ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»
Оценка 4.8

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

Оценка 4.8
doc
22.03.2020
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА  Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»
карта инновационного опыта Локтевой Н.В..doc

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта,

адрес эл. почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность функционала

Стаж работы в должности

 

Локтева

Наталья Викторовна

[email protected]

 

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.о. Тольятти

Учитель начальных классов

20 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта (сектор применения, масштаб изменений, предмет изменений)

Сектор применения - начальная школа; масштаб изменений – локальный; предмет изменений – средства обучения.

 

 

 

Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

 

       Представленный опыт направлен на решение проблемы формирования у учащихся начальной школы метапредметных умений на основе использования Интернет-технологий.

        Использование нового интернет сервиса (блога) создаёт условия для формирования познавательных интересов младших школьников, а также помогает учащимся получить больше информации по изучаемой теме. Новизна технологий является одним из мотивирующих факторов в обучении. Мотивация детей обусловлена не только технологическими возможностями, но и тем, что  они сами могут  управлять процессом своего обучения, занимаясь активным поиском информации.

      Потенциальная полезность классного блога состоит в том, что он объединяет детей, родителей и учащихся в единое информационное пространство, единую творческую площадку, помогает осуществлять непрерывность в образовании.

       Перспективность опыта связана, прежде всего, с необходимостью организации образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

 

Трудоёмкость предлагаемого опыта заключается в следующих требованиях:

1) К материально-техническому обеспечению:

- наличие в кабинете начальных классов хотя бы одного компьютера (ноутбука) с выходом в Интернет, либо доступ в компьютерный  класс школы (1-2 раза в неделю во внеурочное время);

- наличие доступа к мультимедийному оборудованию (проектор, экран) 1-2 раза в неделю в урочное и внеурочное время.

2)  К современному санитарному  законодательству (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей.

3) К выполнению правовых вопросов работы детей в Сети. Не стоит забывать о безопасном поведении детей в Интернете. Требования к организационно-правовову обеспечению:

- наличие письменного разрешения родителей/законных представителей учащихся на работу  в Интернет, а также на размещение фото и творческих работ детей (с целью соблюдения Федерального Закона  № 152 «О персональных данных» от 27.07.2006 г.);

- наличие графика работы за компьютером в кабинете начальных классов и кабинете информатики;

- наличие доступных инструкций для учащихся о правилах поведения  в Интернет.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Тема инновационного педагогического опыта

Интернет – технологии (блог класса) как средство формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

1. Новые требования к результатам обучения в начальной школе (ФГОС второго поколения): кроме предметных результатов современная начальная школа должна обратить особое внимание на достижение личностных и метапредметных результатов обучения.

2. Активное внедрение в образовательный процесс новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий.

3. Разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемых. Презентационное сопровождение урока, дидактические компьютерные игры, компьютерное тестирование на сегодняшний момент уже не являются единственными и наиболее эффективными формами ИКТ-поддержки образовательного процесса.

4. Совершенствование технического оснащения школы, а также увеличение числа учащихся, имеющих доступ к сети Интернет дома.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Не секрет, что учителя приходят в Интернет, все увереннее осваивая новые веб - инструменты, и становятся  разработчиками собственного образовательного содержания. "Интернет для образования" становится все более открытым и многообразным, расширяется, меняется качественно. Организация совместной работы учащихся,  родителей и учителя в блоге класса позволяет значительно эффективнее организовать процесс формирования универсальных учебных действий. С помощью блога открываются возможности для организации дополнительного образования, более глубокого изучения предметов. Через блог учащиеся участвуют в  образовательных проектах, реализуемых через Интернет, сочетают творческую и познавательную деятельность, активно занимаются поиском нужной информации. Обучение строится  на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных целей и интересов. Особенностью такой работы является предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

 

4.Концепция изменений (способы реализации идеи)

     С помощью блога открываются возможности для организации дополнительного образования, более глубокого изучения предметов. Если в классе есть интернет, то   можно дополнительно посмотреть обучающие видеофильмы по предметам, а если нет такой  возможности, то учащиеся могут дома самостоятельно посмотреть их.       Пример1. Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина в 3 классе по программе Л.Ф. Климановой предлагаю учащимся дополнительное задание в блоге класса: более глубоко изучить биографию автора (узнать о его семье, творчестве, посмотреть портреты писателя и посмотреть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».)  Пример 2. Изучая в 3 классе  тему по окружающему миру «Опыление растений» по программе А.А. Плешакова  учащиеся не только со страниц учебника знакомятся с этим процессом, но и наглядно могут увидеть его в учебном фильме, размещённом заранее на странице блога. Пример 3. Для более глубокого изучения предметов в блоге размещаю дополнительные домашние задания, ответы на которые они находят в результате самостоятельной поисковой работы.

        Блог является площадкой для развития творческих способностей учащихся. Пример 1.  Изучив басню И.А. Крылова «Ворона и лисица», было принято коллективное решение создать фильм к этому произведению собственными силами ребят. Класс поделился на актёров и художников. Полученный продукт был размещён на странице блога.

Пример 2. На уроках технологии при работе с природным материалом было принято коллективное решение провести конкурс на лучшую поделку. В блоге класса ребятам была предложена дополнительная информация по работе с природным материалом. Каждая поделка была представлена на страницах блога. Лучшая поделка определялась онлайн – голосованием, в котором принимали участие сами учащиеся и их родители.

Блог даёт возможность  осуществлять контроль знаний.   Для этого я сама создаю on-line тесты  на основе документов Googlе: Русский язык   Математика Литературное чтение  Окружающий мир. Такие тесты очень удобны, так как учитель может посмотреть результаты каждого учащегося в таблице и  готовую сводку ответов в процентном соотношении. 

       Главная задача для учителя начальных классов – сформировать у учеников интерес к изучаемым предметам, повысить мотивацию познавательной деятельности. Основной формой работы был и остаётся урок, но, в то же время, огромный простор для образовательной деятельности даёт внеклассная работа по предметам.  Это отдых и развлечения с использованием занимательного материала развивающего характера: игры на внимание и развитие памяти,  ребусы и лабиринты, игры по предметам, тренажёрный зал. На боковой панели расположгаются полезные  ссылки, по которым учащиеся самостоятельно  могут  выбрать интересующие их  задания. Подборка этих ссылок  позволяет искать нужную информацию,  не выходя за пределы блога, помогает мне формировать информационную компетентность учащихся и культуру безопасного поведения в сети интернет. Интерактивные  тренажёры, мультимедийные объекты с возможным активным взаимодействием  из единой коллекции ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) повышают у учащихся интерес к обучению, способствуют  лучшему усвоению учебного материала.

     Блог – это хорошая возможность взаимодействия с учащимися и их родителями в течение всего учебного года. Иногда погода зимой приподностит нам сюрпризы в виде дополнительных каникул. Часто учителя волнуются по этому поводу, как будут «догонять» программу. Где  найти такое сказочное средство, чтобы предупредить учеников о начале занятий, о том, что нужно прочитать,  что нужно сделать дополнительно по предметам?  Такое средство есть! Это БЛОГ. Здесь я размещаю  дополнительные задания на каникулы по предметам, даю рекомендации по  дополнительной литературе, предлагаю выполнить тренировачные задания.  

    Через блог привлекаю  учащихся к различным дистанционным  конкурсам и олимпиадам. Через него же веду и предварительную подготовку  к ним.  Пример1.  Пример 2.

       Таким образом, блог класса является площадкой для совместного сотрудничества всех участников образовательного процесса: учителя, учащихся и родителей, направленого на решение целого ряда задач:

- формирование ИКТ - компетенций учащихся;

- информационное сопровождение учебного процесса;

- организация внеклассной работы по предметам;

- публикация творческих работ учащихся;

- формирование культурного и безопасного поведения в Сети.

