«Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присуще чувство собственной ценности и достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении личностного и профессионального роста».
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
В современных условиях особое значение приобретает использование технологий сопровождения педагогов. Одной из таких технологий выступает индивидуальный образовательный маршрут, который может занять важное место в портфолио педагога, являясь средством самообразования, стержнем и вектором образовательной траектории. На сегодняшний день в педагогической науке уже сделаны шаги в исследовании возможных типов индивидуальных образовательных траекторий педагогов, основанных на мотивационной сфере и образовательных потребностях.
ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития.
Целью и соответственно результатом реализации ИОМ любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога.
Приложение 6.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГА ДОУ
«Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном
направлении. Каждому педагогу присуще чувство собственной ценности и
достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении
личностного и профессионального роста».
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения
нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий
для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с
этим, предполагается новое содержание профессионально педагогической деятельности
педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы
новой образовательной ситуацией.
В современных условиях особое значение приобретает использование технологий
Одной из таких технологий выступает индивидуальный
сопровождения педагогов.
образовательный маршрут, который может занять важное место в портфолио педагога,
являясь средством самообразования, стержнем и вектором образовательной траектории.
На сегодняшний день в педагогической науке уже сделаны шаги в исследовании возможных
типов индивидуальных образовательных траекторий педагогов, основанных на
мотивационной сфере и образовательных потребностях.
ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую
дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку
и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при
осуществлении методического сопровождения его профессионального развития.
Целью и соответственно результатом реализации ИОМ любого типа является
развитие профессиональной компетентности педагога.
За основание для классификации ИОМ педагога может быть принят характер
деятельности педагога,
в процессе которой развивается профессиональная
компетентность. Соответственно могут быть такие типы маршрутов: "Исследовательская
деятельность", "Проектная деятельность", "Вхождение в профессиональную деятельность",
"Профессиональные достижения" и др.
Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в
зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном
учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации
конкретной образовательных линий).
При проектировании ИОМ педагогам оказывается консультативная помощь и
предоставляется информация о возможностях методической работы в ОУ и возможностях
обучения и развития профессиональной компетентности вне ОУ (курсовая подготовка в
системе повышения квалификации, городские методические сообщества, открытые
мероприятия, форумы, фестивали и т. п.). Характерными чертами ИОМ является то, что в
нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место
отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности.
В ИОМ отражаются три основных направления деятельности:
1. Самообразование педагога.
2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.
3. Участие педагога в методической работе ОУ.
Согласно обозначенным направлениям деятельности и типу ИОМ, определяются
содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной
компетентности на текущий учебный год.В маршруте педагог может сформулировать:
цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с планом
образовательного учреждения и его основной образовательной программой; развитием
воспитанников.
профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать;
средства (модели, механизмы) решения поставленных целей и задач.
Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута
заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте «на
рабочем месте», использовании внешних (существующих в педагогическом коллективе) и
внутренних стимулирующих факторов.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога
предусматривает:
диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;
составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного
маршрута;
реализацию маршрута;
рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута отличается
универсальностью, поэтому начать работу по его составлению можно с любого этапа.
1 этап. Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства
(личностные качества; профессиональная компетентность: умение ставить цели,
определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного
содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку
полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе
данных диагностического исследования.
2. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя
образовательные линии. Педагог прописывает возможности курсовой подготовки,
собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути
их решения.
3. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое
образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие,
рефлексия и коррекция собственной деятельности.
Показателями открытого образовательного пространства являются:
многообразие и вариативность образовательных предложений (форм методической
поддержки, содержания образования, педагогических технологий и т.д.);
возможности реализации образовательных предложений в качестве ресурсов для
построения индивидуального образовательного маршрута.
4. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута,
представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных
личностнопрофессиональных компетентностей. Рефлексивный анализ целесообразно
проводить два раза в год, предусматривая своевременную коррекцию. Предметом
рефлексии становится деятельность педагога по реализации индивидуального
образовательного маршрута.
Продвижение по ИОМ фиксируется в карте ИОМ (таблица) по кварталам с
указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений
деятельности.
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию
профессиональной компетентностиНаправления
деятельности
(уровень
методической
работы ОУ)
Содержание деятельности
1
квартал
2
квартал
3
квартал
4
квартал
Результат как
педагогический
продукт
Субъективные
достижения
(отношение
к результату)
Формы
презентации
достижений
Самообразование
(персональный
уровень)
Участие
в
методической работе
ОУ
(организационный
уровень)
Работа
профессиональном
сообществе
(командный уровень)
в
В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:
• достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного
педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик,
методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и т. д.);
• субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и
достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде эссе или
самоанализа, творческого отчета, самопрезентации);
• формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и
времени презентации.
В современных условиях компетентность педагога в сфере профессионального
самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов;
выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности и определять
способы их решения, т.е. проектировать свой ИОМ.
В завершении, хотелось бы напомнить вам слова А.С. Макаренко, о том, что
овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии
целенаправленной работы над собой. "Мастерство это то, чего можно добиться, и как
может быть известный мастертокарь, прекрасный мастерврач, так должен и может быть
известным мастером педагог... И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если
не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного
напора"'.