Информационные технологии как средство формирования информационной культуры студентов
Оценка 4.6

Информационные технологии как средство формирования информационной культуры студентов

Оценка 4.6
docx
30.03.2020
Информационные технологии как средство формирования информационной культуры студентов
Информационные и коммуникационные технологии как средство формирования информационной культуры студентов
Информационные технологии как средство формирования информационной культуры студентов.docx

Информационные и коммуникационные технологии как средство формирования информационной культуры студентов

 

Есаулкова О.В., преподаватель ОГАПОУ «Старооскольский

медицинский колледж», г.Старый Оскол

 

В настоящее время особую роль приобретает информатизация всех сфер жизнедеятельности человека: науки, производства, образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся катализатором научно-технического и общественного прогресса.

Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является процесс информатизации образования. Информатизация в сфере образования сопровождается внедрением средств информационных и коммуникационных технологий в предметные области, учебно-воспитательную работу, профессиональную деятельность и организацию управления учебно-воспитательным процессом. Речь идет не об элементарной ликвидации компьютерной неграмотности выпускников учебных заведений, а о подготовке творческого специалиста, обладающего способностью принимать неординарные решения, мыслить креативно, максимально используя для этого возможности ИКТ. Один из путей ее решения видится в целенаправленном формировании информационной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки.

Информационная культура рассматривается как один из важнейших компонентов культуры общества. Сегодня уровень информационной культуры ощутимо влияет на успешность жизни человека и расширяет свободу действий. Более того, уровень информационной культуры человека становится главным ресурсом для повышения его социального и профессионального статуса (наряду с полученным образованием, экономическим статусом и социальным положением). Высказывается даже предположение, что очень скоро именно от уровня информационной культуры индивида будет зависеть вся его будущая судьба, так как умение находить, получать, перерабатывать и адекватно использовать информацию необходимо человеку не только в его профессиональной, но и в повседневной жизни.

Под информационной культурой понимается «уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающий целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений». Или, информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информатизация общества меняет умения и навыки, необходимые для социальной адаптации.

Умения, которые необходимы нам сейчас:

1.      Овладение офисными информационными технологиями

2.      Умение работать с мультимедиа документами, создавать компьютерные презентации

3.      Первоначальное представление о назначении и возможностях компьютерных систем автоматизированного проектирования

4.      Использование электронных таблиц

5.      Умение создавать БД, вести в них поиск данных

6.      Использование языков визуального объектно-ориентированного

7.      Овладение коммуникативной культурой.

Важно в период профессионального обучения сформировать высокий уровень информационной культуры, обучение будущего специалиста рациональным способам работы с информацией на основе использования микропроцессорной вычислительной техники, а также на базе современных средств информационных и коммуникационных технологий.

Достижение этой цели требует постоянного совершенствования содержания, форм, методов и средств обучения на базе средств информатизации и коммуникации; максимального учета индивидуальных особенностей обучаемого и предпочитаемых способов работы с учебным материалом.

Новые формы и методы обучения должны обеспечивать развитие творческой, активной, инициативной личности; удовлетворение познавательных и духовных потребностей обучаемых; создание условий для гармоничного развития личности. Информационная деятельность студента и информационное взаимодействие (между студентом, педагогом и средством обучения) должны способствовать становлению таких личностных качеств студента, как способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, развитию познавательного интереса, трудолюбия, умения применять полученные знания на практике.

Реализация уникальных возможностей ИКТ способствует совершенствованию организационных форм и методов обучения, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, обеспечивает одновременное развитие личности обучаемого и его интеллектуального потенциала, формирование у него умений самостоятельно собирать, обрабатывать, передавать информацию об изучаемых объектах, явлениях, процессах.

Основу информационной культуры составляет интеграция знаний из различных предметных областей нового образовательного стандарта. Одна из общих целей новых дисциплин в профессиональном обучении студентов (информатика, новые информационные технологии в профессиональной деятельности, организация профессиональной деятельности, Интернет и мультимедиа-технологии и др.) сформировать уровень информационной культуры адекватный современным социокультурным потребностям общества. 

Уровни реализации информационной культуры составляют:

1.      когнитивный уровень - знания и умения;

2.      эмоционально-ценностный - установки, оценки, отношения;

3.      поведенческий - реальное и потенциальное поведение.

 

Каждый из этих уровней представлен рядом показателей (таблица1).

Информационная культура личности

Когнитивный уровень (знания, умения)

Эмоционально-ценностный уровень (установки, оценки, отношения)

Поведенческий уровень (реальное и потенциальное поведение)

1.      Интернет-грамотность

2.      Навыки обращения с информацией:

·         умение организовать поиск необходимой информации;

·         умение работать с отобранной    информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям;

·         умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.

1.      Содержание информационных потребностей и интересов.

2.      Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания.

3.      Предпочтительность каналов получения необходимой информации.

4.      Cтепень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности.

5.      Отношение к девиантному поведению в Интернет.

1.      Способы поиска и каналы получения необходимой информации.

2.      Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика.

3.      Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности.

4.      Способы распространения новой информации.

5.      Степень включенности в Интернет-сообщество.

6.      Формы деятельности в Интернет.

 

Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

Методы и средства информатики, базовая система ее понятий (информация, объект, модель, алгоритм, система, структура, объектный подход, формализация, моделирование) является, по существу, инвариантным ядром профессиональных знаний, умений и навыков. Усвоение содержания вышеперечисленных дисциплин позволит студентам овладеть специальными знаниями, умениями и навыками, составляющими основу информационной культуры специалиста, в которую входит:

•      умение реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности по поиску, обработке, представления, хранения и передаче информации;

•      умение ориентироваться в образовательном процессе и самостоятельно извлекать необходимые знания на основе активного использования современных технологий информационного взаимодействия;

•      ориентироваться в возможностях программно-технических средств компьютера;

•      выбирать оптимальный для различных ситуаций стиль общения;

•      умение пользоваться электронной почтой и поиском нужной информации в сети INTERNET;

•      умение интерпретировать и передавать информацию;

•      владеть различными программными средствами общего назначения;

•      знать и соблюдать санитарно-гигиенические нормы использования компьютерной техники.

В связи с этим, как преподавателям-предметника, так и кураторам групп, необходимо обеспечить такую подготовку, связанную с использованием ИКТ, которая будет гарантировать не только необходимый уровень информационной культуры члена современного общества, но и определенный уровень профессиональной подготовки.

Дальнейшее развитие и внедрение во все сферы жизни и деятельности человека средств информатизации и коммуникации позволяют говорить о формировании новой информационной среды, в которой нам предстоит жить и работать в ближайшие годы.

Принятие цели формирования информационной культуры выпускников в качестве специальной цели обучения позволяет реализовать личностный подход к подготовке будущих специалистов в области информационных технологий. Личностный опыт студентов, приобретенный в процессе обучения, который нацелен на формирование информационной культуры, позволит будущему специалисту чувствовать себя уверенно в постоянно изменяющейся информационной среде, грамотно ставить и решать с использованием информационных технологий профессиональные и социально-гуманитарные проблемы, самостоятельно регулировать свои информационные отношения с другими людьми на основе общекультурных норм, творчески саморазвиваться в информационной деятельности. Другими словами, он поможет полноценно реализоваться в информационном пространстве личности.

 

 

Литература:

1. Брановский, Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие для студентов не физико-математических специальностей педвузов. – Ставрополь: СГПУ, 2005. – 206 с.

2. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.В. Панюкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 238 с.

 


 

Информационные и коммуникационные технологии как средство формирования информационной культуры студентов

Информационные и коммуникационные технологии как средство формирования информационной культуры студентов

Умения, которые необходимы нам сейчас: 1

Умения, которые необходимы нам сейчас: 1

Каждый из этих уровней представлен рядом показателей (таблица1)

Каждый из этих уровней представлен рядом показателей (таблица1)

Методы и средства информатики, базовая система ее понятий (информация, объект, модель, алгоритм, система, структура, объектный подход, формализация, моделирование) является, по существу, инвариантным ядром профессиональных знаний,…

Методы и средства информатики, базовая система ее понятий (информация, объект, модель, алгоритм, система, структура, объектный подход, формализация, моделирование) является, по существу, инвариантным ядром профессиональных знаний,…

Другими словами, он поможет полноценно реализоваться в информационном пространстве личности

Другими словами, он поможет полноценно реализоваться в информационном пространстве личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2020