ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГА ДОУ

  • Документация
  • Памятки
  • docx
  • 14.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присуще чувство собственной ценности и достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении личностного и профессионального роста». Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией. В современных условиях особое значение приобретает использование технологий сопровождения педагогов. Одной из таких технологий выступает индивидуальный образовательный маршрут, который может занять важное место в портфолио педагога, являясь средством самообразования, стержнем и вектором образовательной траектории. На сегодняшний день в педагогической науке уже сделаны шаги в исследовании возможных типов индивидуальных образовательных траекторий педагогов, основанных на мотивационной сфере и образовательных потребностях. ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития. Целью и соответственно результатом реализации ИОМ любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога.
Иконка файла материала ИОМ педагога.docx
Приложение 6. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГА ДОУ «Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении.   Каждому   педагогу   присуще   чувство   собственной   ценности   и достоинства   и   способность   направлять   свою   жизнь   и   двигаться   в   направлении личностного и профессионального роста». Концепция   модернизации   российского   образования   ставит   задачу   достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально ­ педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией. В современных условиях   особое значение приобретает использование технологий   Одной   из   таких   технологий   выступает индивидуальный сопровождения   педагогов. образовательный маршрут, который может занять важное место в портфолио педагога, являясь средством самообразования, стержнем и вектором образовательной траектории. На сегодняшний день в педагогической науке уже сделаны шаги в исследовании возможных типов   индивидуальных   образовательных   траекторий   педагогов,   основанных   на мотивационной сфере и образовательных потребностях. ИОМ   педагога   представляет   собой   целенаправленно   проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и   реализацию   личной   программы   развития   профессиональной   компетентности   при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития. Целью   и   соответственно   результатом   реализации   ИОМ   любого   типа   является развитие профессиональной компетентности педагога. За   основание   для   классификации   ИОМ   педагога   может   быть   принят   характер деятельности   педагога,   в   процессе   которой   развивается   профессиональная компетентность. Соответственно могут быть такие типы маршрутов: "Исследовательская деятельность", "Проектная деятельность", "Вхождение в профессиональную деятельность", "Профессиональные достижения" и др.   Сроки реализации  маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости   от   выявленных   затруднений,   конкретной   ситуации   в   образовательном учреждении   и   локальных   задач   (например,   подготовки   к   аттестации   или   реализации конкретной образовательных линий). При   проектировании   ИОМ   педагогам   оказывается   консультативная   помощь   и предоставляется информация о возможностях методической работы в ОУ и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне ОУ (курсовая подготовка в системе   повышения   квалификации,   городские   методические   сообщества,   открытые мероприятия, форумы, фестивали и т. п.). Характерными чертами ИОМ является то, что в нем   полнее   отражаются   личные   образовательные   потребности   педагога,   большее   место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности. В ИОМ отражаются три основных направления деятельности:   1. Самообразование педагога. 2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе. 3. Участие педагога в методической работе ОУ. Согласно  обозначенным   направлениям   деятельности   и  типу  ИОМ,  определяются содержание,   формы,   методы   работы   педагога   по   развитию   профессиональной компетентности на текущий учебный год.В маршруте педагог  может сформулировать: ­   цели   и   задачи   своего   профессионального   развития,   которые   соотносятся   с   планом образовательного   учреждения   и   его   основной   образовательной   программой;   развитием воспитанников. ­ профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать; ­ средства (модели, механизмы) решения поставленных целей и задач. Практическая   значимость   индивидуального   образовательного   маршрута заключается   в   систематизации   деятельности   педагога,   профессиональном   росте   «на рабочем месте», использовании внешних (существующих в педагогическом коллективе) и внутренних стимулирующих факторов. Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает: ­ диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога; ­   составление   на   основе   полученных   результатов   индивидуального   образовательного маршрута; ­ реализацию маршрута; ­ рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута. Алгоритм   разработки   индивидуального   образовательного   маршрута   отличается универсальностью, поэтому начать работу по его составлению  можно с любого этапа. 1   этап.   Диагностика,   оценка   и   самооценка   своего   профессионализма,   мастерства (личностные   качества;   профессиональная   компетентность:   умение   ставить   цели, определять   задачи   педагогической   деятельности,   осуществлять   отбор   адекватного содержания   образования   и   средств   его   реализации,   осуществлять   контроль   и   оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования. 2.   Составление   маршрута   профессионального   развития,   включающего   в   себя образовательные   линии.   Педагог   прописывает   возможности   курсовой   подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути их решения. 3.   Для   реализации   индивидуального   образовательного   маршрута   создается   открытое образовательное   пространство,   где   осуществляется   профессиональное   взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности. Показателями открытого образовательного пространства являются: ­   многообразие   и   вариативность   образовательных   предложений   (форм   методической поддержки, содержания образования, педагогических технологий и т.д.); ­   возможности   реализации   образовательных   предложений   в   качестве   ресурсов   для построения индивидуального образовательного маршрута. 4.   Рефлексивный   анализ   реализации   индивидуального   образовательного   маршрута, представление   результатов:   как   разработанных   материалов,   так   и   сформированных личностно­профессиональных   компетентностей.   Рефлексивный   анализ   целесообразно проводить   два   раза   в   год,   предусматривая   своевременную   коррекцию.   Предметом рефлексии   становится   деятельность   педагога   по   реализации   индивидуального образовательного маршрута.     Продвижение   по   ИОМ   фиксируется   в   карте   ИОМ   (таблица)   по   кварталам   с указанием   того,   что   конкретно   сделано   по   реализации   каждого   из   направлений деятельности.    Карта   индивидуального   образовательного   маршрута   педагога   по   развитию профессиональной компетентностиНаправления деятельности (уровень методической работы ОУ) Содержание деятельности 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Результат как педагогический продукт Субъективные достижения (отношение к результату) Формы презентации достижений       Самообразование (персональный уровень) Участие в методической   работе ОУ (организационный уровень) Работа профессиональном сообществе (командный уровень)   в                                         В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются: •   достижения   педагога   по   каждому   из   направлений   деятельности   в   виде   конкретного педагогического   продукта   (сценария   праздника,   пакета   педагогических   диагностик, методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и т. д.); • субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого   результата   по   каждому   из   направлений   деятельности   в   виде   эссе   или самоанализа, творческого отчета, самопрезентации); • формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации. В   современных   условиях   компетентность   педагога   в   сфере   профессионального самообразования   основана   на  умениях   определять  сферу   профессиональных   интересов; выявлять   проблемы   и   затруднения   в   профессиональной   деятельности   и   определять способы их решения, т.е. проектировать свой ИОМ. В   завершении,   хотелось   бы   напомнить   вам   слова   А.С.   Макаренко,   о   том,   что овладение   педагогическим   мастерством   доступно   каждому   педагогу   при   условии целенаправленной работы над собой. "Мастерство ­ это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер­токарь, прекрасный мастер­врач, так должен и может быть известным мастером педагог...  И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора"'.