Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.8

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
03.02.2022
Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Дети с ограниченными возможностями есть в любой группе общества, они составляют значительную его часть, и их число продолжает увеличиваться. Усилия Министерства образования и науки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обусловлена спецификой современной образовательной ситуации. Качественное образование в большей степени остается недоступным для большинства детей-инвалидов, несмотря на то, что в последнее время, изменились подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение ребенка на дому часто приводит к тому, что он боится общения с другими детьми, становится замкнутым. В итоге ограниченность социальных контактов и бедность социального опыта создают сложность формирования социальной и коммуникативной компетентностей у детей-инвалидов, что негативно сказывается на их социализации.
ИНФОРМ, ТЕХНОЛОГИИ С ОВЗ.docx

 

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

 

«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню,

                                              дай мне   действовать самому – я научусь»

(Древняя китайская мудрость)

 

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Дети с ограниченными возможностями есть в любой группе общества, они составляют значительную его часть, и их число продолжает увеличиваться. 

Усилия Министерства образования и науки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обусловлена спецификой современной образовательной ситуации. Качественное образование в большей степени остается недоступным для большинства детей-инвалидов, несмотря на то, что в последнее время, изменились подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение ребенка на дому часто приводит к тому, что он боится общения с другими детьми, становится замкнутым. В итоге ограниченность социальных контактов и бедность социального опыта создают сложность формирования социальной и коммуникативной компетентностей у детей-инвалидов, что негативно сказывается на их социализации.

Но современные темпы информатизации образования и развитие Интернета открывают детям с ограниченными возможностями множество новых способов в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм будет являться дистанционное обучение.

Для детей-инвалидов физические заболевания - большая преграда к получению образования, поэтому именно дистанционное образование играет важную роль в работе с детьми-инвалидами. Благодаря такой форме образования, дети-инвалиды могут обучаться, не выходя из дома, независимо от расстояния от образовательного учреждения до места проживания ребенка.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования: «Детская природа требует наглядности».

 Какие дидактические задачи позволяют решать ИКТ?  

И.В. Роберт (академик РАО) применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения: 

·                     индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

·                     осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

·                     визуализировать учебную информацию;

·                     моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления (которые невозможно увидеть в природе);

·                     осуществлять контроль с  диагностикой ошибок  и с обратной  связью;

·                     формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

·                     развивать  определенный  вид  мышления (например,  наглядно-образного, абстрактного);

·                     усилить  мотивацию обучения (например,  за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

·                     формировать культуру  познавательной деятельности и др.

Эти задачи решаются с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, копир, проектор, фото- и видеотехника,  звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, интернет).

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую значимость.

Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала обучающихся. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Использование ИКТ на различных уроках с детьми с различными  дефектами позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения.

 

Теперь на уроках не «сухие» схемы и таблицы, а более близкая детям игра, пусть даже и научно-познавательная.

Мультимедиа является средством познания на различных уроках. Она помогает учителю в доступной форме изложить материал ученику. Мультимедиа помогает детям с ОВЗ развивать их коммуникативные способности и информационную грамотность. С помощью мультимедии дети-инвалиды накапливают фактические знания.

Таким образом, ИКТ дают ребенку множество готовых, четко отобранных, определенным образом организованных знаний и развивают интеллектуальные и творческие способности детей-инвалидов.

Наглядность материала дистанционного урока повышает уровень его усвоения, так как у учащихся задействованы все каналы восприятия – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Поэтому использование мультимедийных презентаций эффективно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Мультимедийная презентация сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей и позволяет учителю представить учебный материал в виде системы опорных образов, тем самым облегчая усвоение и запоминание изучаемого материала детям-инвалидам.

Исходя из опыта работы, мы считаем, что основной особенностью дистанционного обучения детей с ОВЗ, является упор на самостоятельную работу обучающихся, что, несомненно, вызывает сложности у детей c ОВЗ.

Поэтому в своей работе стараемся создавать комфортные условия для формирования у них мыслительных операций: организуем изучение материала небольшими порциями; даем краткие и четкие инструкции по работе с материалами и выполнению заданий; стараемся привлекать, в качестве помощников и союзников родителей наших детей; организуем постоянные, оперативные консультации.

Следующее, на что обращаем внимание – заинтересовать каждого ребенка изучением преподаваемого курса. Для достижения этой цели используем мультимедийные материалы. Показываем возможности применения полученных ими знаний на практике непосредственно в процессе обучения: участие в сетевых обсуждениях, онлайн-конференциях, где ребенок может представить свою работу.

