Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)
Оценка 5

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
искусство +2
7 кл—8 кл
13.05.2018
Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)
Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" . Материал проекта может быть использован как на уроках литературы, так и на уроках истории и искусства. А также и во внеурочной деятельности. Систематизированная в проекте информация доступна, интересна и необходима для учащихся 7-8 классов
ПРОЕКТ.docx
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» ИНФОРМАЦИОННО­ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ                ПРОЕКТ                                             «ЖЕНЩИНА И ВОЙНА»                     (метапредметный, краткосрочный)                                                                                                                                                                            Руководитель проекта:                                                                 учитель русского языка и литературы                                                                 Мухарева Ирина Анатольевна                                                                       ЧЕРЕПОВЕЦ  2018                          СОДЕРЖАНИЕ 1 Стр. 1. Введение                                                                                       3 2. Основная часть                                                                             4 3. Надежда Дурова                                                                           5 4. А.И. Зарин «Женщины героини 12­го года»                             7 5. Василиса Кожина                                                                         7 6. Прасковья – кружевница                                                             9 7. Маргарита Тучкова                                                                     11 8. Стихи, посвященные Маргарите Тучковой                              15 9. Женщины­герои 1812 года в изобразительном искусстве.  Лубочные картинки.                                                                    19 10. Портреты                                                                                      20 11. Музыка и театр                                                                            25 12. Фильм «Гусарская баллада»                                                       26                    13.  Либретто                                                                                      27 14. Художественный фильм «Василиса»                                        28 15. Памятники женщинам­героям                                                   29 16. Заключение                                                                                  32 17. Список литературы и интернет­ресурсов                                 33 2 ВВЕДЕНИЕ.          «Женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена  мужчин…» ­ писал Генрих Гейне.  Поэт искренне восхищался мужеством и  самоотверженностью женщин, способных в критической ситуации действовать  собранно и самостоятельно.            Действительно, русские женщины способны оберегать не только  благополучие своего семейного очага, но и своей родины.                                        На протяжении многовековой истории Руси судьба не баловала русских женщин, возлагая на хрупкие плечи тяжкие испытания. Но как бы ни была сурова к ним  жизнь, женщины России достойно исполняли свое земное предназначение.  Сражения, битвы и ратные подвиги испокон веков считались уделом мужским.  Женщинам предназначалось иное: беречь домашний очаг, поднимать детей, а  еще ­ ждать мужчин, уходивших на войну. Женское начало выступало,  отождествлялось с самой жизнью, ее простым повседневным течением, миром  обычных житейских дел и забот. Образ женщины несет с собой тепло и уют,  нежность и покой, а главное, он несет с собой любовь, без которой немыслимо  для человека счастье. Именно за любовь и счастье должны сражаться настоящие  мужчины, и именно необходимость защиты дома, женщин и детей способна хотя  бы отчасти оправдать войну.                                                        «В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.                                                          В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь.                                                          В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.                                                          В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.                                                          В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.                                                          В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.» Женщина и война… Что может быть более противоестественным?  Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь,  единственную и неповторимую… Нельзя переоценить роль советских женщин в годы Великой  Отечественной войны. Их подвиг увековечен в истории. Им поставлены  памятники, написаны книги, из которых мы узнаем о том, что сделали женщины  для Победы в войне 1941­1945 годов. Но на защиту своего Отечества русские женщины вставали всегда. Это  утверждение я и приняла за гипотезу своей работы. Первой войной, по окончании которой награждали женщин, стала  Отечественная война 1812 года. По указу от 8 февраля 1816 г. медалью «В  память Отечественной войны 1812 года» были награждены вдовы генералов и  офицеров, погибших в боях, женщины, которые трудились в лазаретах и  ухаживали за ранеными, а также дамы ­ старейшие в дворянских родах, внесшие  3 крупные пожертвования на ведения войны. Всего для женщин было изготовлено  7606 медалей.  Среди семиклассников я провела опрос с целью выяснить, что им  известно о роли женщин в годы Отечественной войны 1812 года. И результаты  оказались неутешительны: 37 % учащихся в общих чертах знают, что женщины  принимали участие в войне с французами в качестве сестер милосердия, в  партизанском движении. А назвать имена женщин­участниц Отечественной  войны не смог никто. Это убедило меня в том, что данное исследование будет  интересным и актуальным, потому что есть необходимость восполнить пробелы, связанные со знанием истории Отечественной войны 1812. Данная работа  посвящена именам тех женщин, которые как личную беду, как беду в своём  доме восприняли нашествие наполеоновских войск на русскую землю. Отсюда,  ПРОБЛЕМА: Поколение 21­го века мало информировано о роли женщин в  годы Отечественной войны 1812 года. А это героические страницы нашего  прошлого, которое мы не имеем право забыть, так как без прошлого нет и  будущего.   