Информационные технологии в процессе обучения младших школьников.

  • Документация
  • docx
  • 25.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Школа влетела в информационно насыщенный мир, в котором действуют ранее не знакомые закономерности. Успешно жить в этом мире можно только успешно освоив новые технологии. Я считаю, что для успешности нужна такая обратная связь, которая помогает в нужный момент для продвижения работы. В этом мне помогают мобильные технологии. На уроках я пытаюсь совместить, так сказать, «приятное с полезным» и пробую вовлечь школьников в учебную познавательную деятельность с помощью их смартфонов.
Иконка файла материала ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ.docx

Информационные технологии в процессе обучения младших школьников.

Добрый день уважаемые коллеги, жюри, гости.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Школа влетела в информационно насыщенный мир, в котором действуют ранее не знакомые закономерности. Успешно  жить в этом мире можно только успешно освоив новые технологии.  

Это же отражено и в нормативных документах об образовании.

1.     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1];

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт  образования. [2];

3.     Распоряжение правительства Российской Федерации «О государственной программе Российской Федерации “Информационное общество (2011–2020 годы)”» [3];

4.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям, в частности минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» [4].

 

Вот это идеал, это то, к чему мы должны стремиться. И ни для никого не секрет, мы с вами  в школах осваиваем цифровые технологии уже с 80-х годов 20 века. Но что же иногда мы видим на уроках.

И вот тут возникает вопрос: Что делать, чтобы избежать таких ситуаций на уроке?

Я считаю, что проблема заключается в том, что не все осознают, что цифровые технологии это не просто новый инструмент по решению педагогических задач, а это новая цифровая образовательная среда, новый способ мышления.

Долгое время традиционным источником информации были учитель и  учебник. Сегодня информацию мы получаем отовсюду . На этом фоне учитель, как носитель информации выглядит бледно и учебник потерял свою былую значимость. Как источник, он отстает от потока информации вокруг, а как навигатор, он уступает информационным системам.

Поэтому я решила иначе строить свою работу на уроке с переносом активности на ученика. Я пытаюсь выстраивать более сложные сценарии занятий, чем это было принято в классическом обучении. Пассивное слушание и прочтение материала уже ни в счёт. Единицей обучения на моих уроках становится активность ученика, проявляемая в выполнении конкретных заданий.

 Приоритетными видами направления в моей работе стали следующие информационно-коммуникационные виды учебной деятельности:

- выполнение поисково-аналитических заданий (например,  подготовить сообщение к уроку окружающего мира, но с использованием ИКТ, дети с большим удовольствием это делают) ;

-  исследовательская и проектная деятельность, групповая деятельность (Результатом этого стало участие в различных исследовательских конференциях и постоянно уходим с призовыми местами) ;

- взаимодействие в сетевых сервисах ( участвуем различных онлайн олимпиадах – это и Кириллица, и онлайн олимпиада Олимпис, онлайн олимпиады на платформе учи.ру и инфоурока и др.), ) ;

- участие в обсуждениях .

На уроке мы вместе с учениками открываем что-то новое на основе изученного, проясняем непонятное.  Для этого я использую прием «Перевернутый класс», который заключается в том, чтобы не дать информацию детям в готовом виде, а сделать так, чтобы они нашли ее самостоятельно. Я  не сама стараюсь  раскрывать тему  урока, а даю ссылки на материал.  Эти ссылки дети получают тоже не в готовом виде. На этом этапе я использую прием «кодирования ссылки» при помощи QR кодов. Этот вид работы повышает интерес  и активность учащихся. Причем учащиеся часто  сами создают ссылки в виде  QR кодов для своих одноклассников. QR -код поистине уникальный инструмент. Закодировать под этот код возможно что угодно:

- сайт с информацией, помогающий решить определённую задачу;

--контрольную работу

- провести тест

- анкетирование

- поздравление для своего одноклассника

 и многое другое, всё дело лишь в вашей фантазии.

Я считаю, что для успешности нужна такая обратная связь, которая помогает в нужный момент для продвижения работы. В этом мне помогают мобильные технологии.  На уроках я пытаюсь совместить, так сказать, «приятное с полезным» и пробую  вовлечь школьников в учебную познавательную деятельность с помощью их смартфонов.

В этом мне помогает использование QR-кодов, как я говорила ранее, и    приложение  Plickers, которое  работает с применением QR-кодов.

Что необходимо для работы с этим приложением?

