Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри экосистем, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации детского объединения «Юный натуралист», так как биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Изучение родной природы – процесс увлекательный для совместной деятельности, открывающий большие возможности для реализации творческих проектов, экскурсий, выполнения исследовательских работ и поисковых заданий. Учащиеся получают умения и навыки индивидуальной, коллективной, творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности. Дополнительная общеобразовательная программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, рисованием, музыкой. Осуществляется и обратная связь, когда материал, собранный детским объединением, используется на уроках и во внеклассной деятельности.
Информационноаналитическая справка.
Критерий № 1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации
программ дополнительного образования.
Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их
задуматься о тонких взаимоотношениях внутри экосистем, научить
высказывать свои мысли и отстаивать их это основа организации детского
объединения «Юный натуралист», так как биологическое образование
формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей
ценности. Изучение родной природы – процесс увлекательный для
совместной деятельности, открывающий большие возможности для
реализации творческих проектов, экскурсий, выполнения исследовательских
работ и поисковых заданий. Учащиеся получают умения и навыки
индивидуальной, коллективной, творческой и трудовой деятельности,
самоуправления,
Дополнительная
общеобразовательная программа предусматривает использование
межпредметных связей с историей, литературой, рисованием, музыкой.
Осуществляется и обратная связь, когда материал, собранный детским
объединением, используется на уроках и во внеклассной деятельности.
активности.
социальной
1.1. Качество дополнительных образовательных программ, разработанных
педагогом.
За три года деятельности детского объединения «Юный натуралист»
были реализованы три дополнительные общеобразовательные программы.
20142015
учебный год
20152016
учебный год
20162017
учебный год
Дополнительная
«Юный натуралист» с резензией.
Приложении 1
общеобразовательная
программа
Копия документа в
Дополнительная
«Тайны зелёного леса». Копия документа в Приложении 2
общеобразовательная
программа
Дополнительная
«Заповедная школа». Копия документа в Приложении 3
общеобразовательная
программа
1Программы полностью соответствуют современным требованиям,
формы работы ориентированы на применение технологий деятельностного
типа.
Основанием для составления программ являются «Санитарно
требования к учреждениям дополнительного
эпидемиологические
образования. СанПин 2.4.4.125103», утвержденный 01.04.2003 года.
Количество учащихся в группе согласно нормативным документам СанПин.
Условия набора учащихся: свободный набор, по заявлению родителей
(законных представителей). Учитываются индивидуальные особенности
учащихся: хорошее здоровье, любовь к природе и активному отдыху, желание
заниматься краеведческой и исследовательской работой.
Расписание
занятий составляется в соответствии с требованиями Устава
Учреждения, 1 раз в неделю, 2 часа с перерывом в 10 минут между
занятиями. Количество часов в неделю – 2 часа; количество недель в
учебном году – 36; всего часов в год – 72 часа. Формы проведения занятий:
индивидуальные (исследовательская работа, тесты), групповые и по
подгруппам (викторины, конкурсы), коллективные (экскурсии, походы).
1.2.Эффективность реализации образовательного процесса
Дополнительные общеобразовательные программы призвана развивать
личность ребенка путем активизации познавательных способностей
учащихся и реализации их устойчивого интереса к биологической науке.
Актуальность и практическая значимость данных программы в том, что,
работа по изучению природы привлекает внимание к проблемам района,
края, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли.
Основная цель: познакомить учащихся с многообразием мира живой
природы, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении
экологического равновесия и его ответственности за происходящее на
планете и собственное здоровье.
В ходе проведения занятий решаются задачи:
образовательные (расширение кругозора,
что является
необходимым для любого культурного человека; способствуют
популяризации биологических и экологических знаний; происходит
знакомство с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и
исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения
в природе);
2
развивающие (развитие навыков при уходе за комнатными
растениями, а так же навыки работы с микроскопом; развитие навыков
общение и коммуникации; развитие творческих способностей ребенка;
формирование экологической культуры и чувства ответственности за
состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей;
формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и
исследовательской деятельности,
самостоятельной познавательной
деятельности, проведения опытов; формирование потребности в здоровом
образе жизни);
воспитывать ответственное отношение к порученному делу).
Воспитательные (воспитывать интерес к миру живых существ;
С целью эффективности образовательного процесса, в конце каждого
учебного года, проводится итоговая аттестация учащихся. Используются
различные формы проведения.
Анализ по показателям эффективности образовательного процесса
за три года.
20142015
учебный год
20152016
учебный год
1. Тестирование на
знание мира живой
природы.
1. Тестирование по
теме: «Тайны
зеленного леса».
2. Работа с
гербарным
материалом
2. Работа с
микролабораторией
(умение работать с
микролабораторией
,
микропрепаратами)
.
8,7
9,7
9,2
9,5
9,6
9,55
20162017
учебный год
1. Тестирование по
дополнительной
общеобразовательно
й программе
«Заповедная школа»
2. Практическая
работа
«Определение
возраста сосны по
мутовкам.
Определение
возраста дерева по
годичным кольцам»
9,5
10,0
9,75
11 учащихся
14 учащихся
10 учащихся
Форма проведения
Средний балл
за теорию
Средний балл
за практику
Средний балл
итоговой
аттестации
Завершили изучения
программы
3Копия протокола результативности итоговой аттестации учащихся
детского объединения «Юный натуралист» за 2014 – 2015, 2015 – 2016, 2016
– 2017 учебные года представлены в Приложениях 4,5,6.
Копия итогового теста в Приложениях 7,8,9.
Графический анализ по показателям эффективности
образовательного процесса за три года.
4Вывод: Наблюдается положительная динамика показателей
эффективности образовательного процесса, высокий уровень освоения
программного материала. Все учащиеся успешно завершили обучение по
дополнительным общеобразовательным программам.
Также, с целью эффективности образовательного процесса, в течение
каждого учебного года, согласно дополнительным общеобразовательным
программам проводились текущие виды контроля.
Как пример, результат текущего контроля за один учебный год
представлен ниже.
Темы текущего контроля
№
1
2
3
4
5
6 Итоговая аттестация
«Край, в котором мы живем»
«Природа под микроскопом»
«Природа под охраной»;
«Здоровье человека и окружающая среда»
«Я – исследователь»
Результат
7,1
7,5
8,5
8,7
9,1
9,2
5Вывод: Наблюдается положительная динамика показателей
эффективности образовательного процесса в течение учебного года.
Копии протоколов результативности текущего контроля по темам:
«Край, в котором мы живем»; «Природа под микроскопом»; «Природа под
охраной»; «Здоровье человека и окружающая среда»; «Я – исследователь»
представлены в Приложениях 10,11,12,13,14.
Меры совершенствования деятельности.
1.Продолжить работу с учебными тестами.
2. Формировать навыки работы с гербарным материалом.
3.Уделять внимание исследовательским и проектным работам.
1.3. Сохранность контингента обучающихся.
В течение каждого учебного года контингент обучающихся имел в
основном стабильный, высокий уровень.
6 «Справка – подтверждение стабильной сохранности контингента
обучающихся», приказы в Приложении 15;
Список учащихся детского объединения «Юный натуралист» по
дополнительной общеобразовательной программе «Юный натуралист» за
20142015 учебный год в Приложении 16;
Список учащихся детского объединения «Юный натуралист» по
дополнительной общеобразовательной программе «Тайны зеленого леса» за
20152016 учебный год в Приложении 17;
Список учащихся детского объединения «Юный натуралист» по
дополнительной общеобразовательной программе «Заповедная школа» за
20162017 учебный год в Приложении 18;
Копии журнала учета работы педагога дополнительного образования в
Приложениях 19,20.
Критерий № 2.
Выявление и развитие способностей обучающихся к
интеллектуальной, творческой деятельности, а также их участие в олимпиадах,
конкурсах, фестивалях, соревнованиях (за 3последовательных года).
2.1. Участие обучающихся в конкурсах, конференциях и др.
Из «Концепций модернизации российского образования на период до
2010 года» главной целью образования является формирование
разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий
потенциал в динамичных социальноэкономических условиях, как в
собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Уровень образованности,
особенно в современных условиях,
не
определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций
компетентностного подхода уровень образованности определяется
способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся
знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он
акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
С этой точки зрения, цель дополнительного образования эколого
экологической направленности: научить учиться, т.е. научить решать
проблемы; научить объяснять явления действительности, их сущность,
причины, взаимосвязи, т.е. решать познавательные проблемы; научить
ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических,
7биологических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать
аналитические проблемы; научить ориентироваться в мире духовных
ценностей.
Основные задачи:
– создание условий для развития и самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять постоянно свои знания.
Исходя из цели и задач, учащиеся детского объединения «Юный
натуралист» систематически активно участвуют в различных конкурсах,
экологических уроках на учрежденческом уровне; в заочных на российском
уровне; публикуют на сайтах свои материалы.
Дата проведения Название конкурса и др.
Результат
Сертификат
участнику
Потаповой
Анастасии
Сертификат
педагогу
Диплом педагогу
Диплом педагогу
Благодарственное
письмо организации
Сертификат
участнику
Паршуковой
Екатерине
Сертификат
участнику –
Николаеву Максиму
Сертификат
участнику –
Игнатову Никите
Сертификат
участнику –
Николаеву Максиму
Диплом педагогу
Благодарность
организации
2014 год
2015 год
310 октября
2016 года
1522 ноября
2016 года
1522 ноября
2016 года
2016 год
2016 год
2016 год
2017 год
1марта15
апреля 2017 года
1марта15
апреля 2017 года
Международная
дистанционная олимпиада
по биологии проекта
«Инфоурок»
Межпредметный
интеллектуальный
конкурс «Львенок»
III Всероссийский урок
«Хранители воды»
Всероссийский
экологический урок
«Разделяй с нами»
Всероссийский
экологический урок
«Разделяй с нами»
Всероссийский конкурс
юных биологов «Исследуй
с Летово»
Всероссийский
метапредметный конкурс
«Размышляйка»
Всероссийский
метапредметный конкурс
«Размышляйка»
Всероссийский
метапредметный конкурс
«Успевайка»
Всероссийский
экологический урок
«Разделяй с нами 2.0»
Всероссийский
экологический урок
Приложение
Приложение
21
Приложение
22
Приложение
23
Приложение
24
Приложение
25
Приложение
26
Приложение
27
Приложение
28
Приложение
29
Приложение
30
Приложение
31
8Апрель, 2017 года
Апрель, 2017 года
2017 год
«Разделяй с нами 2.0»
IV Всероссийский урок
«Хранители воды»
IV Всероссийский урок
«Хранители воды»
Всероссийский школьный
экологический урок –
экологический диктант
2017 год
2017 год
Всероссийский
экологический урок
«Живая Волга»
Всероссийский
экологический урок
«Живая Волга»
Диплом педагогу
Благодарственное
письмо организации
Сертификат
участникам. Приказ
«Об итогах участия
во Всероссийском
экологическом
диктанте» №129о/д
от 12.05.2017 года
Диплом педагогу
Благодарственное
письмо организации
Приложение
32
Приложение
33
Приложение
34
Приложение
35
Приложение
36
10.12.2014 года Публикация на
Публикация материалов учащихся детского объединения «Юный натуралист»
Приложение
37
образовательном
интернетресурсе Metod
kopilka.ru методическую
разработку.
Исследовательская
работа по теме:
«Экология квартиры»
05.01.2015 года Публикация на сайте
videouroki.netвидеоуроки в
сети интернет
презентация «Здоровый
образ жизни «5 нельзя»
09.01.2015 года Публикация на сайте
09.01.2015 года
videouroki.netвидеоуроки в
сети интернет
презентация «Здоровье –
это здорово»
Публикация на сайте
videouroki.netвидеоуроки в
сети интернет
презентация «Здоровый
образ жизни «5 нельзя»
07.03.2015 года Публикация на
образовательном
интернетресурсе
Учительский сайт
методическую разработку
«Сохраним зеленую
планету».
Свидетельство
Болговой Анастасии,
4 класс о публикации
на сайте Metod
kopilka.ru
Свидетельство
Погуляевой
Екатерины,
8 класс о публикации
на сайте
videouroki.net
Свидетельство
Калининой Марии, 4
класс о публикации
на сайте
videouroki.net
Свидетельство
Калининой Марии, 4
класс о публикации
на сайте
videouroki.net
Свидетельство
Напалковой Ксюши о
публикации на сайте
«Учительский
Сайт»
Приложение
38
Приложение
39
Приложение
40
Приложение
41
920.09.2015 года Публикация на сайте
infourok.ru методическую
разработку «Лесные дары
тайги».
Свидетельство
Калининой Марии, 5
класс о публикации
на сайте infourok.ru
Приложение
42
Самые активные учащиеся в жизни детского объединения и достигшие
определенных результатов были отмечены благодарностями МОУ ДО
«Районный Дом детского творчества» с.Усть –Кулом.
Копии
Благодарностей в Приложениях 43,44,45,46,47,48.
В результате такой деятельности у участников детского объединения
формируются следующие ключевые компетенции, необходимые для
становления личности самостоятельной и активной:
1. Познавательная компетентность: достижения; интеллектуальные
задания; умение учиться и оперировать знаниями.
2. Личностная компетентность: развитие индивидуальных способностей и
талантов; знание своих сильных и слабых сторон; способность к рефлексии;
динамичность знаний.
3. Самообразовательная компетентность: способность к самообразованию,
организации собственных приемов самообучения; ответственность за
уровень личной самообразовательной деятельности; гибкость применения
знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений; самоанализ,
контроль своей деятельности.
4. Социальная компетентность: сотрудничество, работа в команде,
коммуникативные навыки; способность принимать собственные решения,
стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; социальная
целостность, умение определить личностную роль в обществе; развитие
личностных качеств, саморегулирование.
Ожидаемый результат:
1. Обеспечение оптимальных условий
саморазвивающейся личности ребенка.
2. Создание условий для становления социальноактивной, творческой
личности школьника в культурнообразовательном пространстве.
для развития творческой
2.2. Наличие обучающихся, занявших призовые места и ставших лауреатами
конкурсных мероприятий разного уровня (конкурсы, гранты, фестивали,
конференции, марафоны, смотры, отчетные концерты, праздники, утренники,
выставки, ярмарки, соревнования и т.д.).
10Обучающиеся детского объединения занимали призовые места и
являлись победителями, лауреатами во всероссийских и международных
конкурсах.