Следовательно, ЦЕЛЬ проекта ­ познакомиться с ролью женщин во время Отечественной войны 1812 года и проследить, как женский подвиг  отражен в литературе и искусстве, чтобы активизировать  творческую   активность,   познавательный интерес к историческому и культурному  наследию нашей страны.  Для достижения этой цели я поставила следующие задачи: 1. Изучить информацию о роли женщин в Отечественной войне 1812 года; 2. Вычленить главные эпизоды женских подвигов; 3. Провести исследование, как эти подвиги отражены в литературе, истории,  искусстве. 4. Через презентацию проекта информировать одноклассников по данной  теме; 5. Создать информационный справочник «Женщины­герои войны 1812 года»  с целью использования его для подготовки рефератов по истории,  литературе и для подготовки классных часов. Объект исследования – женщины, принимавшие участие в Отечественной войне 1812 года. Предмет исследования – роль женщин в войне 1812 года, их вклад в  победу русского народа над армией Наполеона. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ           Войне 1812 года было посвящено множество мемуарной и художественной литературы, очерков, писем, записок очевидцев событий тех лет. Писали  полководцы и государственные деятели, воины и поэты, простые люди, вплоть  4 до московской дворовой женщины. Из этих писем мы узнаем, что, и женщины  всех сословий не могли оставаться глухими к военным событиям 1812 года. И, в первую очередь, это относится к знаменитой «кавалер девице» – Надежде  Андреевне Дуровой, чья удивительная судьба еще при ее жизни стала легендой.  В своих многочисленных походах она вела записки, нечто вроде дневника, по  которым и были написаны впоследствии многие  произведения.       В «Записках Кавалерист – девицы» образ автора слился с образом героини.  «Записки…» ­ это взгляд на происходящие грандиозные исторические  события рядового участника этих событий; война здесь – не только сражения и  смотры, но тяжелая работа со всеми бытовыми трудностями. И пусть герой –  «кавалерист», пусть – «Соколов», «Александров» – все равно это женщина с  глубокой, чистой душой. В. Г. Белинский назвал Дурову «дивным феноменом   нравственного мира».  НАДЕЖДА ДУРОВА Детские годы Надежды не были беззаботными. Мать очень желала сына, но 17  сентября 1783 года родилась девочка, и она невзлюбила дочку. Отец поручил  воспитание дочери слугам. Так отставной гусар Астахов  стал нянькой для маленькой Нади, он ничем не мог  увлечь девочку, а только лишь романтикой военной  службы. С раннего детства Наденька полюбила красоту   и вольность ратной службы, привыкла к лошадям,  с  удовольствием  ухаживала за ними, чувствовала оружие.       В 12 лет отец подарил Наде коня.   Надя настолько полюбила его, что всякую минуту готова была проводить с   ним.   Алкид,   так   назвали   коня,   во   всем   слушался девочку. Отец стал брать с собой её в дальние прогулки верхом.     «Я стану, отец, тебе настоящим       сыном. Я сделаюсь воином     и докажу, что участь женщины может быть иной…» ­   однажды пообещала она отцу.    В 1806 году в день своего рождения Надежда решила, наконец, изменить свою судьбу.   Она   обрезала   волосы,   взяла   заранее   подготовленное   старое   казачье платье, сняла со стены отцовскую саблю и ночью, со своим Алкидом сбежала из родного дома.  Попав в казачий полк, назвалась дворянским сыном Александром Соколовым, которого не пускают на войну. Под именем Александра Соколова 5 она  в 1807 году  вступила   в   Коннопольский  улановский  полк    и  выступила вместе  с ним в поход в Пруссию.       Александр Соколов, не смотря на молодость, показывал отличные успехи  на поле   боя,     вступал   в   бой   первым   и       выбирался   из   всяческих     военных переделок   целым и невредимым.       Отец, обеспокоенный участью дочери, подает прошение на высочайшее имя императора с просьбой разыскать дочь и вернуть домой.                       Император Александр  I  сам был удивлен таким поступком и велел отправить курьера в Пруссию, чтобы доставить этого Александра Соколова, не раскрывая никому его имени. Улана доставили в Петербург. В его послужном списке император с удивлением прочел о прекрасных боевых качествах молодого офицера. Беседуя с  этим   молодым   уланом,  Александр   вначале   думал   возвратить   Надежду       в родной дом, но удивленный столь пламенным   её желанием, император переменил свое решение. Александр I собственноручно наградил Надежду Дурову Георгиевским крестом за   спасение   жизни   офицера     на   поле   боя.     Велел   именоваться   его     именем Александровым.                                                             Вскоре грянул гром   французские Отечественной   Войны   1812   года,   войска под командованием Наполеона вторглись в Россию. Отходя с боями, русская армия двигалась по направлению к Москве. Полк, в котором служила Надежда,   в   числе   лучших   кавалерийских   полков   Корнет прикрывал   отступающую   армию. Александров   участвует   в   боях   под   Миром, Романовом, Дашковкой, в конной атаке под Смоленском.   6 26 августа 1812 год село Бородино (110 км  от Москвы). Здесь состоялась решающая   битва   между   французской   армией   Наполеона   I     и   русской   под командованием М. И. Кутузова.  Сражение было жестоким и кровопролитным.   Во   время   Бородинского   сражения   Александров   был   на   передовой, бросался в самую гущу боя.  В одном из боёв пуля оцарапала  плечо, а осколки снаряда задели ногу. Боль была, но Дурова осталась в седле до конца битвы. Расторопного поручика заметил Кутузов, он был наслышан о подвигах  улана и знал, что под этим именем скрывается отважная женщина, но не подал  вида. И   у   Надежды   началась   новая   служба   в   роли   ординарца   Кутузова.   По нескольку раз в день она под огнем противника спешила к командирам. Кутузов нарадоваться не мог таким ординарцем.       Ранения Бородинской битвы постоянно волновали Надежду, мешали ей нести службу. Дурова берет отпуск для лечения, и проводит его в родном доме.   После   окончания   отпуска Надежда   со   своим   полком участвует в заграничных походах русской армии.        В 1816 году Надежда   Андреевна   Дурова   с почестями и  наградами вышла в отставку.   Остаток жизни Дурова провела в маленьком домике в городе Елабуга в окружении любимых животных. Умерла Надежда Дурова в 1866 году в возрасте 83 лет. Хоронили ее в мужском платье с воинскими почестями.           А. Е. ЗАРИН «Женщины героини 12­го года»           Книга писателя Андрея Ефимовича Зарина (1862—1929), выпущенная  к юбилею Отечественной войны 1812 года, в четырех коротких очерках  рассказывает о силе и мужестве настоящих воинов, которыми проявили себя  7 в борьбе с врагом русские женщины: Старостиха Василиса, Прасковья­ кружевница, Анфиса, первая женщина­офицер Надежда Дурова. Каждый очерк  включает иллюстрацию. Сожалея, что о героинях войны 1812 года сохранилось  крайне мало сведений, автор подчеркивает, что они «достойны памяти наравне  с другими героями Отечественной войны».           