Индивидуальный образовательный маршрут
Оценка 4.9

Индивидуальный образовательный маршрут

Оценка 4.9
doc
15.11.2021
Индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с ОВЗ.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный образовательный маршрут для ученика с  ограниченными возможностями здоровья

(Общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом)

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

Выполнила:

учитель начальных классов

Трегубова Н.Н.

 

 

            Индивидуальный образовательный маршрут коррекционной направленности адресован  учащимся с психофизическими нарушениями с целью преодоления  несоответствия между процессом обучения по образовательной программе и их индивидуальными потребностями и возможностями. В маршруте учитываются особенности возраста ребенка и выделяются соответствующие задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы.

          Цель: Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей ученику, имеющему речевые нарушения, освоение основной образовательной программы начального образования и успешную социализацию в обществе.

        Задачи:

         1. Выявление особых образовательных потребностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

          2. Осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей развития и индивидуальных возможностей;

          3. Создание условий для освоения ребёнком с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования;

         4. Повышение уровня общего сенсорного, интеллектуального развития;

         5. Коррекция зрительно-моторных, оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики;

          6. Формировании способности у учащегося  оценивать себя и своии способности;

         7. Организация благоприятной социальной среды, обеспечивающей общее развитие обучающегося, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций;

         8. Взаимодействие учителя, логопеда, педагога-психолога, воспитателя ГПД и родителей, направленное на преодоление речевого дефекта;

         9. Формирование учебной мотивации;

        10. Коррекция индивидуальных особенностей в развитии:

·       Расширение объёма вербальной памяти;

·       Развитие зрительного и слухового восприятия;

·       Улучшение концентрации внимания;

·       Работа по оптическому ориентированию (на материале геометрических фигур, оптически сходных букв);

·       Работа над развитием пространственных представлений;

·       Развитие подвижности речевого аппарата, коррекция звукопроизношения;

·       Формирование навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;

·       Закрепление полученных навыков в письменных упражнениях.

Методы и приемы работы

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала.

Практические методы и приемы обучения:

- постановка практических и познавательных задач;

- целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;

- дидактические игры;

- создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

Наглядные методы:

- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

- наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;

- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

Словесные методы:

- речевая инструкция, беседа, описание предмета;

- указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

- метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);

- вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

- педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

Двигательно-кинестетические методы:

- дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;

- пассивная гимнастика.

     Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающегося к концу коррекционного обучения:

        - личностным: сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

    -метапредметным: освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

    - предметным: включающим опыт получения нового знания, его преобразования, применения, а также систему основополагающих элементов научного знания.

Обучающийся должен знать: все звуки и буквы русского языка; все основные различия (звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим.)

Обучающийся должен уметь: вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;  различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие; правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове, знать способы их буквенного обозначения и обозначать мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком; вычленять слова из предложений; чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы и их соединения; правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

Содержание

Поставленные задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Речь. Предложение. Слово. Слог. (2ч)

Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием  графических схем. Формирование психологических предпосылок (внимания, восприятия, памяти)

Звуки и буквы.(52ч)

Речевые/неречевые звуки. Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных звуков от согласных. Гласные звуки и буквы 1 ряда. Признаки гласных звуков.

Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука) анализ слов, выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со словом-моделью.

Понятие о согласных. Звукобуквенный и слоговой анализ слов.

Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Гласные 2 ряда.

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация парных согласных звуков: п –б, т-д, с-з, в –ф. к-г, ш-ж.

Свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты.

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат.

Дифференциация звуков: с-ш, з-ж, р-л, ч-щ, с-щ, ш-щ, ц-с, ц-т. ц-ч.

Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами 2 ряда.

Дифференциация парных гласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и, ё-ю. Обозначение на письме мягкости согласных мягким знаком.

Разделительный -ь-, -ъ-.

Звукобуквенный анализ слов.

Работа над словом. (12ч)

         Слова, обозначающие предмет (одушевленный/неодушевленный). Слова, обозначающие действие предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.

Параллельно развитию речевой грамоты ведется работа по обогащению активного речевого словаря и развитию грамматический строй речи по лексическим темам

Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю). Срок реализации программы - 1 год.

Коррекционная работа по преодолению дизартрического компонента.

I. Работа над дыханием:

-     формирование умения делать вдох - выдох через рот, нос;

-     формирование целенаправленной воздушной струи.

2.Развитие артикуляционной моторики:

-  работа по преодолению апраксических явлений,

-  увеличение амплитуды движений языка, губ,

-  работа над точностью и плавностью артикуляционных движений.

3.Работа по преодолению асинхронности между дыханием, фонацией и артикуляцией.

