Индивидуальный образовательный маршрут для ученика с ограниченными возможностями здоровья
(Общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом)
Выполнила:
учитель начальных классов
Трегубова Н.Н.
Индивидуальный образовательный маршрут коррекционной направленности адресован учащимся с психофизическими нарушениями с целью преодоления несоответствия между процессом обучения по образовательной программе и их индивидуальными потребностями и возможностями. В маршруте учитываются особенности возраста ребенка и выделяются соответствующие задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы.
Цель: Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей ученику, имеющему речевые нарушения, освоение основной образовательной программы начального образования и успешную социализацию в обществе.
Задачи:
1. Выявление особых образовательных потребностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
2. Осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей развития и индивидуальных возможностей;
3. Создание условий для освоения ребёнком с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования;
4. Повышение уровня общего сенсорного, интеллектуального развития;
5. Коррекция зрительно-моторных, оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики;
6. Формировании способности у учащегося оценивать себя и своии способности;
7. Организация благоприятной социальной среды, обеспечивающей общее развитие обучающегося, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций;
8. Взаимодействие учителя, логопеда, педагога-психолога, воспитателя ГПД и родителей, направленное на преодоление речевого дефекта;
9. Формирование учебной мотивации;
10. Коррекция индивидуальных особенностей в развитии:
· Расширение объёма вербальной памяти;
· Развитие зрительного и слухового восприятия;
· Улучшение концентрации внимания;
· Работа по оптическому ориентированию (на материале геометрических фигур, оптически сходных букв);
· Работа над развитием пространственных представлений;
· Развитие подвижности речевого аппарата, коррекция звукопроизношения;
· Формирование навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;
· Закрепление полученных навыков в письменных упражнениях.
Методы и приемы работы
Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала.
Практические методы и приемы обучения:
- постановка практических и познавательных задач;
- целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;
- дидактические игры;
- создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
Наглядные методы:
- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);
- наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
Словесные методы:
- речевая инструкция, беседа, описание предмета;
- указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
- метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);
- вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
- педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.
Двигательно-кинестетические методы:
- дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;
- пассивная гимнастика.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающегося к концу коррекционного обучения:
- личностным: сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
-метапредметным: освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
- предметным: включающим опыт получения нового знания, его преобразования, применения, а также систему основополагающих элементов научного знания.
Обучающийся должен знать: все звуки и буквы русского языка; все основные различия (звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим.)
Обучающийся должен уметь: вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие; правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове, знать способы их буквенного обозначения и обозначать мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком; вычленять слова из предложений; чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы и их соединения; правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
Содержание
Поставленные задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Речь. Предложение. Слово. Слог. (2ч)
Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Формирование психологических предпосылок (внимания, восприятия, памяти)
Звуки и буквы.(52ч)
Речевые/неречевые звуки. Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных звуков от согласных. Гласные звуки и буквы 1 ряда. Признаки гласных звуков.
Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука) анализ слов, выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со словом-моделью.
Понятие о согласных. Звукобуквенный и слоговой анализ слов.
Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Гласные 2 ряда.
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация парных согласных звуков: п –б, т-д, с-з, в –ф. к-г, ш-ж.
Свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты.
Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат.
Дифференциация звуков: с-ш, з-ж, р-л, ч-щ, с-щ, ш-щ, ц-с, ц-т. ц-ч.
Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами 2 ряда.
Дифференциация парных гласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и, ё-ю. Обозначение на письме мягкости согласных мягким знаком.
Разделительный -ь-, -ъ-.
Звукобуквенный анализ слов.
Работа над словом. (12ч)
Слова, обозначающие предмет (одушевленный/неодушевленный). Слова, обозначающие действие предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.
Параллельно развитию речевой грамоты ведется работа по обогащению активного речевого словаря и развитию грамматический строй речи по лексическим темам
Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю). Срок реализации программы - 1 год.
Коррекционная работа по преодолению дизартрического компонента.
I. Работа над дыханием:
- формирование умения делать вдох - выдох через рот, нос;
- формирование целенаправленной воздушной струи.
2.Развитие артикуляционной моторики:
- работа по преодолению апраксических явлений,
- увеличение амплитуды движений языка, губ,
- работа над точностью и плавностью артикуляционных движений.
3.Работа по преодолению асинхронности между дыханием, фонацией и артикуляцией.
4. Формирование фонетических и фонематических представлений.
5. Формирование, развитие слухового внимания, слухо-речевой памяти.
6. Формирование " правильных ", " новых " артикулем.
7. Автоматизация артикуляционных укладов на уровне слогов, слов,
словосочетаний, простого высказывания, развёрнутой фразы.
8. Введение поставленных звуков в самостоятельную спонтанную речь.
9. Развитие фонематического слуха.
10. Формирование контроля за собственным речевым высказыванием.
II. Дифференциация смешиваемых звуков.
12. Речевые тренинги.
13. Развитие мелкой моторики рук (штриховки, рисования, мозаика, конструирование и т.п.).
Результаты диагностического обследования учащегося
Данные о ребенке
1. ФИО: Тонкодубенко Николай Николаевич
2. Дата рождения: 15.03.2011, 1 класс
3. Место жительства: Тамбовская область, г. Моршанск
4. Категория: нарушения V вида. Ребенок, имеющий общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом.
Продиагностировав готовность к овладению грамотой и математикой, были получены следующие результаты:
- низкий уровень развития классификации предметов и фонематического слуха;
- низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом;
- объём словаря ниже возрастной нормы;
- ошибки в грамматическом оформлении речевых высказываний;
По физическому состоянию ребёнку во время учебных занятий необходим дополнительный отдых и перерывы.
Недостаточное интеллектуальное, психомоторное и психофизическое развитие требует повышенного внимания, индивидуального сопровождения обучающегося со стороны учителя.
Обучающийся 1 класса испытывает стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Для данного учащегося характерны:
-нарушения фонетико-фонематического компонента речи: дефектное произношение оппозиционных звуков: свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат;
-недостаточная сформированность фонематических процессов: трудности в выделении нужного звука, определении места звука, количества звуков даже в односложных словах типа «мак», трудности синтеза и фонематических представлений;
-нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, (особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы (путает, в основном, сложные предлоги: из-за = за, из-под = под);
-недостаточно развита связная речь: испытывает значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеет отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств;
-наблюдаются психологические особенности: неустойчивое внимание, недостаточное развитие самоконтроля, недостаточное развитие способности к переключению. Мотивация учебной деятельности снижена. Уровень познавательных возможностей крайне низкий.
Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута
Определены следующие формы индивидуальной работы с ребенком:
1. Индивидуальные логопедические занятия (2 раза в неделю).
2. Дополнительные индивидуальные занятия с учителем (2 урока в неделю).
3. Контроль за речью на уроках (осуществляет учитель).
4. Оказание помощи в процессе выполнения домашних заданий (родители, учитель).
5. Контроль за речью во 2-й половине дня (воспитатель ГПД).
6. Занятие с педагогом-психологом по развитию ВПФ (память, внимание, словесно-логическое мышление).
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.