Тема. Индивидуальный образовательный маршрут.
Выявление и развитие одаренных личностей требует дополнительных усилий со стороны родителей и педагогов. На современном этапе развития общества инициируется создание такой модели образования, которая бы обеспечивала развитие каждой личности в максимальном диапазоне ее интеллектуальных и психологических ресурсов. Традиционные формы и методы обучения, ведущие одаренную личность по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, направленные на пассивное усвоение нужных и ненужных знаний, требуют от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем стремления к активности и самореализации. Исследованиями в направлении индивидуальных форм организации обучения занимались многие ученые. Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений (компетентностей), на получение учебных результатов в продуктивной форме. Об индивидуализации образования упоминается в ряде нормативно - правовых документов РФ: «… Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире…» («Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Индивидуализация обучения – это с одной стороны - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой - различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно - управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно - ориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута, то есть содержательный компонент, а также разработанный способ его реализации, то есть технологии организации образовательного процесса.
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Ведь невозможно определить маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. А эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий. - Осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения. - Осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащимися. - Активным включением учащихся в деятельность по созданию ИОМ. - Организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ. Развитие ребенка может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Сам выбор определяется комплексом факторов. - Особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата. - Возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности. - Ресурсными возможностями.
При построении индивидуального образовательного маршрута Хуторской А.В. выделяет несколько этапов. Первый этап. Диагностика педагогом уровня развития и степени выраженности личных качеств учащихся. На этом этапе проводится конкурс вопросов по темам учебного курса, тестирование, выбор заданий различного типа. Второй этап. Фиксирование каждым учащимся, а затем и педагогом фундаментальных образовательных объектов.
Третий этап. Выстраивание системы личного отношения учащегося с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Четвертый этап. Выстраивание ИОМ. Программирование индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам. Учащийся с помощью педагога выступает в роли организатора своего образования. Создается индивидуальная программа обучения на определенный период (занятие, тема, раздел, курс). Этап предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной деятельности со своим ребенком. Пятый этап. Деятельность по одновременной реализации ИОМ учащихся и общей образовательной программы. Реализация намеченной программы в соответствие с основными элементами деятельности. Роль педагога заключается в том, чтобы направить, дать алгоритм индивидуальной деятельности учащегося, вооружить его соответствующими способами деятельности, поиском средств работы, выделить критерии анализа работы, рецензировать, оценить деятельность учащегося. Учащиеся представляют образовательные объекты, способы работы с ними, демонстрируют, сопоставляют и обсуждают продукцию. Шестой этап. Демонстрация личных образовательных результатов учащимися и коллективное их обсуждение. Формы взаимодействия: дискуссии, проблемные семинары, творческие мастерские, конференции. Седьмой этап. Интеграция с другими специалистами. Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным учащимся других специалистов. Восьмой этап. Рефлексивно-оценочный этап. Полученные результаты деятельности сопоставляются с целями образовательной деятельности ребенка. Каждый учащийся оценивает свою деятельность и конечный продукт, уровень личных изменений. Сопоставляются личные заслуги с фундаментальными достижениями в этой области, с достижениями других. После самооценки и оценки создаются условия для коррекции и планирования дальнейшей коллективной и индивидуальной деятельности. Индивидуальный образовательный маршрут обучения Пояснительная записка. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности. Определение степени одарённости нужно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Принципы педагогической деятельности в работе с ОД: -принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; -принцип возрастания роли внеурочной деятельности; -принцип индивидуализации и дифференциации обучения; -принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; -принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи: изучение природы детской одаренности; выявление и отбор одаренных и талантливых детей, создание условий для развития творческого потенциала личности; создание базы данных в рамках Программы; внедрение в учебный процесс интерактивных технологий; организация совместной работы ОУ, СДК и прочих учреждений по поддержке одаренности; развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей; подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня подготовленности к итоговой аттестации по информатике средствами дистанционной школы при НИЯУ МИФИ.
Ожидаемый результат: успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом. Овладение навыками самостоятельной работы. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке. Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку. Ученика (цы) ______________________________ Класс __________ Раздел изучения (модуль) «__________________________________ ». Время исполнения: __________________________ Отметка о выполнении- _________________________________________
Модули |
Виды самостоятельной работы |
Инвариантный (обязательный) модуль |
1.Изучить теорию по теме ( параграфы ____________ ) 2.Выполнить упражнения ____________________ 3.Написать сочинение – миниатюру ( рассуждение): « Зачем нужно изучать русский язык?» 4.Сделать зачетную работу. |
2.Вариативный модуль |
1.Составить схему по темам «______________________» и«___________________________________________». 2. Составить кроссворд или тест в формате Word по теме «________________________». 3. Выпуск газеты или листовки по темам «_____________________________________» или «____________________________________». 4. Изготовление модели (макета) по теме «____________________________________» или «____________________________________» из подручного материала ( картона, дерева, пластика). 5. Написать сочинение «__________________________». |
3.Факультативный модуль |
1.Написать реферат по темам на выбор: «______________________________________________»«______________________________________________». Интегрированная проектная работа. 2. Написать сочинение «__________________________», оформить в виде брошюры и приготовить презентацию. 3.Составить конспект урока по теме «_______________________________________» и провести урок русского языка в своем классе. |
Самоконтроль и самооценка: - что запомнил - чему научился - к каким выводам пришел Контроль со стороны учителя.
В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится преподавателем и доводится до сведения ребенка и родителей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.