Конкурсные
мероприятия
Российский фестиваль
новогодних поздравлений
«Китендо»
Международная
дистанционная
олимпиада по биологии
проекта «Инфоурок»
Международная
дистанционная
олимпиада по биологии
проекта «Инфоурок»
Международная
дистанционная
олимпиада по биологии
проекта «Инфоурок»
Международный
интеллектуальный
конкурсблиц по биологии
Международный
интеллектуальный
конкурсблиц по биологии
Международный
интеллектуальный
конкурсблиц по биологии
Международный
интеллектуальный
конкурсблиц по биологии
Международный
интеллектуальный
конкурсблиц по биологии
Результат
Приложение
Сертификат, 2 место
коллектив кружка «Юные натуралисты»
Приложение
49
Диплом 1 степени Погуляевой Екатерине Приложение
50
Диплом 2 степени Сысоевой Кристине
Приложение
51
Диплом 3 степени Потаповой Елизавете
Приложение52
Диплом 1 степени Паршуковой Екатерине Приложение
53
Диплом 1 степени Паршуковой Софье
Диплом 1 степени Игнатову Кириллу
Диплом 1 степени Калининой Марии
Приложение
54
Приложение
55
Приложение
56
Диплом 1 степени Некрышевой Виктории Приложение
57
За активное участие в работе проекта ля учителей «Инфоурок»
За
отмечена благодарностью. Копия документа Приложении 58.
подготовку учащихся к участию в международной дистанционной
олимпиаде по биологии, как педагогу, выдано свидетельство награждена
грамотой. Копия документа в Приложении 59.
11За участие в организации международного интеллектуального конкурса
блица «Знанио», как педагогу, выдано свидетельство. Копия документа в
Приложении 60. За активное участие в организации международного
интеллектуального конкурсаблица «Знанио» отмечена грамотой. Копия
документа Приложении 61. За подготовку победителей международного
интеллектуального конкурсаблица по биологии награждена грамотой.
Копия документа в Приложении 62.
2.3. Наличие обучающихся, получающих именные стипендии различного
уровня.
Именных стипендий у обучающихся нет.
Критерий № 3. Обеспечение высокого качества освоения обучающимися
образовательных программ.
3.1. Продуктивное использование современных образовательных технологий в
образовательном процессе.
Сегодня внеурочная деятельность определяется как составная часть
учебновоспитательного процесса и одна из форм организации свободного
времени учащихся, цель которой создание условий для проявления и
развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора,
достижения духовнонравственных ценностей и культурных традиций.
Вместе с базовым образованием внеурочная деятельность даёт общее
развитие личности, расширяет, углубляет и дополняет базовые знания,
выявляет и развивает потенциальные возможности ребёнка, причём это
происходит в комфортной для него обстановке.
Построить работу внеурочной деятельности с учетом потребностей и
способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых
образовательных технологий. Использование нетрадиционных технологий
обучения, способствуют развитие у школьников логического мышления,
творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно
работать и интеллекта в целом. Именно это побудило меня к изучению
современных педагогических технологий и использованию их во внеурочной
деятельности.
Современные технологии способствуют повышению качества обучения
в том случае, если они влияют не только на внешнюю, но и внутреннюю
мотивацию. С постоянными изменениями и преобразованиями в политике
образования, возникает потребность в изучении и применении современных
образовательных технологий и методик. Стараюсь активно работать над
внедрением информационно
коммуникативных, здоровьесберегающих
технологий, технологии
проектно
исследовательских технологий. Введение данных технологий позволяет
12
проблемного обучения, игровых,установить тесное сотрудничество с учениками, повышает мотивацию к
учению, развивает практически все учебные универсальные действия.
Методическая и практическая
результативность применения
технологии
Вызывают, большой эмоциональный
подъем и повышают уровень усвоения
материала, стимулируют
инициативу и творческое мышление.
Помогает выполнять сразу
несколько функций:
информационную служит
источником информации;
коммуникативную является
средством общения;
развивающую
мыслительную деятельность;
развивает
образовательную источник
знаний;
контролирующую самоконтроль
знаний.
Технология
Обоснование выбора
технологии
1.
Информационно
коммуникативные
технологии.
Использование в процессе
обучения
компьютерных
технологий способствует:
эффективному
усвоению
материала;
помогает
сделать процесс обучения
более разнообразным и
увлекательным, личностно
развивающим;
позволяет
принципиально расширить
в выборе и
возможности
реализации
средств
и
методов
обучения;
предоставляет
большие
возможности ученику для
реализации
творческих
способностей.
Преимущество
компьютерных технологий
позволяет
использовать
материал на различных
этапах
занятия
многократно, приостановить
момент,
в
нужный
детализировано
изучить
объекты и их части,
воспринимать материал на
слуховом и эмоциональном
уровне.
2.Здоровьесбере
гающие
технологии.
Обеспечивают школьнику
возможность сохранения
здоровья, формирует у него
необходимые знания, умения
и навыки по здоровому образу
жизни, учит использовать
полученные знания в
повседневной жизни.
Применяя разнообразные средства,
приемы и методы активизации
деятельности учащихся, чередуя их,
используя знания о природном
потенциале ученика,
включая в
работу все каналы восприятия
(аудиальные,
визуальные,
кинестетические),
только
сохраняем здоровье наших учеников,
но и способствуем развитию их
интеллектуальных возможностей.
не
13Такой подход к обучению
способствует включению каждого
ребенка в процесс познания, делая
обучение комфортным, здоровым и
успешным.
3.Технологии
проблемного
обучения.
Организуется относительно
самостоятельная поисковая
деятельность учеников, в
ходе которой они усваивают
новые знания, умения и
развивают общие
способности, а также
исследовательскую
активность, формируют
творческие навыки.
4. Игровые
технологии.
Дают свободу мысли и
деятельности, вызывают у
детей обостренный интерес к
происходящему на занятиях,
активизируют
познавательную
деятельность школьника,
развивают коммуникативные
навыки, снижают
утомляемость,
способствуют формированию
здорового психологического
климата класса.
Использование проблемного
подхода в обучении биологии,
позволяет достигать определенных
результатов:
активизирует мыслительную
деятельность,
которой
школьнику очень сложно учиться,
тем более с интересом;
без
у большинства учащихся
формируется
положительная
мотивация к изучению предмета,
познавательный интерес не только к
отдельным темам курса, а в целом к
биологии;
возрастает эффективность
развития интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
коммуникативный режим
проблемного обучения и
самообучения позволяет рационально
организовывать и воспитывать
культуру умственного труда.
Результативность игровых
технологий:
обучающая, воспитательная
оказывает воздействие на личность
обучаемого, развивая его мышление,
расширяя кругозор;
ориентационная учит
ориентироваться в конкретной
ситуации и применять знания для
решения нестандартной учебной
задачи;
мотивационно побудительная
мотивирует и стимулирует
познавательную деятельность
учащихся, способствует развитию
познавательного интереса.
5. Проектно
исследовательски
Помогают воспроизвести
увиденное, сохранить
Формирует следующие ключевые
компетентности учащихся:
14е технологии.
полученную информацию,
сравнить, установить связь,
сделать выводы, представить
то, чего нет, создавать и
творить.
информационная (учащиеся
обращаются к различным
источникам информации;
анализируют, систематизируют и
обобщают материал);
Развивает восприятие,
память, мышление,
воображение, творчество.
коммуникативная (в ходе работы
учащиеся обращаются за
консультациями к специалистам, при
защите своих работ не только
представляют структурированные
материалы, но и отвечают на
вопросы по затронутой проблеме,
отстаивают собственную точку
зрения на данную проблему);
самоорганизация (при работе над
проектом или исследовательской
работой ученики ставят учебные
цели и задачи, самостоятельно
составляют план работы,
распределяют время на выполнение
того или иного вида деятельности);
самообразование (в процессе
самостоятельной исследовательской
работы учащиеся узнают много
нового, делают выводы и совершают
открытия, важные для их
собственного интеллектуального
роста).
Аналитический комментарий.
1. Использование информационно – коммуникативных технологий.
Невозможно научить ребёнка, если ему не интересно, если он не
увлечён процессом познания. Активная работа ученика на занятиях – залог
успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся
тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому объекту. В развитии
интереса нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала,
важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс
познания. Использование новых информационных технологий в
процессе обучения позволяет добиваться качественно более высокого уровня
наглядности на занятиях,
значительно расширяет возможности
активизации деятельности школьников, а непрерывная обратная связь
оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в
конечном счете, ведёт к формированию положительного отношения
15к
учащихся
материалу.
Использование компьютера на занятиях – это средство достижения
учебных целей. Это средство, которое обогащает учебный процесс и
способствует развитию и личности ученика и профессионализма учителя.
изучаемому
При обучении использование информационно – коммуникативных
технологий
эффективно на занятиях изучения нового материала, при
обработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний
учащихся.
Широко применяю презентации. Имея коллекцию различных
презентаций, исходя из темы занятия, цели и задач, корректирую материал
презентации (просто показ, демонстрация с предварительным заданием,
демонстрация с комментарием учителя или ученика и т.д.)
Удобно применение компьютерных презентаций ещё тем, что
появляется возможность подбирать наглядный материал в необходимом
объёме. Можно материал корректировать: удалять ненужные слайды,
добавлять новые, заменять иллюстрации на более удачные и т.д.
Презентация дает возможность демонстрировать организмы, их
жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами.
Использовать это можно на всех этапах занятия, и при объяснении нового
материала, и при закреплении, и для контроля знаний. Причем, на каждом
этапе занятия предоставляется возможность огромного выбора
материала.
учащиеся значительно лучше
воспринимают
материал.
Например, рассматривая на занятиях экологические вопросы, нельзя не
затронуть вопрос о том, что многие животные и растения занесены в
Красную книгу. Одно дело услышать, другое дело посмотреть. И здесь на
помощь мне снова приходит презентация. Очень удобно.
Увидев презентацию,
данный
Полноэкранные озвученные видеофрагменты с демонстрацией
экспериментов и изучаемых процессов, фотографии, графики и диаграммы,
вот далеко не полный перечень возможностей программ, способных
превратить изучение определенного материала в увлекательную и
познавательнуюигру.
Я считаю, что использование ИКТ является одним из
возможных путей повышения качества знаний на занятиях.
Использование ИКТ это маленькая крупица в подготовке учащихся к
будущей жизни в информационном обществе.
2. Использование здоровьесберегающих технологий.
Многочисленные физиологогигиенические и психофизиологические
исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в
16том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и
укреплению здоровья школьников.
В решении этой задачи и могут помочь здоровьесберегающие
технологии, которые позволяют решить не только основную задачу,
стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство
повышения мотивации к учебнопознавательной деятельности учащихся.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет
добиться положительных изменений в состоянии здоровья.
в
На
своих
занятиях
претворяю
жизнь
здоровьесберегающие технологии, чтобы получение знаний учащимися
происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру
здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый
образ жизни, заботиться о своем здоровье и для этого использую на
занятиях элементы здоровьясбережения такие как:
оптимальная
плотность занятия, рациональное чередование видов учебной деятельности,
уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная
пауза, правильная рабочая поза.
Главный упор, который я делаю на занятиях – это рациональная
организация занятия, использование активных методов и активных форм
обучения. Стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил
высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий,
позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить
высокую
правильная
регламентация продолжительности и чередования различных видов
деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой.
работоспособность
помогает
В начале занятия очень важно детей мотивировать на
положительные эмоции, на успех, настрой на реализацию своего потенциала.
Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт.
Доброжелательная обстановка на занятиях, спокойная беседа, внимание к
каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика
выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок,
поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный
юмор или небольшое историческое отступление вот далеко не весь арсенал,
которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию
способностей каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и
эмоциональной приподнятости работоспособность школьников заметно
повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному
усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
17Большой простор для формирования эмоционального настроя дает
применение фрагментов видеофильмов, красивая музыка, чтение стихов. Все
это способствует переключению каналов восприятия информации.
На занятиях каждый ребёнок должен чувствовать себя удобно,
спокойно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий – главная
моя задача. Эту задачу реализую через выполнение следующих гигиенических
условий:
температуру и свежесть воздуха: время проветривания кабинета
зависит от температуры воздуха на улице;
рациональность освещения класса и доски;
исключить монотонные звуковые раздражители.
Очевидно, что если мы хотим воспитать школьников творческими,
думающими, ищущими, необходимо научить их творческой деятельности.
Для этого мною применяются творческие задачи, в процессе
самостоятельного решения которых учащиеся и накапливают опыт поиска
способов решения проблемы. При этом оказывается, что часть знаний
усваивается не в ходе пассивного восприятия их в готовом виде (из уст
учителя), а как продукт самостоятельного творческого поиска, решения
проблемы.
Практически на каждом занятии стараюсь проводить
физкультминутки. (Перечень физкульминуток на бумажном носителе и на
диске накопителе в Приложении 63). Для эффективного обучения,
коррекции зрения использую тренажер для глаз (см диск Приложении 63).
Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в
физкультминутку, так как они не только служат профилактикой
нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном
внутричерепном давлении.
Конечно,
в силу определенных причин,
не всегда удается
придерживаться всех принципов здоровьесберегающей технологии, но
использовать элементарные принципы, мы обязаны.
Использование здоровьесберегающей технологии не требует от
учителя специальной подготовки и больших затрат времени. Главное –
результат: снижение утомляемости; повышение продуктивности,
работоспособности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно
рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей
педагогики одного из самых актуальных образовательных подходов, и как
совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без
18ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой
педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье
учащихся.
Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем
собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом
жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов
познакомит детей с правилами здорового образа жизни.
3. Использование технологий проблемного обучения.
Всегда проходят успешно занятия с применением технологии
проблемного обучения. Но, хочу отметить, что применение проблемного
подхода имеет свои трудности. Требуется большее количество времени,
чем при «традиционном» изложении материала учителем. Ученик должен
обладать определённой системой знаний, поскольку отсутствие их не
позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему. Учитель должен
постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и
на занятии в частности.
При проблемном обучении, у учащихся формируется умение творчески,
нестандартно решать поставленные задачи. При реализации проблемного
подхода большинство обучающихся проявляют больший интерес к изучению
того или иного вопроса, что позволяет вывести их на уровень проектов.
Активная мыслительная работа ученика,
познавательная
самостоятельность залог успешного обучения. Основными приемами,
стимулирующими познавательную активность учащихся, можно считать
создание на занятиях проблемных ситуаций. Они являются эффективным
средством развития творческих способностей учащихся и позволяют
решить ряд конкретных дидактических задач: закрепить знания; повысить
интерес;
создать стимул к самостоятельному приобретению
дополнительных знаний по теме; научить работать в коллективе.
Проблемные вопросы позволяют применять такие методические приемы,
как поиск способов разрешения противоречия, изложения различных точек
зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций, что побуждает
учащихся делать сравнения, обобщения и выводы.
Примеры проблемных задач.
Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Потом туда
Задача №1
завезли семена и посеяли клевер. Он рос и цвел хорошо, но плодов и семян не
давал. Затем в Австралию завезли шмелей, и растение стало плодоносить.
Почему?
Задача №2
19Если разложить на опушке леса на досках насекомых нескольких видов,
то птицы поедают, лишь тех из них, которые не имеют предостерегающей
окраски. Объяснить ситуацию.
Задача №3
Говорят, что если с неба упадет иголка, то орел ее увидит, олень услышит,
а медведь почует. Почему так говорят?
Применяю и проблемные ситуации игрового характера.
«Гусеница» слова, обозначающие какиелибо предметы или явления,
написаны слитно с перекрыванием.
Задание: найти названия птиц:
соколибрибисойканарейказаркайральбатросоедроздрофазанандудодубоносор
окакаду.
Ответ: сокол, колибри, ибис, сойка, канарейка, казарка, кайра, альбатрос,
осоед, дрозд, дрофа, фазан, нанду, удод, дубонос, сорока, какаду.
Примеры создания проблемной ситуации, возникающей с удивлением.
Показываю фотографии – пижму. Сообщаю ученикам, что это высокие
растения, в высоту могут достигать до одного метра. Затем показываю
фотографию с изображением черники и сообщает, что черника
кустарничек высотой до 1540 см, с гладкими остро ребристыми зелеными
ветвями. Задаётся вопрос ученикам: почему низкорослую чернику относят к
кустарничкам, а пижму к травам?
При создании проблемных ситуаций также следует учитывать
уровень знаний учеников, психологические особенности и интеллектуальные
возможности. В противном случае, учащиеся могут потерять интерес к
решению проблемы, т.к. она окажется им не по силам.
Проблемное занятие имеет следующую структуру:
I. Постановка учебной проблемы
II. Постановка учебной задачи
III. Поиск решения
IV. Выражение решения
V. Реализация продукта
Существуют ещё похожие структуры проблемного занятия,
предложенные методистами и учителямипрактиками, но во всех
структурах присутствует поиск и решение проблемы.
Этап проблемного занятия «Поиск решения» направлен на открытие
учениками нового знания. Эти знания можно получить через гипотезы.
20Сначала гипотеза, т.е. предположение, выдвигается, а потом проверяется.
Выдвигаются доводы в пользу или, наоборот, в опровержение гипотезы. На
этом этапе занятия лучше использовать побуждающий диалог.
Можно побуждать учеников к выдвижению гипотезы с помощью
интересных фактов или наводящих вопросов.
Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П.
Блонского: «Обучать ребенка значит не давать ему нашей истины, но
развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать
ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему,
перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».
4. Педагогическая эффективность применения игровых технологий очень
велика.
Использую следующие виды игр:
а) Игры упражнения.
Игровая деятельность может быть организована в коллективных и
групповых формах. Её используют при закреплении материала, проверке
знаний учащихся.
Пример: «Пятый лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе
названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно
случайно попавшее в этот список.
б) Играпоиск.
Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства
Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств,
встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не
требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают
хорошие результаты.
в) Игры соревнование.
Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных
конкурсов и т.д.
г) Сюжетно ролевые игры.
Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры
наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим
определенным задачам. Ролевая игра формирует умение учащихся,
развивает умение коллективно решать проблемы, оперативно принимать
обоснованные решения, прогнозировать последствия предпринимаемых
действий, развивает инициативу, умение оперировать понятиями. В ролевых
играх ярко проявляется групповая деятельность. Используя
потенциальную возможность каждого ученика, коллектив делает лучше,
чем один. В группе все учащиеся индивидуальны, но они искренне заботятся
о том, чтобы действовать совместно и помогать друг другу в работе.
Сплочённость, групповое единство качественно новые образования,
21способствующие интенсивному росту личности через установление
позитивных, межличностных отношений.
д) Познавательные игры путешествия.
В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия». В игре
могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже
имеющиеся знания.
Включение познавательных игр способствует раскрытию творческого
потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.
5. Использование проектно
исследовательских технологий
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является
инновационной образовательной технологией и служит средством
комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в
современном социуме.
информационная,
У учащихся в ходе проектноисследовательской деятельности
формируются коммуникативная,
общекультурная
компетенции, компетенция личностного самосовершенствования столь
необходимые в жизни и в дальнейшем профессиональном становлении. В
проектноисследовательской деятельности учащимся приобретаются
объективные знания в том случае, если она же при этом выражает свою
характеристику объективность. Объективность знаний закрепляется
только тогда, когда они осмысливаются и превращаются в личностные
ценности. Осмысливаются те знания, которые не вступают в противоречие
с имеющимися уже в сознании личности ценностями.
Реализация технологий проектов и исследования на практике ведет к
изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в
организатора исследовательской деятельности своих учеников.
Роль педагога на разных этапах выполнения проекта, исследования
меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы
инициировать идеи проекта или исследования, создать условия для
появления идеи проекта исследования, а также оказать помощь в
первоначальном планировании. На этапе реализации учитель из носителя
знаний превращается в организатора деятельности по решению проблемы,
добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. На
заключительном этапе возрастает роль контрольнооценочной функции,
так как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в
качестве независимого эксперта.
Научить ребёнка определять цель исследования, задачи, выделять
предмет и объект не представляет большого труда, но одно из главных,
базовых умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить
предположения. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и
22гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества
как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате
логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.
Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения
проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования.
Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.
Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые
варианты решения проблем и затем, оценивать их вероятность. Таким
образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом
свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
труда,
самостоятельной
приучая детей к исследовательской деятельности,
Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного
к
проектом.
Использование метода проектов и исследования позволяет
реализовать деятельностный подход на экскурсиях. Особенность ее состоит
в том, что исследуемые на экскурсии проблемы берутся из реальной жизни,
ученик наблюдает их в природе.
осознанной
работе
над
Работая над исследованиями, учащиеся не только пополняют свой
багаж знаний, но и самостоятельно совершают открытия, пусть
незначительные в мировом масштабе, но значимые для их личностного
роста. Проектно исследовательская деятельность интегрирует в себе
элементы
ценностноориентационной,
преобразовательной, коммуникативной, теоретической и практической
деятельности. Она позволяет учащимся максимально реализовать
имеющиеся творческие возможности. Особенно актуальна проектная
деятельность для детей с пониженной мотивацией.
познавательной,
игровой,
Но наряду с положительными сторонами проектной деятельности
нельзя не назвать и некоторые её недостатки. Например: увеличение
умственной нагрузки; существование риска неудачного выполнения работы;
повышение эмоциональной нагрузки; нарастание напряжения к сроку сдачи
работы.
Исследовательская тактика ребёнка – это не просто один из методов
обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной
деятельности. Данная
деятельность дает возможность ученикам
приобрести не только знания, но и умения, которые пригодятся в жизни,
повышает интерес знаниям, вырабатывает самостоятельность и
самооценку собственного труда.
Отдельные исследовательские работы учащихся публикуются на
образовательных интернетресурсах. Свидетельство о публикации на сайте
23Metodkopilka.ru исследовательская работа по теме: «Экология квартиры»
Болговой Анастасии в Приложении 64.
Методическая разработка занятия с применением различных
технологий:
ИКТтехнологии,
здоровьесберегающие технологии с самоанализом представлена в
Приложении 65.
технология проблемного обучения,
Систематически занимаюсь профессиональным самообразованием
посредством изучения учебнометодических материалов, размещенных на
портале образовательного центра «Открытое образование» и применяю
интерне технологии в профессиональной деятельности в рамках своей
предметной области. Подтверждающий документ – копия сертификата в
Приложении 66.
3.2. Вариативность использования различных видов деятельности обучающихся
(походы, экскурсии, акции, участие в социальных проектах, организация
содержательной деятельности в период каникул и т.п.).
В работе с детским объединением используются различные виды
деятельности: экскурсии и походы; работа с микролабораторией и
микропрепаратами; акции и проекты; исследовательские и творческие
работы; участие в конкурсах и публикация материалов на сайты; уход за
комнатными растениями; виртуальные путешествия в мир природы;
встречи с любимыми питомцами; подготовка и показ экологической сказки;
в организации и проведении различных игровых мероприятий (викторины,
«Своя игра», «Устами младенца», «Поле чудес», «Царство ребусов,
кроссвордов, анаграмм» и др.).В период школьных каникул были
организуются и проводятся воспитательные,
физкультурно –
оздоровительные мероприятия.
Отдельные виды деятельности отражаются в Приложении 67.
Справка об использовании различных видов деятельности, приказы в
Приложении 68.
Фоторепортаж о деятельности юных натуралистов в Приложении 69.
Систематически оформляется и обновляется тематический стенд.
Отдельный фотоматериал представлен в Приложении 70.
Вид
деятельности
Тематика
Цель и задачи
Международный
конкурс школьных
и студенческих
проектов
сохранения
«Сохраним
планету
–
Земля» (2016
год)
Цель:
сокращение
загрязнения окружающей
среды
регионах
Балтийского и Баренцева
морей
посредством
в
Результативность
(результаты описываются в
аспекте формирования действий
учащихся)
темы
1.Выбор
проекта
«Сохраним
планету – Земля».
2.Изучение
тематической
24природных
экосистем в
регионах
Балтийского и
Баренцева морей
реализуемых
проектов,
Задачи:
школьниками.
поддержка
проектов
школьников в области
предотвращения
загрязнения окружающей
среды;
распространение
природоохранных знаний и
навыков.
К 70летию
Победы.
во
Участие
Всероссийском
сетевом
межшкольном
проекте «Карта
памяти»
за
размещение
рассказа
о
памятном месте
«Мемориальный
комплекс
ветеранам ВОВ в
п.Тимшер
воспитание
у
Цель:
молодого
поколения
чувства сопричастности к
увековечиванию памяти о
героях
событиях,
и
участников
Великой
Отечественной.
Задачи: передача эстафеты
работ по сохранению и
популяризации памятных
мест; широкое вовлечение
школьников в
данный
проект; воспитание чувства
патриотизма.
литературы, анализ,
систематизация и
обобщение материала.
3.Постановка цели и
составление
задачи,
плана
работы,
распределение время
на
выполнение
проекта.
4.Отправление
проекта на конкурс.
5.Отмечены
за
участие
свидетельством.
Копия документа в
Приложении 71
1.Написан рассказ о
памятном месте
«Мемориальный
комплекс ветеранам
ВОВ в п.Тимшер».
2.Отмечен на сайте
memorymap.prosv.ru
мемориальный
комплекс ветеранам
ВОВ в п. Тимшер на
карте Памяти
«Воинам Великой
Отечественной
войны»
3.Приготовлена
презентация и
размещена на сайте
videouroki.net
видеоуроки в сети
интернет. Копия
документа в
Приложении 72
4.Поощрена Почетной
грамотой, как
руководитель
проекта. Копия
документа в
Приложении 73
25Конкурс
«Проба пера»
Природа, к 70
летию
Победы и др.
Игровой конкурс
Своя
игра
«Здоровье –
это здорово»
Путешествие по
станциям
«Знатоки –
эрудиты
воды»
Цель: выявление и развитие
у школьников творческих
способностей.
Задачи:
создание
необходимых условий для
поддержки и развития
одарённых детей.
Цели: использование
интеллектуальных игр с
целью создания
благоприятных условий для
развития каждой личности,
способной к достижению
результативности в
интеллектуальном труде.
Задачи: создать условия
для самопознания и
самореализации
стимулировать развитие
интеллектуальных и
познавательных
возможностей детей;
воспитывать уважительное
отношение друг к другу в
условиях работы в команде;
развивать творческую
активность детей.
Цель: формирование
экологических знаний о
значении воды, воспитание
ответственного
потребителя воды.
Задачи: учить использовать
имеющие знания в игре,
расширять кругозор;
повышать эрудицию;
воспитывать стремление
познавать новое;
воспитывать чувство
товарищества, дух
1.Выбор тематики.
2.Творческий настрой.
3.Написание
стихотворений.
Отдельные
творческие работы
представлены в
Приложении 74
На кружок ходим мы не
зря,
Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным
войдешь
За минуту пропадешь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
А в игре проверить можно
Просто будет или сложно.
Команда выбирает
категорию и
стоимость вопроса.
При правильном
ответе получает
баллы, если ответ
неполныйполовину
баллов, неправильно
минус баллы. Есть
сюрпризы!
Победителем
становится команда
набравшая наибольшее
количество баллов.
Данный материал
опубликован,
подтверждающий
документ в
Приложении 75
1.Виртуальное
путешествие по
станциям.
2.Выполнение
творческого задания
1. Придумать призыв для
плаката, чтоб ученики
экономили воду.
2. Придумать текст
обращение к отдыхающим у
воды туристам, с просьбой о
бережном отношении к воде
Сценарий
26соревнования; развивать
творческие способности
учащихся; развивать
смекалку, быстроту
реакции.
Экологическая
акция
«Зеленая
весна2015
год»
Международная
акция
«Час Земли»
Цель: способствовать
экологическому воспитанию
подрастающего поколения и
формированию культуры
общества живущего с
гармонией с природой.
Задачи: проявить
инициативу в деле защиты
среды;
окружающей
реальную
оказать
практическую
помощь
окружающей нас природе
для
создания
благоприятных условий.
Цель: не в том, чтобы
сэкономить электричество.
Эта акция
символ
бережного отношения к
природе.
Задачи:
воспитание
неравнодушия к будущему
планеты.
мероприятия
опубликован на сайте
«Моё образование».
Ссылка на
сайт:https://xn
j1ahfl.xn
p1ai/library/znatoki__er
uditi_vodi_____puteshes
tvie_po_stantciyam_221
452.html
Подтверждающий
документ в
Приложении 76
Положительный
отзыв, комментарии в
Приложении 77
1.Участвовать в
экологической акции
«Зелёная весна2015».
2.Подвести итоги,
сделать отчет по
проведенному
мероприятию.
3.Опубликовать на
сайте методический
материал, итоги,
отчет.
Подтверждающие
документы:
свидетельство о
публикации в
Приложении 78;
рецензия на
методическую
разработку в
Приложении 79
1.Беседа с показом
презентации.
2.Выполнение
творческого задания
(рисунков).
3.Оформление
тематического
стенда
Подтверждающий
документ в
Приложении 80
Организация и Международ Цель:
популяризация и
1.Привлечение
27проведение
международной
викторины
ная
викторина
«Знанио»
Акция
«Батарейки
собираем –
природу спасаем»
«Батарейки
собираем –
природу
спасаем»
участие в международных
викторинах.
Задачи: расширение знаний;
развитие творческих и
познавательных
способностей участников;
формирование мотивации к
познанию.
формирование и
экологического
Цель:
развитие
образования.
Задачи:
пропаганда
бережного отношения к
природе; создание условий
для успешного проведения
экологической Акции.
Экологическая
акция
«Посади своё
дерево»
Цель: восстановление и
обновление деревьев на
школьном дворе.
Задачи: формирование
навыков экологической
культуры; активной
жизненной позиции.
участников в
международной
викторине.
2.Участие в данном
мероприятии.
Подтверждающий
документ –
сертификат
координатора
конкурса за активное
участие в организации
в Приложении 81
Акция проходила по
блокам:
1.«Информационный»
Оформление
информационного
стенда для
пропаганды бережного
отношения к природе
и информирования о
вреде использованных
батареек, а также о
месте их сбора.
2. «Сбор и утилизация
батареек»
Приготовление
емкости для
батареек. Прием
использованных
батареек
3. «Итоговый»
Подведение итогов
экологической Акции.
Награждение
активных участников.
Подтверждающие
документы: приказ в
Приложении 82;
фото оформление в
Приложении 83
1.Поход за
саженцами.
2.Посадка саженцев
на школьном дворе.
3.Подведение итогов
акции, оформление
экологической акции в
форме презентации.
28Проведение
всероссийских
экологических
уроков
диких
«В
условиях»,
«Разделяй с
нами»,
«Хранители
воды»,
«Живая
Волга» и др.
Экскурсия в
Тимшерское
лесничество
«Животные
нашей
местности»
среды,
Цель:
развитие системы
экологического образования
и
просвещения.
Задачи:
создание
воспитательно
образовательной
формирующей
экологическую культуру как
часть общей культуры
человека,
личности
представляющей
собой
совокупность экологически
развитых
сфер:
интеллектуальной,
эмоциональночувственной и
деятельностной.
Цель:
выявить
местообитание отдельных
животных
нашей
местности.
Задачи: познакомиться с
Тимшерским
лесничим;
узнать информацию о
местообитании местных
животных.
Подтверждающий
документ – фото
презентация в
Приложении 84
1.Знакомство с
методическими
материалами по
проведению
всероссийских уроков.
2.Организация и
проведение уроков.
3.Выполнение
творческих заданий.
4.Подведение итогов.
Подтверждающий
документ – фото
наглядность в
Приложении 85
1.Экскурсия в
Тимшерское
лесничество.
2. Знакомство с
лесничим – Поповым
Марксом
Федоровичем.
3.Беседа о
местообитании
местных животных и
обозначение на карте.
4.Оформление анкеты
и отправка в
институт биологии
Коми научного центра
и министерство
природных ресурсов и
охраны окружающей
среды республики
Коми
5.Оформление
тематического
стенда.
Подтверждающий
документ – фото
наглядность, копия
заполненной анкеты в
Приложении 86
293.3. Организация совместной деятельности обучающихся с родителями
(законными представителями);
организация взаимодействия педагога
(образовательной организации) с родителями (законными представителями)
обучающихся.
Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в
отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между
обучающимися, их родителями и педагогом построены на основе свободы
выбора. И, как правило, большинство родителей не чувствуют
необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с
педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного
взаимодействия с семьей ребенка. В тоже время успешное решение задач
воспитания возможно только при объединении усилий семьи.
Педагога дополнительного образования и родителей объединяет
забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и
личностного успеха в совместной деятельности.
Основная цель обеспечить полное взаимопонимание и согласованное
взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода в
обучении и воспитании учащихся.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Максимально развивать воспитательную активность родителей.
5. Содействовать созданию в каждой семье условий для всестороннего
развития и воспитания детей
6. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Создание положительного эмоционального микроклимата
Предполагаемые ожидаемые результаты
взаимодействия с родителями;
Повышение педагогической грамотности родителей на основе
Федеральных государственных требований;
Повышение профессиональной компетентности педагогов;
педагогов;
Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и
Разрешение личностных проблем детей и родителей;
30 Привлечение большего числа родителей в образовательно
воспитательный процесс ребенка;
Повышение компетентности родителей в решении педагогических,
психологических и других проблем детей.
План работы с родителями представлен в Приложение 87.
Методическая копилка для организации совместной деятельности,
взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями и
обучающимися в
С целью ознакомления и
информирования родителей о работе детского объединения «Юный
натуралист», как педагог дополнительного образования выступаю на
общешкольных родительских собраниях. Подтверждающий документ в
Приложение 89.
Приложение 88.
Опубликовала на образовательном портале «Знанио» «Памятку по
проведению родительского собрания». Подтверждающий документ в
Приложение 90.
Год
Организация совместной
деятельности с родителями
Взаимодействие с родителями
Форма Содержание
Результат
Форма Содержание
Результат
а
д
о
г
е
ы
н
б
е
ч
у
7
1
0
2
6
1
0
2
,
6
1
0
2
5
1
0
2
,
5
1
0
2
4
1
0
2
я
и
т
я
и
р
п
о
р
е
М
деятельности
Организованная
форма
совместного
досуга
родителей и
детей
Активное
включение
родителей в
жизнь
детского
объединения
деятельности
Анкетирование,
мониторинг,
диагностика
Выяснение
запросов
родителей,
удовлетворе
нность
работой
педагога,
детского
объединения
е
и
н
а
в
о
р
и
т
е
к
н
А
31а
д
о
г
е
ы
н
б
е
ч
у
7
1
0
2
6
1
0
2
,
6
1
0
2
5
1
0
2
,
5
1
0
2
4
1
0
2
а
д
о
г
е
ы
н
б
е
ч
у
7
1
0
2
6
1
0
2
,
6
1
0
2
5
1
0
2
,
5
1
0
2
4
1
0
2
Форма
представления
творческих
работ
обучающихся
Активизация
творческого
потенциала
детей и их
родителей,
повышения
статуса
семьи.
и
к
в
а
т
с
ы
В
е
и
н
а
р
б
о
с
е
о
к
с
ь
л
е
т
и
д
о
Р
Взаимный
обмен
мнениями,
идеями,
совместный
поиск.
Беседы,
анализ и
итоги
деятельности
детского
объединения,
результаты и
достижения
обучающихся
Демонстрация
творческого
роста
обучающихся
Мотивация
родителей к
сотрудничес
тву с
детским
коллективом.
Индивидуальны
е беседы с
родителями
Решение
конкретных
психолого
педагогичес
ких,
личностных
или
администра
тивных
проблем
й
е
л
е
т
и
д
о
р
я
л
д
я
и
ц
а
т
ь
л
у
с
н
о
К
и
м
я
л
е
т
и
д
о
р
д
е
р
е
п
т
ё
ч
т
о
й
и
к
с
е
ч
р
о
в
Т
Администрация МОУ ДО «Районный Дом детского творчества»
отметила о создании благоприятного психологического климата в детском
объединении (справка – подтверждение в Приложение 91); признание
высокого профессионализма, как педагога дополнительного образования,
уровень воспитанности учащихся (справка – подтверждение, лист изучения
данных уровня воспитанности учащихся в Приложение 92).
Также,
психологом школы было проведено исследование
психологического климата в детском объединении «Юный натуралист».
Результаты проведенного исследования показали, что большинство
32учащихся оценивают психологический климат детского коллектива как
благоприятный. Подтверждающий документ в Приложение 93.
«Кружок «Юный натуралист» дает возможность школьникам
узнать, познать и раскрыть свои таланты, понять, что он может.
Участники кружка узнали достаточно много интересного, познали природу
во всех красках. Кто то очень красиво рисовал природу, кто то писал
стихи, кто то делал замечательные подделки. Отдельные учащиеся
выполняли исследовательские работы,
были
участниками экологической сказки. Работали с микролабораторией, ходили
на экскурсии, в поход.
Участвовали в дистанционных конкурсах,
выкладывали свои работы на сайты. Получали благодарности, грамоты и
дипломы» фрагмент отзыва участников детского объединения. Полный
текст от учащихся и отзыв от родителя в Приложении 94.
делали презентации,
Отдельные родители за активное участие в творческой жизни
детского объединения, за проявленный интерес к поисковой деятельности
были награждены благодарностью. Подтверждающий документ в
Приложениях 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101.
Взаимодействие с родителями должно осуществляться эффективно,
плодотворно и творчески. Воспитание ребенка
это длительный
процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного
следования выбранной цели.
Я, не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути
сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель воспитывать
будущих созидателей жизни. Каков человек таков мир, который он создает
вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, будут счастливы.
3.4. Владение приемами работы с одаренными детьми, детьми с ОВЗ, детьми,
находящимися на учёте КПДН, ОПДН и др.
Категория детей
1. Одаренные дети
Приемы работы
1. Выявление одаренных
детей. 2. Способствовать
развитию самостоятельности
мышления, инициативности,
научноисследовательских
навыков, творчества.
3. Обеспечение научного,
методического и
информационного
сопровождения процесса
развития одаренных детей.
4. Создание для ученика
Обоснование использования приемов
Развитие психических
процессов (внимания, памяти,
мышления, речи, восприятия,
воображения).
Развитие творческих
способностей.
Развитие
любознательности, чувство
удовлетворения при успехах.
Развитие интереса к
33ситуации успеха.
познавательной деятельности.
5. Организация и участие
в интеллектуальных играх,
творческих конкурсах,
предметных олимпиадах.
Развитие умений
самовыражаться,
самоутверждаться.
Развитие
6. Выставки творческих работ
учащихся.
коммуникативных
способностей.
7. Публикация работ учащихся
на сайтах.
8. Стимулирование и
поддержка одаренных детей.
9. Поддержка и поощрение
родителей одаренных детей.
10. Обеспечение
благоприятных условий для
возможностей творческой
самореализации обучающихся.
2. Дети,
находящиеся на
учете.
С 2014 года
Парахневич Мария
находится на
внутришкольном
учете.
Подтверждающий
документ в
Приложение 102.
В 20152016
учебном году
посещала детское
объединение
«Юный
натуралист»
3.Дети,
находящиеся под
опекойСысоева
Кристина, 9 класс.
Подтверждающий
документ
в
Приложение 103.
В
учебном
20152016
году
Оптимальное развитие
иметь
помощи,
1.
способностей,
характер
поддержки.
2. Совместная практическая
деятельность педагога и
обучающегося.
3.Психологическое
сопровождение обучающегося.
4. Поддержка и поощрение
обучающегося.
Оптимальное развитие
иметь
помощи,
1.
способностей,
характер
поддержки.
2. Совместная практическая
деятельность педагога и
обучающегося.
3.Психологическое
Формирование способов
социального взаимодействия.
Развитие
коммуникативных
способностей.
Развитие способностей
строить жизненные планы и
вырабатывать нравственные
идеалы.
Формировать
рефлексивный тип мышления
(умение провести адекватный
самоанализ своих умений,
качеств, поступков).
Формирование способов
социального взаимодействия.
Развитие
коммуникативных
способностей.
Развитие способностей
строить жизненные планы и
вырабатывать нравственные
34сопровождение обучающегося.
идеалы.
4. Поддержка и поощрение
обучающегося.
Формировать
рефлексивный тип мышления
(умение провести адекватный
самоанализ своих умений,
качеств, поступков).
посещала детское
объединение
«Юный
натуралист».
4.Дети, из
малоимущих семей.
Подтверждающий
документ приказы,
справка в
Приложение 104.
При работе с одарёнными детьми я руководствуюсь следующими
принципами:
использовать в своей работе большое количество творческих заданий;
творчество должна приносить ребёнку удовольствие;
необходимо самостоятельное добывание информации;
уважение желания ребёнка работать самостоятельно;
поощрение настойчивости, активности;
не снижать самооценку ученика.
Система дополнительного образования используется для мотивации
учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных
видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития
личности каждого учащегося, независимо от категории детей.
Критерий № 4. Профессиональное развитие педагога дополнительного
образования в межаттестационный период.
4.1. Освоение программ повышения квалификации или профессиональной
переподготовки.
Наименование
образовательной
организации
Форма повышения
квалификации,
наименование
образовательной
программы
«Центр
дополнительного
образования
«Профессионал
Р», г.Ростовна
Дону
Заочная форма с
использованием
дистанционных технологий
по программе повышения
квалификации «Педагог
дополнительного
образования: современные
Дата
№ удостоверения
повышения
квалификаци
и
Апрельмай,
2015 год
/сертификата
1473
Копия документа
в Приложении
105
35подходы к
профессиональной
деятельности», в объёме 72
часа.
«Фоксфорд»,
МФТИ
Участник конференции
«Решения в области ИТ в
образовании»
28 марта
2016 года
«Я класс»,
г. Москва
Практический курс «ИКТ
грамотность. Новатор», в
объёме 72 часа.
Июнь,
2016 год
КГБУ ДПО
«Алтайский
краевой институт
повышения
квалификации
работников
образования»
«Фоксфорд»,
МФТИ
«Коми
республиканский
институт
образования, г.
Сыктывкар
«Фоксфорд»,
МФТИ
Заочная форма с
использованием
дистанционных технологий
по теме: «Осуществление
контрольнооценочной
деятельности в
образовательном процессе с
помощью современных
методик и информационных
технологий», в объёме 32
часа.
Участник вебинара
«Результативные
родительские собрания с
помощью коучингового
подхода»
Открытый онлайнкурс
«Ключевые аспекты
инклюзивного образования в
условиях введения ФГОС
образования обучающихся с
ОВЗ», в объёме 15 часов
Заочная форма с
использованием
дистанционных технологий
по теме:
«Здоровьесберегающие
технологии в общем
образовании в условиях
внедрения ФГОС», в объёме
72 часа.
997412560
Копия документа
в Приложении
106
0190616
Копия документа
в Приложении
107
04796
Копия документа
в Приложении
108
Июль,
август, 2016
год
05 апреля
2017 года
Апрель,
2017 года
Апрель,
2017 года
б/н
Копия документа
в Приложении
109
47068400
Копия документа
в Приложении
110
1806292
Копия документа
в Приложении
111
«Коми
республиканский
Открытый онлайнкурс
«Оказание первичной
Апрель,
2017 года
740f211
Копия документа
36