4.      Формирование фонетических и фонематических представлений.

5.      Формирование, развитие слухового внимания, слухо-речевой памяти.

6.       Формирование " правильных ", " новых " артикулем.

7.     Автоматизация артикуляционных укладов на уровне слогов, слов,

словосочетаний, простого высказывания, развёрнутой фразы.

8.       Введение поставленных звуков в самостоятельную спонтанную речь.

9.       Развитие фонематического слуха.

10. Формирование контроля за собственным речевым высказыванием.

II.  Дифференциация смешиваемых звуков.

12.  Речевые тренинги.

13.  Развитие   мелкой   моторики   рук   (штриховки,   рисования,   мозаика, конструирование и т.п.).

Результаты диагностического обследования учащегося

Данные о ребенке

1.     ФИО: Тонкодубенко Николай Николаевич

2.     Дата рождения:   15.03.2011, 1 класс

3.     Место жительства: Тамбовская область, г. Моршанск

4.     Категория: нарушения V вида. Ребенок, имеющий общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом.

Продиагностировав  готовность к овладению грамотой и математикой, были получены следующие результаты:

- низкий уровень развития классификации предметов и фонематического слуха;

- низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом;

- объём словаря ниже возрастной нормы;

- ошибки в грамматическом оформлении речевых высказываний;

По физическому состоянию ребёнку во время учебных занятий необходим дополнительный отдых и перерывы.

Недостаточное интеллектуальное, психомоторное и психофизическое развитие требует повышенного внимания, индивидуального сопровождения обучающегося со стороны учителя.

 Обучающийся 1 класса испытывает стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Для данного учащегося характерны:

-нарушения фонетико-фонематического компонента речи: дефектное произношение оппозиционных звуков: свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат;

-недостаточная сформированность фонематических процессов: трудности в выделении нужного звука, определении места звука, количества звуков даже в односложных словах типа  «мак», трудности синтеза и фонематических представлений;

-нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, (особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы (путает, в основном, сложные предлоги: из-за = за, из-под = под);

-недостаточно развита связная речь: испытывает значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеет отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств;

-наблюдаются психологические особенности: неустойчивое внимание, недостаточное развитие самоконтроля, недостаточное развитие способности к переключению. Мотивация учебной деятельности снижена. Уровень познавательных возможностей крайне низкий.

Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута

Определены следующие формы индивидуальной работы с ребенком:

1.     Индивидуальные логопедические занятия (2 раза в неделю).

2.     Дополнительные индивидуальные занятия с учителем (2 урока в неделю).

3.     Контроль за речью на уроках (осуществляет учитель).

4.     Оказание помощи в процессе выполнения домашних заданий (родители, учитель).

5.     Контроль за речью во 2-й половине дня (воспитатель ГПД).

6.     Занятие с педагогом-психологом по развитию ВПФ (память, внимание, словесно-логическое мышление).


7.    

Индивидуальный образовательный маршрут для ученика с ограниченными возможностями здоровья (Общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом)

Индивидуальный образовательный маршрут для ученика с ограниченными возможностями здоровья (Общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом)

Индивидуальный образовательный маршрут коррекционной направленности адресован учащимся с психофизическими нарушениями с целью преодоления несоответствия между процессом обучения по образовательной программе и их индивидуальными потребностями и…

Индивидуальный образовательный маршрут коррекционной направленности адресован учащимся с психофизическими нарушениями с целью преодоления несоответствия между процессом обучения по образовательной программе и их индивидуальными потребностями и…

Организация благоприятной социальной среды, обеспечивающей общее развитие обучающегося, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций; 8

Организация благоприятной социальной среды, обеспечивающей общее развитие обучающегося, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций; 8

Наглядные методы: - обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); - наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира; - рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий

Наглядные методы: - обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); - наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира; - рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающегося к концу коррекционного обучения: - личностным: сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные…

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающегося к концу коррекционного обучения: - личностным: сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные…

Содержание Поставленные задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Содержание Поставленные задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты

Свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты

Развитие артикуляционной моторики: - работа по преодолению апраксических явлений, - увеличение амплитуды движений языка, губ, - работа над точностью и плавностью артикуляционных движений

Развитие артикуляционной моторики: - работа по преодолению апраксических явлений, - увеличение амплитуды движений языка, губ, - работа над точностью и плавностью артикуляционных движений

Категория: нарушения V вида.

Категория: нарушения V вида.

Мотивация учебной деятельности снижена

Мотивация учебной деятельности снижена

Занятие с педагогом-психологом по развитию

Занятие с педагогом-психологом по развитию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2021