Использование мультимедийных ресурсов максимально соответствует дидактическим целям урока.

* Образовательная: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

* Развивающая: развитие познавательного интереса у учащихся к предмету, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

* Воспитательная: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную работу, воспитание чувства ответственности за проделанную работу.

Использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки.

Одновременно появляется возможность индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности.

Немаловажной задачей педагога является социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет решать эту задачу.

·                     развить новую информационную культуру деятельности для учеников с ОВЗ;

·                     повысить уровень мотивации учащихся;

·                     расширить  зону индивидуальной активности ребенка;

·                     находить источники дополнительной информации по предмету;

·                     увеличить динамику и образность предлагаемого учебного  материала;

·                     проверить  объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и  оперативность;

·                     применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся;

·                     систематизировать новые для учащихся знания;

·                     активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.

При любом обучении необходимо создавать мотивацию и активизировать познавательную деятельность учащихся. Это условие становится определяющим для достижения успеха при коррекционном обучении. Повышение эффективности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством применения новых информационных технологий в коррекционном процессе во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Важным фактором является подбор материала, составление заданий, конструирование педагогических и коррекционных задач с учетом индивидуальных психолого-возрастных особенностей детей.

В современных условиях, когда к учебникам предъявляются новые требования (наличие электронной версии), учитель получает очень хороший инструмент. Электронные  учебные пособия могут использоваться:

·                     в виде презентаций;

·                     как учебник и рабочая тетрадь;

·                     как толковый словарь;

·                     как справочник с учебными видеофильмами;

·                     как тренажер для закрепления новых знаний;

·                     как практическое пособие.

Однако возникает необходимость корректировать  предложенную информацию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в ход урока включать адаптированные фрагменты.

Таким образом, при внедрении ИКТ при обучении детей с ОВЗ большая роль отводится учителю, и появляются особые требования к квалификации педагога. Учитель должен знать психолого-педагогические особенности работы с детьми с ОВЗ и методику работы с данной категорией детей и учитывать их в своей работе; иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями; обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как:

 - информационная компетентность;

 - использовать специальное программное обеспечение, электронные учебники, тренажеры, практикумы, ЦОР, энциклопедии, Интернет;  

 - знать состав и особенности учебно-методических комплексов и  дидактических материалов, в том числе на электронных носителях;

  - должен уметь создавать свои электронные образовательные ресурсы;

 - постоянно обучаться новым информационным технологиям

Задача дистанционного обучения - учесть возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с ОВЗ, оказать помощь в получении индивидуального образования, в котором будут сочетаться различные формы обучения, включая дистанционное.

Также, необходимо обеспечить развитие творческих способностей, культурное развитие, навыки самостоятельной деятельности, социализацию. Обучение должно быть направлено на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями смог адаптироваться в жизни. Привлечение родителей к занятиям детей даст возможность семьям детей-инвалидов узнать о возможностях сети Интернет, почувствовать себя уверенней и, в конечном счете, преодолеть трудности, характерные для многих семей, воспитывающих детей-инвалидов

Преимущества дистанционного обучения являются практически безграничными, а виртуальная среда оказывает помощь в преодолении барьеров.

Ведь главное – захотеть их преодолеть, потому что непреодолимыми барьерами являются те, которые мы перед собой выдвигаем сами.

 

Используемые источники

1.       school69@kubannet.ru Гончарова А.А. МОУ гимназия № 69  г. Краснодара.        

2.       http://www.loyola.edu/edudept/PowerfulPowerPoint/MoreTricks.html - сайт с исходником макроса.

3.       Розенфельд А.Б. PowerPoint и интерактивная доска. Перемещение объектов. 

4.       Худенко, Е.Д., Гаврилычева, Е.Ф., Селиванова, Е.Ю., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова – М.: АРКТИ, 2008.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому…

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому…

И.В. Роберт (академик РАО) применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения: · индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; ·…

И.В. Роберт (академик РАО) применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения: · индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; ·…

Мультимедиа является средством познания на различных уроках

Мультимедиа является средством познания на различных уроках

Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы , направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки

Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы , направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки

ОВЗ и методику работы с данной категорией детей и учитывать их в своей работе; иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями; обладать ключевыми профессиональными…

ОВЗ и методику работы с данной категорией детей и учитывать их в своей работе; иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями; обладать ключевыми профессиональными…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2022