Нам  понадобится : один учительский телефон с камерой (подходит и iOS, и Android)  и   карточки  с QR-кодами, которые можно распечатать самостоятельно и ноутбук  или компьютер. Замечу, у каждого учащегося своя именная карточка с кодом. Мне достаточно у себя в личном кабинете в приложении   Plickers составить тесты. А мои учащиеся на уроке при помощи именных карточек будут отвечать на вопросы данного теста. Данный вид деятельности я могу использовать не только на этапе контроля, но и на этапе закрепления, рефлексии, на этапе постановки задачи и целей урока.

В чем же плюсы использования приложения  Plickers на уроках:

1.     Приложение мгновенно отображает  статистику класса, и, исходя из этого, я принимаю решение : двигаться дальше или остановиться на непонятой теме.      

2.        Проведение тестов с  помощью Plickers,  даёт мне возможность узнать о прогрессе всего класса, а не нескольких его представителей, как бывает, когда  опрос ведётся устно.      

3.     Этим приложением я пользуюсь для работы с учениками и  с родителями, как классный руководитель для сбора информации и проведения анкетирования, так как это приложение проводит не только сбор информации, но и формирует статистические данные.

Использование информационно-коммуникативных технологий в соответствии с исследованиями Ольги Евгеньевны Ивановой и Ирины Михайловны Осмоловой позволяет строить  мне урок опираясь на принципы:

·         Открытость

·         Целостность

·         Полифункциональность

·         Интерактивность

·         Коммуникативность

·         Мультимедийность

·         Адаптивность

 

Использование инновационных методов и приемов работы позволило добиться довольно хороших результатов по формированию УУД у учащихся моего класса.

Мониторинг  универсальных УУД

 

 

Подводя итог всему сказанному, можно сказать, что используя  мобильные технологии  и познавательную  активность учащихся в своей работе, я как бы растворяю стены класса, выходя за рамки обычного урока Объем и направленность изучаемого  материала становится у каждого ученика своим. И даже время обучения у нас перестает зависеть от урока. Мои ученики могут учиться везде:  в дороге, ожидая какое-то событие, в развивающей игре на планшете, просматривая развивающий ролик во время перелет.  Вся эта работа помогает моим ученикам сформировать собственную образовательную траекторию , на основе их собственных интересов и целей.  И в этом я им стараюсь помогать.

 В заключении хочу сказать. Творите, ищите, применяйте, не останавливайтесь на достигнутом, зажигайте глаза своих учеников, пытайтесь помочь выбраться наружу ангелу способностей ваших учеников.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.  Новикова, Н.Н., Григорьев С.Е. Дистанционная олимпиада по технологии как средство самореализации и самообразования школьников  // Школа и производство: науч.-метод. журн. – № 4, 2013, С. 53-55.

2.  Новикова, Н.Н., Калинина Н.Н. Организация педагогического взаимодействия при реализации сетевого проекта по технологии // Современные аудиовизуальные технологии в образовании: сборник материалов VМежрегиональной научно-практической конференции / под общей редакцией Н.Н. Новиковой. – Сыктывкар : Коми пединститут, 2013. – Вып. 5. – С. 149-152.

3.                     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 272 с.

4.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» опубликован 19 декабря 2010 г. на Интернет-портале «Российской Газеты» http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные технологии в процессе обучения младших школьников.

Добрый день уважаемые коллеги, жюри, гости.

Видео, где Путин о информационных технологиях

Нового министра образования.  Как

«Послушай

– и ты узнаешь.

Посмотри – и ты поймёшь.

Сделай и ты научишься»

(китайская мудрость)

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Школа влетела в информационно насыщенный мир, в котором действуют ранее не знакомые закономерности. Успешно  жить в этом мире можно только успешно освоив новые технологии.  О чем говорил бывший пример министр Дмитрий Медведев

ВИДЕО

Это же отражено и в нормативных документах об образовании.

5.     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1];

6.     Федеральный государственный образовательный стандарт  образования. [2];

7.     Распоряжение правительства Российской Федерации «О государственной программе Российской Федерации “Информационное общество (2011–2020 годы)”» [3];

8.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям, в частности минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» [4].

 

Основываясь на нормативных документах можно сказать, что информационно-коммуникационная среда  образования представляет совокупность субъектов (обучаемые, учитель) и объектов (технологические средства ИКТ, средства обучения и электронные образовательные ресурсы) образовательного процесса. В данной среде обучаемый получает доступ к электронным образовательным ресурсам , работая с ними, изучает теоретический материал, проводит исследование, отвечает на вопросы, общается с другими обучаемыми, обсуждает изучаемые вопросы.

Вот это идеал, это то, к чему мы должны стремиться. Но что же иногда мы видим на уроках.

Видео включаем

И вот тут возникает вопрос Что делать, чтобы избежать таких ситуаций на уроке?

   Я считаю, как бы не были революционны технологические изменения, как бы ни были высоки информационные технологии,  последнее слово всегда останется за личностью учителя, его творческим мышлением и желанием изменить мир. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению, - это является основным механизмом развития меня, как учителя учителя.  Я понимаю, что изменилась моя роль   как учителя в информационной культуре – я должна стать координатором информационного потока. В мою традиционную систему образования «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Именно я должна направить и скорректировать деятельность учащихся , научить пользоваться многогранными возможностями  сети Интернета и информационных технологий   в образовательных целях. Я постоянно стараюсь находить всевозможные средства, методы и подходы, чтобы  формировать положительную мотивацию для использования всевозможных информационных средств  в образовательных целях. И это у нас с моими учениками получается  уже довольно не плохо. Ведь мы учимся в инновационной школе, оснащенной по последнему слову техники.

На своих уроках  я применяю следующие информационно-коммуникационные виды учебной деятельности:

- выполнение поисково-аналитических заданий (например подготовить сообщение к уроку окружающего мира, но с использованием ИКТ, дети с большим удовольствием это делают) ;

-  исследовательская и проектная деятельность, групповая деятельность ( этот вид работы очень хорошо проходит у меня во внеурочной деятельность. Мы участвуем в различных исследовательских конференциях и постоянно уходим с призовыми местами) ;

- взаимодействие в сетевых сервисах ( участвуем различных онлайн олимпиадах – это и Кириллица, и онлайн олимпиада Олимпис, онлайн олимпиады на платформе учи.ру и инфоурока и др.), ) ;

- участие в обсуждениях .

Но я сегодня хотела остановиться на одной из составляющих среди информационных технологий это мобильная технология. .

            Ни для кого не секрет,  очень распространён вывод, что телефоны на занятиях мешают и отвлекают ученика от его учебной деятельности. Но как я уже говорила, в современном мире тяжело обойтись без мобильных и компьютерных устройств. Так почему же не совместить, так сказать, «приятное с полезным» и не попробовать вовлечь школьников в учебную познавательную деятельность с помощью их смартфонов.

Сегодня мне бы хотелось   сказать  несколько слов о том как у меня получается использовать  новые  мобильные технологии на своих уроках.   Одним из новейших приемов, который я использую на своих уроках и во внеурочной деятельности , позволяющий развивать познавательных УУД, может является  использование QR-кода.

Эта система позволяет мгновенно оценить ответы всего класса, упростить сбор статистики.
Работает оно с применением QR-кодов. 
Аббревиатура  "QR"  в переводе с английского - "быстрый отклик".                                                 

 Эта  система опроса        полностью переворачивает наше представление о возможных технических решениях. Она очень проста и удобна для использования на уроках в начальных классах. Всё что нужно, это бумажные  карточки для учеников и один учительский смартфон. Это  Plickers, приложение, которое позволяет мгновенно оценить ответы всего класса.
  Итак,  Plickers работает с применением QR-кодов.

Что необходимо иметь для работы в классе?

Для работы понадобится : одно учительское устройство с веб-камерой (подходит и iOS, и Android)  и   карточки  с QR-кодами, которые можно распечатать самостоятельно и ноутбук  или компьютер. Замечу, у каждого учащегося своя именная карточка с кодом. Данный способ опроса я использую на всех уроках без исключения, так как это довольно быстро и просто. Мне достаточно у себя в личном кабинете в приложении   Plickers составить тесты. А мои учащиеся на уроке при помощи именных карточек будут отвечать на вопросы данного тестаДанный вид деятельности я использую не только на этапе контроля, но и на этапе закрепления, рефлексии, на этапе постановки задачи и целей урока.

Плюсы использования приложения  Plickers на уроках:

4.     Это приложение  я использую для получения мгновенной реакции. Спрашиваю учеников «Вам всё понятно?», и они поднимают в ответ карточки, говорящие «да» или «нет». Приложение мгновенно отображает  статистику класса, и, исходя из этого, я принимаю решение : двигаться дальше или остановиться на непонятой теме.      

