муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 90 «Хрусталик» компенсирующего вида»
ПРОЕКТ
« МЫ И КОСМОС»
(информационно-практико-ориентированный)
8.04.2016-15.04.2016
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Булатова Е.Н.-учитель-дефектолог,высш.кв.к.,
Лоскутова Н.Е.-воспитатель,1 кв.кат.,
Хорольская Л.Н.-воспитатель,1 кв.кат.,
воспитанники старшей группы, родители
г.Северодвинск
2016 г.
Актуальность: Современные дети мало интересуются темой космоса, в нынешнее время стало привычным запуск ракет в космос, мальчишки больше не мечтают быть космонавтами. Побеседовав с детьми, мы узнали, что дети мало что знают о космосе. Данный проект поможет сформировать детям первоначальные представления о космосе, солнечной системе, о космонавтах. Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса.
Задачи: 1. Расширять представления детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Формировать представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда.
3.Экспериментальным путем показать смену частей суток и времен года.
4.Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным, профессией «космонавт» и качествами, необходимыми людям этой профессии.
5. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Этапы и сроки проведения:
Подготовительный этап (с 4.04 по 7.04)
- выявление первоначальных знаний детей о космосе;
- информация для родителей о предстоящей деятельности;
- подобрать литературу для рассматривания, чтения;
- подготовить картины, макеты, презентации, фотографии, плакаты;
- подобрать дидактические игры, опыты, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры.
Основной этап:
Мероприятия
|
Задачи
|
Беседа «Кого принимают в космонавты?»
НОД «Поможем жителям грустной планеты»
Беседа «Что случится с нашей планетой, если…»
Сюжетно-ролевая игра
Дидактические игры: «Найди лишнее»
«Укрась слово»
«Дверная скважина»
«Что изменилось?»
Коммуникативные игры: «Прогулка с компасом», «Слушай команду», « Броуновское движение»
Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме “Космос”.
Рассматривание глобуса
Эксперимент с глобусом и лампой «День и ночь», « Кто придумал лето?», « Появление облаков»,
« Земля и солнце»
НОД «Встреча с Марсиком» (познание)
НОД « «Космические истории» (развитие речи)
НОД (РВЗ)
НОД (СБО)
Рисование «Инопланетяне, какие они?», рисование + аппликация «Звездное небо», «Космический корабль», конструирование « Ракета»
Совместная деятельность «Космический корабль» (конструирование из Лего)
Чтение: А. Леонов «Я выхожу в космос», цикл познавательных статей в энциклопедиях Носов «Незнайка на луне» Клушанцев «О чем рассказал телескоп» Булычев «Тайна третьей планеты» Скоролупова «Покорение космоса» (литературное приложение)
Конкурс семейных рассказов на тему «Космические истории»
Организация индивидуального исследовательского проекта с семьями детей.
|
Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические и моральные качества необходимы будущим космонавтам.
Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы.
Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.
Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение, Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр
Развивать логическое мышление, умение классифицировать, объединять предметы по какому-либо признаку. (Скоролупова, стр.52)
Развивать воображение, обогащать словарь прилагательными (Скоролупова, стр.53)
Развивать зрительное восприятие (Скоролупова, стр.54).
Развивать зрительную память, упражнять в образовании форм родительного падежа (Скоролупова, стр.56).
Формировать чувства доверенности, ответственности. Продолжать развивать произвольность поведения, умение распределять внимание.
Уточнить представления о звёздах, созвездиях; о планетах нашей солнечной системы (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); о Луне – спутнице Земли. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным. Рассказать детям о первых живых существах, побывавших в космическом пространстве.
Познакомить детей с моделью земли – глобусом, понятием “планета”. Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.
Экспериментальным путем показать детям, как происходит смена дня и ночи, времен года.
Познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя. Объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг Солнца.
Обогащать и расширять знания детей о космосе, о лётчике-космонавте Ю.А.Гагарине. Активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр.
Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы по мнемотаблицам. Развивать память, мышление, воображение. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Упражнять в соотнесении созвездия с его символическим изображением, упражнять в моделировании и рисовании по контуру.
Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда, о планетах нашей солнечной системы.
Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка. Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках Учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность. Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Вызвать у детей интерес к работе с конструктом Лего. Продолжать учить строить из Лего на предложенную тему по условиям. Развивать зрительное внимание, мышление, воображение, мелкую мускулатуру рук. Воспитывать уважительное отношение к постройкам сверстников.
Поддерживать и развивать интерес детей к теме проекта.
Закрепить знания детей о планетах, способствовать сплочению семей, развивать творческий потенциал взрослых и детей.
Познакомить с моделью индивидуальной исследовательской работы. Привлечь родителей к помощи по созданию проекта ребенком. |
Заключительный этап:
1. Изготовление книги «Инопланетяне – какие они?»
2. Выставка поделок и рисунков по теме проекта.
3. Подведение итогов проекта, беседа с детьми.
Результат: реализация проекта позволила сформировать у детей более точные сведения о космосе. Дети узнали об ученых и исследованиях в данной области. Проект позволил развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства, желание быть смелыми, сильными выносливыми и ответственными.
Мониторинг знаний детей по теме «Мы и космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
• Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
• Кто летает в Космос?
• Кто первый полетел в космос?
• Как звали первого космонавта?
• На чем летают в космос?
• Зачем люди летают в Космос?
Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны. Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
2.Г.Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия.- Москва, 1999.
3.Калашников В. О звездах и планетах.
4.Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
5.Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.
6.Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.- Москва,1981.
7.Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 1992.
8.Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.