Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение
"Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя-логопеда
на 2015-2016 учебный год
Подговила:
Лысенко Т.В.
Мичуринск 2015
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи».
Время работы над темой: сентябрь 20154г – май 2016г
Обоснование выбранной темы:
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.
Цель: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.
Задачи:
1. Изучить теоретический и практический материал о методах развития мелкой моторики, их функциях, характеристиках.
2. Изучить методы диагностики нарушений мелкой моторики и разработать диагностический инструментарий по данной теме.
3. включить в работу с детьми упражнения и задания по развитию мелкой моторики разнообразными методами и за счет применения этих методов:
- улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- улучшить общую двигательную активность;
- содействовать нормализации речевой функции;
- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Средства достижения поставленных задач:
- применение пальчикового тренинга во время занятий и досуга детей;
- практические материалы для педагогов;
- разучивание стихов, потешек;
- использование атрибутов к пальчиковой гимнастике.
Предполагаемый результат:
Дети:
- проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- отзывы родителей и педагогов;
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Педагоги:
- педагоги получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми;
Список литературы для самостоятельного изучения:
ПЛАН РАБОТЫ
Направление работы |
Мероприятия |
Сроки |
Научно-исследовательская работа по проблеме |
· Подобрать литературу по данной теме. · Исследовать теоретическую литературу по развитию мелкой моторики пальцев рук. · Проанализировав литературные источники, выявить влияние развития пальцев рук на коррекцию произношения детей дошкольного возраста. · Подобрать материал для исследования. · Подобрать коррекционные упражнения по развитию тонкой моторики рук. · Разработать коррекционные упражнения для формирования моторики руки исследуемого ребёнка. · Разработать рекомендации по работе с детьми для развития тонкой моторики руки. · Изучить методы диагностики нарушений мелкой моторики и разработать диагностический инструментарий по данной теме. |
В течение учебного года |
Диагностичес-кая работа |
Провести обследование развития мелкой моторики: · Кинестетическая основа движений · Кинетическая основа движений · Навыки работы с карандашом · Манипуляции с предметами |
Сентябрь-январь-май |
Практическая деятельность |
· Подобрать теоретический и практический материал для работы над развитием мелкой моторики. · Приобрести атрибуты, дидактический материал для игр по развитию мелкой моторики. · Пополнить картотеку речевого материала пальчиковыми играми, Су-Джок играми, играми с применением биоэнергопластики и кинезиологии. · Подготовить практический материал для педагогов по развитию мелкой моторики. |
В течение учебного года
|
Сотрудничество с педагогами |
· Ознакомить воспитателей с результатами обследования. · Взаимопосещение занятий воспитателей по разделу «Коммуникация». · Провести индивидуальные консультации для воспитателей «Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речи детей». · Разработать картотеки пальчиковых игр для воспитателей групп. · Организовать в группах центры развития мелкой моторики. |
Сентябрь
В течение учебного года
|
Подведение итогов самообразова-ния |
· Обобщение педагогического опыта на заключительном педсовете по теме: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи». · Составление рабочей программы по данной теме. |
май
|
Отчет о выполнении плана по самообразованию
№п/п |
Содержание |
Сроки |
Отчет о выполнении |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
|
Изучение методической литературы
Разработка диагностического инструментария по данной теме
Изготовление и пополнение наглядного и практического материала по данной теме
Изготовление папки для воспитателей « Комплексы пальчиковой гимнастики»
Оформление картотеки пальчиковых упражнений по лексическим темам.
Составление рабочей программы по данной теме.
Обобщение педагогического опыта на заключительном педсовете по теме. |
в теч. года
сентябрь
в теч. года
декабрь
ноябрь
февраль
май
|
|
Выводы:
· тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
· отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
· возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
· удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия с педагогами.
Опыт работы по теме.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях:
·Пальчиковая гимнастика (театр на руке, игры с пальцами).
·Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена).
·Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
·Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
·Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
·Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
·Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
·Игры в сухом бассейне, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
нахождение заданных предметов,
угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
·Использование методики Су Джок
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.