогов. Привлечение родителей при проведении мероприятий в группе.

Рекомендации для родителей:

 -закрепление поставленных звуков;

 -выполнение домашних заданий по развитию лексико-грамматического строя, связной речи;

 -совместные игры на развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

 -развитие внимания и памяти.

 Рекомендации для работы во втором периоде обучения:

Задачи коррекционной работы:

 Формировать умение отвечать на вопрос развернутой фразой, составлять предложение по картинке из 3-4 слов.

Cоставлять небольшой пересказ знакомой сказки, передавая содержание и смысл текста.

Рекомендуемые игры и игровые упражнения:

 «Назови ласково», «Сосчитай», «Четвёртый лишний», «Магазин», «Чего много в корзине? », «Что с чем рядом? », «Чего не хватает? », «Исправь ошибку»,

«Один-много», «Какой лист, какая ветка? », «Что приготовим? », «Кто, чем питается? », «Кто кем будет? », «Сравни животных», игра «Как улетают птицы? », «Почемучки», «Продолжи предложение», «Что было, что будет? », «Чудесный мешочек», «Сказка о Весёлом Язычке»,  «Послушай-повтори», «Звуковая дорожка», «Повтори звуки», «Эхо»,«Громко-тихо».

6. Создание условий для развития ребенка.

1. Создание необходимую ПРС в группе и в кабинетах специалистов.

2. Вовлекать ребенка в развивающие игры.

3. Поддерживать желание и интерес ребенка в выборе деятельности.

4. Проводить релаксационные упражнения перед сном.

5. Консультации и совместная деятельность специалистов детского сада (логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, мед.персонала)

 

 

 

 


 

Индивидуальный маршрут ребенка с

Индивидуальный маршрут ребенка с

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с

Главными задачами создания образовательного маршрута являются: 1

Главными задачами создания образовательного маршрута являются: 1

Кто должен составлять индивидуальный образовательный маршрут

Кто должен составлять индивидуальный образовательный маршрут

Диагностика. 2. Конструирование

Диагностика. 2. Конструирование

После проведения итоговой диагностики необходимо создать отчет, в котором указывается, сохранились ли у ребенка трудности при обучении, в полной ли мере развивались коммуникативные навыки и…

После проведения итоговой диагностики необходимо создать отчет, в котором указывается, сохранились ли у ребенка трудности при обучении, в полной ли мере развивались коммуникативные навыки и…

ФГОС); · педагогических методов воспитания и образования; · ожидаемого результата

ФГОС); · педагогических методов воспитания и образования; · ожидаемого результата

Назови ласково», «Сосчитай», «Четвёртый лишний», «Магазин», «Чего много в корзине? », «Что с чем рядом? », «Чего не хватает? », «Исправь ошибку», «Один-много», «Какой лист,…

Назови ласково», «Сосчитай», «Четвёртый лишний», «Магазин», «Чего много в корзине? », «Что с чем рядом? », «Чего не хватает? », «Исправь ошибку», «Один-много», «Какой лист,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020