ВАСИЛИСА КОЖИНА           Из всех народных образов войны 1812 года больше всего стала известна именно Василиса Кожина.      Биография, семья и другие факты ее жизни почти не  известны.  Исследователи очертили возраст женщины в промежутке от 30 до 40 лет. У Василисы был муж Дмитрий Кожин, который работал старостой села Сычевка   Пореченского   уезда..   Когда   началась   французская   интервенция,   его убили.   Видимо,   именно   из­за   чувства   мести   Кожина   вступила   на   тропу беспощадной войны с непрошеными гостями.  Василиса была изобретательная и хитрая женщина.   Когда в селе   появились французы,   она     пригласила   их   в   дом,   накормила,   напоила.     Но   как   только нежданные гости  улеглись спать, она спалила дом  вместе с ними.  Наделенная незаурядным умом и решительностью, она смогла организовать  партизанский отряд, состоящий из подростков и женщин.  Вооруженные лишь  косами, вилами, топорами, Они нападали на вражеские отряды, уничтожали  обозы, захватывали пленных и передавали их регулярной армии. Василиса  Кожина держала партизанский отряд в полном своем подчинении и сама решала, что делать с пленными.     Однажды, небольшой французский отряд попал в плен к партизанам. Чужаков  собрались вести в соседний город, чтобы передать русской армии. Главным  конвоиром была Кожина. Один из французов был раздражен тем, что женщина,  да еще и крестьянка пытается им руководить. Он отказался выполнять приказ  старостихи. Тогда Кожина ударила ослушника косой по голове, и он мертвым  упал ей под ноги.   Женщины в ее отряде подобрались «серьезные». Так, одна из них по имени  Прасковья прославилась тем, что одна оборонялась вилами от шести французов. Троих из них она заколола, остальные спаслись бегством. Очень скоро отряд Василисы стал для французов «большой проблемой».  Кожина вела войну по всем правилам партизанской науки: при стоянках отряда  выставлялись караулы и пикеты, было организовано обучение крестьянок  стрельбе из ружей, снятых с убитых солдат. 8 Отряд Кожиной вступал в многочисленные сражения с отдельными  французскими частями, отбивая у них подводы с продовольствием и припасами.  Так, в ходе одной из вылазок партизаны отбили у французов десять фур с  фуражом, тридцать голов рогатого скота и двадцать овец. Казалось бы, мелочь.  Но, как гласит наука, количество часто переходит в качество. Теряя каждый  день фураж, зерно, скот, продовольствие, французские гарнизоны в Смоленской  губернии оказались на грани голода.  За героизм Василиса была удостоена денежной премии и награждена медалью «В память Отечественной войны». Ходили   слухи,   что   сам   светлейший   князь   Кутузов встречался с ней.  После   окончания   войны   Василиса   вернулась   в   свою родную   деревню   и   занялась   привычными   сельскими делами. По некоторым сведениям, у нее было пятеро детей. Предположительно, Василиса Кожина умерла где­то около 1840 года. История   увековечила   имя   простой   русской   женщины,   великой   дочери  В   честь   Василисы   Кожиной   названа   одна   из   московских   улиц, России. расположенная в западной части Москвы.  ПРАСКОВЬЯ ­ КРУЖЕВНИЦА        Ещё  одна героиня Отечественной войны ­  Прасковья кружевница. Жаль только фамилию этой женщины так и не удалось узнать.  В маленькой деревушке Соколово, Духовщинского уезда, Смоленской  губернии жила   двадцатилетняя красавица  Прасковья.  Явился в в эту деревню  французский отряд, который отнимал у жителей всё, что приглянется.  Зашли  два  француза и в дом к Прасковье, не растерялась девушка, схватила топор и  зарубила обоих. Трупы спрятала в погребе. А в следующий раз, защищая свою  честь, заколола вилами накинувшегося на нее офицера. Такое уже не могло  пройти незамеченным и грозило неминуемой расплатой деревенским жителям. 9 Она   собрала деревенских   парней и   ушла   с   ними     в   «Это   было лес.   страшное войско: 20 сильных,   молодых парней, вооруженных топорами, косами и вилами,   и   во   главе их красавица  Прасковья». Они   сначала   стерегли   французов   у   дороги   и     нападали   на   них,   когда видели   не   более   десяти   –     двенадцати   человек,   но   скоро   косы   и   топоры сменились у них ружьями и саблями.  Сама Прасковья  показывала пример  храбрости.  Пленный  французский  генерал называл ее  «мужичкой» и  «разбойником».  А  отряд,  воодушевленный бесстрашием Прасковьи, смелея день ото дня, стал уже  нападать на вооруженные отряды, и один раз отбил у французов обоз.  Слух о Прасковье и ее помощниках пошел по всему уезду, и из соседних деревень стали приходить к ней парни. Она принимала на выбор, и вскоре у нее 10 образовался отряд из 60 отборных молодцов, с которыми Прасковья доходила почти до самого Смоленска.  С изумлением и страхом думал французский генерал, посаженный в Смоленске губернатором, о Прасковье. За ее голову, отбившей со своим отрядом изрядную долю французского оснащения и провианта, была назначена большая сумма. Но поймать Прасковью не смогли. А сам император Наполеон, узнав о Прасковье, удивлялся русскому менталитету: «Что за страна? Жгут свои лучшие города, сражаются женщины и дети!..»   После войны 1812 года она вновь вернулась к своим привычным   занятиям   –   кружевоплетению,   и   никто практически   не   узнавал   в   этой   смиренной   девушке грозу   французов,   одно   имя   которой   приводило   в трепет храбрых солдат «великой армии». Вскоре за ее подвиги из Петербурга была прислана  памятная серебряная медаль «В память Отечественной войны ­ высшая награда времен Отечественной 1812  года.  Это так подействовало на деревенских, что даже сам помещик дал ей вольную и  выдал средства на жизнь.  МАРГАРИТА ТУЧКОВА «Гроза двенадцатого года»  сыграла свою горькую роль в жизни  тысяч  людей и семей, прокатившись по ним огненно­кровавым валом и разрушив  много­много жизней и судеб. Одной из таких разрушенных в грозную военную  годину 1812 года семей стала семья генерала Александра Тучкова и его  возлюбленной жены Маргариты.  А была это красивая, счастливая и влюбленная  пара, одна из тех, про которых говорят, что она словно бы подбиралась на  небесах…       В Бородинском сражении полегло 44 тысячи русских и более 50 тысяч  французов. Изувеченные тела погибших ужасающим покровом лежали на еще  недавно мирном картофельном поле. Трупы разлагались, их было приказано  сжигать.  И вот среди этих адовых кострищ, летающего человеческого пепла,  удушающего смрада и пирующего воронья по полю бродила хрупкая молодая  женщина, охваченная горем. Это была Маргарита Тучкова, отыскивающая  11 останки своего мужа. Вдову сопровождал монах из Лужецкого монастыря.  