Описание методической разработки урока
Тема урока: «Круги Эйлера»
Тип урока: интегрированный с математикой, урок объяснения нового материала, а также обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок теоретических и практических работ, анализ ситуации.
Методы обучения: диалогический, наглядный, объяснительно – иллюстративный.
Формы обучения: коллективная и индивидуальная.
Структура урока: орг. момент, актуализация опорных знаний, формирование новых понятий и способов действий, систематизация ЗУН, закрепление полученных навыков и умений, работа в команде, подготовка к восприятию Д/З, подведение итогов урока.
Оборудование: ПК, проектор, авторские презентации «Проверка Д/З», «Круги Эйлера. Теория», «Задачи на составления запросов поисковику», «Решение задач с помощью кругов Эйлера».
Цели урока:
· обобщить знания и умения обучающихся по применению таблиц истинности при решении логических задач;
· познакомить и сформировать у обучающихся принцип реализации диаграмм Вена-Эйлера для решения логических задач;
· развить коммуникативно - технические умения, умения оценивать результаты выполненных действий;
· развить аналитическо-логическое мышление;
· воспитать самостоятельность, инициативность, толерантность, ответственное отношение к информации, информационную культуру.
Задачи урока:
· повторить изученный материал по теме «Логика»;
· научить обучающихся использовать круги Эйлера при решении логических задач;
· продемонстрировать решение типовых задач из ГИА и ЕГЭ;
· закрепить изученный материал решением подобных задач.
Эйлеровы круги (круги Эйлера) — принятый в логике способ моделирования, наглядного изображения отношений между множествами с помощью кругов, предложенный знаменитым математиком Л. Эйлером (1707–1783). Он говорил о названных его именем схемах: «круги подходят для того, чтобы облегчить наши размышления». Эйлер считается немецким, швейцарским и даже российским математиком, механиком и физиком. Дело в том, что он много лет проработал в Петербургской академии наук и внес существенный вклад в развитие российской науки.
До него подобным принципом при построении своих умозаключений руководствовался немецкий математик и философ Готфрид Лейбниц.
Метод Эйлера получил заслуженное признание и популярность. И после него немало ученых использовали его в своей работе, а также видоизменяли на свой лад. Например, чешский математик Бернард Больцано использовал тот же метод, но с прямоугольными схемами.
Свою лепту внес также немецкий математике Эрнест Шредер. Но главные заслуги принадлежат англичанину Джону Венну. Он был специалистом в логике и издал книгу «Символическая логика», в которой подробно изложил свой вариант метода (использовал преимущественно изображения пересечений множеств).
Обозначение отношений между объемами понятий посредством кругов было применено еще представителем афинской неоплатоновской школы — Филопоном (VI в.), написавшим комментарии на «Первую Аналитику» Аристотеля.
Диаграммы Эйлера своим наглядным графическим изображением не только облегчают запоминание структуры различных сочетаний мыслей, но и помогают решению ряда задач, стоящих перед формальной логикой.
Для наглядной геометрической иллюстрации объемов понятий и соотношений между ними используется диаграммы Эйлера-Венна (круги Эйлера). Если имеются какие-либо понятия А, В, С и т.д., то объем каждого понятия (множество) можно представить в виде круга, а отношения между этими объектами (множествами) – в виде пересекающихся кругов.
Заштрихованные области показывают результат логических операций подписанных снизу.

Описание хода урока
|
№ слайда |
Скриншоты |
Описание действий и приемов |
|
Организационный момент |
||
|
1 |
|
Преподаватель знакомит с темой, целью и задачами урока. |
|
Актуализация опорных знаний |
||
|
2 |
|
Обучающие вспоминают основные логические операции и их таблицы истинности. Обучающиеся проверяют д/з друг у друга. Составление таблицы истинности функции с 3 переменными и 6 логическими операциями. Соревнование команд. |
|
Изложение нового материала |
||
|
5 |
|
Раскрывается использование кругов Эйлера в логике. Составляется конспект. |
|
6 |
|
Закрепление изученного материала на диаграмме Федосеева. |
|
7 |
|
Демонстрация решения логических задач на запросы к поисковому серверу из КИМ ГИА и ЕГЭ. Составление конспекта. |
|
Закрепление изученного материала |
||
|
9 |
|
Обучающиеся решают задачи у доски. Соревнование команд. |
|
Подготовка к восприятию Д/З |
||
|
14 |
|
Повторить следующие темы раздела логика: определение истинности логических выражений, составление таблиц истинности сложных выражений, таблицы истинности, круги Эйлера. Д/з § 20 з.1-5 стр.183 |
|
Подведение итогов урока |
||
|
15 |
Рефлексия, подведение итогов соревнования, объявление победителей, оценки. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.