5.        Проведя тесты с  помощью Plickers,  смартфон выдает мне информацию о том, как справился каждый из учеников. Это даёт мне возможность узнать о прогрессе всего класса, а не нескольких его представителей, как бывает, когда  опрос ведётся устно.      

6.     Этим приложением я пользуюсь для работы с родителями, как классный руководитель  на родительский собраниях для сбора информации и проведения анкетирования, так как это приложение проводит не только сбор информации, но и формирует статистические данные.

Но у QR кодов есть и другое применение для работы на уроках и во внеурочной деятельности. Я со своими учащимися создаю свои штрих коды, это несложно сделать при помощи специальных онлайн- сервисов.  достаточно лишь ввести информацию, а остальное программа сделает сама. QR -код поистине уникальный инструмент, при помощи которого возможна реализация самых необычных идей.               Закодировать под этот код возможно что угодно, будь то видео с какого-то сайта, страница в социальных сетях, номер телефона. В образовательных целях можно: закодировать ссылки, которые направляют учащихся на образовательный сайт с информацией, помогающий решить определённую задачу; разместить такие коды на информационных, новостных стендах; использовать QR-код прямо на уроке, в виде закодированных заданий контрольной работы или теста для проверки усвоения учебного материала учащимися и многое другое, всё дело лишь в вашей фантазии, даже можно закодировать поздравление для своего одноклассника.

 

Использование информационно-коммуникативных технологий в своей работе и осмысление исследований Ольги Евгеньевны Ивановой и Ирины Михайловны Осмоловой позволяет мне выделить основные принципы построения моих уроков:

·         Открытость – как результат взаимодействия среды с информационным образовательным пространством. Неограниченные ресурсы позволяют организовать вариативное обучение, отвечающее субъектным позициям и запросам всех участников образовательного процесса.

·         Целостность – внутреннее единство компонентов среды, благодаря которой обеспечивается целесообразная логика развёртывания процесса обучения: определяются планируемые образовательные результаты и связанные с ними деятельность учителя и деятельность учащихся.

·         Полифункциональность связана с тем, что среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

·         Интерактивность – возможность учащегося взаимодействовать с элементами среды для достижения своих познавательных целей. При этом и среда является активной, откликаясь на запросы учащегося определенным образом. В процессе обучения, помимо двух действующих субъектов учителя и ученика, появляется ещё один элемент, который может оказать существенное влияние на ход и результаты обучения.

·         Коммуникативность – умение и желание общаться как лицом к лицу с собеседником, так и с помощью информационно-коммуникационных технологий.

·         Личностная заданность среды, которая подразумевает активное субъектное начало среды любого уровня, так как именно личность выстраивает, объединяет, придает целостность и задает вектор развития среде.

·         Мультимедийность – представление информации разными способами: текст, аудио- и видеозаписи, иллюстрации, анимация и т. д.

·         Адаптивность – свойство среды, связанное с удовлетворением разнообразных образовательных запросов личности, неисчерпаемостью, многомерностью представления информации в среде, возможностями существования различных видов деятельности (творческий поиск, игра, тренинг и т. д.).

 

 

Использование мной данных приемов и принципов информационного образования  способствует достижению нескольких важных целей при обучении школьников:

- усиление мотивации обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности при обучении за счёт дополнительных мотивов игрового, соревновательного метода;

- внедрение в учебный процесс дополнительных (электронных) методических образовательных ресурсов;

- использование при обучении новые виды учебных поисково-познавательных заданий обобщающей и систематизирующей направленности, активизирующих учебную деятельность учащихся;

- придать работе над учебным материалом новую организационную форму, привлекательную для школьников;

- развитие личностных качеств, которые не имеют спроса в учебном процессе, а также самооценки обучаемых.

Использование инновационных методов и приемов работы позволило добиться довольно хороших результатов по формированию УУД у учащихся моего класса.

Мониторинг  универсальных УУД

 

 

 

 В заключении хочу сказать. Творите, ищите, применяйте, не останавливайтесь на достигнутом, зажигайте глаза своих учеников, пытайтесь помочь выбраться наружу ангелу способностей ваших учеников.  

Снимем видео как мы работаем на уроках

Рефлексия при помощи куар кодов

Была ли полезна для вас представленная информация.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru