ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования. Проводится ежедневно до 1июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
1-й этап. Подготовительный
Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;
в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) в процессе систематических тренировок вырабатывать владение комплексом пальчиковой гимнастики;
д) укреплять физическое здоровье (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
2-й этап. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранить дефектное звукопроизношение;
б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). Постановка звуков в такой последовательности: Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в подготовительной логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий). Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
- свистящие [С], [3], [Ц], [С], [3'];
- шипящий [Ш];
- сонор [Л];
- шипящий [Ж];
- соноры [Р], [Р'];
- шипящие [Ч], [Щ].
Способ постановки — смешанный.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
• для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
• для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
• для [Р], [РЬ]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
• для [Л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2) . Автоматизация каждого исправленного звука в слогах (по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе):
• [С], [3], [Ш], [Ж], [С], [3'], [Л"] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных (Звонкие согласные 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах);
• [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со стечением согласных;
• [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3). Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4). Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5). Дифференциация звуков:
С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш; Ж-З, Ж-Ш; Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ; Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Рь, Рь-Ль, Рь-Й, Ль-Л.
6). Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.)
3-й этап. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
4-й этап. Систематические упражнения по развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
5-й этап. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков:
• лексические и грамматические упражнения;
• нормализация просодической стороны речи;
• обучение рассказыванию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.