Доклад :
Индивидуальный проект по литературе на тему : "Литературные образы в химических соединениях лирики Б. Л. Пастернака".
Выполнила ученица 10 "Б"класса:
Терещенко Дарья Алексеевна
Руководитель проекта :
Павлова Елена Ивановна
,
учитель литературы
Введение:
«Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области…», - А.Е. Арбузов.
Борис Леонидович Пастернак - один из крупнейших поэтов, внесший незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию XX века. Тема моей исследовательской работы: "Литературные образы химических соединениях лирики Б. Л. Пастернака". Я давно интересуюсь данной темой. Достаточно часто для создания художественного образа Пастернак обращается не только к названиям некоторых химических соединений, но и к их свойствам. Эпитеты, сравнения, метафоры в его лирике часто включают названия из области химии. Это показалось мне менее исследованным в его поэтическом наследии. Мне стало интересна эта тема, так как она может быть использована при изучении литературы , химии и направлена на то, чтобы помочь привлечь интерес к творчеству Пастернака.
Проблема: поэт интегрировал в свои произведения различные темы ,что вызывает сложности при анализе и интерпретации его образов.
Гипотеза: использование в лирике названий химических веществ и соединений помогает Пастернаку создать глубокий и зримый художественный образ.
Объект исследования: сборник стихов Б. Пастернака.
Предмет исследования - значение названий химических соединений в лирике Пастернака, их роль в создании художественного образа.
Методы исследования:
1. Анализ и изучение литературных источников;
2. Знакомство с некоторыми литературоведческими исследованиями творчества Пастернака;
3. Анализ стихотворений Пастернака;
4. Прогнозирование результатов.
Новизна работы : использование химического языка при анализе лирики Пастернака вносит инновацию в сферу литературной критики и исследования.
Теоретическая значимость : Раскрытие взаимодействия и влияния литературы и науки , так как Пастернак использует химические образы для передачи эмоционального и философского содержания своих стихов. Практическая значимость заключается в разработке новых методов анализа художественного текста. Продукт проекта : презентация , публикация в электронном СМИ.
Глава 1. Металлы
1.Бронза
Говоря о стихах, невозможно обойти вниманием тему бронзы. Бронза – один из самых древних материалов, используемых человеком для создания разнообразных предметов. Создание стихов о бронзе может быть особым испытанием для поэта. Он должен передать читателю всю магию, которую этот материал содержит в себе. Бронза в стихах может олицетворять силу, стабильность и непреходящую красоту. Она напоминает нам о времени и об истории, которые они носит в себе, как какое-то сокровище.
Необходимо отметить, что бронза не только символизирует красоту и достижения прошлого, но также олицетворяет силу и уверенность в настоящем. Бронза стихом показывает нам, что сила и прочность могут быть прекрасными и вдохновляющими.
2. Серебро
У многих поэтов, в том числе и у Б. Пастернака, название этого металла используется довольно часто. Серебро – металл эмоций, психического ума, любви и заживления. Название этого металла часто встречается в стихотворениях Б. Пастернака и играет важную роль и в создании художественного образа, и в передаче настроения лирического героя. Блеск серебра напоминал таинственное лунное сияние. С древних времен известно, что серебро обладает охлаждающим действием на организм. «Алхимики считали серебро металлом Луны, в их книгах этот металл изображается в виде юноши с полумесяцем в волосах, тогда как золото относили к Солнцу».
3. Золото
В литературе золото часто символизирует нечто большее, чем просто денежную стоимость. Он может обозначать все, от любви и страсти до жадности и коррупции. Блеск золотого металла веками использовался авторами для привлечения внимания и разжигания воображения читателей. Во многих историях золото представляет собой недостижимый идеал, цель, которая побуждает персонажей выйти за пределы своих возможностей, или символ разрыва в уровне благосостояния, разделяющего общество.
Глава 2. Химические процессы
1.Ошибки в произведениях Б. Л. Пастернака
Обратимся к стихотворению «После дождя», в котором автор сравнивает поваренную соль с градом.
Отрывок из стихотворения :
Теперь не надышишься крепью
густой.
А то, что у тополя жилы полопались,-
Так воздух садовый, как соды настой,
Шипучкой играет от горечи тополя.
Со стекол балконных, как с
бедер и спин
Озябших купальщиц,- ручьями испарина.
Сверкает клубники мороженый клин,
И градинки стелются солью поваренной.
Вот луч, покатясь с паутины,
залег
В крапиве, но, кажется, это ненадолго,
И миг недалек, как его уголек
В кустах разожжется и выдует радугу.
Град действительно очень похож на каменную соль не только внешне, но и частично с химической точки зрения: град, как и каменная соль, имеет грязно-белый оттенок и кристаллическую форму. И здесь взгляду читателя представлена очень зримая картина только что выпавшего града.
Причем он не лежит какой-то неподвижной серой массой, а именно «стелется». Однако здесь присутствует и химическая неточность: град не может сохраняться долго, он тает, а соль, можно сказать, долговечна и не поддается влиянию на себя окружающей среды. Она, конечно, растворима. Соль растворяется в воде, а град и есть замороженная жидкость. Однако в этом же стихотворении Пастернак абсолютно точен в другом сравнении:
Так воздух садовый, как соды настой, Шипучкой играет от горечи тополя.
Общеизвестно, что сода, вступая в реакцию с уксусом выделяет углекислый газ с характерным звуком и образованием пузырьков. Вот откуда «шипучка», которой «играет воздух садовый».
2. Точные описания химических процессов в произведениях Б.Л. Пастернака
Отрывок из стихотворения Б.Л. Пастернака - Зеркало
В трюмо испаряется чашка какао,
Качается тюль, и — прямой
Дорожкою в сад, в бурелом и хаос
К качелям бежит трюмо.
Там сосны враскачку воздух
саднят
Смолой; там по маете
Очки по траве растерял палисадник,
Там книгу читает Тень.
И к заднему плану, во мрак, за калитку
В степь, в запах сонных лекарств
Струится дорожкой, в сучках и в улитках
Мерцающий жаркий кварц.
Борис Пастернак вряд ли знал, что кварц – это одна из модификаций кремнезема, но чистоту и прозрачность горного хрусталя, аметистов, топазов и других минералов подметил точно.
4. Классификация камней в стихотворениях Б.Л. Пастернака
В стихотворениях Б.Пастернака встречается множество названий драгоценных камней, что особенно характерно для ранней лирики поэта. Исходя из этого, можно выделить такую классификацию камней:
- Драгоценные (например, алмаз, сапфир, изумруд, рубин и т. д.)
- Полудрагоценные (например, бирюза, опал, топаз, аметист и т.д.)
- Поделочные (например, щебень, галька, и т.д.)
5.Символика камней в романе Б. Л. Пастернака
Роман "Доктор Живаго"
В прозе, как и в лирике Б.Пастернака, встречаются упоминания камней: автор активно использует производные от слова камень: например, каменные, каменноугольные, Каменский и т.д. В прозу транслируется и символика камней, выявленная нами при изучении стихотворений Б.Пастернака. В отличие от лирики, камни не входят в состав метафор. Они являются либо самостоятельным словом (существительным), либо прилагательным, их символика расширяется и дополняется еще и в контексте. В романе Бориса Пастернака “Доктор Живаго” символика камней не является основной темой, но имеет определенное значение для некоторых персонажей. В частности, для главного героя, Юрия Андреевича Живаго, камни символизируют стабильность и постоянство, а также его связь с природой и миром вокруг него. В контексте романа камни также ассоциируются с историческими событиями, такими как Первая мировая война и революция 1917 года.
Глава 3. Химические формулы в сравнении с произведениями
1. Серотонин
Борис Пастернак — Тишина
Пронизан солнцем лес насквозь.
Лучи стоят столбами пыли.
Отсюда, уверяют, лось
Выходит на дорог развилье.
В лесу молчанье, тишина,
Как будто жизнь в глухой лощине
Не солнцем заворожена,
А по совсем другой причине.
Действительно, невдалеке
Средь заросли стоит лосиха.
Пред ней деревья в столбняке.
Вот отчего в лесу так тихо.
Лосиха ест лесной подсед,
Хрустя обгладывает молодь.
Задевши за ее хребет,
Болтается на ветке желудь.
Иван-да-марья, зверобой,
Ромашка, иван-чай, татарник,
Опутанные ворожбой,
Глазеют, обступив кустарник.
Во всем лесу один ручей
В овраге, полном благозвучья,
Твердит то тише, то звончей
Про этот небывалый случай.
Звеня на всю лесную падь
И оглашая лесосеку,
Он что-то хочет рассказать
Почти словами человека.
В этом лирическом произведении автор последовательно раскрывает основную идею: человек испытывает чувство счастья, когда находится в гармонии с самим собой и с природой. В этом состоянии у человека возникает чувство радости, удовлетворения и благополучия. Гормон счастья, называемый серотонином, играет важную роль в регуляции настроения и эмоций. Вдохновившись произведением , я составила формулу образования серотонина , которая может помочь химикам в обучении студентов о важности химических процессов, происходящих в мозге, а также о воздействии нейротрансмиттеров, включая серотонин, на наше настроение и поведение.
2. Окситоцин
Борис Пастернак — Любить иных, тяжелый крест
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.
В произведении поднимается тема любви, которая очень популярна среди поэтов и писателей. Я составила формулу окситоцина, которая поможет нам понять и объяснить эмоциональную реакцию читателей на литературные произведения. А также понять, каким образом литературные произведения вызывают определенные эмоциональные реакции у читателей и какие элементы в тексте способствуют активации этого гормона.
Заключение
В результате исследований я пришла к следующим выводам: используя некоторые «видимые» или известные свойства химических элементов и их соединений поэт создает удивительно точный художественный образ, зримую и ёмкую картину мира, рисуя её с помощью «химических» эпитетов, сравнений и метафор.
Целенаправленное использование фрагментов художественных произведений, в частности строчек из лирики Б. Пастернака, на уроках химии, может способствовать развитию интереса не только «лириков», но и «химиков-физиков» к литературному наследию, чтению поэзии, систематическому чтению дополнительной литературы по предмету.
А на уроках литературы при анализе поэтических текстов Бориса Пастернака можно обращать внимание учащихся, например, на особенности использования названий химических соединений для более глубокого проникновения в текст стихотворения и постижения его смысла.
Приложение: ДУШИСТОЮ ВЕТКОЮ МАШУЧИ...
Душистою
веткоюмашучи,
Впивая впотьмах это благо,
Бежала на чашечку с чашечки
Грозой одуренная влага.
На чашечку с чашечки скатываясь,
Скользнула по двум,- и в обеих
Огромною каплей агатовою
Повисла, сверкает, робеет.
Пусть ветер, по таволге веющий,
Ту капельку мучит и плющит.
Цела, не дробится, - их две еще
Целующихся и пьющих.
Имеются и вырваться силятся
И выпрямиться, как прежде,
Да капле из рылец не вылиться,
И не разлучатся, хоть режьте.
Лето 1917
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.