Современники утверждали, что несчастной удалось найти палец, который она  узнала по знакомому обручальному кольцу с бирюзой. Тело же Тучкова  смешалось со взрытой ядрами землей... Брак с Александром был у Маргариты вторым. Первый раз ее выдали замуж в 16 лет, по воле родителей, за красавца Павла Ласунского. Душа Маргариты к нему  не лежала, да и жениха привлекало, скорее, богатое приданое невесты, ее  принадлежность к знатному роду Нарышкиных. Брак обернулся сущим  кошмаром ­ Ласунский оказался гулякой и картежником. Нарышкины  выхлопотали развод. Но судьба, как известно, не плетет своих кружев зря. Именно Ласунский  пригласил в дом, на новогодний бал, двух знакомых офицеров. Одетые в маски,  они подошли к юной хозяйке с вопросом – «Любовь» или «Верность»?  «Верность», ­ не раздумывая, ответила Маргарита и закружилась в вальсе с тем,  кто скрывался под такой маской. Это и был Александр Тучков, младший из  четырех братьев Тучковых. Спустя век, его облик воспела Марина Цветаева: Ах, на гравюре полустертой, В один великолепный миг, Я встретила, Тучков­четвертый, Ваш нежный лик. И Вашу хрупкую фигуру, И золотые ордена… И я, поцеловав гравюру, Не знала сна». Вспыхнула горячее взаимное чувство, затмившее белый свет. Но родители дали  согласие на брак только через 4 года. Маргарита так сильно любила мужа, что не мыслила и дня жизни в разлуке.  Однако 29­летнего генерала Тучкова ждал воинский долг. Молодая женщина  обратилась к императору Александру I с просьбой разрешить последовать за  военным обозом мужа. Когда монарх напомнил ей о трудностях походного  бытия для дамы, она ответила: «Самое трудное для меня ­ не видеть его». Привыкнув к бесконечной дорожной тряске, она кочевала вместе с армией к  театрам военных действий. Нежные руки московской аристократки, знавшие  только клавикорды, французские книги да вышивание, научились чистить  картошку, варить похлебку на костре, стирать белье, ухаживать за лошадьми.  Каждый раз, разрывая страхом душу, Маргарита провожала мужа в бой, истово  молилась за него и встречала ­ всегда невредимого.Только рождение сына  Николая в 1811 году изменило этот образ жизни. Маргарита вернулась в  Москву, а Тучков попросил императора об отставке. Но в Европе не  прекращалась война, развязанная Наполеоном, и царь отклонил просьбу. 12 Летом 1812 года французская  армия перешла границы  России и двинулась к Москве  с полной уверенностью в  быстрой победе. Началась  жестокая битва… ...Блестящий молодой генерал Александр Тучков увлеченно  искал на карте загадочное  место под названием  «Бородино», где ему  цыганкой была предсказана  гибель в бою. Он нашел нечто  подобное по звучанию на  Аппенинском полуострове и  рассмеялся, обращаясь к  жене: «Мой друг, но Россия  не воюет с Италией, а значит ­ гибель моя отменяется!» О  существовании маленькой  деревни с таким названием на своей родине Тучков даже не подозревал,  деревень в России ­ тысячи. Зеленые глаза Маргариты улыбнулись мужу.  Пророчество цыганки можно забыть, когда бы и ей самой не явились во сне  мистические, устрашающие слова: «Твоя участь решится в Бородине»...А та  грубая суковатая палка, которую неожиданно протянул ей у церкви, в день  венчания, старик­юродивый?! «Вот тебе посох, сестра Мария!» ­ эти  обращенные к ней слова скрывали непонятный, тревожащий смысл. В 1812 году Маргарита Михайловна не могла следовать за мужем. В это время  она больше была нужна их малолетнему сыну. Было решено, что она проводит  мужа до Смоленска и отправится к родителям в Москву. 1 сентября 1812  года узнала от брата Кирилла Михайловича о смерти мужа, убитого  в Бородинском сражение. Генерал­майор Александр Тучков командовал дивизией. Его личная отвага  оставила о себе легенду. Был момент, когда под натиском французов русские  солдаты дрогнули, и чтобы придать им духу, генерал поднял над головой  упавшее знамя и пошел на врага. Тучкову  картечь разорвала грудь.                                                                                          Маргарита поехала на поле битвы искать тело мужа: из письма генерала  Коновницына она знала, что Тучков погиб в районе Семёновского редута.  Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали: тело Александра Тучкова  так и не было найдено. 13 ..Пережитый ужас, страшная потеря чуть было не отняли у Маргариты рассудок. Ее вернули к жизни заботы о маленьком сыне, в котором она не чаяла души.  Николай вырос благородным юношей, подавал надежды в учении и ­ благоговел  перед матерью. Однажды он написал: «Матушка, жизнь моя! Если бы я мог  показать Вам свое сердце, Вы нашли бы в нем Ваше имя». В память о муже Маргарита возвела на Бородинском поле маленькую церковь  Спаса Нерукотворного, простую по архитектуре и убранству. Этот печальный  храм стал местом всех бородинских вдов, поминающих погибших мужей. Судьба проявила невероятную  жестокость, и через некоторое  время под сводами построенной  церкви Маргарите пришлось  похоронить юного сына,  скончавшегося от тяжелой  простуды. Этой смертью была  исчерпана без остатка вся ее  земная любовь. Приняв страшные  удары судьбы как божье знамение,  призывающее покинуть мирскую  жизнь, несчастная вдова и мать решила посвятить себя Богу и страждущим. Она  надела монашескую рясу, вериги и поселилась близ церкви, в сторожке. Ее  судьбу разделила француженка­гувернантка умершего сына. О своей жизни в это время она писала подруге: «День походит на день: утреня, обедня, потом чай,  немного чтения, обед, вечерня, незначащее рукоделье, а после короткой  молитвы — ночь, вот вся жизнь. Скучно жить, страшно умереть. Милосердие  Господне, Его любовь — вот моё упование, тем и кончу!» В 1838г. Тучкова принимает малый постриг под именем инокини Мелании. В разбитой жизни своей Тучкова искала утешения в помощи несчастным и  бедным: помогала окружающему населению, лечила больных и привлекала  желающих разделить с ней труды на пользу ближнего. Она отдаётся главному  делу всей последующей жизни — устройству нового женского монастыря.         Через 17­лет после Бородинской битвы император Николай I приехал на  Бородинское поле, чтобы открыть памятник павшим героям. У ограды он  увидел пожилую монахиню с отрешенным лицом. Это была 48­летняя Маргарита Тучкова. «Кланяюсь Вам, Ваше превосходительство, разделяю Вашу скорбь...», ­ монарх спешился с коня и протянул ей руку – так свидетельствуют  современники.          В 1840 году Маргарита Тучкова стала игуменией Спасо­Бородинского  монастыря, приняв имя Мария. Так сбылось предсказание юродивого. С его  посохом она не расставалась до конца дней. 14 Под своей камилавкой и монашеской  мантией Тучкова оставалась вполне  светской женщиной и, при редких своих  появлениях в свет и при дворе, пленяла всех своей блестящей речью и изяществом  приемов.  До последних дней жизни игумения Мария  жила в скромном домике, среди посаженных самой сосен, тополей и кленов напротив  усыпальницы мужа и сына. ею По послушанию митрополиту Филарету она рассталась с вещами,  напоминавшими ей о муже и сыне, а последние письма мужа и посвященные ей  стихи сожгла незадолго до кончины. В конце жизни матушка Мария тяжело болела, скончалась она 29 апреля 1852  года, на 72 году жизни, и похоронена в Спасской церкви рядом с сыном и совсем недалеко от места гибели любимого мужа. Она прожила в браке шесть лет,  вдовой – сорок…                                           После смерти на груди у нее нашли медальон с запиской, которую в молодости  прислал ей влюбленный Александр: «Кто владеет моим сердцем и кто волнует  его? Прекрасная Маргарита!» 15 И ты, пример любви и верности святой, Не в шуме суеты отрад себе искала. Нет! Нет! лишь с верою и пламенной мольбой Ты их пред алтарем священным обретала… Да будь благословен священный твой обет! Хотя земное все уже ты позабыла; Но сердца твоего ввек не забудет свет: Ты время грозное любовью победила.  СТИХИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ МАРГАРИТЕ ТУЧКОВОЙ Эти строки поэта В.В. Волкова взяты из альбома, принадлежавшего Тучковой  М.М., который заполнялся ею и разными лицами на протяжении более 30 лет. Среди авторов, представленных в альбоме Тучковой, немало людей, которые  оставили след в истории и культуре: поэт и переводчик Норов А.С., языковед,  историк литературы Грот Я.К., выдающийся санскритолог Коссович К.А. ,  государственный и военный деятель Боратынский И.А., немецкий композитор  Август Вейраух, поэт Волков А.А., есть подписи офицеров, посещавших поле  воинской славы России. Не все тексты датированы. Самая ранняя из имеющихся в альбоме дат — 2  января 1820 г., день рождения Маргариты Михайловны, именно в этот год на  Бородинском поле была открыта и освящена церковь Спаса Нерукотворного.  Последняя из датированных записей относится к 27 апреля 1852 г.  Предположительно она сделана Тучковой М.М.  Альбом хранится в  Российском государственном архиве литературы и  искусства (РГАЛИ), в фонде Алексея Алексеевича Тучкова. Всего записей около 60 (одна была кем­то стерта) на русском, французском и  немецком языках, также имеются 3 рисунка, в том числе миниатюрный  профильный портрет мальчика в мундире — по всей видимости, изображение  сына Тучковой, Николая. Вот отрывок одного из поэтических посвящений  Маргарите Михайловне, написанный А. Норовым: Поля Бородина — обширная, могила, Кто в ней почил, тот жив в предбудущих веках. Так, благодарная Россия не забудет О славном имени супруга твоего; И воин молодой воспламеняться будет Любовью к родине кончиною его… «Бессмертная и вечная любовь» Маргариты Тучковой нашла отражение и в  современной поэзии. Так свои стихи ей посвятили современные поэтессы:  Мария Заокская 16 Маргарите Тучковой Она во мгле искала мужа. Закончился кровавый бой И груды замолчавших ружей Крестом простёрлись над землей. Где руки те, что были милы И плечи?! – Спрячьте от беды, Но нет, на братской вы могиле И вас хранят молчанья сны. А дома – сын и вдовье горе И стены с ветром говорят. «Ах, если б были мы лишь в ссоре –  Ведь те, кто любят, всё простят». Но нет, легли на бранном поле И жизнь, и счастье, и мечты.  И покорившись женской доле Она – лишь отблеск от свечи. Но вот зажглась свеча и в сердце Любовью выше, чем земною, И указала Она перстнем, Где небо встретится с землёю. И монастырь стоит отныне Там, где веками шли бои И женщин в горе и в унынье Те стены к свету привели. Любовь Нелен Маргарите Тучковой (Жене погибшего генерала) Ты стояла у поля сражения, Едкий дым ел глаза, ослепив, Здесь не ведал никто поражения, Чашу горькую смерти испив. Ветер выл с матерями и сестрами, Травы здесь обжигало  огнем, И кружило здесь, как над погостами, 17 Воронье с криком ночью и днем… Ни останков, ни пепла не найдено, Лишь воронка, да черная гарь, Злобной смерти бездонная впадина, А над ней только вопль, как встарь. Догорала свечой поминальною, С погребальной молитвою шла, Чтобы жизнь безотрадно печальную Вечность вдаль за собой позвала.                                           *** В глазах никто не видел и следа Того, что нелегка была стезя, Осмысленно ты шла за ним всегда, Военной жизни тяготы, неся. Красива, безупречно молода, Блистательна в салонах, на балах Ты не  роптала, что в свои года Супругу верным спутником была. Не вспоминать о горестном былом, За неудобства мужа не корить, Любимого согреть своим теплом, Жить рядом и всю жизнь боготворить… А сколько было планов и идей, О детях согревали вас мечты, Любовью наполнялся каждый день, Хотя к ногам не падали цветы. Но час разлуки горькой наступил, Враг подходил к Москве, а сын так мал… Лишь он один твой дух тогда крепил, Лишь он один всю боль разлуки знал. О, август с позолоченной листвой, Ты помнишь, сколько слез лилось в ту ночь, И тучи, что неслись над головой 18 Ничем уж не могли двоим помочь. Быть сильным очень трудно до конца, Но, если веришь ­ во стократ смелей, Любовь живет тогда в людских сердцах, И важно ль, сколько пелось на земле?! Ксения Приходько Маргарита! О Маргарита! Прилетевшее в срок письмо  Распечатано и открыто… День дохнул осенней листвой. Строчки дышат осенним хладом. Именинный ангел грустит. Не смиряясь пред невозвратным, Ты упала с криком: «Убит!» Да, убит!.. В одном только слове – Крик, и холод, и тишина. Капля гордой дворянской крови В море крови Бородина. О Николеньке с Маргаритой Думал он в свой последний бой… То была роковая битва; Он в ней пал, как истый герой. Вновь ползут кровавые строчки, Как в твоём предрассветном сне, ­ Там была до ужаса точной Участь мужа в Бородине. Тело бедное зря искала Среди павших по всем полям; Но судьба тебе подсказала Возвести на том месте храм. Маргарита! О Маргарита! Зазвонили колокола  В твоём сердце; хоть скорбь не смыта, Сердца храм так чист и священен, Остальное – всего лишь пыль. Там, где были поля сражений, Будут церковь и монастырь. 19 Потеряв и мужа, и сына,                                                                                             Но душа твоя ожила. Духом сильным ты не падёшь. И в обители душ невинных Ты сама свой приют найдёшь. Ты такая же героиня, Как и все, кто любил и ждал; Он шептал во тьме твоё имя Перед тем, как навеки пал. Ты жива! И ты не забыта! И достигла до облаков Вместе с именем «Маргарита» Твоя ангельская любовь. ЖЕНЩИНЫ – ГЕРОИ 1812 ГОДА  В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ  ИСКУССТВЕ 1. Лубочные картинки. Лубок или народная картинка ­ вид изобразительного искусства, которому  свойственна доходчивость и ёмкость образа, так как они рассчитаны на  распространение среди широких народных слоев. Особенностью лубков  являются простота и грубоватость, присущие как изобразительному языку с его  обобщенным, несколько примитивным рисунком и яркой локальной раскраской,  так и пояснительным текстам, часто развернутым, являющимся неотъемлемой  частью лубка. Содержание картинок самое разнообразное.  В России народные  лубочные картинки имели широкое хождение, начиная с  XVII в. прежде всего как карикатуры, с помощью которых народ насмехался над своими обидчиками, врагами.            Поскольку война 1812 года носила  народный характер, то именно народ  первый отреагировал на события  войны. В первые месяцы после победы  такие картинки продавались по всей  стране как память о народном подвиге. Большая серия лубков была посвящена Василисе Кожиной.  Именно с темы Отечественной войны  1812 года лубочную форму берут на вооружение профессиональные художники.  Широкое распространение получил  лубок А.      Г.      Венецианова (1813) «Французы — голодные крысы в команде у  старостихи Василисы» с надписью: «Иллюстрация эпизода в Сычёвском  уезде, где жена сельского старосты Василиса, набрав команду из  20 вооружённых косами и дрекольем баб, гнала пред собой несколько взятых в  плен неприятелей, один из которых за неповиновение был ею убит».    Также известны и лубки  И.И. Теребенева.       2. Портреты. В   изобразительном   искусстве   портрет —   это   самостоятельный жанр,   целью которого является отображение внешнего облика (а через него и внутреннего мира) конкретного, реального человека. Изображение внешности персонажа — единственное   средство   построения   художественного   образа   человека   в изобразительном искусстве Легендарных   женщин   1812   года   художники   запечатлели   в   двух   портретных формах: исторический портрет (изображение кого­либо по воспоминаниям или воображению   мастера,   на   основе   вспомогательного   (литературно­ художественного,   документального   и т. п.)   материала.)   и   портрет­картина ( портретируемый   представлен   в   смысловой   и   сюжетной   взаимосвязи   с 21 окружающими   его   миром   вещей,   природой,   архитектурными   мотивами   и другими людьми.) Сохранилось много портретов Надежды Дуровой неизвестных авторов: Примечательно,   что   современные   художники   возвращаются   к   образу «Кавалерист­девицы».   Так   в   1949   г.   появляется   портрет­картина   Надежда Дурова, написанный Е.С. Зерновой. В 1953 году художник  В.И. Куделькин написал  «Портрет Н.А. Дуровой»   Портрет Надежды  Дуровой красноярской  художницы   Виктории  Гавриловой.   2012 год 22 Не обошли стороной портретисты и образ Василисы Кожиной.   Наиболее известен портрет художника А.Ф.  Смирнова, написанный сразу же после войны, в 1813 г. Находится в Государственном историческом  музее                                                                                                                                  Замечательна и картина  Виденской А.В.  «Василиса  Кожина».  А так представляют  Василису Кожину наши  современники. 23 И.Б. Кириллов «Старостиха­Василиса» Аннотация: Поводом для написания работы явился подвиг старостихи Василисы Кожиной , героини вайны 1812 года. Соавтором и моделью выступила Мария Подкопаева. Год создания: 2012 Техника: холст, масло Размеры: 170х100 Трагедию Маргариты Тучковой в своем творчестве запечатлели сразу несколько художников:  1. П. Минаева «Маргарита Тучкова на Бородинском поле»;  2. Н. Матвеев «Вдова М.М. Тучкова на Бородинском поле»; 3. С. Кожин «Панихида по генералу А.А. Тучкову»   24 2 2. Таким образом, отмечу, что художники в своих произведениях отразили красоту, величие, силу духа, любовь русских женщин 1812 года. Современные мастера не только продолжают традиции своих предшественников, создавая образы легендарных женщин, но стараются запечатлеть их подвиг в памяти потомков и новаторскими способами. Так художник И.М. Львов к 150-летнему юбилею Бородинской битвы создает серию почтовых марок, на которых также отражен вклад русских женщин в победу над Наполеоном. 25 МУЗЫКА И ТЕАТР Судьба знаменитой кавалерист­девицы Надежды Дуровой нашла отражение и в  музыке. В суровые для нашей страны годы Великой Отечественной войны  композитор Тихон Николаевич Хренников обращается к теме войны 1812 года.  Композитор создает музыку к драматическому спектаклю­комедии Театра  Красной Армии «Давным­давно» по пьесе А.К. Гладкова, премьера которого  состоялась в 1942 году. Можно без малейшего преувеличения сказать, что эта  удивительно оптимистичная музыка, написанная Т.Хренниковым, согревала и  согревает сердца и души многих миллионов людей в течение десятилетий. Она  остается любимой и сейчас.  В  начале Великой Отечественной войны этот спектакль прозвучал актуально.  Не было еще ни «Фронта», ни других пьес о войне, которые потом всюду шли.  Было еще отступление, спектакль звучал патриотически, шел всегда с аншлагом. Это был первый спектакль о войне. Пусть о войне 1812 года   Главную героиню сыграла  Мария Ивановна Бабанова. Шурочка, героиня  Бабановой, отважно сражалась с французами, влюблялась, а ее усатые партнеры  от души воспевали шампанское.  Бабанова в довольно мелодраматической роли  сумела вызвать глубокие чувства, настоящие. Она с грустью расставалась с  домом, с куклами, и эта девочка, которая из спокойного дома идет на войну, —  все это звучало очень современно. А в гусарской форме, когда она была  мальчиком и похлопывала громадных гусар по плечу или прибегала после боя — в ней была правда поэтическая. Она прелестно пела, хотя ей стоило труда  «посадить» свой чистый, высокий голос, когда надо было сыграть пьяного,  отчаянно ревнующего корнета. С одной стороны, ревновала она, Шура Азарова,  поручика Ржевского, успевшего приглянуться ей в девичьем еще ее состоянии; с другой стороны, ревновал к ней — то есть к нему, корнету Азарову, — тот же  Ржевский залетную французскую певичку. Бабанова с ее техникой  миниатюриста очаровательно оттеняла все «кто есть кто» этого двойного  притворства: мужскую грубость, которую нагоняет на себя корнет по  26 отношению к француженке; панибратство к Ржевскому, сквозь которое прорывается невольная нежность;  капризные слезы обиды в удалой песне и неподдельное  волнение уязвленного любовью девичьего сердца. А как  легко становилось мнимому Азарову, когда  приходилось отвечать на прямой вопрос Кутузова, не  женщина ли корнет. В ситуации комической и  плачевной  Шура отстаивала свое право защищать  родину наравне с мужчинами, — это была частичка  темы военной. Сегодня спектакль идёт в обновлённой версии Бориса  Морозова. На сцене блистают Владимир Зельдин,  Татьяна Морозова, Сергей Федюшкин, Анастасия  Бусыгина. Весёлая, искромётная постановка с яркими, задорными и  лирическими куплетами ни в коем случае не является «калькой» с  классического спектакля 1940­х. Удалые гусары, славные походы, романтизм и  юношеская любовь — таковы образы спектакля, за которыми стоят по­ настоящему глобальные темы — суть героизма, стремление защищать родную  землю – актуальные как в 1942­м, так и сейчас.  Тема верности, любви к Родине, вера в победу — основа пьесы Александра  Гладкова, а вместе с замечательной музыкой Тихона Хренникова и по  сегодняшний день находит живой отклик зала, вызывая благодарную реакцию  зрителей. Спектакль живет, спектакль востребован молодым поколением.  ФИЛЬМ «ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА» В 1962 году к 150­летию Бородинской битвы вышел фильм «Гусарская  баллада». Сценарий  написал Эльдар Рязанов, взяв за основу пьесу А. Гладкова  «Давным­давно». На роль девушки корнета, желающей встать на защиту  Отечества, взяли второкурсницу ВГИКа Ларису Голубкину. Ее мальчишеская  фигура подходила и для барышни, и для безусого юнца­корнета. 27 Лето 1812 года. В поместье отставного  майора Азарова приезжает гусарский поручик Дмитрий Ржевский. Он заочно помолвлен с  племянницей майора и не очень рад будущей  встрече с невестой, рисуя её себе жеманной  модницей. Но Шурочка ­ воспитанница двух  старых вояк ­ дяди­майора и его денщика,  заменившего ей няньку, ­ отлично держится в  седле, умеет фехтовать. Желая показать дяде маскарадный костюм для предстоящего бала,  она выбегает в сад, одетая корнетом, и…  сталкивается нос к носу с будущим женихом.  Планы разрушает внезапно начавшаяся война,  на которую Шурочка отправляется в костюме корнета ­ защищать Родину…   «Гусарская баллада» – игривое обращение к самым светлым чувствам, изящное  стимулирование патриотических настроений и веры в большую любовь, то, чего  часто не хватает современным лентам о боевых заслугах нашей Родины. ЛИБРЕТТО По свидетельству балетного историка Бориса Тарасова, с идеей создания балета по пьесе «Давным­давно» выступил в конце 1960­х годов А.      А.      Белинский,  написавший либретто для постановки балета, в котором главная партия  создавалась для Е.      С.      Максимовой. Уже был назначен балетмейстер — Олег  Михайлович Виноградов. Однако постановке не суждено было сбыться. Прошло 17 лет — и Виноградов вернулся к этой идее. Он переписал старое  либретто А. Белинского. А за музыкой обратился к Т. Н. Хренникову, которому  тема этого сюжета была уже знакома по спектаклю и фильму. Композитор  думал использовать свою музыку для создания мюзикла, но предложение о  балете заинтересовало его и он взялся за работу над балетом[8]. Сам Олег Виноградов выступил художественным руководителем будущего  хореографиеского произведения, а непосредственно ставить балет предложил  Дмитрию Брянцеву, на что тот согласился. 28 Новый балет получил название такое же, как и фильм — «Гусарская  баллада».  Сюжет балета повторяет пьесы, хотя, конечно же, какие­то сцены были  определенным образом «трансформированы» под хореографические. В   2011   году состоялась   премьера   балета­водевиля  в   3­х   действиях   по   пьесе   А.  Гладкова "Давным­давно". Музыкальная композиция нового балета составлена из музыки Тихона Хренникова к фильму и балету "Гусарская баллада" и балету "Наполеон Бонапарт". Новую музыкальную редакцию создал правнук композитора Тихон Хренников­младший. В этой постановке артисты не только танцуют, но и поют, а также… стреляют. Специально для "Гусарской баллады" изготовлен целый арсенал – 8 пушек, 40 кремниевых ружей и пистолетов наполеоновской эпохи. Во   время   батальных   сцен   все   орудия   будут   палить,   создавая   у   зрителей впечатление, что они находятся в самой гуще событий Бородинского сражения.  ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ «ВАСИЛИСА»  В 2014 году на экраны вышел фильм Антона Сиверса «Василиса»  В картине  показаны события, разворачивающиеся в период Отечественной войны  1812 года. Повествуется о жизни Василисы Кожиной — ее непосредственном  участии в военных событиях, а также о личной драме женщины. Заглавную роль  в фильме исполнила Светлана Ходченкова. 29 Если смотреть фильм Василиса, то можно  узнать, что в его основе лежит история  реальной личности — крестьянки, жены  старосты уезда, участницы Отечественной  войны Василисы Кожиной. История,  рассказанная в фильме, начинается еще  до того, как Наполеон вместе с французской  армией вторгается в Российскую империю.  Главная героиня, Василиса, живет  в крепостничестве и состоит в связи  с дворянином Иваном Рязановым. Иван  обещает освободить Василису от крепостной  повинности и сделать ее вольным человеком.  Также в его обещаниях — женитьба  на Василисе, однако это не может быть  правдой. Рязанов уже помолвлен с девушкой,  относящейся к его социальному кругу. Все,  что Иван обещает Василисе, лишь пустой звук и не имеет под собой никаких оснований. Назло Ивану героиня принимает  предложение руки и сердца от старосты уезда Максима Кожина и становится  его женой. Самое интересное в жизни главных (и не только главных) героев  начинает происходить, когда на их родину обрушивается огромное несчастье —  война. Крестьяне сталкиваются со злоупотреблениями французских солдат и  бездействием своего помещика. Василиса решает бороться и организовывает  крестьян в партизанский отряд, который нападает на французские обозы, нанося им существенный урон. Фильм привлекает тем, что в нем очень гармонично  связаны любовь между мужчиной и женщиной, а также любовь к отечеству.  Создатели развивают идею Льва Толстого о человеческом единстве, о том, что  все в мире взаимосвязано и частное — лишь проявление общего. Планировалось, что премьера картины состоится в августе 2012 года и будет приурочена  к двухсотлетию Бородинской битвы, однако сроки были отложены, и картина  появилась на широких экранах только весной 2014. Итак, мы видим, что современные деятели театра и кино постоянно обращаются  к героическому прошлому русских женщин, черпая в нем сюжеты и прообразы  для своих произведений.           ПАМЯТНИКИ ЖЕНЩИНАМ­ГЕРОЯМ          Несомненно, память о женщинах­героях войны 1812 года сохранили для  потомков и скульпторы. Так в Елабуге, в городе, где Надежда Дурова провела  последние годы своей жизни,  известен  памятник кавалерист­девице, который  находится на Троицкой площади. Памятник был установлен в 1993 г. Скульптор Ф.  Ф.  Лях, архитектор С.  Л.  Бурицкий. На памятнике ­ изображена Дурова Н.  30 в натуральный рост на коне. памятник изготовлен из бронзы и имеет  характерный налет времени. А.   В городе Сарапуле также увековечили память прославленной землячки кавалерист­девицы, героя войны 1812 года Надежды Дуровой. Первый  памятник установили в 2012 году  на месте дома, где когда­то жила семья сарапульского городничего ­ отца  Надежды Андреевны Дуровой. Как заверил автор скульптуры, кавалерист­ девица верхом на своём верном Алкиде ­ фигура исторически выверенная,  слепленная по акварелям и зарисовкам того времени. «Тут много интересных  символов: во­первых, памятник отливался в Смоленске, там, где воевала  Надежда Дурова. Можно много говорить о деталях, но самая важная – она  изображена в казачьем кафтане. Она отсюда уходила в действующую армию. И  этот памятник нельзя перенести ни в один из городов России: ни в Москву, ни в  Санкт­Петербург, ни в Смоленск, потому что только здесь это всё соответствует реальной исторической правде», ­ пояснил заслуженный художник России  Владимир Суровцев.  