 

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для освоения предлагаемого опыта учителю необходимо:

·владение определённым уровнем ИКТ-компетентности, т.е. способности педагога решать учебные и профессиональные задачи с использованием ИКТ,

·стремление не только пользоваться различными информационными инструментами, но и эффективно применять их в своей педагогической деятельности;

·умение грамотно выбирать форму передачи  информации учащимся и родителям;

·стремление повышать уровень профессиональных знаний, формируя в себе готовность к организации конструктивного взаимодействия, инновационной деятельности, постановка задачи личностного роста.

6.Результат изменений

Методически оправданное использование Интернет-технологий обучения в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности учащихся создает благоприятный психологический климат на уроках, позволяет добиться глубоких и прочных знаний у учащихся.

 

            Таблица 1. Успеваемость по преподаваемым предметам за 2 года

Класс\предмет

Чтение

Русский

язык

Математика

Окр.мир

1

2009-2010

100%

100%

100%

100%

2

2010-2011

100%

100%

100%

100%

           

            Таблица 2. Качество знаний по преподаваемым предметам за 2 года

Класс\предмет

Чтение

Русский язык

Математика

Окр. мир

1

2009-2010

78%

60%

65%

78%

2

2010-2011

83%

69%

70%

86%

           

 

 

Использование современных интернет- технологий  способствует повышению у учащихся мотивации к учебной деятельности. Об этом свидетельствуют данные, полученные в результате исследования мотивации у учащихся класса по методике Н.Лускановой.

 

     Изменение уровня мотивации к учебной деятельности.

 

Изменение показателей по шкале «Познавательная активность».

Исследование было проведено с помощью опросника Ч.Д. Спилберга. Модификация опросника для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой.

    

Применение ИКТ – технологий, привлечение учащихся к участию в сетевых проектах, ведение блога класса  позволяют формировать ИКТ- компетентность обучающихся, вести целенаправленную работу по достижению метапредметных результатов учебной деятельностим и ряда универсальных учебных действий.

 

Изменение уровня сформированности личностных УУД %

 

 

 

 

 

 

 

Изменение уровня сформированности регулятивных УУД %

 

Изменение уровня сформированности познавательных УУД %

 

 

Изменение уровня сформированности коммуникативных  УУД %

 

7.  Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

1. Локтева Н.В. Блог в начальной школе: миф или реальность?- Научно – практический журнал «Информатика в школе» №7 2011.

2. Локтева Н.В. Новые формы образовательной деятельности с использованием современных сервисов и средств сети Интернет» - Облстная научно – практическая конференция «Учитель ХХI века». Педагогический форум «Партнёрство через образование»: материалы докладов: в 2-х тоиах/сост. Н.А. Рыбакина. Самара: ГОУ СИПКРО, 2011.

3. Локтева Н.В. Использование Интернет сервисов в обучении и воспитании учащихся начальных классов. – Инфо – Стратегия 2011: Общество. Государство. Образование: Сборник материалов международной конференции.- Самара, 2011.

4. Локтева Н.В. Создание блога в начальной школе. – Журнал «Управление начальной школой» №2 2012.

 


Скачано с www.znanio.ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО

Интернет, а также на размещение фото и творческих работ детей (с целью соблюдения

Интернет, а также на размещение фото и творческих работ детей (с целью соблюдения

Руслан и Людмила».) Пример 2

Руслан и Людмила».) Пример 2

Через блог привлекаю учащихся к различным дистанционным конкурсам и олимпиадам

Через блог привлекаю учащихся к различным дистанционным конкурсам и олимпиадам

Н.Лускановой . Изменение уровня мотивации к учебной деятельности

Н.Лускановой . Изменение уровня мотивации к учебной деятельности

Изменение уровня сформированности регулятивных

Изменение уровня сформированности регулятивных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2020