Информационные технологии
Оценка 4.6

Информационные технологии

Оценка 4.6
Лекции
docx
преподавание
Взрослым
04.11.2020
Информационные технологии
Особенно актуален вопрос использования ИКТ в сельской школе, ведь большинство детей из малообеспеченных семей и не имеет дома компьютеров, не говоря уже о доступе к сети Интернет. С помощью компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку полученных знаний учащихся. Умелое и своевременное использование ИКТ по-мощь не только для учителя, но и для учащихся.
Информационные технологии.docx

Научить человека жить в информационном

мире – важнейшая задача современной школы

А.П. Семёнов

 

Информационные технологии в образовательном процессе

 

Социально-экономические изменения нашего государства ведут к необходимости модернизации системы образования, главная задача которого  – создание условий для качественного обучения. Ключевая фигура образования – профессионально – компетентный педагог. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Качество образования зависит главным образом от квалификации школьных преподавателей. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Наше время отличается большой информативностью, отсюда одним из главных составляющих деятельности педагога является умение при быстро изменяющейся, динамической информации уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности конкретную информацию, необходимую или нужную для своей деятельности и использовать её. Такая возможность имеет место, если педагог владеет информационными технологиями. Именно они ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум. Поэтому не последнюю роль в модернизации системы образования играют современные технические средства обучения [1].

Состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением технологий в педагогический процесс. Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.

Академику Семёнову А.П. принадлежат слова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы». Понимание этого должно стать определяющим в работе каждого учителя.

В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в первый класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере, что, преимущественно, заключается в освоении отдельных развивающих игр.

Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счёта важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учёбе и повседневной жизни, начиная с первого класса.

Применение компьютерных технологий в начальной школе помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным. Использование ИКТ позволяет:

ü усилить образовательный эффект;

ü повысить качество усвоения материала;

ü осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению;

ü организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

В образовательном процессе начальной школы нашли широкое применение использование электронных учебников, библиотеки электронных наглядных пособий, анимационные сюжеты, подборки видеоматериалов, позволяющих изучить новый материал и проверить полученные знания, демонстрация презентаций.

Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы. Создание презентации позволяет учителю логически разбить тему на отдельные пункты (подтемы), лаконично и наглядно представить каждый пункт. Презентация – мощное средство наглядности, развития познавательного интереса. Она незаменима, когда рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией рисунков, картин, фотографий. Использование анимационных эффектов позволяет акцентировать внимание на важных объектах за счёт визуализации, наглядности. Презентация может использоваться не только на уроках, но и для сопровождения защиты исследовательского или творческого проекта. В этом случае в создании презентации активную роль играет ученик.

Более высокая степень креативности при создании ребёнком презентации – самопрезентация. Самопрезентация может иметь место на уроках самопознания. Цель самопрезентации – воспитывать чуткое и доброжелательное отношение учащихся к себе и другим, позитивное отношение к жизни. Самопрезентация может стать одной из творческих работ в индивидуальном портфолио учащегося и поможет увидеть учащегося в совершенно ином ракурсе. При таком уровне творчества ученика мастерство преподавателя сфокусировано на личности обучаемого. Использование ИКТ позволяет превратить учебный предмет в средство формирования творческой личности ученика, способной к саморазвитию и личностному самоутверждению.

В любом школьном классе была и остаётся доска, на которой пишут мелом. Альтернатива современного времени -  интерактивная доска. Её использование позволяет реализовать творческий потенциал детей, повысить качество образования, соответствовать реалиям сегодняшнего дня.

В начальной школе её уместно использовать на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, во время устного счёта. На уроках математики с её помощью можно решить проблему дефицита подвижной наглядности. Для наилучшего представления условия задачи и способа её решения можно использовать схему. Для того, чтобы за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать, удобно применение компьютерных тестов, самостоятельных работ.

Широкие возможности ИКТ открываются на уроках труда, когда можно  поэтапно представить детям инструкцию выполнения работы. Таким образом, инструктаж упрощается, становится возможной отработка сложных этапов работы, а после показа на интерактивной доске задание практически всеми детьми выполняется самостоятельно.

Владение ИКТ открывает возможности работы с ресурсами Интернета, использование готовых обучающих программ, разработку и использование собственных авторских программ.

Компьютеры предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов для подготовки сообщений. У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, абстрактны, а при помощи ИКТ есть возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: «Не навреди!».  Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер.  Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ [2].

Плюсы использования в образовательном процессе ИКТ:

ü  эффективность обучения;

ü  индивидуализация обучения;

ü  повышение мотивации к обучению;

ü  активизация познавательной деятельности учащихся.

Проблемы, связанные с овладением информационными технологиями:

ü  недостаточная техническая оснащённость общеобразовательных школ;

ü  недостаточно сформированные навыки и умения педагогов при работе с цифровой техникой.

Информационно-образовательные ресурсы призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его, помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе и, в конечном итоге, повысить качество образования.

 

Список использованной литературы:

1.     Гусева А.И., Смольникова И.А., Филиппов С.А., Чиркова М.А. Основы применения ИКТ в учебном процессе. — Академия АЙТИ, 2010.

2.     Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; Под ред. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — Москва. Издательский центр «Academia», 2009.


 

3.    

Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы

Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы

В образовательном процессе начальной школы нашли широкое применение использование электронных учебников, библиотеки электронных наглядных пособий, анимационные сюжеты, подборки видеоматериалов, позволяющих изучить новый материал и проверить…

В образовательном процессе начальной школы нашли широкое применение использование электронных учебников, библиотеки электронных наглядных пособий, анимационные сюжеты, подборки видеоматериалов, позволяющих изучить новый материал и проверить…

Владение ИКТ открывает возможности работы с ресурсами

Владение ИКТ открывает возможности работы с ресурсами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2020