18 мая 2013 года у Музея истории и культуры Среднего Прикамья (г.Сарапул,  Удмуртская Республика) открыли второй памятник Надежде Дуровой  скульптора Рината Валиуллина. Открытие памятника состоялось без автора  (принявшего святое крещение под именем Лука и ушедшего в монастырь).  Вероятно, поэтому уже появились разные версии о сюжете скульптурной  композиции. По одной – запечатлен момент, когда под отважной всадницей был  убит любимый конь Алкид. По другой – Надежда Андреевна возвращается в  31 Сарапул для излечения после  ранения, полученного во время  Бородинского сражения. На главной площади парка  Фили, у центрального входа,  представлен уникальный  проект ­ Аллея Российской  Славы, скульптурные бюсты  величайших деятелей,  привнесших неоценимый вклад  в историю российского  государства.  И среди мужчин она,  32 Дурова Надежда Андреевна (1783­ 1866) Первая в истории русской армии  женщина ­ офицер.  Из дворян, дочь русского офицера 175­й годовщины победы в Отечественной войне 1812 года в продолжении  Сквера Памяти Героев у Смоленской крепостной стены был установлен  памятный знак в честь партизан Отечественной войны 1812 года В 1987 году во время празднований  Сам по себе памятный  знак достаточно скромен.  Он выполнен из  известняка, в его центре  находится бронзовая  медаль, обрамлённая  дубовыми листьями.  На медали надпись:  «Организаторам  и активным участникам  партизанской борьбы  на Смоленщине  в Отечественной войне  1812       года: подполковнику  Д.В. Давыдову, капитану А.Н. Сеславину, капитану А.С. Фигнеру, солдату —  драгуну Е.В. Четвертакову, крестьянке Василисе Кожиной и другим патриотам  России». 33 В 1985 году в д. Левшино,  Сычевского района был  установлен Памятный знак  Василисе Кожиной Надпись на лицевой стороне памятника:  В этой местности в августе­ноябре 1812 года действовал партизанский отряд, созданный и руководимый старостихой Василисой Кожиной. Отряд состоял из подростков и крестьян деревень Дугино, Лёвшино, Свистаево, Горшково, Хотьково, вооруженных косами, вилами, топорами, и был грозой для французов в Сычевском уезде. За  подвиги Василиса Кожина была награждена М.И.Кутузовым боевой медалью и  денежной премией.     ЗАКЛЮЧЕНИЕ      Отечественная война 1812 г. всколыхнула Россию. Нашествие Наполеона  вызвало небывалый патриотический подъем в русском обществе. Во  всенародную войну с захватчиками вступили представители всех слоев  населения. До Отечественной войны 1812 г. не было характерным массовое  участие женщин. Однако прогрессивные люди того времени понимали, что  невозможно половину населения страны искусственно удерживать вдали от  военных действий только из­за принадлежности к женскому полу Таким образом, женщины, движимые патриотическим чувством любви к Родине, несмотря на трудности ратного дела и лишения военных лет, шли с оружием в  34 руках сражаться за Отечество, как первая кавалерист­девица России Надежда  Андреевна Дурова и предводительницы партизанских отрядов Василиса Кожина, Прасковья – кружевница, Анфиса, ломая привычный уклад российского  общества и стереотип о том, что удел женщины – это быть хранительницей  домашнего очага. В процессе исследования данной темы я пришла к выводу, что  русские женщины, представительницы прекрасного пола, никогда не оставались  в стороне от тех значимых событий, которые волновали русское общество,  русское государство. Несмотря на разность социальных сословий, в сердце   каждой русской женщины жила ненависть к захватчикам, любовь к Родине,  любовь к родным и близким и вера в победу над врагом. Женщина­друг,  соратник, боевой товарищ, делившая все тяготы войны наравне с мужчинами –  вот те образы, которые нашли отображение в литературе и искусстве. И очень  важно, что до сих пор деятели литературы и искусства обращаются к  героическому прошлому женщин 1812 года, сохраняя в своих произведениях  и  передавая потомкам память о героинях той поры, воспитывая в молодом  поколении такие чувства, как патриотизм,  гордость за свою Родину, восхищение русской женщиной, любовь во всех ее проявлениях. Исследуя эту тему, я поняла, как интересно знать о героическом прошлом нашей Родины. Ведь без прошлого нет настоящего и будущего. И, конечно же, думаю,  что мое исследование, тот материал, который я собрала и оформила как  информационный справочник «Женщины­героини 1812 года» будет интересен и  полезен учащимся для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Иванова Ю.Н. Храбрейшие из прекрасных: Женщины России в войнах. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – 272 с. 2.   Кардапольцева   В.Н.   Женщина:   хозяйка,   героиня,   муза…   //   Вестник Тамбовского университета. – 1999. – № 4. – С. 19 – 30. 3. Муравьев В. Кавалерист­девица Надежда Дурова // Дурова Н.А. Избранные сочинения кавалерист­девицы / Вступит. Статья. – М., Моск. рабочий, 1983. – 479 с. 4.   Оконникова   Т.И.   Надежда   Андреевна   Дурова   –   патриот   России   // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2011. – № 4. – С. 5 – 11. 5. Подпалина М. Женщины в войне 1812 года // История и обществознание для школьников. – 2012. – № 3. – С. 55 – 60. 6. Эрлихман В. Кавалерист­девица // GEO. – 2005. – № 8. – С. 131 – 136. 7. Алексеев С.П. Бородинская битва: Рассказы. – М.: Дрофа, 1998 8. Антонов В.С. Книга для чтения по истории СССР XIX век. ­ М.:  Просвещение, 1989 9. Ишимова И. История России для детей. – М.: ОЛМА­ПРЕСС, 2001 10. Надеждина Н.А. Недаром помнит вся Россия. – М.: Малыш, 1986 35 11. Стрелкова И.И. Во славу Отечества. – М.: Малыш, 1990 12. Сребницкий А. Лихой век кавалерист ­ девицы. Спортивная жизнь  России.1997. № 5. 13. Покровская Н. Кружевница Прасковья. Московская правда. 10.10.2011 Интернет – ресурсы: 1.Как сложилась судьба кавалерист ­ девицы Надежды Дуровой? [Электронный  ресурс] // URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n­10089/  2.Стихи и цитаты об Отечественной войне 1812 г. [Электронный ресурс] //  URL:http://www.childlib.ru/dep­resourses/hero­pages­1812­7.htm  3.Надежда Дурова (Корнет Александров) [Электронный ресурс] // URL: http://ts­ mysli.narod.ru/durova.html  4.Женщины 1812 года. [Электронный ресурс] //  URL:http://militera.lib.ru/bio/pushkin_kostin/04.html  5.А. Е. Зарин Прасковья­кружевница. [Электронный ресурс] //  URL:http://az.lib.ru/z/zarin_a_e/text_1912_praskovia.shtml  6. Женщины в войне 1812 года. Картинки. https://www.google.ru/search? newwindow=1&ei=AFSSWtycIdLnsAGvzaT4Cg&q 36

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)

Информационно-исследовательский проект "Женщина и война 1812 года" (метапредметный, 7-8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2018