Информационный кейс тьютора по работе с одаренными детьми: «признаки одаренности»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 11.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал является небольшим информационным кейсом, используемым в работе педагога – тьютора, учителя – предметника или классного руководителя, сопровождающего деятельность одаренных детей в школе. Материал помогает правильно организовать деятельность детей, проявляющих отличительные качества , способности в разных сферах, по сравнению с другими обучающихся. Может быть дополнительным элементом в накопительной папке из опыта работы любого педагога.
Иконка файла материала признаки.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Информационный кейс тьютора по работе с одаренными детьми: «признаки одаренности» Признаки   одаренности   охватывают   два   аспекта   поведения   одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный  аспект поведения одаренности ребенка может быть описан следующими признаками:  1) Наличие специфических стратегий деятельности. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:  – быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;  – использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;  –   выдвижение   новых   целей   деятельности   за   счет   более   глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений. 2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности,   выражающегося   в   склонности   «все   делать   по­своему»   и связанного   с   присущей   одаренному   ребенку   самодостаточной   системой саморегуляции.  3)   Особый   тип   организации   знаний   одаренного   ребенка:   высокая структурированность;   способность   видеть   изучаемый   предмет   в   системе разнообразных   связей;   свернутость   знаний   в   соответствующей   предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска   решения   в   нужный   момент   времени;   категориальный   характер (увлеченность   общими   идеями,   склонность   отыскивать   и   формулировать общие закономерности).  4) Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные дети,   как   правило,   уже   с   раннего   возраста   отличаются   высоким   уровнем способности   к   самообучению,   поэтому   они   нуждаются   не   столько   в целенаправленных   учебных   воздействиях,  сколько   в  создании   вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.  Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:  1) Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям   и   т.   д.)   либо   определенным   формам   собственной   активности(физической, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.    художественно­выразительной   и   т. д.),   познавательной, 2)   Повышенная   познавательная   потребность,   которая   проявляется   в ненасытной   любознательности,   а   также   готовности   по   собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.  3)   Ярко   выраженный   интерес   к   тем   или   иным   занятия   или   сферам деятельности,   чрезвычайно   высокая   увлеченность   каким­либо   предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному   виду   деятельности   имеет   своим   следствием   поразительное упорство и трудолюбие.  4)   Предпочтение   парадоксальной,   противоречивой   и   неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.  5)   Высокая   требовательность   к   результатам   собственного   труда, склонность   ставить   сверхтрудные   цели   и   настойчивость   в   их   достижении, стремление к совершенству.  Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не  обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и  особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих  проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания  деятельности и социального контекста. Тем не менее даже наличие одного из  этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его  на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая.